top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Если завтра локдаун

Как чувствует себя кинопоказ на пороге повторной остановки

Третья волна ковида шагает по стране. Врачи снова сообщают о том, что больницы почти заполнены. Случаев с тяжелым течением болезни все больше. Как и прошлым летом, во избежание перегрузки системы здравоох­ранения региональные власти вводят ограничения. В Бурятии и вовсе объявлен локдаун. Вместе с экспертами и игроками рынка БК разбирается, как себя чувствует отрасль кинопоказа, оказавшаяся на пороге повторной остановки.

ЧТО ПРОИСХОДИТ?

Существенное отличие нынешнего лета от прошло­годней ситуации – наличие вакцин. Они дают надежду на то, что самых суровых ограничений удастся избежать. Другое дело, что массовая вакцинация по состоянию на конец июня фактически провалена – количество при­вившихся в стране составляет чуть менее 12%. Чтобы эти цифры выросли, власти Москвы, Подмосковья и еще нескольких регионов страны приняли решение о прове­дении принудительной вакцинации работников общепи­та и сферы услуг, в том числе кинопоказа, и внедрении QR-пропусков для доступа к общественным благам и ус­лугам. Пока последняя мера касается только общепита.

Еще 12 июня закрылись все рестораны, театры и ки­нотеатры в Бурятии. В других регионах ограничения, касающиеся кинопоказа, пока довольно «диетические». В Москве разрешенная заполняемость залов осталась прежней – 50%. Однако с 28 июня для того, чтобы по­пасть на мероприятие с численностью участников бо­лее 500 человек, теперь нужен QR-код, который выдают только официально переболевшим, прошедшим вакци­нацию или имеющим на руках свежий ПЦР-тест с от­рицательным результатом. К счастью, это фактически касается только первого зала «Октября» и еще пары площадок в городе – абсолютное большинство кино­театров может функционировать в прежнем режиме. Однако есть в Москве и те, кто бежит впереди парово­за – так, компания «Яндекс» открыла летний кинотеатр в Парке Горького (на месте бывшего летнего «Пионера»). Вход бесплатный для подписчиков онлайн-платфор­мы «КиноПоиск HD». Но попасть на показы могут только зрители с QR-кодом. В Петербурге с 17 июня разрешенная заполняемость кинозалов снизилась с 75% до 50%, а максимальное количество посетите­лей мероприятий, в том числе на открытом воздухе, ограничили до 3 тысяч человек.

В большинстве других регионов страны пока все относительно спокойно. Помимо Бурятии, полностью не работают кинотеатры лишь в Вологодской области. В Башкирии и Нижегородской области в работающие заведения пускают только при наличии отрицатель­ного ПЦР-теста или справки о прохождении вакцина­ции. Но глава Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин предлагает сильно не обольщаться: «Пока «фильтрация» в Москве с 28 июня носит рекомен­дательный характер. Но я не удивлюсь, если за реко­мендациями последует негласное принуждение к ис­полнению. Все понимают, что добровольно никто не будет вводить ограничения, поэтому рано или позд­но придут Роспотребнадзор или пожарная инспекция и найдут более убедительные методы воздействия».

Вопрос о том, почему вакцинация проходит в на­шей стране с таким трудом, оставим социологам. Но осмелимся предположить, что если бы за те полго­да, которые вакцина существует в свободном досту­пе, она оставалась в эпицентре информационной по­вестки, это заметно ускорило бы процесс вакцинации. Не сумев прорекламировать прививку как нечто на­сущное и безопасное, власти решили включить прове­ренный добровольно-принудительный режим. Теперь стоит задача любой ценой увеличить процент вакцини­рованных. В том числе ценой издержек, которые опять понесет бизнес. При этом вопрос о каких-либо компен­сациях владельцам кинотеатров и других заведений вновь даже не поднимается. Кинотеатры опять оста­ются наедине с арендодателями и прочими пробле­мами. «После прошлого года мы ничему уже не удив­ляемся. Региональные власти по-прежнему решают свои проблемы за счет бизнеса, вводя новые ограни­чения и перекладывая ответственность на предпри­нимателей, – с грустью рассуждает Олег Березин. – Вакцинация вроде бы добровольна для людей, но для предприятий она обязательна. В итоге бизнесу при­дется расхлебывать эту кашу. Если бы разговор начал­ся с того, что власть признается, что использует пред­приятия в качестве живого щита и нуждается в их помощи, но обещает ответную поддержку, тогда бы это был диалог и движение вперед. А сейчас получа­ется категоричная директива сверху: бизнес обязан и пусть делает, что хочет, а власти все равно, как он бу­дет выживать. Это, конечно, расстраивает».

Приходится констатировать, что аккурат к стар­ту ЧЕРНОЙ ВДОВЫ кинопрокат получил двойной удар со стороны как коронавируса, так и властей, которые жесткими мерами по ограничению публичной актив­ности максимально сужают зрительский поток и воз­можности для маневра в только-только начавший раз­гоняться сезон блокбастеров. О локдауне «сверху» пока не говорят вслух, но может сложиться ситуа­ция, когда возникнет локдаун «снизу» – это случит­ся, если мейджоры начнут убирать свои релизы с лет­них дат. Без голливудского контента в июле и августе российским кинотеатрам работать просто нет смыс­ла. Такой вариант развития событий пока кажется ма­ловероятным, но если это случится, последствия бу­дут гораздо тяжелее, чем год назад – прежде всего из-за того, что абсолютное большинство площадок и так не успело восстановиться и существует на грани рентабельности.

«Я уверен, что кинотеатры не переживут новые огра­ничения, – рассуждает генеральный директор сети «Киноград» Дмитрий Павлов. – Думаю, что в случае но­вого локдауна я сразу же поеду к арендодателям объ­яснять им ситуацию. Либо нужно будет уменьшить аренду до нуля, либо закрываться совсем. Абсолютно никакого смысла работать в таких условиях не будет».

МНОГОУРОВНЕВЫЙ КРИЗИС

Антикоронавирусное давление властей на кинобиз­нес чревато не только потенциальным обвалом сборов и закрытием площадок, но и неожиданными кадровыми проблемами. Если ограничения посещаемости – это по­вторение пройденного, возвращение к опыту лета-осе­ни 2020-го, то принудительная вакцинация сотрудников игроками рынка воспринимается как не меньшая угро­за. Кинотеатры рискуют потерять часть линейного пер­сонала, наименее привязанного к работе на конкретной площадке. Как рассказал Олег Березин, в кинотеатрах уже начались увольнения тех сотрудников, которые хо­тят избежать обязательной вакцинации. И это при том, что пандемия и без того вызвала проблемы с персона­лом. Многие люди предпочитают получать пособие по безработице, чем выходить на работу и рисковать здо­ровьем. Дмитрий Павлов не на шутку встревожен дан­ной проблемой: «Меня даже больше напрягает история с обязательной вакцинацией сотрудников. У нас никто не хочет прививаться, и что я могу сделать? Отстранить от работы? Но тогда работать будет просто некому. Опять же, кинотеатр окажется на грани закрытия».

Также стоит учесть, что для работников сферы об­служивания (и кинотеатров в том числе) до сих пор не разработан регламент по проверке подлинности QR-кодов гостей. Очевидно, что обычные сотрудни­ки кинотеатров не являются уполномоченными для проверки документов у других граждан – в частности, предъявлять свой паспорт де-юре им никто не обязан. Это ставит их в крайне неловкую правовую ситуацию. Надо ли говорить, что все эти манипуляции делают по­ход в кино некомфортным и излишне энергозатрат­ным? Не проще ли запуганному бюрократией зрителю остаться дома в компании услужливых онлайн-стри­мингов? Олег Березин предупредил об эмоциональных последствиях подобных правил: «Многие будут выра­жать негатив не к региональной власти, придумавшей фильтрацию зрителей, а по отношению к кинотеатру, потому что он рядом и ему можно высказать что угод­но. Люди приходят в кино отдыхать и получать поло­жительные эмоции, а в результате испытывают стресс. Это станет долгосрочной проблемой».

БУДУЩИЕ ПОТЕРИ

По данным из открытых источников, на 30 июня полностью привито от коронавируса 17,3 млн россиян, или 11,84% населения. При этом первую прививку от коронавируса получили еще 22,6 млн человек (15,43% населения). То есть, по официальным данным, сово­купный объем вакцинированных (в том числе напо­ловину) перешагнул отметку в 27%. Вполне солидная цифра. Однако здесь нельзя не вспомнить о черном рынке фейковых сертификатов о вакцинации, а также о том факте, что далеко не каждый привившийся яв­ляется ярым приверженцем кинохождения. Поэтому охотно верится неутешительному прогнозу бывше­го генерального директора киносети «Формула Кино» Юрия Кириллова, согласно которому повсеместное введение QR-кодов обрушит посещаемость кинотеа­тров: «Официально в стране привит каждый десятый. Может, чуть больше – пусть даже каждый пятый, – рас­суждает он. – Если начнут пускать только по QR-коду о наличии прививки, то посещаемость чисто арифме­тически может упасть в 5–10 раз. Конечно, смысла ра­ботать в таких условиях нет никакого. Лучше закрыть­ся. Это особенно обидно сейчас, когда кинотеатры только-только разобрались с проблемами прошло­годнего локдауна, закрыли вопросы по аренде и про­катной плате, наметили перспективы до конца года. И вот опять!» Кириллову вторит генеральный директор comScore в России Роман Исаев: «Введение QR-кодов будет иметь однозначно убийственные последствия для индустрии кинопоказа и общепита. Мы уже видим по опыту первых дней работы ресторанов и кафе, как эта инициатива сокращает посещаемость на 50–95 про­центов. В подобных условиях проще закрыться и не ра­ботать. Если бы конкретным отраслям предписали про­сто остановиться, это было бы честнее по отношению к владельцам бизнеса».

Одним из первых регионов, применивших макси­мально жесткие ограничения, стала Нижегородская область. Уже две недели местные кинотеатры пуска­ют на сеансы либо уже привившихся, либо перебо­левших, либо предъявивших отрицательный ПЦР- тест. Несмотря на тяжелую ситуацию, букер киносети «Люмен» Мария Шашкова не торопится посыпать го­лову пеплом: «Постановление вышло, и посещаемость упала сразу в два раза. Но пока непонятно, это паде­ние из-за жары и роста заболеваемости или из-за но­вых мер. Возможно, в таких условиях проще не рабо­тать, чем работать. Но мы пока не закрываемся. Из-за того, что сейчас контент достаточно слабый, нельзя оце­нить, насколько это повлияло на интерес людей к по­ходам в кино. Будет четкое понимание уже с выходом ЧЕРНОЙ ВДОВЫ».

Выход одной из самых долгожданных премьер от Marvel, перенесенной из-за пандемии, действительно станет ключевым индикатором текущего состояния ки­нопоказа. По стартовым сборам приключений героини Скарлетт Йоханссон можно будет оценить, насколько впала в анабиоз как сама отрасль, так и киноходящая аудитория.

Существует скромная надежда, что за счет ряда по­слаблений, в том числе в отношении зрителей подрост­кового возраста, на которых как минимум до сентября не распространяется необходимость вакцинировать­ся, кинозалы все-таки не будут совсем уж пустовать. ЧЕРНАЯ ВДОВА и ряд других потенциальных блокбасте­ров июля нацелены именно на подростков, и как раз они могут обеспечить новому фильму Marvel и другим проектам сколько-нибудь заметную посещаемость, ко­торая сделает QR-ограничения не похожими на повтор­ный локдаун. В то же время Роман Исаев считает, что оснований для подобных утешений немного: «Да, сами подростки могут приходить в кино или кафе без QR- кода, но они должны находиться в заведении в при­сутствии взрослого, а вот ему уже требуется QR-код или отрицательный ПЦР-тест. Это ставит крест на этом так называемом послаблении. Если говорить конкрет­но о ЧЕРНОЙ ВДОВЕ, то при ее рейтинге 16+ свободно в кино смогут прийти только зрители в возрастном ди­апазоне 16–18 лет, то есть довольно узкая прослойка».

НАДЕЖДА НА ВЫБОРЫ

Если власти решат вводить для кинотеатров новые ограничения в виде QR-кодов или локдаунов, останется только вспомнить слова руководителя сети «Премьер Зал» Владимира Петелина, которые он произнес в ин­тервью ЭБК № 39 (865), о том, что даже более короткий локдаун будет еще более разрушительным для отрасли, чем продолжительный первый.

Понятно, что даже если значительная часть насе­ления побежит вакцинироваться прямо сейчас, это не приведет к моментальному восстановлению зритель­ского потока. Если кинопоказ снова полностью остано­вится, восстановление даже до нынешних не самых вы­соких уровней займет несколько месяцев.

При этом Юрий Кириллов не исключает вероятности, что угроза коронавируса уйдет из информационной повестки к концу лета – чтобы не нервировать общество перед выборами. Олег Березин считает, что нужно, напротив, готовиться к продолжительному состоянию осажденной крепости: «Что касается сроков, то уже написали, что если у кинотеатра найдут нарушения, его ждет приостановка деятельности на 30 дней, а потом будет повторная выдача QR-кодов. Значит, уже подразумевается, что эти ограничения введены не на один месяц. Получается, эта история надолго. К сожалению, нам никуда не деться от сводящего с ума бардака, который продолжит распространяться на все наши 85 регионов». Так или иначе, все будет зависеть от конечных целей властей. Если в приоритете окажется именно поголовная вакцинация, то новые ограничения продолжат действовать как минимум на протяжении ближайших четырех-пяти месяцев. И, кажется, власти решили во взаимоотношениях с бизнесом рубить хвост собаке по частям – в надежде на то, что она успеет зализать рану перед тем, как будет нанесен следующий удар.

При поддержке Фонда кино


05.07.2021 Автор: Никита Никитин, Рая Башинская, Дмитрий Некрасов

Самое читаемое

Онлайн-презентация пройдет 30 сентября

В Минкультуры презентуют обновленную цифровую площадку для приема заявок на субсидии от организаций

Подробнее
Богатырский сиквел, возвращение фильма «Квартета И» и новый «Мажор»

Обзор изменений графика релизов на неделе 23–29 сентября 2024 года

Подробнее
«Проклятие» с Эммой Стоун, британские «Эти храбрые девочки» и многое другое

Новинки октября в онлайн-кинотеатре Amediateka

Подробнее
Релиз заработал около 7,5 млн рублей

Предварительная касса четверга: «Беляковы в отпуске» вырвались в лидеры

Подробнее
доступ запрещен