top banner

«Кинотавр–2017»: Круговорот кино в природе

После двенадцати лет существования «Кинотавра» в его нынешней версии пора подвести некоторые итоги

Материал был впервые опубликован в печатном БК №6, 2017

В 2004 году последний «рудинштейновский» «Кинотавр» чествовал режиссера Павла Чухрая и его фильм ВОДИТЕЛЬ ДЛЯ ВЕРЫ, получивший практически все основные награды, включая главный приз. Уже через год фестиваль сменил владельцев (которыми стали двое генеральных продюсеров картины Чухрая), а среди самых ярких открытий оказался экспериментирующий с формой фильм ПЕРВЫЕ НА ЛУНЕ начинающего режиссера Алексея Федорченко. На нынешнем фестивале Павел Чухрай вновь собирает почести – но на этот раз как автор фильма открытия ХОЛОДНОЕ ТАНГО. Работа семидесятилетнего классика смотрелась бы странно в конкурсе – и не только потому, что ей пришлось бы соседствовать с девятью дебютами, но и потому, что этот несомненно выдающийся режиссер в сегодняшнем кинопроцессе выглядит консервативно. Некогда дебютант Федорченко в позапрошлогоднем интервью БК с удивлением заметил, что он стал «чуть ли не самым старшим среди участников». В этом году роль такого «патриарха» выполняет Юсуп Разыков, принимавший несколько лет назад участие в «Кинотавре» с картинами ГАСТАРБАЙТЕР и СТЫД

Поколение, которое, по сути, обязано своей славой сочинскому киносмотру (названное в 2009 году «новой волной») и которое долгие годы неразрывно ассоциировалось с выбранной фестивалем киноэстетикой, представлено только Борисом Хлебниковым (АРИТМИЯ). Одна из причин тому – изменившаяся структура российского кинопроцесса: режиссеры, которые некогда смотрелись самыми бескомпромиссными «авторами», оказались востребованы в коммерческом секторе. Алексей Мизгирев снимает ДУЭЛЯНТА, Николай Хомерики – ЛЕДОКОЛ. Еще больше режиссеров занято работой на телевидении: Борис Хлебников выпускает «Озабоченных», Алексей Попогребский – «Оптимистов», Наталья Меркулова и Алексей Чупов – «Кризис нежного возраста», Павел Костомаров – второй сезон «Закона каменных джунглей», Наталия Мещанинова – «Красные браслеты», Нигина Сайфуллаева – «Деток». Несмотря на упразднение жюри кинопрокатчиков (по причине иссякнувшего количества возможных участников) «Кинотавр» смог установить связь с прокатным кино пусть и опосредованным, но более эффективным способом.

В результате программу фестиваля заполняет все больше и больше совершенно новых имен, причем возраст режиссеров стремительно уменьшается. Например, продюсерская компания Hype Production, появившаяся несколько лет назад и укрепившая свой образ пионера и смельчака благодаря УЧЕНИКУ Серебренникова, в этом году участвует уже сразу с двумя картинами – МИФЫ О МОСКВЕ и БЛОКБАСТЕР. Собственно, в благосклонности «Кинотавра» к дебютам нет ничего нового. Процесс перехода участников из короткометражного конкурса в основной уже стал рутиной: в этом году, например, в их числе – победители позапрошлого года Кирилл Плетнев (ЖГИ!) и прошлого Вадим Валиуллин (МЕРТВЫМ ПОВЕЗЛО), а также Иван Шахназаров (РОК) и Виталий Суслин (ГОЛОВА, ДВА УХА). Правда, стала актуальной и обратная тенденция, когда побывавшие в полнометражном конкурсе режиссеры возвращаются в Сочи с коротометражками: среди таких уже отметились Анна Меликян, Жора Крыжовников, Наталья Меркулова, а в этом году – Леонид Рыбаков и Оксана Карас. Однако во многих сегодняшних дебютах – при всей их одаренности, актуальности, своеобычности – смутно просматривается тенденция, связанная с несовпадающей интерпретацией большого кинопроцесса: в интервью БК режиссеры высказывали совершенно противоположные мнения о природе кино и взгляды на зрителя. Здесь, возможно, кроется и причина необыкновенного разнообразия подходов молодых авторов – они с одинаковой смелостью берутся и за чистейший жанр, и за радикально авторское кино.

Особенно стала заметна нарастающая децентрализация кинопроизводства. В разные годы на «Кинотавр» попадало и татарское, и башкирское, и калмыцкое кино – но только недавно региональное кино стали воспринимать не как экзотику, а как вполне полноправного участника индустрии. Заговорить о нем всех заставил неожиданный отбор фильма ТЕСНОТА в каннский «Особый взгляд». Работа никому не известного кабардинского дебютанта Кантемира Балагова, сфокусировавшегося на родном Кавказе, оказалась актуальнее картин московских режиссеров, годами пытающихся угодить формату Каннского кинофестиваля. Еще один фильм – МЕРТВЫМ ПОВЕЗЛО – снят в Башкортостане силами уфимских кинематографистов, а съемки ТУРЕЦКОГО СЕДЛА и АРИТМИИ проходили в Ярославле, претендующем на роль новой киностолицы. Снят в Грузии и фильм Резо Гигинеишвили ЗАЛОЖНИКИ, причем в его производстве участвовало несколько стран – точно так же, как и в, казалось бы, исключительно русской истории Бориса Хлебникова.

Отборщики «Кинотавра» отмечают, что среди конкурсантов все меньше фильмов, созданных при поддержке министерства культуры и Фонда кино. Кого-то этот факт радует, служа доказательством того, что российская киноиндустрия движется к оздоровлению – продюсеры в состоянии найти деньги вне государственной кормушки и, возможно, даже скоро будут способны работать по голливудской модели производства. Однако структура финансирования индустрии нисколько не изменилась: минкульт по-прежнему выдает деньги, а большие продюсеры их по-прежнему получают – только вот в числе поддержанных государством проектов, похоже, все меньше фильмов творчески состоятельных. И «Кинотавр», давно признанный всеми участниками индустрии самым актуальным индикатором кинопроцесса, нам об этом невольно сообщает.

Нынешний «Кинотавр» начинается 7-го и продлится до 14 июня. Его проводят при поддержке министерства культуры Российской Федерации, Фонда поддержки современного искусства RuArts, Администрации Краснодарского Края и Администрации города Сочи.  Крылья фестиваля – авиакомпания S7 Airlines, официальный визажист – Max Factor, официальный бьюти-партнер – Wella, ювелирный партнер – Mercury, официальная вода национального кинофестиваля «Кинотавр» – San Benedetto.

 

 


06.06.2017 Автор: Максим Туула

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Международная касса: хоррор «Эбигейл» уступил крупным холдоверам
Подробнее