top banner

Настоящая экзотика

Путешествие по фильмам с изюминкой

Экзотические страны всегда манили своей необычностью и загадочностью. И россияне в этом плане, конечно, никогда не отставали от общемировых тенденций. Однако путешествовать по отдаленным уголкам нашей планеты – удовольствие отнюдь не дешевое, и, к сожалению, не все могут позволить себе подобный отдых. На помощь в данном случае приходит кинематограф, позволяющий за относительно небольшие деньги на два часа окунуться в эстетику далеких культур, а также полюбоваться диковинными пейзажами и ландшафтами. Люди отправляются в путешествия с разными целями. Кто-то – чтобы поближе познакомится с обычаями и традициями других народов, кто-то – чтобы получить новые впечатления и оторваться от надоевшей рутины, а кто-то – чтобы просто развлечься. Сегодня мы попробуем проанализировать, как часто и насколько успешно подобные мотивации героев встречаются в кинопроизведениях различных жанров.

Изначально материал был опубликован в электронной рассылке "БК" № 46 (459) за 23.11.2012.

Начнем с культур. Одним из наиболее привлекательных с точки зрения экзотичности и необычности для современного человека является буддизм. Это очень древняя религия, впитавшая в себя знания и опыт многих поколений. А исповедующая ее межнациональная культура до сих пор таит в себе множество загадок и мистических ритуалов. Все это не могло пройти мимо внимания кинематографистов, которые нередко используют буддистские мотивы в своих фильмах. С этой точки зрения наиболее масштабной и эпической является картина Бернардо Бертолуччи МАЛЕНЬКИЙ БУДДА (1993) с Киану Ривзом в главной роли, вышедшая на экраны еще до того, как актер снялся в СКОРОСТИ и МАТРИЦЕ. Фильм посвящен важнейшему постулату данной религии – реинкарнации, и акцентирует внимание именно на вопросах бессмертия души, ее очищения, совершенствования, а также на методиках поиска новых последователей. Все это было очень красиво снято, но оказалось тяжеловатым для восприятия рядового зрителя. В результате сборы картины с бюджетом в $35 млн были довольно скромными. Кстати, подобные мотивы занимают значительное место и в картине ОБЛАЧНЫЙ АТЛАС триумвирата Вачовски – Тыквер, правда, у этой ленты более динамичный сюжет.

Еще одним наглядным примером может служить биографический фильм живого классика американского кинематографа Мартина Скорсезе КУНДУН (1997), посвященный жизни четырнадцатого далай-ламы. В ленте с бюджетом в $28 млн были задействованы в основном этнические тибетцы, в результате чего она, даже получив несколько номинаций на «Оскар», провалилась в прокате.

В том же 1997 году попытку рассмотрения вопросов влияния буддизма на мировоззрение людей предпринял Жан-Жак Анно в картине СЕМЬ ЛЕТ В ТИБЕТЕ с Брэдом Питтом в главной роли. Следует отметить, что к тому моменту актер уже стал всемирно известным благодаря фильмам ИНТЕРВЬЮ С ВАМПИРОМ, ЛЕГЕНДЫ ОСЕНИ и СЕМЬ. История фашиста, отправившегося покорять величайшую вершину мира в качестве подтверждения доминирования арийской расы и после семи лет пребывания в буддийском монастыре ставшего совершенно другим человеком, была снята уже практически по-голливудски. И основным моментом в ней стало перевоспитание главного героя. Проект получился дорогостоящим ($70 млн) и был довольно прохладно принят в Америке, но имел хорошую кассу в остальном мире.

Приведем пример совсем другой, хотя и регионально близкой культуры. Фильм Эдварда Цвика ПОСЛЕДНИЙ САМУРАЙ с Томом Крузом достаточно подробно описывает обычаи и быт японских самураев, а кроме того содержит эпические сцены древних боев и традиционную для этого народа сдержанность в проявлении романтических чувств. При бюджете в $140 млн картина заработала по всему миру более $456 млн, но при этом внутренний американский рынок принес только четверть сборов.

Таким образом становится очевидно, что религиозно-культурные аспекты экзотических стран (а доминируют здесь представители Азии) способны заинтересовать кинозрителей прежде всего в тесной связке с традиционным и понятным сюжетом, а также со всемирно известными актерами. Возможно, именно поэтому одним из наиболее экономически успешных проектов данной направленности является комедия с Эдди Мерфи ЗОЛОТОЙ РЕБЕНОК (1986), которая в простой и ненавязчивой форме раскрывает азы буддизма, теорию реинкарнации, демонстрирует сражения с применением холодного оружия и много чего еще.

К этому направлению относится и выходящий в ближайшее время в широкий прокат фильм Энга Ли ЖИЗНЬ ПИ, в котором переживания героя, попавшего в сложную жизненную ситуацию, носят метафизический характер. Именно это будет создавать наибольшую сложность при продвижении проекта, в котором нет звездного актерского состава и легкого для понимания сюжета. Зато есть новейшие компьютерные технологии, которые отсутствовали в других подобных фильмах.

Теперь перейдем к развлечениям. Поклонники телешоу «Наша Russia» лучше всех знают, что в большинстве случаев главная цель российских туристов в экзотических странах – напиться вусмерть на дикой жаре. Не отстают от отечественных мастеров разговорного жанра и американские кинематографисты. МАЛЬЧИШНИК 2: ИЗ ВЕГАСА В БАНГКОК в душераздирающих подробностях рассказывает комическую историю об опасностях такой пагубной привычки, как пьянство, в условиях экзотической действительности. Примерно то же касается и героев РОМОВОГО ДНЕВНИКА во главе с Джонни Деппом – авторы этого фильма лишь заменили улочки столицы Таиланда, наполненные низкорослыми местными жителями, на разнеженную меланхолию Пуэрто-Рико. Впрочем, не всегда подобные вояжи заканчиваются для их участников благополучно. Примером может служить лента РАЗРУШЕННЫЙ ДВОРЕЦ (1999) с Клер Дэйнс и Кейт Бекинсейл, которая из развеселой комедии о девичьих похождениях быстро перерастает в тюремную драму.

Если приключения трех приятелей, готовых везде устраивать мальчишники, собрали более $581 млн, то касса шалостей Джонни Деппа составила лишь около половины бюджета фильма. Примерно так же сложилась и судьба проекта с женским дуэтом. Тенденция, как говорится, налицо. Важно не кто отжигает, а как отжигает. И чем безумнее, тем лучше. Попробовать снять подобное кино наконец-то отважились и российские кинематографисты, пример тому – БИЛЕТ НА VEGAS.

Следующим направлением нашего исследования станут боевики и остросюжетные приключенческие ленты, действие которых происходит в том числе в экзотических странах. Это недешевое удовольствие, поскольку подобные ленты требует весьма существенных материальных затрат на подготовку и исполнение опасных трюков, а также обеспечение зарубежных экспедиций внушительной съемочной группы. Позволить себе такое могут только создатели международных блокбастеров уровня франшиз о Джеймсе Бонде, Джейсоне Борне, ФОРСАЖ или ИНДИАНА ДЖОНС. Обычно их усилия окупаются – зрители с удовольствием идут посмотреть на опасные приключения любимых героев в далеких странах. Неудивительно, что экзотические места съемок являются вторым по значимости фактором, привлекающим, в частности, фанатов агента 007.

Еще одна достаточно распространенная разновидность фильмов с экзотическими локациями – это романтическое, а подчас и авантюрное приключение или просто смена обстановки героями. Наиболее яркими представителями данного направления можно считать фильмы ЕШЬ, МОЛИСЬ, ЛЮБИ (2010) с Джулией Робертс, ШЕСТЬ ДНЕЙ, СЕМЬ НОЧЕЙ (1998) с Харрисоном Фордом и Энн Хеч, а также его клон УНЕСЕННЫЕ (2002) с Мадонной, САХАРА (2005) и ЗОЛОТО ДУРАКОВ (2008) с Мэтью Макконахи и, конечно, классику жанра – РОМАН С КАМНЕМ (1984) и ЖЕМЧУЖИНА НИЛА (1985) с Майклом Дугласом и Кэтлин Тернер.

Эта кинопродукция уже в большей степени рассчитана на женскую аудиторию и обыгрывает подчас противоположные устремления разнополых героев, а также связанные с этим различные комедийные ситуации. Здесь уже во главе угла оказывается степень романтизма и узнаваемость персонажей. С одной стороны, у подобных фильмов максимальная по потенциалу целевая аудитория, но на практике среди зрителей обязательно кто-то бывает недоволен. То авторы перестараются с романтическим настроением – тогда начинает скучать сильная половина человечества. А то они с головой уходят в поиски сокровищ, сделав из главной героини лишь еще одну местную достопримечательность – в этом случае уже начинает выказывать неудовольствие женская часть аудитории.

Производство подобной продукции также по силам отечественной киноиндустрии. Бюджет фильма может оказаться вполне умеренным, а широкая и не слишком притязательная публика готова лицезреть творения вроде ALL INCLUSIVE, ИЛИ ВСЕ ВКЛЮЧЕНО (2011), НА КРЮЧКЕ! (2011) или НЯНЬКИ (2012) как в самый разгар сезона отпусков, так и в слякотный и депрессивный осенне-зимне-весенний период. Уже в этом месяце данный список пополнят ДЖУНГЛИ, пока что представляющиеся проектом, способным не уступить заокеанским аналогам в конкурентной борьбе на российском рынке.

Ну и, наконец, последняя разновидность «экзотических» фильмов – это ленты о превращении экономически отсталых стран в передовые индустриальные державы и о тектонических сдвигах в мировоззрении их граждан, которые эти процессы сопровождают. Наиболее яркими представителями этого сегмента являются фильмы об урбанизации Индии и Бразилии. Правда, всемирно признанный лидер здесь пока лишь один – это МИЛЛИОНЕР ИЗ ТРУЩОБ.

Интерес зрителей к картинам с экзотическими локациями достаточно устойчив и обширен во всем мире. Однако, помимо местных красот, такие фильмы должны обладать дополнительными элементами, обращенными к той или иной целевой аудитории. Заполнить же некоторые сегменты данного направления способна уже и продукция российских кинопроизводителей.


12.12.2012 Автор: Семен Брожитов

Самое читаемое

Комедия «Нескромные» с Дакотой Джонсон не выйдет в российский прокат
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Premier провел презентацию нового сезона
Подробнее
Фестиваль «Кремний» представил программу и жюри 
Подробнее
Стал известен состав жюри конкурсного отбора проектов игрового кино ФПРК
Подробнее
Фестиваль «Одна шестая» объявил конкурсную программу
Подробнее
Фонд кино поддержит 39 проектов кинокомпаний, не являющихся лидерами производства
Подробнее
«Брат» и «Бандитский Петербург» стали самыми популярными кинопроектами 1990-х среди россиян
Подробнее
Михаил Горфиль занял должность директора по стратегии холдинга «МТС Медиа»
Подробнее
Касса четверга: «Долгая прогулка» взобралась на вершину
Подробнее
Фонд кино проведет защиту анимационных проектов и картин о Дальнем Востоке
Подробнее
Фестиваль «Высоко» представил жюри конкурса короткометражного кино
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Долгая прогулка» возглавила прокат
Подробнее
«(Не)искусственный интеллект» станет фильмом открытия фестиваля «Одна шестая»
Подробнее
Четвертый фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон» объявил победителей
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 сентября 2025 года
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Дракула» обошел «Долгую прогулку»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18-21 сентября
Подробнее
Официальная касса России: возрождение легенды
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Долгая прогулка» опережает «Обезьяну»
Подробнее
Лето в деревне: итоги российского онлайн-проката в августе 2025 года
Подробнее