Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Еще один год российского кино

Анализируем успехи отечественных фильмов в 2017 году

Материал был впервые опубликован в ЭБК № 50 (722) от 22 декабря 2017 года.

2017 год стал рекордным для отечественного кино – произошел значительный прирост к результатам 2016-го, впервые с 2013-го обновился кассовый лидер среди отечественных картин (правда, уже через полтора месяца ему на смену пришел новый рекордсмен). И, несмотря на то, что все итоги года уже неоднократно подведены, мы предлагаем  еще раз взглянуть на цифры и факты и попытаться разобраться, в чем же причины таких успехов.

 

Еще в октябре 2017-й преодолел высокую планку 2016-го и стал рекордным для российского кино, которое по состоянию на 31 декабря выручило 13,02 млрд рублей, что на 49,1% выше прошлогодней кассы по РФ. Прирост по посещаемости по России составил и вовсе 53,0%. Успехи отечественных фильмов в прокате повлияли и на общий бокс-офис – он вырос на 9,7%, причем по иностранным фильмам рост составил всего 1,2% по сборам и 0,7% по посещаемости.

Заметно повысилась доля российского кино – на 31 декабря она составила 24,2%, а значит, по сравнению с прошлым годом показатель вырос на треть. Благодаря не только росту кассы, но и изменению курса валют на 73,5% подросли сборы в долларовом эквиваленте. Отрицательные приросты по числу релизов и стоимости билетов. Рекордный бокс-офис в 2017 году общими усилиями собрали всего 130 проектов против 162-х в 2016-м. Незначительно снизилась цена билета – с 244,3 до 238,1 рублей.

Среди дистрибьюторов наибольшие сборы российского кино у лидера общего капсоревнования, WDSSPR: в активе дистрибьютора были два «миллиардера» – ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ и ПРИТЯЖЕНИЕ, также компания работала БОЛЬШИМ, НЕЛЮБОВЬЮ  и участниками «Кинотавра» ПРО ЛЮБОВЬ. ТОЛЬКО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, ХОЛОДНОЕ ТАНГО, МИФЫ и ЖГИ! По сравнению с 2016 годом сборы и посещаемость российских фильмов WDSSPR увеличились более чем в два раза.

На второй строчке капсоревнования расположился «Централ Партнершип». В сборы дистрибьютора в календарном 2017-м вошла почти вся касса релиза конца 2016 года, «миллиардера» ВИКИНГ. Среди 12 релизов, стартовавших уже в нынешнем году, ЛЕГЕНДА О КОЛОВРАТЕ, комедии КУХНЯ. ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА; ГУЛЯЙ, ВАСЯ!; ЖИЗНЬ ВПЕРЕДИ, ЛЮБОВЬ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ, НОВОГОДНИЙ ПЕРЕПОЛОХ и другие фильмы. До конца 2017-го в прокат вышло ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ, которое вошло в календарный год одним уикендом и свои рекордные сборы «дарит» уже календарному 2018-му.

На третьей позиции – «Каропрокат», который традиционно занимается именно дистрибьюцией отечественного контента. Его общие сборы существенно превысили 2 млрд рублей, чему поспособствовал прокат МАТИЛЬДЫ, а также большое количество картин с бокс-офисом от 100 млн до 500 млн, среди которых ГОГОЛЬ. НАЧАЛО, ФИКСИКИ: БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ, БАБУШКА ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ, ЗАЩИТНИКИ, НЕВЕСТА и ВЕЗУЧИЙ СЛУЧАЙ!

Выпуск крупных релизов (ТРИ БОГАТЫРЯ И МОРСКОЙ ЦАРЬ и САЛЮТ-7), а также нескольких картин поменьше (например, мультфильма УРФИН ДЖЮС И ЕГО ДЕРЕВЯННЫЕ СОЛДАТЫ, картины НАПАРНИК) обеспечили дистрибьютору «Наше кино» четвертое место в общем зачете. Замыкает первую пятерку «Базелевс», который выпустил в 2017 году два российских фильма – ВРЕМЯ ПЕРВЫХ и, 21 декабря, ЕЛКИ НОВЫЕ, а также работал ЕЛКАМИ 5.

«Парадиз», расположенный на шестой строчке, в этом году благодаря КРЫМУ показал прирост в 388,5% по отечественному кино, а прокатчик АРИТМИИ «ПРОвзгляд», закрывающий топ-10, и вовсе прибавил 418,6%. А вот два мэйджора, UPI и «Двадцатый Век Фокс СНГ», в 2017 году были не так активны, как в предыдущем 2016-м, и концентрировались на прокате зарубежных фильмов.

Почему так?

Успехи нашего кино можно объяснить естественным развитием отрасли – долгий процесс возрождения кинематографа, практически уничтоженного в 1990-е годы, наконец дает свои плоды. Под пристальным вниманием первых лиц страны из года в год повышается уровень производства и профессионализм кинематографистов, появляется четкое понимание, какие истории сработают и как воплотить их на экране. И каждый новый успешный проект повышает степень доверия зрителя к отечественному кино. В беседе с БК качество фильмов 2017 года как основную причину успеха выделяют и букеры, и дистрибьюторы. «Уровень качества историй, их воплощения на экране стал соответствовать неким общепринятым стандартам, к которым мы привыкли, наблюдая за голливудским кино, – рассказывает генеральный директор компании «Каро Премьер» Алексей Рязанцев. – При этом, безусловно, наши картины рассказывают более близкие нам истории, происходит некая идентификация кода. Когда наши герои успешны и достигают каких-то высот – в спортивных фильмах или в картинах про человеческие истории – это вдвойне приятно». Генеральный директор WDSSPR Антон Сиренко также считает, что достойных фильмов на экранах стало больше. «И они не просто хорошо сделаны с художественной точки зрения, они сделаны для зрителей, – отмечает прокатчик. – Это никогда не стояло во главе угла, а сейчас даже картины, которые можно назвать более артхаусными, все равно, по моему ощущению, снимаются с мыслью о тех, кто придет в кинотеатры. Эта тенденция кажется мне крайне позитивной, и я радуюсь тому, что мы внутри этого процесса и тоже причастны к этому». Дистрибьютор отмечает, что качество проектов влияет не только на сборы: «Могу сказать, что есть некая конверсия качества в сроки, в течение которых российские картины стоят на экранах и собирают кассу – мы видим, что средний прокатный срок по отечественным фильмам намного опережает показатели даже самых качественных зарубежных постановок».

«Фильмы стали лучше, сильнее, успешнее, пошла более грамотная подача рекламы», – высказывается управляющий омским киноцентром «Вавилон» Борис Собко. Реклама отечественных кинопроектов в этом году действительно была заметной. Без преувеличения уникальным кейсом можно назвать смелое и очень креативное продвижение ГОГОЛЯ. НАЧАЛО. Крайне широко в рекламных пространствах был представлен КРЫМ, а МАТИЛЬДА – в СМИ. Еще не изучено влияние рекордного трейлеринга ПОСЛЕДНЕГО БОГАТЫРЯ на столь же выдающиеся сборы картины, но его значительность можно предполагать.

Генеральный директор компании «Каропрокат» Ия Лебедева выделяет не только качество проектов, но и присущее уходящему году жанровое многообразие. «Если раньше удачных историй было одна-две в год, то сейчас их существенно больше и они работают в совершенно разных жанрах, – делится соображениями прокатчик. – В этом году разнообразие российского кино поражало: сказки, фантастика, комедии, хорроры, мистика, байопики, авторское кино. И большинству фильмов удалось достучаться до зрителя, что видно и по сборам, и по «сарафану» – доверие к российскому кино в этом году на высоком уровне в отличие от прошлых лет». С этим мнением согласна и директор департамента кинопроката объединенной сети кинотеатров «Синема Парк» и «Формула Кино» Светлана Ястребова: «На бокс-офис положительно повлияло большое количество представленных жанров. ВИКИНГ, ПРИТЯЖЕНИЕ, ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ, САЛЮТ-7 – такого разнообразия мы ждали давно». «Кино становится более разноплановым, все менее и менее клишированным, на экранах появляются фильмы новых жанров, – также резюмирует Антон Сиренко. – Мне кажется, что это очень правильный тренд – на открытие жанров, которые раньше не прокатывались. В этом расширении – перспективы».

Разноплановости успешных в этом году проектов поспособствовал не только зрительский запрос на оригинальное кино, но и поддержка производства и выпуска фильмов государством. В частности, безвозвратные средства, снижающие риски продюсеров и, соответственно, дающие пространство для маневра. Выстроенную систему господдержки через Фонд кино наравне с качеством картин можно назвать одним из важных факторов успеха отечественного кино. Впрочем, на высоком уровне довольны и другими каналами распределения бюджетных средств. Как отметил на декабрьском правительственном совете по развитию отечественной кинематографии премьер-министр страны Дмитрий Медведев, за 2016 год и неполный 2017-й на прямое финансирование отрасли было выделено приблизительно 15 млрд рублей. На дальнейшие перспективы рассчитана поддержка анимационного производства, перезагрузка государственных киностудий – «Мосфильма», Киностудии имени Горького, «Ленфильма», выделение грантов талантливым студентам. Реальные результаты уже приносят меры по борьбе с пиратством – так, в этом году оперативно блокировались, например, «экранки» МАТИЛЬДЫ, САЛЮТА-7, ПОСЛЕДНЕГО БОГАТЫРЯ и других картин. Дополнительный доход российскому кино обеспечивают кинотеатры, субсидированные Фондом кино, в которых 50% сеансов по условиям предоставления поддержки отводится отечественному контенту. К концу 2017-го таких площадок будет уже 639, и их число продолжит расти. Что касается поддержки производства и выпуска фильмов, то в этом году, по словам исполнительного директора Фонда кино Антона Малышева, в прокат уже вышло 34 картины, поддержанных организацией. «Объем поддержки этих фильмов составил менее 3 миллиардов рублей, а сборы – почти 9 миллиардов», – отметил Малышев на совете по кинематографии.

Непосредственную поддержку кино как двигатель бокс-офиса на первое место ставит директор по прокату компании «Централ Партнершип» Вадим Верещагин: «Важную роль сыграла эффективная политика государства по поддержке отечественного кинематографа, как финансирование в рамках Года российского кино в 2016-м (как раз те картины выходили в этом году), так и эффективное управление датами релизов именно российских фильмов». Право на раздвижение релизов в прокате, напомним, дано министерству культуры постановлением правительства. «Очень эффективная мера, которая позволяет избежать избыточной конкуренции между отечественными фильмами и выбирать наиболее выгодное время для проката нашего кино, – рассказал на правительственном совете министр культуры Владимир Мединский. – Это тоже помогает нашим сборам, и рост этого года в том числе происходит в некоторой степени благодаря такой ручной работе министерства культуры». Управление релизами помогло развести ВРЕМЯ ПЕРВЫХ и САЛЮТ-7, которые на своих новых датах заработали достойные деньги – 544 млн и 756 млн рублей соответственно. Год российского кино, также отмеченный Вадимом Верещагиным, безусловно, дал отрасли большой толчок. По данным, озвученным на заседании совета по кинематографии, свыше 40% зрителей в 2017 году привели в кинотеатры именно фильмы, поддержанные в 2016-м на безвозвратной основе. Кроме того, тот Год российского кино дал нынешнему неофициальному его продолжению несколько фильмов – так, например, еще на 2016-й ранее планировался выпуск ВРЕМЕНИ ПЕРВЫХ (изначально фильм был назначен на 27 октября 2016 года), ЗАЩИТНИКОВ (29 декабря 2016 года), УРФИНА ДЖЮСА И ЕГО ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТ (октябрь 2016 года), а также МАТИЛЬДЫ, которая несколько раз меняла дату старта и должна была выйти сначала в сентябре 2015-го, а потом – в октябре 2016-го. Кроме того, 2016-й подарил текущему году практически всю кассу ВИКИНГА (фильм стартовал 29 декабря 2016-го).

Еще одна причина рекордных для современного проката результатов – в ином, нежели, например, в том же 2016-м, составе релизов по категориям сборов. Российских картин в нынешнем году, как уже говорилось ранее, стартовало меньше, однако лент с кассой выше 500 млн рублей оказалось существенно больше. Если полноценно в сборах календарного 2016 года представлен лишь один «миллиардер» – ЭКИПАЖ, а второй фильм, преодолевший эту высокую планку, ВИКИНГ, основной частью сборов вошел уже в 2017-й, то в календарном 2017 году по миллиарду заработали два проекта – ПРИТЯЖЕНИЕ и ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ. Третий миллиард 2017-го (и первые два миллиарда) сделало ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ, но его сборы, как и в случае с ВИКИНГОМ, войдут в актив 2018 года. Помимо ЭКИПАЖА, только один фильм принес в копилку именно 2016-го более 500 млн рублей (ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК 3 – 723 млн). В 2017-й засчитывается уже пять релизов, недотянувших до миллиарда, но получивших внушительные цифры и совместными усилиями освоивших 30% всего бокс-офиса отечественного кино – доля даже бόльшая, чем у «миллиардеров» (27%). Это ленты ТРИ БОГАТЫРЯ И МОРСКОЙ ЦАРЬ (717 млн), космическая пара ВРЕМЯ ПЕРВЫХ (544 млн) и САЛЮТ-7 (756 млн), МАТИЛЬДА (515 млн), ЛЕГЕНДА О КОЛОВРАТЕ (593 млн по состоянию на 31 декабря 2017 года). Кроме того, рубеж в 500 млн преодолели еще две картины 2017-го – ЕЛКИ НОВЫЕ и ТРИ БОГАТЫРЯ И ПРИНЦЕССА ЕГИПТА, но сделали они это уже в 2018-м. Релизов, собравших от 250 млн до 500 млн рублей, в 2017-м меньше  – семь против девяти в 2016-м, однако среди них сразу два фильма со сборами выше 400 млн – это ФИКСИКИ: БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ (418 млн) и ГОГОЛЬ. НАЧАЛО (444 млн), а в 2016-м эту планку перешагнул лишь ЖЕНИХ (463 млн). В целом и по этой категории, и в сегментах «100–250 млн» и «меньше 100 млн» по количеству релизов и общим сборам ведет именно 2016-й, однако, как мы видим, наиболее эффективны для бокс-офиса крупные картины.

Другой позитивной тенденцией уходящего года стало некоторое увеличение ставок на период с мая по август. Релизов за эти четыре месяца (27) было почти столько же, сколько в прошлом году (28), однако потенциал и сборы проектов оказались значительно выше. Самым кассовым российским фильмом «сезона блокбастеров» 2016-го стал ЗАВТРАК У ПАПЫ (70 млн), в то время как в мае 2017-го вышел БОЛЬШОЙ, общая касса которого составила 229 млн рублей, в июне была НЕЛЮБОВЬ (95 млн), в июле хорошо прошел мультфильм СКАЗ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИ (48 млн), а в августе рынок встряхнула БАБУШКА ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ (финальные сборы достигли 337 млн). Под конец лета стартовал и ГОГОЛЬ. НАЧАЛО, вошедший бокс-офисом уже в сентябрь. В итоге общие сборы четырех месяцев составили 1,03 млрд рублей, что, безусловно, значительно меньше цифр двух других периодов года, но заметно больше показателей прошлого лета, когда касса не достигла и 250 млн. Сентябрь в этом году, кстати, тоже выдался гораздо более насыщенным – работали ГОГОЛЬ. НАЧАЛО (общий бокс-офис – 444 млн), ПРО ЛЮБОВЬ. ТОЛЬКО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ (114 млн), НАПАРНИК (136 млн), в конце месяца в прокат вышел КРЫМ. «Мы неоднократно обозначали проблему неравномерного выхода наших фильмов в прокат в течение года, – рассказывает заместитель министра культуры РФ Сергей Обрывалин. – Например, российские продюсеры традиционно стремятся избежать отпускного сезона и выбирают для своих премьер другое время – как правило, несколько праздничных дат в году. Поэтому отечественные картины обычно выходят довольно кучно, что существенно влияет на их сборы. А ведь зрители смотрят кино и летом, о чем свидетельствуют довольно успешные показатели иностранных блокбастеров, для которых период с мая по август остается практически свободным». В беседе с БК Сергей Обрывалин выразил надежду, что крупный фильм будущего, 2018 года ТАЙНА ПЕЧАТИ ДРАКОНА. ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ выйдет в один из летних месяцев, а позднее стало известно, что картина встала на дату 16 августа (на этот день также заявлен старт комедии Марюса Вайсберга НОЧНАЯ СМЕНА). Кажется, российское кино постепенно открывает для себя «сезон отпусков», процесс запущен. На фоне не самого воодушевляющего состава иностранных блокбастеров минувшего лета решение начинать осваивать новые даты выглядит еще более оправданным. В целом Сергей Обрывалин отмечает, что чем больше российских фильмов будет появляться, тем больше премьер придется в том числе и на лето. «Сделаем для этого все возможное, – утверждает замминистра. – Основная идея нашего предложения взимать 3 процента со стоимости кинобилетов [Подробнее об этом можно прочитать в статье БК.] в том, что вырученные за счет этого деньги возвращаются обратно в отрасль. Это дополнительные средства – мы рассчитываем на 1,3 – 1,5 миллиарда рублей, которые вернутся в Фонд кино и будут реинвестированы в производство, поддержку и продвижение национальных фильмов».

Что дальше?

Большинство рассмотренных выше факторов, в 2017 году повлиявших на показатели отечественного кино в прокате, должны сохраниться и в будущем 2018-м. Продолжится государственная поддержка. «Учитывая рекордные показатели, которых нам удалось достичь в этом году, мы постараемся удержать этот высокий уровень, – говорит Сергей Обрывалин. – Довольно сложно сейчас давать прогнозы на 2018-й, но настроены мы оптимистично и сделаем все возможное, чтобы отечественное кино становилось еще качественнее и успешно конкурировало с зарубежными лентами». Сразу несколько релизов уже претендует на довольно высокие сборы – а ведь еще не по всем проектам объявлены даты старта. Новый год предлагает качественный и оригинальный контент порой в не самых очевидных жанрах, как, например, в случае с фильмами ЛЕД  (мюзикл), ZOMBOЯЩИК  (скетч-комедия), СЕЛФИ (триллер) или ЧЕРНОВИК  (фантастика).

«Среди наиболее перспективных картин следующего года можно выделить прежде всего ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ, открывающее 2018-й, февральский ЛЕД, экранизацию романа Сергея Лукьяненко ЧЕРНОВИК, продолжение ВИЯ 3DТАЙНА ПЕЧАТИ ДРАКОНА: ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ, фильм Т-34», – делится своим мнением Антон Малышев. Светлана Ястребова выделяет и другие картины: «Будет непросто повторить успех 2017 года, но уже начало 2018-го выглядит очень убедительно. Не все фильмы заявлены, но ТРИ БОГАТЫРЯ И ПРИНЦЕССА ЕГИПТА, ЛЕД, О ЧЕМ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ, СОБИБОР, ДНЮХА!, НОЧНАЯ СМЕНА, я уверена, будут успешными в прокате и соберут отличную кассу». Уже обретшие дату старта проекты, по нашим прогнозам, могут собрать более 12 млрд рублей, и это без учета других потенциальных релизов следующего года, которые обязательно добавятся, особенно на второе полугодие.

По итогам опроса, проведенного на сайте www.kinometro.ru, выяснилось, что только 18% респондентов ожидают в новом году значительного повышения показателей 2017 года. 42% опрошенных считают, что цифры останутся на прежнем уровне или немного подрастут. Остальные 40% выражают уверенность, что бокс-офис 2018-го будет ниже сборов 2017-го. Однако игроки рынка, которых опросил БК, относительно 2018 года настроены преимущественно оптимистично. Антон Сиренко не соглашается с теми, кто верит, что он будет слабее 2017-го. «Мы уже с головой погрузились в работу над релизами ближайших месяцев, и я не могу сказать, что разделяю это мнение, – рассказывает генеральный директор WDSSPR. – По крайней мере, сил, страсти и любви нами и продюсерами закладывается не меньше, чем на проекты, которые уже реализованы в этом году. А если удача будет на нашей стороне, если она не отвернется, то зритель вновь проголосует покупкой билета на хорошее, новое, свежее кино». Ия Лебедева рассказывает, что для «Каропроката» 2017 год был лучшим в истории компании, и планку дистрибьютор снижать не намерен: «Ожидания самые оптимистичные, у нас обширный разножанровый пакет, где каждый фильм как по отдельности, так и в совокупности, мы уверены, будет радовать бокс-офисом производителей, нас, кинотеатры и, конечно, зрителей». По словам прокатчика, в пакете «Каропроката» на 2018 год еще возможны сюрпризы. Много необъявленных проектов и у компании «Централ Партнершип», уже анонсировавшей шесть релизов, среди которых, помимо ДВИЖЕНИЯ ВВЕРХ, еще РУБЕЖ и ТРЕНЕР. Алексей Рязанцев считает, что представленные в репертуаре будущего года картины различных дистрибьюторов, в том числе презентованные на ноябрьском Кинорынке, могут принести 2018-му достойную кассу: «Я полагаю, что хуже точно не будет, ну а за счет большего доверия к российскому кино, может быть, зрителей и прибавится». «Уверена, что 2018 год станет таким же ярким и разнообразным, и нам, конечно, хотелось бы превзойти нынешние результаты, – рассказывает директор по кинопрокату сети кинотеатров «Киномакс» Елена Захарова. – Ожидаем, что не менее 20 процентов нашего бокс-офиса принесет отечественное кино». Директор по букингу краснодарской киносети «Монитор» Елена Полянская также верит в успех, но одного качества проектов, по ее мнению, недостаточно. «То, что я видела, выглядит очень многообещающе, но все будет зависеть от грамотно выбранных дат и рекламной поддержки», – говорит она. Борис Собко вспоминает давнюю историю о том, как в гостиничном комплексе «Космос» «Двадцатый Век Фокс» во главе с Хансом-Бодо Мюллером сажал дерево в честь АВАТАРА, который тогда еще не казался таким уж перспективным проектом. «Очень хочется, чтобы именно 2017 год, который дал невероятный старт и взлет российскому кино по сборам, стал для нас таким деревом, – делится управляющий омским киноцентром «Вавилон». – Пусть в следующем году мы соберем еще больше денег на отечественном кино, пусть люди ходят на эти фильмы, пусть мои коллеги хорошо его расписывают в прокате». Так что текущее положение дел пока кажется обнадеживающим, а если место непредвиденных обстоятельств в следующем году займут неожиданные успехи, наше кино, быть может, устремится к новым рекордам.


29.01.2018 Автор: Анна Багрова, Мария Дружинина, Мария Позина

Самое читаемое

«Стриптизерши» – первые среди новинок

Предварительная касса уикенда: «Оно 2» снова обошел всех

Подробнее
Он появится в кинотеатре в московском ТЦ «Метрополис»

«КИНО OKKO» откроет первый в России кинозал Dolby Cinema

Подробнее
Фотоотчет из мультиплекса «КАРО Sky 17 Авиапарк»

Состоялась премьера фильма «Чернобыль: Зона отчуждения. Финал»

Подробнее
Новости от ЦПШ, UPI, «Вольги», Megogo, «Парадиза», «Кинологистики» и других

Обзор изменений графика релизов России за неделю с 9 по 15 сентября

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Top.Mail.Ru Rambler's Top100