top banner

IMAX в России: прошлое, настоящее и будущее

Как развивался этот премиальный формат в России и СНГ

Материал был впервые опубликован в электронном выпуске «Бюллетеня кинопрокатчика» №16 от 22 апреля 2016 года. 

Канадская компания IMAX совсем недавно провела в Москве уже ставший традиционным «День IMAX», представив на нем свой первый  в России кинотеатр с лазерной технологией. За ней, как говорят, будущее. В общем, самое время не только помечтать о перспективах данного формата в нашей стране, но и вернуться в его прошлое, попутно оценив и настоящее.

ПРОШЛОЕ 

За все время существования формата IMAX можно выделить две проблемы, с которыми сталкиваются различные стороны киноиндустрии. Во-первых, это разнообразие контента для кинотеатра с кинозалом IMAX. Во-вторых, это доступность кинозала IMAX для зрителя. Обе задачи постепенно решаются или, если точнее, сводятся к минимуму, поскольку окончательно не могут быть разрешены. Да и перед канадской корпорацией не стоит задача оборудовать свой кинозал в каждом более-менее крупном городе или же еженедельно снабжать кинотеатры своим контентом. Потеряются эксклюзивность и событийность. Сейчас даже трудно поверить, что первопроходец Nescafe IMAX несколько лет работал в одиночку на нашем рынке, а в Москве и вовсе шесть лет оставался без конкурентов. Небольшой всплеск открытий начался лишь перед АВАТАРОМ, ну а после него поднялась настоящая волна. На конец прошлого года в России и СНГ насчитывалось уже 52 кинозала IMAX, в этом году планируется открыть еще 4-5 площадок, в том числе и в Киргизии.

С разнообразием контента тоже все складно. За прошлый год вышло 28 релизов в формате IMAX, то есть в среднем каждые две недели появляется по новинке, что совсем не плохо. Сейчас даже трудно представить, что в 2011-2012 годах таковых было около 20-ти, не говоря уже о доАВАТАРских временах. Шутка ли, UPI свой первый релиз в IMAX выпустил только марте 2012 года (ЛОРАКС), а Fox, не считая того же АВАТАРА и ТИТАНИКА от Джеймса Кэмерона (у которого, видимо, личные теплые взаимоотношения с канадской компанией), впервые вышел на рынок только в мае того же года с ПРОМЕТЕЕМ. Впрочем, тогда недостаток контента компенсировался кинотеатрам меньшей конкуренцией, а значит, длинным прокатом и бóльшими сборами на одну площадку.

Любопытно, что ввиду позднего начала работы с IMAX у UPI и Fox сейчас насчитывается наименьшее количество релизов в этом формате на российском рынке. С начала его быстрого развития (то есть с 2010 года) и по 2015-й у данных дистрибьюторов вышло только 16 и 11 релизов соответственно. У всех остальных голливудских мэйджоров на счету уже больше 20 картин за эти шесть лет, а лидерами является «Каро Премьер» c 27 фильмами Warner Bros. Однако в 2016 году, похоже, Fox берет реванш – за первый квартал уже три картины (ВЫЖИВШИЙ, КУНГ-ФУ ПАНДА 3 и ДЭДПУЛ) были представлены в этом формате. Правда, первый из них шел в IMAX лишь несколько дней.

Теперь ситуации вроде эксклюзивного окна в четыре недели у ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН крайне редки, при этом, учитывая рекордные сборы космической саги в IMAX, вряд ли тут можно сетовать. Наоборот, на некоторых датах, вроде 26 мая, возникает настоящая давка (ВАРКРАФТ, АЛИСА В ЗАЗЕРКАЛЬЕ и ЛЮДИ ИКС: АПОКАЛИПСИС на своей второй неделе). «Мы работаем с IMAX с прошлого февраля, – говорит руководитель по репертуару кинотеатров сети «Киномир» Анастасия Семенчина. – По 2015 году был большой вопрос насчет хаотичного репертуара. Случались месяцы, когда фильмов было очень много и даже в одну дату выходило несколько крупных релизов, некоторые месяцы были пустые. Здесь вопросы как к IMAX, так и к дистрибьюторам». Того же мнения и другой букер, решивший высказаться анонимно: «Количество релизов устраивает, но не всегда устраивают даты, как, к примеру, в этом мае один релиз на другом».

НАСТОЯЩЕЕ

С какими проблемами сталкивается IMAX сейчас? В первую очередь это иностранная компания, а потому курс доллара влияет на ее работу очень сильно. Ценник на установку кинозала IMAX и так превышал $1 млн (на пике популярности даже больше), а учитывая возросший в два раза курс доллара, для многих площадок стало весьма проблематично выполнить даже существующие договоренности, не говоря уже о том, чтобы подписать новые контракты. Впрочем, как говорили в кулуарах на Дне IMAX, компания пошла на уступки и снизила цены. Не вдвое, конечно, но шаг навстречу уже радует.

«Мы, безусловно, ощущаем скачки курса доллара и общее замедление экономики, – заявил представитель IMAX в России и СНГ Джон Шрайнер. – Сегодня в России наблюдается стагнация в области строительства торговых центров. При этом киносети, желающие расшириться, в большинстве случаев не хотят довольствоваться торговыми центрами низкого качества и предпочитают не тратить деньги, пока не появится нечто действительно стоящее. Однако именно в кризис людям особенно важна возможность уйти от рутины и проблем, и один из наиболее действенных и требующих минимальных затрат способов – это поход в кино. Поэтому, а также вследствие эффективной работы с региональными партнерами, IMAX удалось в 2015 году продолжить расширение своей сети в России и СНГ и открыть шесть новых залов. Четыре из них – в новых для корпорации регионах: Улан-Удэ, Красноярск, Тбилиси и Ставрополь, еще два – в Москве».

Владислав Козлов, директор кинотеатра People's Cinema из Улан-Удэ, где как раз и открылся новый IMAX, рассматривает возможность расширения сотрудничества с корпорацией по другим своим площадкам. Однако все будет зависеть от дальнейшей экономической ситуации: «Валютный курс – ключевой момент, может, рубль будет укрепляться, будем ждать».

Экономика влияет и на существующие сделки. Не всем по силам выполнить обязательства по заключенным договорам, из-за чего исполнение контракта либо сильно затягивается, либо вообще откладывается на неопределенный срок. Так, например, в марте 2014 года сеть Mori Cinema анонсировала сделку с IMAX, предусматривающую открытие пяти кинозалов в данном формате, в том числе в четырех региональных городах: Архангельске, Мурманске, Иркутске и Тольятти. На данный момент новый кинотеатр открылся только в последнем из них. При этом на планировавшийся объект в Архангельске зашла другая сеть – «Мираж Синема» (и без IMAX).

«Мы всегда ратуем за понятное и прозрачное сотрудничество, но, к сожалению, не всегда всем заинтересованным сторонам удается договориться, – признал Джон Шрайнер. – А в свете текущей экономической ситуации – тем более. С момента заключения сделки до момента фактического открытия кинотеатра иногда проходит несколько лет. За это время вводные многократно меняются, что иногда приводит к таким результатам, как в случае с Архангельском – то есть площадка переходит от одного оператора к другому. Повлиять на это мы никак не можем, так как не участвуем напрямую в переговорах с девелоперами. Поэтому в таких случаях мы садимся за стол переговоров с нашим партнером и стараемся найти альтернативу тому проекту, который по каким-то причинам не состоялся. По поводу нашей сделки с Mori Cinema хочу сказать только то, что там есть определенные изменения по количеству площадок и их локации. Более детально комментировать пока не готовы».

C точки зрения работы фильмов в IMAX настоящее для этого формата выглядит вполне радужным. ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ установили не только рекорд сборов первого уикенда в кинозалах IMAX, но и превзошли многолетнее достижение АВАТАРА по общим сборам, освоив 336 млн рублей. Бокс-офис как в абсолютных цифрах, так и в относительных растет из года в год – в 2015-м было собрано 1,870 млрд рублей, или 3,9% от общих сборов за год. Тогда как в соседних кинозалах формат 3D переживает явный кризис.

IMAX, похоже, уже стал брендом, зачастую даже независимым от площадки, где он установлен. В промоматериалах все чаще мелькает и становится визуально заметнее слово из четырех латинских букв. «Если фильм выходит в формате IMAX, мы непременно упоминаем об этом в рекламной кампании, – рассказал генеральный директор WDSSPR Антон Сиренко. – И это делается не только из-за соглашения между студиями. Тут играет значительную роль и наша уверенность в том, что бренд IMAX дает зрителям ощущение, что их ждет большой, качественный, визуально богатый проект. Таким образом, у нас получается сообщение с несколькими смысловыми посылами». «Мы обязательно делаем акцент на IMAX во всех рекламных материалах, плакатах, ТВ-спотах и так далее, – отметил генеральный директор «Каро Премьер» Алексей Рязанцев». – Понятно, что это премиальный формат, но он уже не является чем-то экзотическим». Согласен с ними и Николай Борунков, директор по маркетингу компании «Двадцатый Век Фокс СНГ»: «В этом есть коммерческая заинтересованность как представителей кинотеатров, так и дистрибьютора».

Значимость формата IMAX и доверие к нему сейчас настолько выросли, что дистрибьюторы опять стали запускать превью-показы исключительно в этом формате. В 2012-м это пытался внедрить WDSSPR с МСТИТЕЛЯМИ и НОВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ-ПАУКОМ, но, помнится, тогда это вызывало бурное недовольство показчиков, подобным форматом не обладавших. И вот уже с сентября 2015-го в IMAX-превью вышли ЭВЕРЕСТ (41 млн рублей в России на превью), ПРОГУЛКА (14,6 млн рублей), а также И ГРЯНУЛ ШТОРМ (11,1 млн). И теперь рынок отнесся к подобной практике гораздо спокойнее.

«Задача превью в IMAX, как, впрочем, и в других премиальных форматах, – это в первую очередь представить проект в максимально высоком качестве, – считает Антон Сиренко. – Внутренние цели при этом – запустить позитивный «сарафан». Мы понимаем, что если зритель посмотрит картину в кинотеатре IMAX, где правильные свет, звук, размер и наклон экрана, другие технические нюансы, влияющие на восприятие, то куда больше шансов, что он сможет по достоинству оценить все ее визуальные преимущества, и, следовательно, будет делиться впечатлениями о ней в положительном ключе».

Компания Fox превью в IMAX не устраивала, но Николай Борунков считает, что такая практика имеет право на существование: «Превью в формате IMAX – это возможность для зрителей познакомиться с контентом эксклюзивно и по самой дорогой цене. Коммерчески это решение оправданно. Насколько оно правомерно по отношению к другим премиальным форматам и кинотеатрам, у которых не представлен формат IMAX, это уже вопрос для отдельной дискуссии. Наша компания в ближайшее время не планирует подобную практику, будем выпускать релизы во всех форматах одновременно».

Не согласен только Алексей Рязанцев: «Для каждого фильма существует своя стратегия выпуска. Но лично я считаю, что делать превью в IMAX-формате – это не совсем правильно. Потому что кто-то имеет возможность пойти в IMAX и купить более дорогой билет, кто-то – нет. И почему рядом стоящий кинотеатр с хорошими 3D-залами должен выглядеть площадкой второго экрана? Не вижу тут особой логики. Тем более что и на кассовых показателях превью не отражаются, их сборы всегда «схлопываются» в дальнейшем. У нас же не растет количество зрителей, к сожалению, это все одни и те же люди».

Как видно, мнения о превью в IMAX разные. Вопрос все же очень субъективный. Тем не менее они могут помочь с аналитикой и букерам без кинозалов IMAX. Сборы фильмов И ГРЯНУЛ ШТОРМ, ЭВЕРЕСТ, ПРОГУЛКА в превью довольно неплохо коррелировали затем с бокс-офисом за первый полноценный уикенд. Где-то коэффициент увеличения сборов был меньше, где-то – больше, но в целом картина одинаковая. Так что, посмотрев на сборы в IMAX, уже можно было прикинуть поведение картины в целом за уикенд. В данном случае выводы получаются куда точнее, нежели при обычных превью-показах, где многое зависит от количества сеансов и количества задействованных площадок (в случае с IMAX все кинотеатры задействованы). Впрочем, пока на горизонте других таких примеров не видно.

БУДУЩЕЕ

На прошедшем в Москве мероприятии «День IMAX» говорили в основном как раз про будущее компании. Оно в первую очередь связано с новой лазерной технологией, которая позволяет демонстрировать на больших экранах изображение с максимальным разрешением, резкостью и контрастностью. Эта технология стала самой большой R&D-инвестицией (в исследование и девелопмент) за всю историю компании – на создание системы ушло более $60 млн, а в разработке приняло участие 240 инженеров.

В процессе работы компания зарегистрировала 240 патентов на технологии. «Мы не стали просто заменять ксеноновые лампы на лазерные источники света, а пошли по пути полного переосмысления всех проекционных систем и технологий, создав систему с нуля, – поделился Джон Шрайнер. – Только такой подход позволил нам решить вопрос с полной заменой пленочных систем в кинотеатрах, где ширина экрана начинается от 26 метров, поэтому глобально, естественно, мы делаем очень большую ставку на лазерную проекцию».

Можно сказать, что компания IMAX перерождается, возвращается к своим истокам, когда все кинозалы были одного стандарта, а маленькие кинозалы (относительно своих золотых стандартов, разумеется) еще не были пущены в массовое строительство. Сейчас компания вновь поставила во главу качество картинки на своих самых гигантских экранах. Хотя это, конечно, не отменяет того факта, что работа по продвижению стандартных цифровых IMAX будет идти параллельно и столь же усердно, как и раньше. 

Так или иначе отрадно, что в России появится еще один гигантский экран (и вообще самый большой в стране). Ширина его составит 29 метров, а расположится он в «Формуле Кино» на Кутузовском, которая откроется в августе. Презентация технических возможностей впечатлила всех: отличить яркость одной и той же картинки в 2D и 3D было практически невозможно, а преимущества новой 12-канальной звуковой системы почувствуют даже люди с плохим слухом. Сейчас в мире установлено только 18 таких лазерных систем. Площадка в Москве станет первой в России. В работе еще несколько проектов, но, по словам Джона Шрайнера, все они требуют очень тщательного анализа и экономического обоснования.

Отдельная часть Дня IMAX была посвящена российским фильмам. Если СТАЛИНГРАД уже в прошлом, а ЭКИПАЖ – самое что ни на есть настоящее, то в будущем еще остаются ДУЭЛЯНТ (29 сентября 2016 года) и ПРИТЯЖЕНИЕ (26 января 2017 года). По обоим проектам показали уже выложенные в Сеть ролики. А сейчас к тому же стало известно, что, возможно, и МАТИЛЬДА будет переконвертирована в этот формат. Такими темпами российский рынок может стать вторым крупнейшим международным поставщиком релизов IMAX после Китая. Многое здесь зависит от даты выхода – масштабных проектов, особенно в этом году, у нас хватает, но тогда придется подстраиваться под свободные для выхода в IMAX даты, на что готовы пойти далеко не все продюсеры. Тем не менее российское кино все больше следует глобальному тренду, становясь событийным и зрелищным – отчасти благодаря и IMAX.


02.06.2016 Автор: Андрей Белый

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее
Международная касса: хоррор «Эбигейл» уступил крупным холдоверам
Подробнее