Если завтра локдаун
Как чувствует себя кинопоказ на пороге повторной остановки
Третья волна ковида шагает по стране. Врачи снова сообщают о том, что больницы почти заполнены. Случаев с тяжелым течением болезни все больше. Как и прошлым летом, во избежание перегрузки системы здравоохранения региональные власти вводят ограничения. В Бурятии и вовсе объявлен локдаун. Вместе с экспертами и игроками рынка БК разбирается, как себя чувствует отрасль кинопоказа, оказавшаяся на пороге повторной остановки.
ЧТО ПРОИСХОДИТ?
Существенное отличие нынешнего лета от прошлогодней ситуации – наличие вакцин. Они дают надежду на то, что самых суровых ограничений удастся избежать. Другое дело, что массовая вакцинация по состоянию на конец июня фактически провалена – количество привившихся в стране составляет чуть менее 12%. Чтобы эти цифры выросли, власти Москвы, Подмосковья и еще нескольких регионов страны приняли решение о проведении принудительной вакцинации работников общепита и сферы услуг, в том числе кинопоказа, и внедрении QR-пропусков для доступа к общественным благам и услугам. Пока последняя мера касается только общепита.
Еще 12 июня закрылись все рестораны, театры и кинотеатры в Бурятии. В других регионах ограничения, касающиеся кинопоказа, пока довольно «диетические». В Москве разрешенная заполняемость залов осталась прежней – 50%. Однако с 28 июня для того, чтобы попасть на мероприятие с численностью участников более 500 человек, теперь нужен QR-код, который выдают только официально переболевшим, прошедшим вакцинацию или имеющим на руках свежий ПЦР-тест с отрицательным результатом. К счастью, это фактически касается только первого зала «Октября» и еще пары площадок в городе – абсолютное большинство кинотеатров может функционировать в прежнем режиме. Однако есть в Москве и те, кто бежит впереди паровоза – так, компания «Яндекс» открыла летний кинотеатр в Парке Горького (на месте бывшего летнего «Пионера»). Вход бесплатный для подписчиков онлайн-платформы «КиноПоиск HD». Но попасть на показы могут только зрители с QR-кодом. В Петербурге с 17 июня разрешенная заполняемость кинозалов снизилась с 75% до 50%, а максимальное количество посетителей мероприятий, в том числе на открытом воздухе, ограничили до 3 тысяч человек.
В большинстве других регионов страны пока все относительно спокойно. Помимо Бурятии, полностью не работают кинотеатры лишь в Вологодской области. В Башкирии и Нижегородской области в работающие заведения пускают только при наличии отрицательного ПЦР-теста или справки о прохождении вакцинации. Но глава Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин предлагает сильно не обольщаться: «Пока «фильтрация» в Москве с 28 июня носит рекомендательный характер. Но я не удивлюсь, если за рекомендациями последует негласное принуждение к исполнению. Все понимают, что добровольно никто не будет вводить ограничения, поэтому рано или поздно придут Роспотребнадзор или пожарная инспекция и найдут более убедительные методы воздействия».
Вопрос о том, почему вакцинация проходит в нашей стране с таким трудом, оставим социологам. Но осмелимся предположить, что если бы за те полгода, которые вакцина существует в свободном доступе, она оставалась в эпицентре информационной повестки, это заметно ускорило бы процесс вакцинации. Не сумев прорекламировать прививку как нечто насущное и безопасное, власти решили включить проверенный добровольно-принудительный режим. Теперь стоит задача любой ценой увеличить процент вакцинированных. В том числе ценой издержек, которые опять понесет бизнес. При этом вопрос о каких-либо компенсациях владельцам кинотеатров и других заведений вновь даже не поднимается. Кинотеатры опять остаются наедине с арендодателями и прочими проблемами. «После прошлого года мы ничему уже не удивляемся. Региональные власти по-прежнему решают свои проблемы за счет бизнеса, вводя новые ограничения и перекладывая ответственность на предпринимателей, – с грустью рассуждает Олег Березин. – Вакцинация вроде бы добровольна для людей, но для предприятий она обязательна. В итоге бизнесу придется расхлебывать эту кашу. Если бы разговор начался с того, что власть признается, что использует предприятия в качестве живого щита и нуждается в их помощи, но обещает ответную поддержку, тогда бы это был диалог и движение вперед. А сейчас получается категоричная директива сверху: бизнес обязан и пусть делает, что хочет, а власти все равно, как он будет выживать. Это, конечно, расстраивает».
Приходится констатировать, что аккурат к старту ЧЕРНОЙ ВДОВЫ кинопрокат получил двойной удар со стороны как коронавируса, так и властей, которые жесткими мерами по ограничению публичной активности максимально сужают зрительский поток и возможности для маневра в только-только начавший разгоняться сезон блокбастеров. О локдауне «сверху» пока не говорят вслух, но может сложиться ситуация, когда возникнет локдаун «снизу» – это случится, если мейджоры начнут убирать свои релизы с летних дат. Без голливудского контента в июле и августе российским кинотеатрам работать просто нет смысла. Такой вариант развития событий пока кажется маловероятным, но если это случится, последствия будут гораздо тяжелее, чем год назад – прежде всего из-за того, что абсолютное большинство площадок и так не успело восстановиться и существует на грани рентабельности.
«Я уверен, что кинотеатры не переживут новые ограничения, – рассуждает генеральный директор сети «Киноград» Дмитрий Павлов. – Думаю, что в случае нового локдауна я сразу же поеду к арендодателям объяснять им ситуацию. Либо нужно будет уменьшить аренду до нуля, либо закрываться совсем. Абсолютно никакого смысла работать в таких условиях не будет».
МНОГОУРОВНЕВЫЙ КРИЗИС
Антикоронавирусное давление властей на кинобизнес чревато не только потенциальным обвалом сборов и закрытием площадок, но и неожиданными кадровыми проблемами. Если ограничения посещаемости – это повторение пройденного, возвращение к опыту лета-осени 2020-го, то принудительная вакцинация сотрудников игроками рынка воспринимается как не меньшая угроза. Кинотеатры рискуют потерять часть линейного персонала, наименее привязанного к работе на конкретной площадке. Как рассказал Олег Березин, в кинотеатрах уже начались увольнения тех сотрудников, которые хотят избежать обязательной вакцинации. И это при том, что пандемия и без того вызвала проблемы с персоналом. Многие люди предпочитают получать пособие по безработице, чем выходить на работу и рисковать здоровьем. Дмитрий Павлов не на шутку встревожен данной проблемой: «Меня даже больше напрягает история с обязательной вакцинацией сотрудников. У нас никто не хочет прививаться, и что я могу сделать? Отстранить от работы? Но тогда работать будет просто некому. Опять же, кинотеатр окажется на грани закрытия».
Также стоит учесть, что для работников сферы обслуживания (и кинотеатров в том числе) до сих пор не разработан регламент по проверке подлинности QR-кодов гостей. Очевидно, что обычные сотрудники кинотеатров не являются уполномоченными для проверки документов у других граждан – в частности, предъявлять свой паспорт де-юре им никто не обязан. Это ставит их в крайне неловкую правовую ситуацию. Надо ли говорить, что все эти манипуляции делают поход в кино некомфортным и излишне энергозатратным? Не проще ли запуганному бюрократией зрителю остаться дома в компании услужливых онлайн-стримингов? Олег Березин предупредил об эмоциональных последствиях подобных правил: «Многие будут выражать негатив не к региональной власти, придумавшей фильтрацию зрителей, а по отношению к кинотеатру, потому что он рядом и ему можно высказать что угодно. Люди приходят в кино отдыхать и получать положительные эмоции, а в результате испытывают стресс. Это станет долгосрочной проблемой».
БУДУЩИЕ ПОТЕРИ
По данным из открытых источников, на 30 июня полностью привито от коронавируса 17,3 млн россиян, или 11,84% населения. При этом первую прививку от коронавируса получили еще 22,6 млн человек (15,43% населения). То есть, по официальным данным, совокупный объем вакцинированных (в том числе наполовину) перешагнул отметку в 27%. Вполне солидная цифра. Однако здесь нельзя не вспомнить о черном рынке фейковых сертификатов о вакцинации, а также о том факте, что далеко не каждый привившийся является ярым приверженцем кинохождения. Поэтому охотно верится неутешительному прогнозу бывшего генерального директора киносети «Формула Кино» Юрия Кириллова, согласно которому повсеместное введение QR-кодов обрушит посещаемость кинотеатров: «Официально в стране привит каждый десятый. Может, чуть больше – пусть даже каждый пятый, – рассуждает он. – Если начнут пускать только по QR-коду о наличии прививки, то посещаемость чисто арифметически может упасть в 5–10 раз. Конечно, смысла работать в таких условиях нет никакого. Лучше закрыться. Это особенно обидно сейчас, когда кинотеатры только-только разобрались с проблемами прошлогоднего локдауна, закрыли вопросы по аренде и прокатной плате, наметили перспективы до конца года. И вот опять!» Кириллову вторит генеральный директор comScore в России Роман Исаев: «Введение QR-кодов будет иметь однозначно убийственные последствия для индустрии кинопоказа и общепита. Мы уже видим по опыту первых дней работы ресторанов и кафе, как эта инициатива сокращает посещаемость на 50–95 процентов. В подобных условиях проще закрыться и не работать. Если бы конкретным отраслям предписали просто остановиться, это было бы честнее по отношению к владельцам бизнеса».
Одним из первых регионов, применивших максимально жесткие ограничения, стала Нижегородская область. Уже две недели местные кинотеатры пускают на сеансы либо уже привившихся, либо переболевших, либо предъявивших отрицательный ПЦР- тест. Несмотря на тяжелую ситуацию, букер киносети «Люмен» Мария Шашкова не торопится посыпать голову пеплом: «Постановление вышло, и посещаемость упала сразу в два раза. Но пока непонятно, это падение из-за жары и роста заболеваемости или из-за новых мер. Возможно, в таких условиях проще не работать, чем работать. Но мы пока не закрываемся. Из-за того, что сейчас контент достаточно слабый, нельзя оценить, насколько это повлияло на интерес людей к походам в кино. Будет четкое понимание уже с выходом ЧЕРНОЙ ВДОВЫ».
Выход одной из самых долгожданных премьер от Marvel, перенесенной из-за пандемии, действительно станет ключевым индикатором текущего состояния кинопоказа. По стартовым сборам приключений героини Скарлетт Йоханссон можно будет оценить, насколько впала в анабиоз как сама отрасль, так и киноходящая аудитория.
Существует скромная надежда, что за счет ряда послаблений, в том числе в отношении зрителей подросткового возраста, на которых как минимум до сентября не распространяется необходимость вакцинироваться, кинозалы все-таки не будут совсем уж пустовать. ЧЕРНАЯ ВДОВА и ряд других потенциальных блокбастеров июля нацелены именно на подростков, и как раз они могут обеспечить новому фильму Marvel и другим проектам сколько-нибудь заметную посещаемость, которая сделает QR-ограничения не похожими на повторный локдаун. В то же время Роман Исаев считает, что оснований для подобных утешений немного: «Да, сами подростки могут приходить в кино или кафе без QR- кода, но они должны находиться в заведении в присутствии взрослого, а вот ему уже требуется QR-код или отрицательный ПЦР-тест. Это ставит крест на этом так называемом послаблении. Если говорить конкретно о ЧЕРНОЙ ВДОВЕ, то при ее рейтинге 16+ свободно в кино смогут прийти только зрители в возрастном диапазоне 16–18 лет, то есть довольно узкая прослойка».
НАДЕЖДА НА ВЫБОРЫ
Если власти решат вводить для кинотеатров новые ограничения в виде QR-кодов или локдаунов, останется только вспомнить слова руководителя сети «Премьер Зал» Владимира Петелина, которые он произнес в интервью ЭБК № 39 (865), о том, что даже более короткий локдаун будет еще более разрушительным для отрасли, чем продолжительный первый.
Понятно, что даже если значительная часть населения побежит вакцинироваться прямо сейчас, это не приведет к моментальному восстановлению зрительского потока. Если кинопоказ снова полностью остановится, восстановление даже до нынешних не самых высоких уровней займет несколько месяцев.
При этом Юрий Кириллов не исключает вероятности, что угроза коронавируса уйдет из информационной повестки к концу лета – чтобы не нервировать общество перед выборами. Олег Березин считает, что нужно, напротив, готовиться к продолжительному состоянию осажденной крепости: «Что касается сроков, то уже написали, что если у кинотеатра найдут нарушения, его ждет приостановка деятельности на 30 дней, а потом будет повторная выдача QR-кодов. Значит, уже подразумевается, что эти ограничения введены не на один месяц. Получается, эта история надолго. К сожалению, нам никуда не деться от сводящего с ума бардака, который продолжит распространяться на все наши 85 регионов». Так или иначе, все будет зависеть от конечных целей властей. Если в приоритете окажется именно поголовная вакцинация, то новые ограничения продолжат действовать как минимум на протяжении ближайших четырех-пяти месяцев. И, кажется, власти решили во взаимоотношениях с бизнесом рубить хвост собаке по частям – в надежде на то, что она успеет зализать рану перед тем, как будет нанесен следующий удар.
При поддержке Фонда кино
05.07.2021 Автор: Никита Никитин, Рая Башинская, Дмитрий Некрасов