top banner

Настоящая экзотика

Путешествие по фильмам с изюминкой

Экзотические страны всегда манили своей необычностью и загадочностью. И россияне в этом плане, конечно, никогда не отставали от общемировых тенденций. Однако путешествовать по отдаленным уголкам нашей планеты – удовольствие отнюдь не дешевое, и, к сожалению, не все могут позволить себе подобный отдых. На помощь в данном случае приходит кинематограф, позволяющий за относительно небольшие деньги на два часа окунуться в эстетику далеких культур, а также полюбоваться диковинными пейзажами и ландшафтами. Люди отправляются в путешествия с разными целями. Кто-то – чтобы поближе познакомится с обычаями и традициями других народов, кто-то – чтобы получить новые впечатления и оторваться от надоевшей рутины, а кто-то – чтобы просто развлечься. Сегодня мы попробуем проанализировать, как часто и насколько успешно подобные мотивации героев встречаются в кинопроизведениях различных жанров.

Изначально материал был опубликован в электронной рассылке "БК" № 46 (459) за 23.11.2012.

Начнем с культур. Одним из наиболее привлекательных с точки зрения экзотичности и необычности для современного человека является буддизм. Это очень древняя религия, впитавшая в себя знания и опыт многих поколений. А исповедующая ее межнациональная культура до сих пор таит в себе множество загадок и мистических ритуалов. Все это не могло пройти мимо внимания кинематографистов, которые нередко используют буддистские мотивы в своих фильмах. С этой точки зрения наиболее масштабной и эпической является картина Бернардо Бертолуччи МАЛЕНЬКИЙ БУДДА (1993) с Киану Ривзом в главной роли, вышедшая на экраны еще до того, как актер снялся в СКОРОСТИ и МАТРИЦЕ. Фильм посвящен важнейшему постулату данной религии – реинкарнации, и акцентирует внимание именно на вопросах бессмертия души, ее очищения, совершенствования, а также на методиках поиска новых последователей. Все это было очень красиво снято, но оказалось тяжеловатым для восприятия рядового зрителя. В результате сборы картины с бюджетом в $35 млн были довольно скромными. Кстати, подобные мотивы занимают значительное место и в картине ОБЛАЧНЫЙ АТЛАС триумвирата Вачовски – Тыквер, правда, у этой ленты более динамичный сюжет.

Еще одним наглядным примером может служить биографический фильм живого классика американского кинематографа Мартина Скорсезе КУНДУН (1997), посвященный жизни четырнадцатого далай-ламы. В ленте с бюджетом в $28 млн были задействованы в основном этнические тибетцы, в результате чего она, даже получив несколько номинаций на «Оскар», провалилась в прокате.

В том же 1997 году попытку рассмотрения вопросов влияния буддизма на мировоззрение людей предпринял Жан-Жак Анно в картине СЕМЬ ЛЕТ В ТИБЕТЕ с Брэдом Питтом в главной роли. Следует отметить, что к тому моменту актер уже стал всемирно известным благодаря фильмам ИНТЕРВЬЮ С ВАМПИРОМ, ЛЕГЕНДЫ ОСЕНИ и СЕМЬ. История фашиста, отправившегося покорять величайшую вершину мира в качестве подтверждения доминирования арийской расы и после семи лет пребывания в буддийском монастыре ставшего совершенно другим человеком, была снята уже практически по-голливудски. И основным моментом в ней стало перевоспитание главного героя. Проект получился дорогостоящим ($70 млн) и был довольно прохладно принят в Америке, но имел хорошую кассу в остальном мире.

Приведем пример совсем другой, хотя и регионально близкой культуры. Фильм Эдварда Цвика ПОСЛЕДНИЙ САМУРАЙ с Томом Крузом достаточно подробно описывает обычаи и быт японских самураев, а кроме того содержит эпические сцены древних боев и традиционную для этого народа сдержанность в проявлении романтических чувств. При бюджете в $140 млн картина заработала по всему миру более $456 млн, но при этом внутренний американский рынок принес только четверть сборов.

Таким образом становится очевидно, что религиозно-культурные аспекты экзотических стран (а доминируют здесь представители Азии) способны заинтересовать кинозрителей прежде всего в тесной связке с традиционным и понятным сюжетом, а также со всемирно известными актерами. Возможно, именно поэтому одним из наиболее экономически успешных проектов данной направленности является комедия с Эдди Мерфи ЗОЛОТОЙ РЕБЕНОК (1986), которая в простой и ненавязчивой форме раскрывает азы буддизма, теорию реинкарнации, демонстрирует сражения с применением холодного оружия и много чего еще.

К этому направлению относится и выходящий в ближайшее время в широкий прокат фильм Энга Ли ЖИЗНЬ ПИ, в котором переживания героя, попавшего в сложную жизненную ситуацию, носят метафизический характер. Именно это будет создавать наибольшую сложность при продвижении проекта, в котором нет звездного актерского состава и легкого для понимания сюжета. Зато есть новейшие компьютерные технологии, которые отсутствовали в других подобных фильмах.

Теперь перейдем к развлечениям. Поклонники телешоу «Наша Russia» лучше всех знают, что в большинстве случаев главная цель российских туристов в экзотических странах – напиться вусмерть на дикой жаре. Не отстают от отечественных мастеров разговорного жанра и американские кинематографисты. МАЛЬЧИШНИК 2: ИЗ ВЕГАСА В БАНГКОК в душераздирающих подробностях рассказывает комическую историю об опасностях такой пагубной привычки, как пьянство, в условиях экзотической действительности. Примерно то же касается и героев РОМОВОГО ДНЕВНИКА во главе с Джонни Деппом – авторы этого фильма лишь заменили улочки столицы Таиланда, наполненные низкорослыми местными жителями, на разнеженную меланхолию Пуэрто-Рико. Впрочем, не всегда подобные вояжи заканчиваются для их участников благополучно. Примером может служить лента РАЗРУШЕННЫЙ ДВОРЕЦ (1999) с Клер Дэйнс и Кейт Бекинсейл, которая из развеселой комедии о девичьих похождениях быстро перерастает в тюремную драму.

Если приключения трех приятелей, готовых везде устраивать мальчишники, собрали более $581 млн, то касса шалостей Джонни Деппа составила лишь около половины бюджета фильма. Примерно так же сложилась и судьба проекта с женским дуэтом. Тенденция, как говорится, налицо. Важно не кто отжигает, а как отжигает. И чем безумнее, тем лучше. Попробовать снять подобное кино наконец-то отважились и российские кинематографисты, пример тому – БИЛЕТ НА VEGAS.

Следующим направлением нашего исследования станут боевики и остросюжетные приключенческие ленты, действие которых происходит в том числе в экзотических странах. Это недешевое удовольствие, поскольку подобные ленты требует весьма существенных материальных затрат на подготовку и исполнение опасных трюков, а также обеспечение зарубежных экспедиций внушительной съемочной группы. Позволить себе такое могут только создатели международных блокбастеров уровня франшиз о Джеймсе Бонде, Джейсоне Борне, ФОРСАЖ или ИНДИАНА ДЖОНС. Обычно их усилия окупаются – зрители с удовольствием идут посмотреть на опасные приключения любимых героев в далеких странах. Неудивительно, что экзотические места съемок являются вторым по значимости фактором, привлекающим, в частности, фанатов агента 007.

Еще одна достаточно распространенная разновидность фильмов с экзотическими локациями – это романтическое, а подчас и авантюрное приключение или просто смена обстановки героями. Наиболее яркими представителями данного направления можно считать фильмы ЕШЬ, МОЛИСЬ, ЛЮБИ (2010) с Джулией Робертс, ШЕСТЬ ДНЕЙ, СЕМЬ НОЧЕЙ (1998) с Харрисоном Фордом и Энн Хеч, а также его клон УНЕСЕННЫЕ (2002) с Мадонной, САХАРА (2005) и ЗОЛОТО ДУРАКОВ (2008) с Мэтью Макконахи и, конечно, классику жанра – РОМАН С КАМНЕМ (1984) и ЖЕМЧУЖИНА НИЛА (1985) с Майклом Дугласом и Кэтлин Тернер.

Эта кинопродукция уже в большей степени рассчитана на женскую аудиторию и обыгрывает подчас противоположные устремления разнополых героев, а также связанные с этим различные комедийные ситуации. Здесь уже во главе угла оказывается степень романтизма и узнаваемость персонажей. С одной стороны, у подобных фильмов максимальная по потенциалу целевая аудитория, но на практике среди зрителей обязательно кто-то бывает недоволен. То авторы перестараются с романтическим настроением – тогда начинает скучать сильная половина человечества. А то они с головой уходят в поиски сокровищ, сделав из главной героини лишь еще одну местную достопримечательность – в этом случае уже начинает выказывать неудовольствие женская часть аудитории.

Производство подобной продукции также по силам отечественной киноиндустрии. Бюджет фильма может оказаться вполне умеренным, а широкая и не слишком притязательная публика готова лицезреть творения вроде ALL INCLUSIVE, ИЛИ ВСЕ ВКЛЮЧЕНО (2011), НА КРЮЧКЕ! (2011) или НЯНЬКИ (2012) как в самый разгар сезона отпусков, так и в слякотный и депрессивный осенне-зимне-весенний период. Уже в этом месяце данный список пополнят ДЖУНГЛИ, пока что представляющиеся проектом, способным не уступить заокеанским аналогам в конкурентной борьбе на российском рынке.

Ну и, наконец, последняя разновидность «экзотических» фильмов – это ленты о превращении экономически отсталых стран в передовые индустриальные державы и о тектонических сдвигах в мировоззрении их граждан, которые эти процессы сопровождают. Наиболее яркими представителями этого сегмента являются фильмы об урбанизации Индии и Бразилии. Правда, всемирно признанный лидер здесь пока лишь один – это МИЛЛИОНЕР ИЗ ТРУЩОБ.

Интерес зрителей к картинам с экзотическими локациями достаточно устойчив и обширен во всем мире. Однако, помимо местных красот, такие фильмы должны обладать дополнительными элементами, обращенными к той или иной целевой аудитории. Заполнить же некоторые сегменты данного направления способна уже и продукция российских кинопроизводителей.


12.12.2012 Автор: Семен Брожитов

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 14–20 июля 2025 года
Подробнее
Александра Геллер станет директором специальных проектов онлайн-кинотеатра «Амедиатека»
Подробнее
Фестиваль «Окно в Европу» назвал фильм закрытия
Подробнее
Госдума приняла во втором и третьем чтениях поправки в закон о выдаче прокатных удостоверений
Подробнее
«Фишер» получит еще два сезона
Подробнее
Онлайн-кинотеатры не будут обязывать получать прокатные удостоверения
Подробнее
Александр Сокуров планирует лично представить свой новый фильм на Венецианском кинофестивале
Подробнее
Фонд кино начал прием заявок на поддержку национальных фильмов в прокате
Подробнее
«Вольга» и Киностудия им. Горького подписали соглашение о сотрудничестве
Подробнее
Paramount+ приобрел стриминговые права на «Южный парк» за $1,5 млрд
Подробнее
Кассовые сборы в США и в мире не вернутся к доковидным уровням даже в 2029 году
Подробнее
Комитет Госдумы поддержал блокировку контента за «дискредитацию ценностей»
Подробнее
Фестиваль в Торонто начал объявлять программу
Подробнее
Алена Званцова стала креативным продюсером кинокомпании «Мармот-фильм»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: лучшей новинкой стал хоррор «Городские легенды. Парк кошмаров»
Подробнее
Касса четверга: пиратские релизы все еще первые
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Герои анекдотов» уступили «Лотерее»
Подробнее
Касса России: пиратские релизы продолжают лидировать
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 24–27 июля
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 24–27 июля
Подробнее