top banner

«Жить» Василия Сигарева: «Это фильм о страхах»

Автор: Максим ТУУЛА

5 июня 2012

Василий Сигарев уже праздновал триумф на «Кинотавре» три года назад, когда его дебютный ВОЛЧОК получил главный приз, награды за лучший сценарий и лучшую женскую роль. Премьера второй работы режиссера ЖИТЬ состоялась в этом году на Роттердамском кинофестивале, где даже видавшие виды синефилы были поражены глубиной погружения в макабрические бездны. На вопросы «БК» ответил продюсер картины Роман Борисевич.


Действие происходит в российской глубинке с узнаваемыми приметами и типажами и укладывается в три линии: историю молодой веселой пары, историю матери, лишенной родительских прав на дочерей, и историю мальчика, с тоской ожидающего возвращения отца. Сюжет то и дело резко меняет свое течение, неожиданно ударяя зрителя под дых. Но в итоге главным героем фильма оказывается смерть.

ЖИТЬ

Россия, 2012, 119 мин.

Режиссер и автор сценария Василий Сигарев

Оператор Алишер Хамидходжаев

В ролях: Яна Троянова, Ольга Лапшина, Алексей Филимонов, Евгений Сытый, Анна Уколова, Дмитрий Куличков

Продюсеры Роман Борисевич, Александр Кушаев

Производство Кинокомпания «Коктебель» при поддержке Министерства культуры РФ

 

РОМАН БОРИСЕВИЧ: «ЖИТЬ» – ЭТО ФИЛЬМ О СТРАХАХ»

БК: ЖИТЬ производит впечатление чуть ли не самого мрачного фильма за всю историю русского кино, в Роттердаме он показался нелегким даже искушенным кинокритикам и продюсерам. Каково ваше личное отношение к картине?

Роман Брисевич: Наверное, я бы назвал ЖИТЬ не мрачным, а тяжелым фильмом. Он мрачен ровно настолько, насколько мрачна окружающая жизнь. Снимая этот фильм, Василий прошел по самой грани дозволенного, но не нарушил ее. В этом и заключается главное достоинство картины – она говорит о наших общих страхах, ужасах, не переходя какую-то важную границу. Режиссер показал то, что тревожит его самого, но это должно волновать и пугать каждого. ЖИТЬ – это фильм о страхах, и главный из них – потерять близкого человека.

БК: Но опыт показывает, что русский зритель не хочет смотреть картины об окружающей реальности, а предпочитает ДЖОНА КАРТЕРА. Об этом, например, «манифест» Александра Роднянского, опубликованный недавно в газете «Ведомости».

Борисевич: Я согласен и понимаю, что кино, далекое от реальной жизни, тоже существует и привлекает публику. Более того, один из наших проектов – новый фильм Алексея Попогребского – как раз уводит зрителя от действительности в вымышленный мир. Кинематограф ценен тем, что может быть разным – каждый режиссер рассказывает собственным, особенным языком о чем-то своем. Конечно, фильм Сигарева не значится у рядового зрителя в списке приоритетов и не может тягаться в популярности с ДЖОНОМ КАРТЕРОМ. Тем не менее такие картины, как ЖИТЬ, просто обязаны существовать. Чувствующий и думающий человек никогда не перестанет их смотреть. Можно сколько угодно смотреть голливудские блокбастеры, но от этого реальность никуда не денется. Я положительно отношусь к развлекательному кино, но оно не воспитывает, не подсказывает, не указывает дорогу, как это делает фильм ЖИТЬ, который заставляет задуматься о жизни.

БК: Одно из достоинств фильма – сложно выстроенная драматургия. Насколько она изменилась по сравнению с первоначальным сценарием?

Борисевич: Василий – сложившийся драматург, и его вторая картина подтвердила, что успех ВОЛЧКА был неслучаен. О ВОЛЧКЕ говорили, что режиссер манипулирует чувствами. То же, вероятно, скажут и о новом фильме. Но ЖИТЬ действительно связан с реальными событиями Васиной жизни. Сигарев лихо и интересно пишет, я признаюсь, что было гораздо легче читать сценарий, чем смотреть фильм на экране – возможно, драматургия была усложнена визуальной составляющей. Но практически сто процентов того, что присутствовало в сценарии, было перенесено на экран. Я пытался давать рекомендации: немного иначе смонтировать, выбрать другой ритм, сократить хронометраж. Что-то Вася принял, от чего-то отказался. Я предоставил ему полную свободу и ни в чем не ограничивал, это целиком его авторская работа. Она более мастеровита и менее эмоциональна, чем ВОЛЧОК, но намного страшнее.

БК: Во время работы над фильмом вы тщательно скрывали интригу. Теперь она известна – по крайней мере, тем, кто видел ЖИТЬ в Роттердаме. Насколько важна для восприятия сюжета неосведомленность зрителя?

Борисевич: Да, она действительно важна, но мы не смогли полностью удержать сюжет в тайне, мы просто рассчитывали на другую премьеру. Зритель ощущает более сильный удар, если не догадывается, как будут развиваться события. В фильме есть элементы, которые можно интерпретировать как мистические, и если история известна, теряется загадка, перестает работать воображение, а на этом построено многое в картине. Хотелось, чтобы зритель сам пытался понять, что происходит с героями, кто из них жив, а кто умер.

БК: Согласны ли вы с утверждением режиссера, что эти истории могли случиться где угодно? А как же узнаваемая российская провинция и чисто русские приметы быта и времени?

Борисевич: На мой взгляд, они могли случиться только в нашей стране. Похожие эпизоды могут произойти где угодно, но в картине ЖИТЬ явственно виден русский (даже не российский) след и русский характер. Она отличается от таких «безадресных» фильмов, как ВОЗВРАЩЕНИЕ или КАК Я ПРОВЕЛ ЭТИМ ЛЕТОМ. Сигарев – абсолютно русский режиссер, и по-настоящему его могут понять в первую очередь соотечественники. За рубежом его понимают кинопрофессионалы высшего класса и люди творческих профессий, мировоззрение которых не ограничено. Вероятно, от них ускользнут какие-то детали, но они способны остро чувствовать. Здесь как раз актуальна поговорка: «Умом Россию не понять».

БК: Каковы ваши прокатные планы?

Борисевич: Мы договорились о прокате с Максимом Кузьминым (Который занимался «самокатом» ШАПИТО-ШОУ. – БК), он полон оптимизма и готов пробовать. А основные решения, в том числе о количестве копий, мы примем после «Кинотавра».

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Студия Ghibli получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале
Подробнее
Кинофестиваль «Сандэнс» может сменить место проведения
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее

Новости по теме

Компания «План 9» заключит эксклюзивный контракт c «Атмосферой кино»
Подробнее
Российский мультфильм впервые возглавил уикенд в Голландии
Подробнее
Режиссер «Страны ОЗ» отказывается работать с Минкультом
Подробнее
Прокатные перспективы фильмов “Кинотавра”
Подробнее
«Кинотавр – 2012»: финал уж близится…
Подробнее