Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


VR – новый вид развлечений для кинотеатра

«Киномеханик сегодня» рассказывает о виртуальной реальности

Совсем недавно в рубрике «Ликбез для кинотеатров» появился материал о киберспорте. Теперь же разберем, как можно использовать на своих площадках технологии виртуальной реальности. Материал был впервые опубликован в печатном выпуске «Киномеханика сегодня» №3 от 2018 года.

Уже давно наступил тот момент, когда кинотеатрам необходимо задуматься над поиском новых технологий, способных решить проблемы, связанные с текущей бизнес-моделью, создать вспомогательный поток доходов и предоставить посетителям кинотеатра дополнительное развлекательное предложение наряду с традиционным кинопоказом.

В последнее время кинотеатры вкладывали значительные инвестиции в улучшение качества проекции и звука, заменяли устаревшие кресла на новые удобные модели, предлагали зрителям фильмы в форматах 3D и 4D, оборудовали залы VIP-уровня или формата PLF… Но сегодня нужно двигаться в новом направлении. Помимо добавления простых физических эффектов в кинотеатры, зрителю нужен «опыт» или так называемый experience. Может ли на помощь прийти виртуальная реальность, которая стала так популярна среди геймеров в последнее время?

VR – технология, позволяющая с помощью специальных очков погрузить пользователя в виртуальную реальность, в которой он может перемещаться, взаимодействовать с предметами. Аттракционы виртуальной реальности для кинотеатров предлагают сразу несколько компаний. Как правило, VR-площадки располагаются в фойе кинотеатра и служат дополнительной игровой зоной для зрителей, скучающих в холле в ожидании сеанса. Сегодня существует несколько видов VR-аттракционов: движущиеся кресла или платформы, оснащенные VR-шлемами, а также VR-площадки, внутри которых зрители могут свободно перемещаться во время игры.

Мир

Аттракционы 4D + VR

На сегодняшний день все компании, занимающиеся выпуском кресел, оснащенных технологией движения, объявили о запуске новых продуктов – к движущимся креслам добавлена виртуальная реальность: движение кресел синхронизируется с действием, демонстрируемым на дисплее VR-шлема. Ожидается, что такое сочетание должно стать дополнительной «изюминкой» для посетителя аттракциона – виртуальная реальность становится более реальной.

Одной из компаний, которая вкладывает значительные средства в эту область, является корейская CJ 4DPLEX, разработчик 4DX-системы с эффектами движения. В 4DX VR используются специальные шлемы виртуальной реальности для погружения зрителя в 3D-визуализированную среду, дополненную физическими эффектами (движущиеся кресла), что позволяет увеличить уровень погружения в виртуальное пространство. Среди первых аттракционов виртуальной реальности, запущенных компанией CJ 4DPLEX стали 4DX VR Sports, 4DX VR Disk и 4DX VR Racing.

Симулятор 4DX VR Sports помогает получить спортивный опыт с максимальным уровнем погружения. Он разработан специально для всех возрастных групп. Компания выпускает три вида 4DX VR Sports: Bike (велосипед), Board (сноуборд) и Kayak (каяк). Площадь каждого аттракциона составляет около 1,7 м2. Аттракцион 4DX VR Disk дает ощущение, что в данный момент вы на самом деле свободно передвигаетесь в пространстве. Он также может дать пользователю максимум ощущений ускорения, замедления и вращения при планировании виртуальной среды на любых VR-шлемах. Он может координироваться с любым VR-контентом, включая короткие фильмы и игры. В интерактивных гонках 4DX VR Interactive Racing одновременно могут участвовать до 4 игроков. Каждый участник мчится против часовой стрелки и «голова к голове» в реальном времени. Площадь аттракциона составляет около 1,8 м2.

Еще одним ведущим разработчиком систем 4D для кинотеатров, который вышел на рынок VR, является компания MediaMation. Компания запустила новую платформу Motion VR – MX4D Pod – двухместное кресло MX4D, заключенное в капсулу оригинального дизайна. Поставщиком контента для Motion VR стал производитель игр VivePort Arcade. Система может быть развернута непосредственно в холле кинотеатра. С ее помощью зрители могут посмотреть трейлеры фильмов в 2D и 3D-форматах, а также принять участие в VR-играх. Наружные стенки капсулы можно использовать в качестве дополнительных рекламных поверхностей.

Другой известный разработчик решений 4D, компания D-BOX, сотрудничает с производителем игр LAI Games для создания аттракциона Virtual Rabbids: The Big Ride – виртуальной поездки, основанной на известном бренде Rabbids от издателя игр Ubisoft. Аттракцион состоит из двух кресел, размещенных на подвижной платформе и оборудованных VR-гарнитурой HTC Vive, а также генератором ветра. Подобная конструкция позволяет игрокам почувствовать, что они на самом деле находятся на американских горках – кресла, «несущиеся» с максимальной скоростью и звон ветра в ушах усиливают ощущение реальности. Помимо этого, D-BOX вкладывает значительные средства в свои собственные концепции для VR-пространства. Например, компания заключила партнерство с канадской киносетью Cineplex для инсталляции первой платформы D-BOX VR Cinematic Experience, рассчитанной на 10 игроков (VR-кресел).

VR-пространства со свободным перемещением игроков

Другая разновидность виртуальных пространств – это VR-площадки, внутри которых игрок может свободно перемещаться, выполняя определенное задание или проходя квест. Существует два варианта таких зон – когда передвижение игрока в пространстве ограничено небольшими размерами пространства и когда он может свободно перемещаться внутри площадки.

Компания TrioTech сотрудничает с европейским разработчиком Asterion VR, чтобы запустить свое собственное компактное решение «виртуального лабиринта» на основе игр от Ubisoft. Виртуальный лабиринт – TrioTech VR Maze – занимает площадь всего 12 м2. Игроку выдается VR-шлем, заплечный рюкзак с компьютером, наушники и игровые контроллеры-джойстики. В качестве контента используются такие известные игровые франшизы как Virtual Rabbids и Assassin's Creed.

Еще одной компанией, разрабатывающей компактные VR-зоны является A.i. Solve – создатель концепции WePlayVR. Система предусматриваем три варианта – VR-зона для одного игрока и для нескольких. На данный момент в портфеле WePlayVR имеется три игры собственной разработки: Mayan Adventure, Alien Invasion и Clock Tower. Система уже установлена в более чем 15-ти семейных развлекательных центрах, и разработчики питают большие надежды, что продуктом заинтересуются и кинотеатры.

Спецификация для VR-зоны WePlayVR, рассчитанной на одного игрока:

  • Требуемое минимальное пространство 3,6 х 4,25 х 2,5 м.
  • Сервер управления.
  • Дисплей 32″ для наблюдения за игроком и вывода рекламной информации.
  • Tuch-панель управления.
  • Пол имеет встроенную систему вибрации для усиления ощущений игрока.
  • Длительность интерактивных игр: от четырех до пяти минут.
  • Окна для наблюдения за игроком в целях безопасности.
  • Модульные внутренние стены для настройки пользовательских внутренних игровых дорожек.
  • Ежегодные возобновляемые лицензии на игры, публикуемые ежеквартально в библиотеку контента WePlayVR.
  • Требуется проводное подключение к Интернету и два стандартных разъема питания.
  • Поставляется с 12-месячной стандартной гарантией программного и аппаратного обеспечения.
  • Разработка пользовательских игр и выпуск через WePlayVR.
  • Предусмотрены 4D-эффекты (ветер, тепло, туман, запахи).
  • Вес платформы: 900 кг.
  • Вес купола: 230 кг.
  • Общая высота (с навесом) 2500 см.
  • Рабочее место оператора.
  • Вес заплечного рюкзака с компьютером и батареями питания составляет 3,6 кг.
  • Заряда батарей хватает на 1,5 часа работы.

Игроку перед началом сеанса выдается заплечный рюкзак с компьютером, VR-шлем HTC Vive, наушники, два джойстика-контроллера. В случае многопользовательской платформы – к стандартному варианту, описанному выше, добавляются 4 кресла с эффектом движения и VR-шлемами.

Помимо компактных замкнутых VR-пространств компании предлагают и более широкие платформы с возможностью свободного перемещения.

Американская компания The VOID занимается выпуском пользовательского интерактивного опыта на основе смешанной реальности или так называемой «гиперреальности» Ghostbusters Experience. Такие игры обеспечивают невероятное ощущение присутствия и погружения. Посетители используют VR-рюкзаки в сочетании с высококачественными шлемами виртуальной реальности. Чувство присутствия усиливается экологическими эффектами, такими как тепло, ветер, холод или вибрации земли. Объекты в реальном мире размещаются в соответствии с расположением их виртуальных аналогов. Поэтому пользователь может протянуть руку и коснуться реальной среды.

На сегодняшний день The VOID работает с десятками площадок в разных частях света. В результате сотрудничества с The Walt Disney Company и ILMxLAB удалось создать 15-минутную VR-игру «Звездные войны: секреты империи» (Star Wars: Secrets Of The Empire) – впечатляющий VR-опыт, который помещает игроков в сердце битвы с Империей, рассчитанный на фанатов популярной франшизы. Концепция использует все трюки захватывающего свободного перемещения в виртуальном пространстве, а также элементы физического шоу, сочетающиеся с виртуальным опытом. В Star Wars: Secrets Of The Empire даже включена опция отслеживание рук, что сделает впечатления еще круче.

Американский стартап Nomadic VR презентовал свою концепцию модульных VR-пространств на выставке CinemaCon. Модульная система облегчает монтаж VR-центра, а также позволяет оперативно вносить изменения в игровые локации, если это требуется. VR-пространство занимает площадь 6 х 9 м (имеется вариант локации 12 х 18 м). Одновременно может играть несколько посетителей, проходящих комнаты и лабиринты VR-центра друг за другом. Обычно на выполнение всех заданий и прохождение локации у одного игрока уходит около 5 минут. Но разработчики не исключили вариант, что у некоторых людей игра может занять больше времени, поэтому двери комнаты, в которой находится следующий игрок, будут заблокированы до тех пор, пока другой участник не пройдет квест и не выйдет в другое помещение. Таким образом, разработчики стараются избежать несчастных случаев, которые могут произойти при столкновении двух игроков, не видящих друг друга. Nomadic VR, также как и The VOID, использует в своих локациях смешанную реальность. Здесь также используются такие эффекты, как ветер, тепло, вибрация, запахи. Здесь тоже можно прикоснуться к реальным объектам и даже использовать их для выполнения задания – осветить себе путь фонариком, открыть настоящую дверь или ящик комода.

Другой разработчик VR-пространств, основанных на местоположении и смешанной реальности, – Dreamscape Immersion. Стартап только что завершил разработки и собирается запустить свои первые VR-платформы. Dreamscape сотрудничает с киносетью AMC по запуску шести локаций. Компанию поддерживают 20th Century Fox и Warner Bros., которые считают применение киноконтента необходимым фактором для привлечения аудитории.

Запустила свое собственное VR-предложение и канадская корпорация IMAX. Центры виртуальной реальности IMAX VR работают в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Шанхае, Торонто, большинство из них размещены в кинотеатрах. Компания сотрудничает с разработчиком игр Starbreeze и выпускает лицензионный контент на основе известных кинофильмов. Например, в портфель VR-игр IMAX, входят продукты, основой для которых послужили такие популярные франшизы, как ЛИГА СПРАВЕДЛИВОСТИ, ДЖОН УИК, МУМИЯ и т.д.

Россия

Если говорить о России, то наиболее известной VR-платформой является франчайзинговый продукт для кинотеатров от компании VRTechвиртуальное пространство с возможностью перемещения внутри него. Продукт представляет собой шлем виртуальной реальности и контроллер, который зритель держит в руках. Контроллер может иметь как вид джойстика, так и вид автомата или другого устройства, с помощью которого происходит взаимодействие зрителя с виртуальным пространством. Перемещение человека внутри VR-пространства и его взаимодействие с объектами происходит благодаря технологии захвата движения. На шлеме и контроллере имеются инфракрасные датчики, с помощью которых система обработки информации может построить скелетную анимацию и точно спозиционировать человека внутри виртуального пространства – он может не только передвигаться, но и прикасаться к объектам. Все это происходит в режиме реального времени. Помимо этого компания поставляет специализированный VR-контент. VR-пространства VRTech можно найти в кинотеатрах объединенной сети «Формула Кино» и «Синема Парк».

Другой разработчик – Hyperverse – представил одноименную платформу, сделав ставку на мобильность и разработав собственную технологию трекинга. Вместо множества камер в локации используется только одна – расположенная на игроке. Отсутствует привязка к инфраструктуре: для определения местоположения применяются визуальные маркеры, закрепленные на потолке. Поэтому такая VR-локация развертывается буквально за пару часов. Игрокам выдаются рюкзаки весом примерно 4,5 кг, где находится компьютер и комплект сменных аккумуляторов: заряда батареи хватает на игру. Используется шлем и контроллер Oculus. Ожидается, что в этом году компания внедрит в свою систему и элементы смешанной реальности: физическое взаимодействие игрока с реальными объектами и применение 4D-эффектов (запахов, ветра, дождя и т.д.).

Сегодня VR – это дух времени, и буквально каждый день на рынке виртуальной реальности появляются новые тренды и разработчики. По заявлениям аналитиков, 2018 год должен стать переломным, так как практически все производители VR-гарнитур для домашнего использования объявили о выпуске недорогих, но довольно качественных гарнитур, которые не привязаны к мощному игровому компьютеру. А это значит, что скоро подобные разработки появятся и на профессиональном рынке. И если производителям удастся запустить автономную VR-систему без тяжелого заплечного компьютера, это станет большим прорывом, и виртуальная реальность сможет опутать своими щупальцами практически все сферы нашей жизни. А пока достаточно трудно предсказать, смогут ли VR-аттракционы завоевать популярность среди посетителей кинотеатров. Но одно ясно точно – интерактивные VR-игры, основанные на киноконтенте, еще не сказали своего последнего слова в киноискусстве.


08.11.2018 Автор: Вера Купцова

Самое читаемое

Китайский мультфильм «Нечжа» опустился на третье место

Международная касса: в лидеры выбился «Однажды в... Голливуде»

Подробнее
Речь идет о проектах II и III кварталов 2019 года

Фонд кино определился с получателями субсидий на выпуск фильмов в прокат

Подробнее
Первый уикенд принес фильму только $2,1 млн

«Тайна печати дракона» стартовала в Китае без особого успеха

Подробнее
Он занимается отбором фильмов на иностранном языке

Александр Невский вошел в комитет по отсмотру номинантов «Золотого глобуса»

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Top.Mail.Ru Rambler's Top100