top banner

Китай потерял интерес к голливудским картинам

Автор: Илья Кувшинов

25 января 2024

В десятку самых кассовых фильмов в стране в 2023 году не попал ни один американский проект

Китайские зрители стали все меньше интересоваться американским кино – в десятку самых кассовых фильмов за 2023 год не попал ни один голливудский проект. Об этом сообщает The New York Times.

Согласно данным портала по онлайн-продажам билетов Maoyan, главные хиты прошлого года – БАРБИ и ОППЕНГЕЙМЕР – даже не смогли пробиться в топ-30 самых кассовых картин в Китае. Отмечается, что последний раз голливудские фильмы не попадали в десятку лучших во время пандемии в 2020 году.

Эксперты отмечают, что времена, когда американские картины могли собрать сотни миллионов долларов, ушли в прошлое – во многом этом связано с тем, что местная киноиндустрия стала производить все больше качественных и многожанровых картин, которые находят отклик у зрителя. Так, например, в тройке самых кассовых фильмов прошлого года в Китае оказались остросюжетный триллер ПОЛНОВОДНАЯ КРАСНАЯ РЕКА Чжана Имоу ($673,3 млн сборов), фантастический боевик БЛУЖДАЮЩАЯ ЗЕМЛЯ 2 ($596,8 млн) и криминальный триллер СТАВОК БОЛЬШЕ НЕТ ($540 млн).

Вице-председатель Шанхайской ассоциации кино Ши Чуань заявил, что раньше Голливуд рассматривал Китай как важный рынок, но теперь рассчитывать на него им нет смысла из-за экономного поведения потребителей после пандемии. «Теперь я говорю американским кинокомпаниям, что подобный менталитет больше не жизнеспособен. Они должны глубже изучать китайский рынок, аудиторию и местную поп-культуру», – подчеркнул он.

Стоит отметить, что любовь Голливуда к китайскому прокату длится уже много лет. Первым импортным американским блокбастером стал БЕГЛЕЦ с Харрисоном Фордом в 1994 году, а годом позже власти страны разрешили выпускать по десять иностранных картин в год. В 2012 году, когда посещаемость кинотеатров в США медленно снижалась, а стриминги только находились в зачаточном состоянии, семь из десяти самых кассовых картин в Китае оказались американского производства. Голливуд, разумеется, увидел в этом решение своих проблем.

Со временем страна не только увеличила квоту на ввоз американских картин с 20-ти до 34-х, но и повысила процент отчислений правообладателям – с 13% до 25%. Чтобы угодить рынку, студии были готовы снимать китайских актеров на вторых ролях и даже делать специальные расширенные версии для местного рынка – как это, например, было с ЖЕЛЕЗНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ 3, который оказался на 4 минуты длиннее: китайская версия включает в себя более продолжительные сцены с доктором Ву в исполнении Вана Сюэци, а также продакт-плейсмент различной китайской продукции. Голливуд также в разные годы лез из кожи вон, чтобы угодить китайским цензорам, часто прислушиваясь к тому, что они советовали.

К 2017 году зарубежные проекты составляли уже 46% китайского бокс-офиса, однако с началом торговой войны в 2018-м китайские регуляторы стали тормозить выход американских фильмов в прокат – тогда ряду кинокомиксов Marvel не были выданы прокатные удостоверения. В 2019 году в топ-10 самых кассовых картин в Китае оказалось восемь местных проектов, а через год Голливуда в десятке уже не было.

Спрос на американские фильмы в Китае за последние несколько лет изменился так сильно, что голливудские студии стали уменьшат бюджеты некоторых проектов – в частности, сиквелов крупных франшиз. Несмотря на то, что количество кинотеатров в стране за последние десять лет увеличилось в четыре раза, американские проекты больше не могут рассчитывать на прежний уровень доходов. Так, например, БАРБИ Греты Гервиг смогла заработать там $34,4 млн, а ОППЕНГЕЙМЕР Кристофера Нолана – $63,1 млн.

В Госуправлении кинематографии КНР сообщили, что общий объем сборов на кинорынке страны в 2023 году составил 54,91 млрд юаней ($7,75 млрд) – это максимальный показатель с 2019 года. Самым кассовым голливудским фильмом в Китае в прошлом году стал ФОРСАЖ 10, освоивший 980 млн юаней ($135,2 млн).

Напомним, что согласно недавнему отчету компании Gower Street Analytics, кассовые сборы в Китае в этом году должны вырасти примерно на 5% по сравнению с прогнозами на 2023-й.

Фото: Freepik

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Кинотеатры о «Месяце без пираток»: «Площадки использовали выходные для проведения субботника»
Подробнее
Вокруг света: сборы российского кино за рубежом в первом квартале 2024 года
Подробнее
Названы самые убыточные голливудские проекты 2023 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 2–5 мая
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 29 апреля – 5 мая 2024 года
Подробнее
Итоги российского онлайн-проката в марте и первом квартале 2024 года
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» лидирует третью неделю подряд
Подробнее
Трейлеры российских проектов оказались в числе номинантов на Golden Trailer Awards
Подробнее
Фонд кино поддержит 15 проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
«Министерство неджентльменских дел» все-таки выйдет в российский прокат
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Всемирный потоп» занял вторую строчку чарта
Подробнее
В Москве прошла премьера картины «Любви не бывает?»
Подробнее
Официальная касса России: лидером проката осталась фантастика «Сто лет тому вперед»
Подробнее
Фестиваль «Короче» открыл прием работ на участие в конкурсных программах
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» остается лидером третью неделю подряд
Подробнее
Sony и Apollo хотят обсудить предложение о покупке Paramount Global за $26 млрд
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» продолжает доминировать в прокате
Подробнее
В Красноярском крае стартовал прием заявок на питчинг кинопроектов
Подробнее