10 главных итогов 2018 года для кинопроката

Тренды, влияние которых на индустрию можно будет оценить уже в этом году

Материал был впервые опубликован в электронном БК №50, 2018.

2018 год для киноиндустрии выдался крайне противоречивым. С одной стороны – увеличение административных барьеров, общее падение посещаемости кинотеатров, проблемы с голливудским контентом в летний период и «черный лебедь» в виде чемпионата мира по футболу. С другой –интерес новых инвесторов, готовых вкладываться в кинопроизводство и сногсшибательный успех нескольких российских картин. Мы собрали все самые важные итоги и тренды 2018-го, истинное влияние которых предстоит оценить уже в ближайшем будущем.

Итог № 1: Общее снижение рынка.

Главным и, наверное, одним из наиболее неприятных трендов уходящего года стало общее снижение рынка. Это первое снижение рынка за всю новейшую историю проката (если вести речь о сборах в рублях). По валовому сбору за две недели до Нового года с учетом СНГ рынок потерял 10,7%, а в зрителях – 11,4%. До конца года этот разрыв, конечно, сократится, но полностью его нивелировать нереально. По обоим показателям рынок откатился примерно к уровням 2016 года. Окончательный ответ на вопрос относительно причин такой динамики сможет дать уже следующий год. 

В 2019-м не запланировано проведение столь же крупных и значимых для россиян спортивных мероприятий, как чемпионат мира по футболу, а график релизов в значительно большей степени насыщен семейными релизами, традиционно вносящими значительную лепту в валовый бокс-офис. Если и в таких условиях динамика рынка не изменится, значит на кинозрителей уже в полной мере стали влиять негативные тенденции, властвующие в российской экономике на протяжении последних нескольких лет. Пока же можно надеяться, что результаты 2018 года стали следствиями стечения случайных неблагоприятных факторов.

Итог № 2: Российское кино в топе.

По состоянию на середину декабря в копилке российского кино за 2018 год находится 12,8 млрд рублей. Отставание от финальных показателей календарного 2017-го составляет всего 200 млн рублей. С учетом ПОЛИЦЕЙСКОГО С РУБЛЕВКИ. НОВОГОДНИЙ БЕСПРЕДЕЛ, ЕЛОК ПОСЛЕДНИХ и ТРЕХ БОГАТЫРЕЙ И НАСЛЕДНИЦЫ ПРЕСТОЛА по итогам года совокупный бокс-офис отечественных фильмов превысил прошлогоднюю кассу. Если учесть, что в 2017-м российское кино установило абсолютный рекорд, прибавив относительно 2016 года сразу 48,9% в России и 45,9% с учетом СНГ, повторение тех цифр можно считать успехом.

Доля российского кино заметно подросла. По данным на 16 декабря, в России она составляет 26,7% по сборам и 28,1% по посещаемости, что на 2,5 и 2,6 процентных пункта выше, чем было по итогам 2017-го. При этом в начале года на волне ДВИЖЕНИЯ ВВЕРХ казалось, что показатель будет еще внушительнее. Вплоть до конца марта доля сборов отечественных картин превышала невероятные 50%. Но затем, вместе со спадом рынка, началось и ее планомерное снижение.

В целом релизов в 2018 году было намного больше, чем в 2017-м – с учетом грядущих картин будет 162 против 130 за весь прошлый год. Но по месяцам года картины распределились неравномерно. Любопытно, что на данный момент семь из десяти самых кассовых отечественных релизов 2018 года выходили в первой половине 2018-го, в том числе тройка лидеров – ЛЕД, ТРЕНЕР и Я ХУДЕЮ. С учетом картин, стартовавших в 2017-м, в десятке лучших и вовсе восемь фильмов относятся к первому полугодию, в том числе первые шесть. Второе полугодие заметно облегчил уход ТАЙНЫ ПЕЧАТИ ДРАКОНА, да и изначально на эти шесть месяцев было запланировано гораздо меньше кассовых картин и ни одного фильма с потенциалом в 500+ млн рублей.

В плане крупных фильмов год в целом выдался несколько более слабым, чем 2017-й, и этот пробел восполнился преимущественно благодаря ДВИЖЕНИЮ ВВЕРХ и существенно бóльшему количеству проектов со сборами от 50 до 100 млн рублей (15 против 5-ти в 2017-м).

Итог № 3: Более активное государственное регулирование отрасли.

В 2018 году фактически были достигнуты целевые показатели, которые регулятор отрасли ставил перед собой в 2012 году. Доля российского кино, по состоянию на 19 декабря, составляет 26,7% в сборах и 28,1% в зрителях, а по мнению министра культуры Владимира Мединского, при существующем объеме господдержки максимальным потолком для отечественного кино на российском рынке является уровень 30%. Пока разговоры об увеличении инвестиций в российский кинопромом, например, через специальный фонд Романа Абрамовича, остаются разговорами, поднять долю сборов отечественной продукции стараются, применяя китайскую модель. В уходящем году практически не было праздничных уикендов, которые бы не были творчески спланированы регулятором. Апофеозом стала «новогодняя битва», когда в течение трех уикендов подряд в широкий прокат вышел только один новый крупный голливудский релиз. 

При этом в самой Поднебесной подобная система в уикенд празднования Дня образования КНР, пожалуй, впервые дала серьезный сбой. Из-за скандала с дорогостоящим проектом AIR STRIKE, снятым с проката, а также с существенным недобором других национальных картин местному регулятору даже пришлось в экстренном порядке выдавать разрешения на более ранний выпуск американской продукции, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту.

Странными в уходящем году выглядел ряд решений Минкульта, принятых в духе «бей своих, чтобы чужие боялись». Это, прежде всего, относится к присвоению комедии НОЧНАЯ СМЕНА возрастного рейтинга 18+ и загадочным манипуляциям с выдачей прокатного удостоверения семейной картине СУПЕРБОБРОВЫ: НАРОДНЫЕ МСТИТЕЛИ. В обоих случаях это вряд ли сказалось позитивно на повышении доли российского кино.

Итог № 4: Усиление влияния минкультуры на Фонд кино.

Несмотря на очевидные успехи деятельности руководства Фонда кино, министерство культуры посчитало нужным в августе этого года вмешаться и внести изменения в устав организации. Основные нововведения касались механизмов утверждения главы фонда и контроля по расходованию государственных средств. В прежней редакции устава ключевые функции фонда находились в его самостоятельном ведении, а единственным учредителем фонда было правительство – оно формировало попечительский совет, который назначал директора фонда. Попечительский совет в том числе утверждал список финансируемых фильмов.

В новой редакции устава высшим коллегиальным органом становится Совет фонда. Его членов назначает на три года правительство по представлению Минкультуры. Совет фонда определяет приоритетные направления деятельности, утверждает бюджет и годовую финансовую отчетность, решает, каким организациям будет оказана помощь в производстве и прокате фильмов. Оперативное руководство деятельностью организации осуществляет исполнительный директор фонда, которого также раз в три года утверждает правительство по представлению Минкультуры. Произошедшие изменения вынудили директора Фонда кино Антона Малышева в октябре покинуть свой пост. В ноябре директором был назначен глава Госфильмофонда Вячеслав Тельнов. Игроки киноиндустрии высказывали озабоченность по поводу пересмотра деятельности системы, доказавшей свою эффективность. Продюсеры, режиссеры и главы медиахолдингов также написали письмо Мединскому с просьбой сохранить действующее положение дел.

Таким образом, в 2018-м Министерство культуры значительно расширило влияние на деятельность Фонда кино и распределение бюджетных средств на кинопроизводство. Если новая команда продемонстрирует эффективность, Мединский обещал увеличить финансирование. До сегодняшнего дня госсубсидии на кинопроизводство поровну распределялись между минкультуры и Фондом кино: министерство выделяло 3 млрд рублей на создание дебютного, авторского, детского и документального кино, еще 3 млрд рублей фонд предоставлял на создание кино для массовой аудитории. Последствия этого решения еще предстоит оценить в будущем. Пока можно предположить, что нас ждет еще больше патриотического кино в прокате.

Итог № 5: Слабый сезон блокбастеров.

Уходящий год отметился необычным распределением фильмов по графику релизов. Если первые месяцы были полностью отданы на откуп отечественному кино, то в конце осени и начале зимы довольно плотно работали зарубежные релизы. Апофеозом стали прошлые выходные, когда впервые за историю наших наблюдений за прокатом вне первого январского уикенда стартовало сразу четыре новинки со стартовыми сборами более 100 млн рублей. В противоположность редким перегруженным проектами уикендам в 2018-м было много откровенно слабых периодов. В топ-10 худших уикендов за последние три года сразу семь позиций занимают выходные 2018-го. Пять из них приходятся на летний «сезон блокбастеров».

Тенденция по снижению общих сборов периода отпусков продолжилась. Бокс-офис «сезона блокбастеров» в этом году оказался ниже, чем в 2017-м и даже 2016-м. По сравнению с прошлым годом просели все месяцы, но особенно сильно – июнь и июль, по которым больно ударили Чемпионат мира по футболу и не располагающая к походу в кино жаркая погода. Лету не хватило проектов, которые так отчаянно сражаются за зрителя сейчас – блокбастеров (выходом фильмов со стартовыми сборами более 200 млн ознаменовалось лишь 10 уикендов против 14-ти в прошлом году) и крупной студийной анимации – впервые за последние четыре года в топ-3 картин «сезона блокбастеров» не вошло ни одного мультфильма, хотя МОНСТРЫ НА КАНИКУЛАХ 3 были к этому близки.

Итог № 6: Падение сборов сиквелов завершилось.

Если в 2016-м наметился тренд снижения сборов продолжений франшиз, то по итогам 2018-го можно сказать, что вторые и третьи части фильмов стали выступать примерно на уровне предшественников или даже чуть лучше. В среднем франшизные картины из топ-20 на 16 декабря 2018 года, без учета СУПЕРСЕМЕЙКИ 2, первая часть которой выходила в далеком 2004-м, отработали лучше предыдущих частей на 11%. Лишь три картины, ДЭДПУЛ 2, МИР ЮРСКОГО ПЕРИОДА 2 и ТИХООКЕАНСКИЙ РУБЕЖ 2 не добрались до цифр оригинальных фильмов, причем самое драматическое и вполне ожидаемое падение было у ДЭДПУЛА и составило 23%. Больше всех прибавили РАЛЬФ ПРОТИВ ИНТЕРНЕТА (+80% к финальной кассе РАЛЬФА с учетом СНГ, прокат продолжается), МСТИТЕЛИ: ВОЙНА БЕСКОНЕЧНОСТИ (+22%) и ЧЕЛОВЕК-МУРАВЕЙ И ОСА (+21%).

Стоит отметить, что эти фильмы предлагали зрителям не только продолжения историй, но и что-то оригинальное: забавные отсылки, новых героев, иной масштаб и неожиданные повороты сюжета. При этом нефраншизные картины раз за разом убедительно доказывают свою состоятельность и нужность и не перестают удивлять. По предварительным итогам самым кассовым фильмом, стартовавшим в 2018-м, стал ВЕНОМ. В России кинокомикс подобрался к планке в 2 млрд рублей, в СНГ с запасом ее перешагнул. С учетом того, что даже нашумевшие ДЭДПУЛ и ОТРЯД САМОУБИЙЦ собирали меньше (по 1,6 млрд рублей в России), ожидать такого исхода было сложно. Удивить рынок сумели и все остальные крупные оригинальные картины – выяснилось, что наш зритель очень любит и музыку (ЛЕД, БОГЕМСКАЯ РАСПОДИЯ), и воду (МЕГ: МОНСТР ГЛУБИНЫ и АКВАМЕН), не устает смотреть на российский спорт (ЛЕД и ТРЕНЕР), бескрайне лоялен к любому богатому зрелищному кино, будь то афроамериканская ЧЕРНАЯ ПАНТЕРА или гиковский ПЕРВОМУ ИГРОКУ ПРИГОТОВИТЬСЯ. И даже независимые картины с хорошей фестивальной судьбой и провокационным «сарафаном» собирали много – стоит только вспомнить ТЕБЯ НИКОГДА ЗДЕСЬ НЕ БЫЛО, ПЫЛАЮЩЕГО, хорроры РЕИНКАРНАЦИЯ и ПАРАНОРМАЛЬНОЕ, триллер ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК.

Итог № 7: Онлайн-площадки пришли в кино.

В 2018 году в прокате выросло число картин, в производство которых инвестировали онлайн-площадки. Онлайн-кинотеатр ivi вложился в драму ВРЕМЕННЫЕ ТРУДНОСТИ Михаила Расходникова, хоррор ФОТО НА ПАМЯТЬ, комедию СЧАСТЬЯ! ЗДОРОВЬЯ! и картину НЕПРОЩЕННЫЙ Сарика Андреасяна. Ранее компания инвестировала в НЕВЕСТУ и ЖЕНЩИНЫ ПРОТИВ МУЖЧИН. MEGOGO участвовал в производстве выходящих в следующем году хоррора РАССВЕТ и комедии НАШИ ДЕТИ. Первыми проектами продюсерского центра «Яндекс.Студия» стали триллер Николая Хомерики СЕЛФИ, фантастический фильм Сергей Мокрицкого ЧЕРНОВИК и драма Кирилла Плетнева БЕЗ МЕНЯ. Также компания инвестирует в хоррор-триллер Ольги Городецкой ТВАРЬ. Видеосервис Start.ru участвовал в создании ЗАВОДА Юрия Быкова. Приход Софьи Квашилавы, начинавшей в ivi инвестиционное партнерство с кинопроизводителями, в холдинг Rambler Group позволяет предположить, что и принадлежащий холдингe онлайн-кинотеатр Okko не останется в стороне от производства собственного контента.

Все онлайн-площадки так или иначе задумываются о необходимости развития собственного кинопроизводства. Ежегодный рост объемов рынка, увеличивающаяся конкуренция VoD-площадок на рынке, усилившаяся борьба государства с пиратством, проникновение в домохозяйства Smart TV, изменение потребительских привычек пользователей, со временем начинающих понимать, что за контент нужно платить, заставляют искать новые пусти роста и удержания аудитории. Эксклюзивные права на фильмы становятся одним из таких путей. Закупка эксклюзивов поначалу казалась наиболее приемлемым вариантом, но сейчас онлайн-кинотеатры видят больше перспектив в инвестициях в кинопроизводство, которые в том числе предоставляют свободу и дополнительные возможности в работе с маркетингом проектов. Собственный контент делает площадки привлекательнее для зрителей за счет сокращения цифровых окон и эксклюзивного показа фильмов. На данном этапе видеосервисы преимущественно вкладываются в кино, а не сериалы, так как в этом случае есть возможность дополнительно заработать на прокате.

В 2017 году количество вышедших в прокат фильмов, сопродюсерами которых стали телеканалы, увеличилось до 20-ти, в 2016-м и 2015 годах их было десять. Точно так же, как увеличивается доля телеканалов как продюсеров фильмов, онлайн-кинотеатры со временем становятся источником дополнительных инвестиций в кинопроизводство. Пока это первые шаги, так как игроки нарабатывают опыт и компетенцию в новой для себя области. На зарубежном рынке такие VoD-площадки, как Netflix и Amazon, уже давно с успехом занимаются производством собственного контента, в том числе созданием фильмов. Это позволяет предположить, что и в России события будут развиваться тем же образом.

Итог № 8: Изменение структуры рынка кинорекламы.

Падение посещаемости кинотеатров и рост интереса зрителей к потреблению кино онлайн, в 2018 году привел к перераспределению рекламных потоков – в то время как объемы телевизионной кинорекламы падали, наблюдался ее рост в digital-сегменте. Точные цифры эксперты пока назвать затрудняются, однако общее падение рынка кинорекламы в этом году составит никак не меньше 10%. Интересно, что производители и прокатчики российского кино в данном случае шли против тренда – они как раз наращивали объемы рекламных кампаний, в том числе на ТВ. Но так как студии и дистрибьюторы, имеющие в своем распоряжении крупнобюджетный голливудский контент, в массе своей предпочли затянуть пояса, падения избежать не удалось.

Перетекание рекламодателей от ТВ к Интернету – долгосрочный тренд, который будет актуален и в ближайшем будущем. Пока Первый канал  испытывает проблемы, «Яндекс» и Mail.Ru Group по итогам первого полугодия отчитываются о росте рекламной выручки – на 17% и 41% соответственно. На наших глазах происходит необратимая «смена вех» – новые способы потребления контента диктуют и новые способы его продвижения.

Итог № 9: Закрытие кинотеатров.

По данным «Невафильм Research» в этом году было открыто меньше кинотеатров, чем в прошлом – 188 против 215 по состоянию на 1 декабря; а закрыто больше – 68 против 46 в прошлом году. Всего в России сейчас работает 1717 кинотеатров, из них по программе Фонда кино – 508 площадок.  Замедление темпов роста связано с общим спадом на рынке и трагедией в кемеровской «Зимней вишне». В связи с пожаром кинотеатры пережили волну экстренных проверок пожарной безопасности площадок – часть кинопоказчиков были закрыты, остальным пришлось вкладывать дополнительные средства в техническое оснащение своих площадок.

Объединенная сеть кинотеатров «Синема Парк» и «Формула Кино» сохранила лидирующие позиции по количеству площадок – у киносети 75 кинотеатров с 631 залами. С учетом франшиз и кинотеатров на репертуарном управлении «Премьер Зал» занимает второе место – 272 кинотеатров с 379 залами. «Киномакс» в этом году обошел «КАРО» – у сети 35 площадок против 28 у «КАРО». Mori Cinema и «Пять звезд» выбыли из топ-10 крупнейших сетей, на их место пришли «Оптима Кино» и «Синема 5». Некоторые кинопоказчики столкнулись с финансовыми проблемами: В 2017 году «Люксор» замыкал топ-5 киносетей с 23 кинотеатрами и 161 залом, сейчас киносеть находится на десятом месте с 10 кинотеатрами на 74 зала.

В этом году кинотеатры предприняли новые шаги по привлечению дополнительной аудитории молодежи и подростков на свои площадки. В некоторых кинотеатрах Объединенной сети «Синема Парк» и «Формула кино» открылись киберспортивные корнеры, где подростки могут играть в компьютерные игры. Сеть «КАРО» открыла в двух своих кинотеатрах мультиплексы виртуальной реальности, в которых пользователи могут испытать все направления VR – игровое, арт и просмотр фильмов. Также «КАРО» инвестировало в трансформацию кинобаров в систему самообслуживания u-choose, что также подтверждает тенденцию площадок диверсифицировать услуги.

Итог № 10: Знакомые все лица.

Стереотип о том, что во всех российских фильмах снимаются примерно одни и те же люди, в этом году получил новую порцию подтверждений. Хорошо изученные лица Данилы Козловского, Константина Хабенского, Дмитрия Нагиева никуда не делись, но чем дальше, тем больше их вытесняют новые актеры, которые кочуют из фильма в фильм. Вездесущий Александр Петров начал год с главной роли в спортивной мелодраме ЛЕД, затем последовали ГОГОЛЬ. ВИЙ и ГОГОЛЬ. СТРАШНАЯ МЕСТЬ, комедия ПОЛИЦЕЙСКИЙ С РУБЛЕВКИ. НОВОГОДНИЙ БЕСПРЕДЕЛ, приключенческий экшн Т-34.

В следующем году зрители увидят артиста в ГЕРОЕ и СТРЕЛЬЦОВЕ. Партнерша Петрова по ПОЛИЦЕЙСКОМУ С РУБЛЕВКИ Александра Бортич снялась в выходящих в 2019-м ЛЮБОВНИЦАХ, МИЛЛИАРДЕ и ХОЛОПЕ, а в этом году ее можно было увидеть в комедии Я ХУДЕЮ и хорроре ПРОВОДНИК. Впечатление мельтешения одних и тех же актеров усиливают телесериалы: у Бортич это «Обычная женщина», у Петрова «Звоните ДиКаприо!», а объединяет их все тот же «Полицейский с Рублевки».

Еще один актер из ПОЛИЦЕЙСКОГО Сергей Бурунов также весь год не сходил с экранов: он поучаствовал в фильмах НУ, ЗДРАВСТВУЙ, ОКСАНА СОКОЛОВА!, СОБИБОР, ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ АЛЕКСАНДРА ХРИСТОФОРОВА, ВСЁ ИЛИ НИЧЕГО. Его партнер по фильмам ВСЁ ИЛИ НИЧЕГО и ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ АЛЕКСАНДРА ХРИСТОФОРОВА Роман Курцын также засветился в Я ХУДЕЮ и новых СУПЕРБОБРОВЫХ. В 2019 году у Курцына будут БАБУШКА ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ 2. ПРЕСТАРЕЛЫЕ МСТИТЕЛИ, БАЛКАНСКИЙ РУБЕЖ, СЕМЬ УЖИНОВ и УСПЕХ. Как пошутил Иван Ургант, актер буквально снимается в каждом втором фильме.

По стопам Александра Петрова идет еще один молодой актер, Александр Кузнецов. В этом году он сыграл Куницу в СКИФЕ, Скептика в ЛЕТЕ, сложного друга главного героя в КИСЛОТЕ, мелькал в сборнике короткометражек РУССКОЕ КРАТКОЕ и становился узнаваемым широкой аудиторией благодаря сериалам «Ненастье» и «Лучше, чем люди». В следующем году предстанет в образе молодого парня, готового ради девушки забить молотком ее отца в ПАПА, СДОХНИ и в боевике Павла Лунгина БРАТСТВО.


10.01.2019 Автор: Анна Багрова, Семен Брожитов, Александр Нечаев, Рая Башинская

Самое читаемое

Даже несмотря на ощутимый обвал сборов

Международная касса: «Терминатор» снова первый

Подробнее
«Ford против Ferrari» vs «Ангелы Чарли»

Прогноз кассовых сборов в России на 14–17 ноября

Подробнее
Дела появились по результатам прокурорских проверок

По фактам невозвращения госсубсидий Фонду кино заведено шесть уголовных дел

Подробнее
Очная защита четырех десятков картин пройдет 19 ноября

Фонд кино назначил дату нового питчинга проектов «иных компаний»

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Top.Mail.Ru