top banner

Сергей Сельянов об успехе дилогии «Брат»: «Перевыпуски оказались небезнадежной идеей»

Автор: Рая Башинская

29 марта 2022

Сергей Сельянов прокомментировал выход фильмов «Брат» и «Брат 2»

В прошедший уикенд вышедшие в повторный прокат картины БРАТ и БРАТ 2 совокупно собрали 45 млн рублей. Сергей Сельянов прокомментировал  БК успех перевыпуска фильмов режиссера Алексея Балабанова.

Как вы оцениваете старт перевыпуска фильмов БРАТ и БРАТ 2? Каковы были ваши ожидания и насколько они оправдались?

Собственно, мы не делали никаких прогнозов, но результат кратно превзошел наши самые смелые ожидания. Это было приятно по двум причинам. Прежде всего нам удалось помочь кинотеатрам, а это была основная цель выпуска картин, хотя мы и  не знали, как отреагирует аудитория. Кроме того, нас впечатлило, что зрители, которые по 10–20 раз видели оба фильма на разных площадках – на VHS, DVD, телеэкранах и онлайн, – все-таки пришли в кино. Вроде фильмы легендарные, удивляться нечему, но все же поразительно. Должен сказать, что мы уже давно запланировали показ на больших экранах как этих двух фильмов, так и других картин Алексея Балабанова. Дело в  том, что в  этом году фильму БРАТ исполняется 25  лет. В  конце прошлого года нам стали поступать различные предложения и  инициативы по празднованию этой даты. Мы тогда поняли, что нам надо как-то принять участие в юбилее картины. Кстати, строго говоря, в  отношении БРАТА это не совсем перевыпуск. В  1997  году практически не было кинотеатров, в мае того года мы отметились на нескольких площадках без всякого результата, а  триумфальное шествие по стране началось с VHS-релиза 5 июня.

Почему оба фильма вышли одновременно?

Решали не мы. Мы отдали инициативу прокатчику и не ставили никаких задач. У нас не так много опыта с превыпуском картин, и  не очень понятно, как правильно осуществлять эту вспомогательную для кинопроката деятельность. Поэтому мы не вмешивались со своим видением и советами.

Стремились ли вы сделать из перевыпуска событие? Расскажите, пожалуйста, как проходила рекламная кампания.

Нет, не стремились. Не очень понятно, как рекламировать фильмы, о которых все и так знают. И было неизвестно, как эти фильмы покажут себя в кинозалах. У нас есть интересный для наблюдения опыт с  прокатом мультфильма ТРИ БОГАТЫРЯ И КОНЬ НА ТРОНЕ, до сих пор идущего в кинотеатрах. Уже несколько недель он стабильно держится в третьей десятке, при этом собирая в последние три недели больше, чем месяц-полтора назад. Наработка на копию у него больше, чем у всех вышестоящих картин. Трудно назвать этот пример репрезентативным, но мы поняли, что длинный прокат и перевыпуск фильмов как-то связаны. Мы были лишены этого опыта в предшествующие десятилетия, однако выяснилось, что как-то это работает. Связь не прямая, тем не менее длинный прокат мультфильма вселял какие-то надежды относительно релиза БРАТА и БРАТА 2.

А какую связь видите вы?

Вывод простой и лежит на поверхности. Перевыпуски, которыми сейчас вынуждены заниматься прокатчики, продюсеры, кинотеатры, оказались не такой безнадежной идеей, как представлялось мне еще недавно.

Вы сказали, что сборы вас удивили. Есть ли у вас предположения, чем это вызвано?

У  меня нет версий, кроме романтического ощущения, что соотечественники решили отдать дань уважения любимому и очень важному фильму. Хотя до нас дошло немало восторженных отзывов от тех, кто видел картину первый в жизни раз. Это здорово.

Вы также планируете выпустить в прокат ряд других фильмов Балабанова и  мультфильмы «Мельницы». Каковы в  целом ваши ожидания от повторных выпусков?

Есть осторожный оптимизм по поводу мультфильмов «Мельницы» исходя из результатов КОНЯ НА ТРОНЕ и уверенности, что детский контент более устойчив. Как мне кажется, они могут, пусть с  относительно небольшими, но достойными сборами, каждый уикенд держаться довольно долго. С другой стороны, до их релиза новые фильмы еще поднакопятся. ФИННИК идет очень успешно сейчас. В конце апреля мы выпустим мультфильм БУКА. МОЕ ЛЮБИМОЕ ЧУДИЩЕ. Дефицита в детском продукте не будет. Тем не менее БОГАТЫРИ – любимые зрителями фильмы. Я надеюсь, что это будет не совсем зря и кинотеатры выделят им сеансы. Что касается фильмов Балабанова, то не думаю, что у них будут какие-то значимые результаты. Опять же, тем, кому захочется отдать дань уважения большому режиссеру, хотелось бы предоставить такую возможность. Мощность выпуска будут определять кинотеатры. Мы надеемся на их поддержку в плане маркетинга. Понятно, что скромную, тем не менее хотелось бы, чтобы кинотеатры тоже вложили какую-то толику в  то, чтобы эти фильмы достойно показали себя на большом экране.

Видите ли вы среди российских полнометражных картин 1990-х и 2000-х годов ту, которая в теории может повторить успех БРАТА? Может быть, БУМЕР?

Честно говоря, не вижу. Не думаю, что кому-то удастся превзойти результат первого уикенда в  32 миллиона рублей, хотя дай бог коллегам. У  меня нет насчет перевыпусков никаких гипотез. Ясно, что на экранах как-то достойно просуществовать могут яркие фильмы последних двух десятилетий. Возможно, и  БУМЕР в  том числе. С  лидерами последних двух лет, которые вроде как-то еще свежи в памяти, можно рассчитывать на тех, кто не увидел их тогда по тем или иным причинам, а потом не нашел в  себе желания посмотреть их на стримингах. Существенно более давние фильмы могут быть интересны новой аудитории. Могу наугад назвать СТИЛЯГ. Это очень яркая и сильная картина Валерия Тодоровского, ни разу не устаревшая. Я с большим удовольствием пересмотрел ее полтора года назад. Но в любом случае понятно, что перевыпуски – это подспорье системе кинопроката. Они занимают определенную нишу, но она не бесконечна, поэтому злоупотреблять ими не стоит.

Как в  целом, по вашим оценкам, на российский кинопрокат повлияет уход голливудского кино?

Здесь экспертом является каждый зритель, а не только игроки киноиндустрии. Ясно, как повлияет. Если попытаться найти положительное, то для российского кино благодаря увеличению государственной поддержки кинопроизводства прибавится возможностей. В  том числе за счет длины проката. Понятно, что увеличение господдержки начнется только с этого года, и первые плоды, а  именно – большее количество фильмов, среди которых будет больше крупнобюджетных картин, появится нескоро – в  2023-2024  годах. Дело в  том, что в настоящее время нельзя спрогнозировать даже относительно близкое будущее. Турбулентность, назову ее скромно, продолжается. Когда вернутся голливудские картины и  вернутся ли вообще? Наверное, вернутся, но никому не ведомо, когда. Излишне говорить о  том, что 75 процентов сборов в кинотеатрах составляют голливудские фильмы. Российские продюсеры не очень жалеют Голливуд, но очень жалеют кинотеатры. Без кинотеатров не будет и российского кино.

Как вы думаете, нынешняя ситуация позволит российским продюсерам в ближайшие годы в разы увеличить количество производимого контента? При каких условиях это возможно?

В  разы – однозначно нет. Столько нет идей. Если применить простой арифметический прием и не заморачиваться на множестве других переменных, то можно посчитать: государственная поддержка по линии Фонда кино увеличилась в два раза, соответственно, можно ожидать увеличения количества фильмов в  два раза на протяжении ближайшей пары лет. Но переменные никуда не денешь. Бюджеты кинопроизводства росли и до нынешнего времени, сейчас они вырастут еще, поскольку валютная составляющая в кино очень высокая. Это не только оборудование, софт, но и такие вещи, как ткани, краски, инструменты, транспорт, строительные материалы и так далее. Можно предположить, что количество российских картин увеличится в полтора раза. Кино во всем мире так устроено, что качество проистекает из количества. Успешными становятся 10–20 процентов из отснятых проектов. Стало быть, рост количества должен привести к увеличению успешных картин, которые зритель готов смотреть в кинотеатрах. Вместе с тем отчетливо прогнозируется снижение доходов населения из-за инфляции. Реальную помощь тут может оказать «Пушкинская карта», особенно если распространить ее действие на другие возрастные группы – например, на пенсионеров.

Не повлияет ли спецоперация на выделение господдержки в этом году?

Решение уже принято раньше, поэтому не вижу оснований к  его изменению. С  другой стороны, может произойти все что угодно.

Что сейчас происходит с фильмом СВОЯ ВОЙНА?

Молодой и талантливый режиссер Алексей Чадов проходит со своим дебютом через сложные испытания. Релиз уже переносился три раза: сначала из-за того, что но на него свалился фильм НЕБО, потом – мини-локдаун, и  вот сейчас. Временно приостановилось сотрудничество с Sony Pictures, поэтому у картины теперь нет прокатчика. В ближайшее время мы начнем решать этот вопрос. Пока еще не придумали, как правильно поступить с нашими релизами. СВОЯ ВОЙНА, фильм Бодрова-старшего ДЫШИТЕ СВОБОДНО, еще два-три мультфильма должны найти свое место под солнцем. Мы, конечно, будем их выпускать и  постараемся сделать это в  ближайшее время.

БУКУ выпускает «Вольга». Значит ли это, что вы и дальше будете сотрудничать с этой компанией?

Мы договорились с «Вольгой». Это будет пробный шар. Мультфильм уже стоял на этой дате, и она по-прежнему кажется нам правильной. Надеюсь, мы сработаемся на этой картине.

Еще больше новостей на нашем официальном канале в Telegram

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
Бывший гендиректор 2х2 возглавил новое творческое объединение «ЧТО НАДО»
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
В Москве прошла премьера комедии «Неприличные гости»
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Больше 50% россиян пользуются подпиской на онлайн-кинотеатры
Подробнее

Новости по теме

Александр Жаров допустил возможность блокировки YouTube в России
Подробнее
Алексей Троцюк рассказал, что у «Чебурашки» может появиться продолжение
Подробнее
Сергей Сельянов и Игорь Толстунов покидают посты президента и продюсера фестиваля «Короче»
Подробнее
Сергей Сельянов получит награду Международной федерации ассоциации кинопродюсеров
Подробнее
Кинокомпания СТВ начала съемки нового фильма Сергея Бодрова-старшего «Дышите свободно»
Подробнее