top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Ассоциация владельцев кинотеатров и Ассоциация кинодистрибьюторов: почему о них так много говорят?

Что это за организации, каковы их цели и задачи

За последние месяцы в России появилось сразу две индустриальные ассоциации – владельцев кинотеатров и дистрибьюторов. Произошла ли консолидация отрасли, о которой так много говорили в предыдущие годы, на фоне активной работы министерства культуры по внедрению сбора в пять миллионов или стала следствием естественных процессов развития отечественной киноиндустрии? И чем все же собираются заниматься новые ассоциации?

Работа общественных организаций в России во всех сферах экономики не самая популярная. В отличие от зарубежных стран, где то и дело профсоюзы добиваются очередных реформ, у нас на общественный глас внимания обращают мало. Особенно, кажется, в киносфере. Патриархальный Союз кинематографистов реально уже давно не защищает чьи-либо интересы. Возникший несколько лет назад в качестве альтернативы «КиноСоюз» тоже так и не смог превратиться в реально работающий орган. Ассоциация независимых кинопрокатчиков прекратила свое существование. Возникший в 2008 году «Киноальянс», объединивший тогда кинотеатральные сети, сейчас в публичном пространстве практически не появляется.

Пять лет назад при Союзе кинематографистов был создан Молодежный центр, появившийся после письма начинающих режиссеров председателю СК Никите Михалкову о том, как им трудно пробиться со своим добрым и светлым кино в мир отечественной фестивальной «чернухи». Свой первый юбилей организация отпраздновала на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи. Там глава Молодежного центра Дмитрий Якунин рассказал о Всероссийском питчинге дебютантов – популярной среди начинающих кинематографистов, особенно из регионов, акции, результатом которой уже стала как минимум одна заявка полнометражного фильма ВЫЙТИ ИЗ ГРУППЫ, поддержанная министерством культуры РФ. На форуме в Сочи Якунин рассказал, что на общем съезде Союза кинематографистов молодежный центр будет предлагать создать отдел по работе с новыми формами, которые пока остаются за пределами интересов того же Минкультуры, – VR, компьютерная графика. Как будет складываться эта работа, пока не известно. В Сочи же была озвучена и другая инициатива, исходящая не от Молодежного центра, а от программных директоров региональных кинофестивалей – создать ассоциацию, объединяющих этот круг специалистов. «Мы смотрим тысячи фильмов. У нас есть видение, как кино развивается в тех или иных регионах – не только в пределах географии, но и тем. Наше предложение – объединить программных директоров в ассоциацию, где Кирилл Разлогов (программный директор Московского международного кинофестиваля) и Анна Рыбалова (директор фестиваля экологического кино Баренц) будут иметь одинаковые полномочия», – сказала программный директор Казанского фестиваля мусульманского кино Альбина Нафигова.

Ассоциация, по ее мнению, поможет наладить общение между директорами. Например, в случае, если на фестиваль придет заявка, не подходящая ему по концепции (особенно это касается тематических смотров), то такой фильм программный директор может передать своему коллеге, который курирует подходящий для этой картины смотр. Пока, правда, эта идея, в целом вполне обоснованная, продолжения своего не получила.

В более практическом русле и с уже реальными результатами работает Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ). Она возникла в посткризисный 2009 год, когда экономика страны была на подъеме, производство фильмов и сериалов ненадолго начало развиваться, отрасль столкнулась с новыми вызовами, с которыми борется до сих пор – такими, например, как интернет-пиратство. Полностью его еще не победили, но, например, совсем недавно уже вступил в силу закон о блокировке «зеркал», разрабатываемый в том числе и при участии АПКиТ. Не без участия Ассоциации появилась и программа рибейтов, пока в режиме эксперимента введенная лишь в нескольких регионах страны. В кризисное время члены Ассоциации, многие из которых совмещают кино- и телепроизводство, совместными усилиями боролись с падением рекламного телерынка, запретами на показ сериалов в Украине и ориентировались на западного производителя.

Позиционированию Ассоциации и ее работе способствовала, конечно, и премия – праздники, несмотря на кризис, у нас продолжают любить. АПКиТ сконцентрировалась исключительно на кинематографическом телеконтенте, чем выиграла очки у профессиональных кинопремий «Золотой Орел» и «Ника», а также у телевизионной ТЭФИ с ее четырьмя номинациями, касающимся сериалов. У премии АПКиТ в этом году было порядка 20 номинаций и еще несколько специальных призов. «Наша премия фиксирует, а не управляет процессом, она – часть индустриальной культуры, без которой в нашем бизнесе не принято обходиться, – рассказывал продюсер, глава Ассоциации Сергей Сельянов. – Она продвигает и популяризирует нашу деятельность. В существенной степени она служит целям внутрииндустриальным. Мы отмечаем не только первых лиц индустрии, но и тех людей, без которых это все невозможно. Звукорежиссер, художник по костюмам, гример, имеют нашу премию в виду, когда приступают к работе над тем или иным телепроектом. И, возможно, на 5–10 процентов делают свою работу лучше – в надежде получить премию. Но непосредственно индустрию эта премия не строит».

Впрочем, стараниями исключительно продюсеров, несмотря на видимые результаты работы их объединения, индустрию не построишь – особенно это касается даже не телевидения, а отечественного кинопрокатного рынка. Эффективность АПКиТ во многом обусловлена тем, что цель у ее участников в глобальном смысле общая – привлечение государственных средств в производство. Не стоит списывать со счетов и активное присутствие продюсеров в медийном пространстве. Если члены АПКиТ свои позиции по тому или иному вопросу, даже спорному (как, например, история про 5 млн за выход фильмов на российский рынок), могут озвучить громко и публично, то позиция дистрибьюторов и уж тем более владельцев кинотеатров в медиа практически не звучит. Крайне редко представителей этих двух важных для индустрии блоков зовут и на различные правительственные советы по вопросам кино. Дистрибьюторы фильмов у большинства ассоциируются лишь с представителями крупных голливудских студий, а кинотеатры вообще находятся в стороне процесса со своим бизнесом, связанным не только с показом кино, но и с продажей попкорна. Так или иначе необходимость создания реально действующего объединения показчиков назревала очень давно. И если прокатчиков от этого шага какое-то время сдерживала их конкуренция между собой, то в свете различных государственных идей по регулированию проката объединение киноотрасли наконец интенсифицировалось – в июне официально появилась Ассоциация владельцев кинотеатров, а в сентябре на «Кино Экспо» было объявлено о создании Ассоциации кинодистрибьюторов.

Вперед к цивилизации

По мнению Вадима Смирнова, главы компании «Двадцатый Век Фокс СНГ», вошедшей в Ассоциацию кинодистрибьюторов, появление организации чрезвычайно важно для всего рынка. «Причем, вопреки высказывавшимся мнениям, это не объединение для дружбы против кого-то, а своего рода союз профессионалов, который будет в пределах дозволенного обсуждать и координировать важные для бизнеса вещи, – подчеркивает Смирнов. – Это «оцивилизовливание» бизнеса. В любой (и в нашей!) стране существуют профессиональные союзы и ассоциации. Да, безусловно, одним из важных побудительных мотивов к тому, чтобы перейти от «обломовщины», лежанию на диванах к активным действиям стали инициативы министерства культуры, но это не единственное, что заставило нас начать двигаться от слов к делу».

Помимо российского «Фокс» в Ассоциацию вошли WDSSPR, российское подразделение Universal Pictures, «Централ Партнершип», «Каро Премьер» и «Наше кино». В числе основных задач новой организации пока проанонсированы формирование максимально благоприятных условий для роста и развития рынка кинотеатрального показа и отрасли в целом; налаживание и улучшение коммуникации между представителями бизнеса и органами законодательной и исполнительной власти; формирование и закрепление свода этических норм и правил, улучшающих деловой климат в отрасли, увеличивающих ее прозрачность и привлекательность для инвестиций, с особым фокусом на российское кино; ведение конструктивного диалога с другими отраслевыми организациями и группами, направленного на максимальное удовлетворение потребностей существующей зрительской аудитории и ее расширение с помощью улучшения качества предоставляемых продуктов и услуг.

«Ассоциация создана для того, чтобы вести диалог, создавать предпосылки для роста нашего общего рынка. И этим мы озадачены уже сейчас. Дайте время – и Ассоциация расскажет о себе. Мы пока лишь говорим о тех причинах, которые побудили наши компании войти в эту Ассоциацию. Поставленные цели довольно общие, но могу сказать, что все они мне кажутся важными и действительно объединяющими наши компании», – отметил глава WDSSPR Антон Сиренко.

О конкретных действиях, которые Ассоциация кинодистрибьюторов собирается предпринять в первую очередь, пока никто не говорит. Официально общественная организация еще не зарегистрирована, дистрибьюторы ждут ответа от Минюста. Как только регистрация состоится, Ассоциация выберет своего председателя. Претендентов немного – главы компаний, вошедших в организацию, – так что вряд ли борьба за этот пост будет ожесточенная.

Пока же участники Ассоциации сходятся лишь в одном: создание такой организации – важный шаг, демонстрирующий зрелость отечественной индустрии. «Нельзя считать индустрию зрелой, если нет влиятельных профессиональных объединений, поэтому я считаю, что появление Ассоциации Кинодистрибьюторов – это правильный шаг, – уверен Сельянов. – Мы все видим, что это необходимо для развития рынка, формирования диалога между представителями бизнеса и властью, представителями других отраслевых организаций и много чего еще. Возникло объединение владельцев кинотеатров, есть ассоциация продюсеров кино и телевидения, и вот появилась ассоциация кинопрокатчиков – вот эта триада и есть индустрия».

Вадим Смирнов отмечает, что на первом этапе, пока Ассоциация только начинает жить, изобилие участников ей не нужно. «Пусть механизм заработает и отладится, ибо ежели «базар» начнется с самого начала, на идее можно будет поставить крест. Мы не закрыли двери, о чем говорилось на пресс-конференции. Семья же тоже постепенно складывается – сначала муж и жена, потом детки появляются, потом, глядишь, еще и тещенька с тестем переберутся», – говорит глава компании «Двадцатый Век Фокс СНГ».

По его мнению, Ассоциация в том виде, в котором она существует на данный момент, позволит дистрибьюторам выражать общую согласованную точку зрения на важные вопросы и вызовы, вести более осмысленный диалог, в том числе, и с Министерством культуры, которое пока общается с представителями кинопрокатного рынка лишь точечно. Кроме непосредственных регуляторов рынка, Ассоциация собирается общаться и с объединениями других участников индустрии. В том числе с представителями так же недавно созданной Ассоциации владельцев кинотеатров.

Закрытые группы по интересам

Работа Ассоциации владельцев кинотеатров ведется в более конкретном направлении. Вопрос с регистрацией в Минюсте был решен 20 июня, тогда же новая общественная организация и объявила о своем появлении, хотя встречи владельцев кинотеатров велись уже больше года.

«Минкультуры, конечно, сплачивает ряды, но не оно было катализатором процесса, – рассказывает член совета новой Ассоциации Олег Березин. – История с Ассоциацией владельцев кинотеатров берет свое начало с прошлого летнего Кинорынка, когда несколько владельцев решили, что надо начать встречаться. На прошлом «Кино Экспо» это обрело конкретную форму, в декабре уже состоялась встреча в Красноярске, а весной – в Краснодаре, где и было решено, что надо юридически оформляться. И в Сочи уже была встреча по принципиальным положениям устава. Там была принята, на мой взгляд, важная история, что это все-таки объединение физических лиц, либо владеющих, либо имеющих долю в предприятиях публичного кинотеатрального показа».

Кроме владельцев кинотеатра до 25% численности данной Ассоциации могут составлять те, кто не имеет долю в организации кинопоказа. Это, как говорит Березин, небольшая лазейка для топ-менеджеров. Помимо экономического критерия также важно, что вступить в этот «закрытый клуб» можно, только получив две рекомендации действующих членов Ассоциации. Так, по словам Березина, новая организация будет реально действующим механизмом объединения именно предпринимателей – людей, заинтересованных в продвижении и развитии собственного бизнеса. В Ассоциацию не могут попасть представители муниципальных кинотеатров и крупных киносетей, подведомственных холдингам, для которых кинотеатральный прокат не является основным бизнесом.

«Основная цель – это именно защита интересов владельцев, а не кинотеатров. Неоднократно обсуждалось, что позиция менеджера кинотеатра, топ-менеджера, директора может, как это ни парадоксально, расходиться с интересами владельцев. В том числе из-за такого долгосрочного видения владельца, который создает свой бизнес. Есть, конечно, владельцы-инвесторы, которые вложились в свое время и трава не расти. Такие нам тоже не очень интересны, потому что они пассивные владельцы, ничего не делают и только ждут, когда упадут дивиденды. Есть вторая категория владельцев, которые открывают свой бизнес и понимают его. Это может быть один из бизнесов, но это тот бизнес, которым они занимаются регулярно сами. Такое именно предпринимательское начало», – отмечает Березин.

О поддержке личных интересов говорит и его коллега Сергей Липов, владелец кинотеатра «Эпицентр» в Красноярске. По его словам, на данный момент в Ассоциации насчитывается порядка 30 предпринимателей, на счету которых практически половина коммерческих кинозалов страны. «Создание профессиональных ассоциаций назревало давно, потому что есть много нерешенных вопросов и тем. Мы до сих пор работаем и руководствуемся многими документами, принятыми в 80-90-х годах прошлого века. Инициативы Минкультуры стали немаловажным толчком для консолидации», – отмечает Липов.

Однако пока Ассоциация владельцев кинотеатров сконцентрировалась на решении не политических, а вполне конкретных вопросов. Организация поделена на несколько групп, работающих по следующим темам: отношения с Российским авторским обществом, система ЕАИС, борьба с так называемым «потребительским экстремизмом», когда зрители проносят в кинозал собственную еду, и «диктатом мэйджоров», исследование падения зрительского интереса. Как рассказывает Березин, кроме этого, организация иногда собирается для того, чтобы решить и какие-то вопросы материальной поддержки кого-то из своих членов.

«У нас нет задачи собрать такой а-ля ГКЧП, проводить открытые заседания, на которых мы всех позовем, вещать что-то со сцены. Это ассоциация, работающая в интересах своих членов. Я даже могу сказать, что в принципе она не работает в интересах всей индустрии. Нет такой цели. У каждого из нас может быть цель сделать мир лучше, но в принципе у этой ассоциации задача – защита интересов своих членов, а не тех, кто как бы вокруг. Потому что все это «вокруг» ведет к очень сильной пассивности», – отмечает Березин.

В качестве примеров для работы он приводит, в частности, истории с ЕАИС, когда возникают сбои с подачей данных в систему, или когда дистрибьюторы пытаются через ЕАИС контролировать деятельность кинотеатров, которые, естественно, обвиняются во всех неточных (как минимум, по мнению дистрибьюторов) данных. Для этого группа, работающая по данному направлению, изучит спорные моменты и предложит как-то документально зафиксировать ответственность разных игроков рынка за передачу данных. Есть истории с тайными проверками от тех же дистрибьюторов, когда, как говорит Березин, некоторые проверяющие толком и не заходят в кинозал, а составляют отчет «из фойе».

Ассоциация не могла пройти и мимо наболевшей темы с МАТИЛЬДОЙ. По словам Березина, члены организации направили письмо Патриарху, МВД, а также компании «Каропрокат». В последнем они озвучили деловое предложение поделить расходы на организации повышенных мер безопасности на показах фильмов. «У нас также было предложение не применять санкции к тем кинотеатрам, которые отказались показывать фильм. А санкции такие существуют. Есть факты, когда кинотеатр получает письма от «Каро Премьер», дистрибьютора фильмов Warner Bros, что «если вы не поставите МАТИЛЬДУ, мы не дадим вам формат по ГЕОШТОРМУ. Эти письма сейчас коллекционируется», – отмечает Березин. Глава компании «Каропрокат» Алексей Рязанцев уверен, что таких писем «нет и быть не может». «Пакеты фильмов Warner Bros. и «Каропрокат» никогда не пересекались и не могут пересекаться. Те кинотеатры, которые не хотят работать с МАТИЛЬДОЙ, пусть не работают. До недавнего времени самая крупная сеть «Синема Парк» и «Формула кино» отказывалась работать с фильмом и мы не делали из этого трагедии. Причем ГЕОШТОРМ там расписывался как обычно. Сеть вернулась в роспись после того, как государство в лице своих правоохранительных органов четко приняло меры по пресечению любых экстремистских выступлений, направленных против законного проката фильма МАТИЛЬДА. Поэтому те, кто не хотят демонстрировать фильм, либо лукавят и поддерживают Наталью Поклонскую, либо хотят дважды заработать – и демонстрируя фильм, и взимая непонятную сумму с дистрибьютора», – отмечает Рязанцев. Он уверен, что именно в обязанности кинотеатров входит обеспечение безопасного и комфортного показа фильмов для зрителей, а прокатчик должен обеспечить кинотеатры собственно фильмом и соответствующей рекламой.

Каким образом Ассоциация владельцев кинотеатров будет решать столь спорные вопросы с другими участниками индустрии – пока большой вопрос. Однако, по словам Березина, к диалогу и с дистрибьюторами, и с арендодателями, и с муниципальными властями, и со всеми регуляторами рынка они готовы. «Между собой мы обсуждаем те плюсы, которые получают члены ассоциации. Вроде бы, все конкуренты друг другу, но мы видим, как один помогает другому какими-то советами, рассказами, делится опытом. Внутри этой непубличной структуры друг другу люди рассказывают очень много. А вот зачем собрались дистрибьюторы, я не очень понимаю. Потому что даже в отношении сбора в 5 млн у них, насколько я знаю, возникли уже трения. Есть более понятные и деятельные структуры – та же Ассоциация продюсеров. С тем, что они делают, мир может не соглашаться, но они это делают в интересах членов своей Ассоциации, и это правильно», – считает Березин.

Понятно, что итоги этой работы – как совсем внутрицеховые, так и более-менее ориентированные на интерес со стороны профессиональных игроков рынка, вряд ли будут заметны скоро. Однако консолидация общих усилий и возникновение таких организация – все-таки заметный тренд, который в перспективе, возможно, пойдет на пользу отечественной индустрии. Если, конечно, энергичные «общественники» не повторят опыт предшествующих им организаций.

«К возникновению этих организаций я отношусь положительно, но без иллюзий, потому что в свое время подобные ассоциации уже создавались и не раз, – говорит директор сети «Премьер-зал» Владимир Петелин. – И у дистрибьюторов были, и у кинотеатров. У последних это уже, наверное, раз в четвертый происходит, и в первых трех я принимал активное участие. К сожалению, энтузиазм участников быстро гаснет после того, как возникает какая-то задача, на которую необходимо сдать деньги. Ну и сам энтузиазм гаснет, когда ты что-то делаешь, но видишь, что рядом есть люди, которые не участвуют ни в чем. Я, конечно, очень надеюсь, что новые объединения учтут и предусмотрят ошибки старых и не наступят на те же грабли, но пока верится в это с осторожностью».

По его мнению, консолидация отрасли происходит именно потому, что большинство игроков сейчас все-таки стали осознавать огромное количество рисков в индустрии и активную позицию государства, мечтающего полноправно контролировать кинорынок. В качестве примера работы подобных организаций в прошлом, так же столкнувшихся с госрегулированием Петелин привел соглашение «Киноальянса» с Минкультуры и Фондом кино относительно 20% сеансов для российских фильмов. Тот документ, по большому счету носивший рекомендационный характер, на время стал определенным компромиссом между попытками государства квотировать рынок и желанием сетей не прекратить свою работу.

Что касается «Киноальянса», то он, по словам исполнительного директора Валерия Карпова, по-прежнему существует. В частности, недавно сети, входящие в некоммерческое партнерство, вместе решали вопрос с выходом в прокат космических драм САЛЮТ-7 и ВРЕМЯ ПЕРВЫХ. «Я лично считаю, что без ассоциаций кинотеатрам жить сложно. Это не такой высокомаржинальный бизнес, как может казаться. Любые нападки с точки зрения налогов, изменений в законодательной сфере сильно отражаются на рентабельности. Информационный накал, перенос дат релизов также сильно влияют на отрасль», – уверен Карпов.

Однако пока «Киноальянс» занял позицию молчаливого невмешательства. По словам исполнительного директора, это связано с переформатированием рынка и появлением новых игроков – той же Объединенной киносети. «Когда все уложится, думаю, «Киноальянс» возобновит свою работу. Надо понимать, что без объединения, защиты общих интересов будет сложно находиться. Государство пытается продвинуть свои инициативы, это может негативно отразиться на отрасли. Это риски для бизнеса, но все они при желании просчитываются и могут быть услышаны в профессиональном диалоге, в том числе и с представителями федеральных ведомств», – заключает Карпов.

Пока открытый и официальный диалог между новыми Ассоциациями, в том числе и не зарегистрированными, и представителями государства еще не случился, плоды пусть и только проанонсированной в публичном пространстве консолидации уже появились. Министр культуры РФ Владимир Мединский, кажется, все-таки отказался от идеи пятимиллионого сбора за выход фильмов в прокат. Правда, в пользу аналога французской модели, которую для внедрения на наш кинорынок еще нужно будет серьезно просчитать. А с этим, как правило, чаще всего и возникают проблемы у участников индустрии. Возможно, создание общественных организаций все-таки позволит начать работу над эффективным и полезным для большинства игроков регулированием российской киноотрасли. Тяжелую, кропотливую, взвешенную и подходящую для фиксации в законодательных актах, а не только для громких заявлений на очередных кинорынках.


24.11.2017 Автор: Мария Токмашева

Самое читаемое

По итогам года российское кино за рубежом заработало $17,6 млн, это лишь на 2,8% выше цифр 2022-го

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году

Подробнее
Высокая кухня и чувства

«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски

Подробнее
Врожденная болезнь и творческий кризис

«Ненормальный»: уехать в Китай, чтобы найти себя

Подробнее
Мультфильм начал свой прокат в Китае

Международная касса: «Кунг-фу панда 4» вырвалась вперед

Подробнее
доступ запрещен