top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Киноклубы в России: точки роста

Отчет с недавнего круглого стола в рамках Московского культурного форума

В конце марта в Центральном выставочном зале Манеж проходил Московский культурный форум. Одним из мероприятий деловой программы стал круглый стол «Киноклубы в России: точки роста». Спикеры рассказывали о своем опыте и пытались ответить на вопрос, что вообще из себя представляет киноклуб, какие у него цели и зачем он нужен. Как выяснилось, спикерам и гостям из зала было чем поделиться: в стране действует множество киноклубов, и все они устроены по-разному. Главной проблемой остается не человеческий и даже не финансовый ресурс, а легальные права на контент для показа – получить их очень непросто.

Модератором круглого стола выступил Олег Иванов, генеральный директор ФГБУК «Роскультпроект» и член экспертного совета Министерства культуры РФ. Он определил, что все киноклубы объединяет устойчивая форма: они создаются, чтобы люди собирались и обсуждали кино. Также формат отличает «подпольное» начало – демонстрируемый контент не всегда имеет легальную природу, а помещение для показа может и не быть настоящей киноплощадкой. Однако, по мнению спикера, киноклубам России пора выйти на свет – это стало одним из важных посылов мероприятия.

По итогам обсуждения удалось выделить три типа киноклубов:

  1. Киноклубы, которые ведут приглашенные эксперты
  2. Киноклубы, которые ведут лидеры общественного мнения
  3. Киноклубы, основанные на базе площадки-агрегатора

С приглашенными экспертами работают в сети государственных кинотеатров «Москино». Ее генеральный директор Светлана Максимченко рассказала, что совсем недавно киноклубы в «Москино» создавались на местах и существовали в разных форматах с программами разного уровня. Сейчас концепция поменялась – теперь сеть работает только с партнерами, например, с журналом «Искусство кино», и практически всегда мероприятия проходят с показами и последующим обсуждением вместе с экспертом. Такая организация помогла повысить уровень события, поднять планку обсуждения. Работа с партнерами помогает получать права на контент – для «Москино» как для государственного учреждения важно все делать легально. Светлана Максимченко выразила надежду, что вскоре вопрос с правами будет так или иначе решен повсеместно, и другие учреждения, которые сейчас показывают фильмы в киноклубах не совсем легально, смогут работать честно. При этом спикер выразила уверенность, что в регулировании киноклубы не нуждаются – они развиваются стихийно, и жесткий порядок может сказать на них негативно.

В Пермской синематеке, о которой рассказал ее генеральный директор Павел Печенкин, киноклубы ведут лидеры общественного мнения – учителя, киноманы, психологи. Принцип организации киноклуба здесь следующий: некая общность людей собирается поговорить, и разговор несет не только образовательную функцию, но порой помогает решить какие-то проблемы коллектива. Так, например, учитель, если в классе начинают дразнить какого-то ученика, ведет детей на показ фильма ЧУЧЕЛО и потом организует беседу-обсуждение. Раз в месяц киноклуб собирают психоаналитики. Самый массовый клуб – ретро, где собираются активные, но забытые обществом старушки, которые вместе смотрят кино и общаются. В университетах региона даже проходит конкурс киноклубов – в течение определенного времени студенты проводят показы с дискуссиями, а потом лучшие клубы получают награды за качество показа и уровень обсуждения. Павел Печенкин отметил, что сейчас в обществе существует дефицит общения, и киноклубы пытаются его ликвидировать.

Об обсуждении фильмов на базе площадки рассказали Максим Горбов, руководитель проекта «Каро.Арт», и Александр Щеряков, директор Всемирного фестиваля уличного кино. «Каро.Арт» – московский проект, в рамках которого проходят фестивали кино. Осенью «Каро.Арт» показали, например, фильмы молодых российских режиссеров, в том числе картину КАК ВИТЬКА ЧЕСНОК ВЕЗ ЛЕХУ ШТЫРЯ В ДОМ ИВАЛИДОВ. Спикер отметил, что проблема с правами для проекта стоит особенно остро – возможно, в регионах показы и удается проводить нелегально, но в Москве, если ты не уверен в партнере, предоставившем контент – готовься к судам. В рамках Всемирного фестиваля уличного кино фильмы, как понятного из названия, показываются на улице. Фестиваль быстро развивается – в 2014 году в нем участвовало 15 городов, тогда как в 2017 их стало уже 1100. Александр Щеряков рассказал о том, как формируется сообщество, киноклуб, на местах: увлекающаяся кино команда девочек и мальчиков с непостоянным составом находит площадку для проведения мероприятия, добывает технику, потом пытается вести диалог с властью и предпринимателями, потом выходит на потребителей контента. Движет людьми потребность развиваться. При успешном опыте организации киноклуба в дальнейшем активная команда организует киношколу или кинопродакшн.

Далее выступили представители Молодежного центра Союза кинематографистов России, который вместе с СК и организовал круглый стол по киноклубам. На прошедшем 21 декабря заседании Совета по культуре и искусству Президента РФ Владимир Хотиненко предложил «развивать сеть некоммерческого кинопоказа во всей России, систему синематек, центров кинопросвещения молодежи». Молодежный центр Союза кинематографистов России уже на протяжении четырех лет проводит киноклубные показы. Исходя из своего опыта и опыта коллег в Молодежном центре считают очень важным начало системной работы по развитию киноклубной сети в России, созданию проекта синематек с регулярными показами и обсуждением полнометражного игрового, короткометражного игрового, документального и анимационного кино как на оффлайн, так и онлайн площадках. Сейчас в Молодежном центре разрабатывают проект такой сети. Сопредседатель Правления Молодежного центра СК РФ Филипп Абрютин подчеркнул, что киноклубы создаются не только для продвинутых зрителей, но и для тех, кто станет активным зрителем завтра – молодежи, детей. Необходимо формировать культуру смотрения кино, любовь к большому экрану. Спикер обратился к примеру ДВИЖЕНИЯ ВВЕРХ – этот сверхпопулярный фильм привлек в кинотеатры 12 млн зрителей, но ведь население России много больше. Киноклубы могут помочь расширить киноходящую аудиторию в нашей стране.

В завершение дискуссии полезной информацией и наблюдениями поделились гости из зала. Представитель агентства по продвижению фильмов Festagent рассказал, что компания занимается не только кинофестивалями, но и киноклубами. Festagent помогает желающим подготовить легальную основу для показа фильмов. Предоставить «чистое» кино для клубов может и фестиваль ВГИК. Как выяснилось, добывать права на показ можно и через Госфильмофонд, однако это может занять время и обойдется недешево. Представитель фестиваля «Ноль плюс» поднял тему, которой не коснулись на круглом столе – он предложил посмотреть как на маленький киноклуб и на семью, ведь совместный просмотр и обсуждения фильмов – одно из средств формирования отношений. С мнение все согласились, и на этой теплой ноте мероприятие завершилось.


02.04.2018 Автор: Анна Багрова

Самое читаемое

Комедия «Бархоппинг», перевыпуск «Маленького Будды» с Киану Ривзом и много переносов

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года

Подробнее
Ранее «Студия Ортодокс» уже попадала в список должников Фонда кино

Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина

Подробнее
В 2023 году российские стриминги выпустили 176 ориджиналсов

«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов

Подробнее
Сравниваем предстартовые показатели ключевых новинок с конкурентами и референсами

Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»

Подробнее
доступ запрещен