top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Кинорыночные отношения

БК подводит итоги кинофорума CineEurope

В Барселоне на прошлой неделе завершился кинофорум CineEurope – юбилейный, тридцатый по счету и первый после глобального локдауна, связанного с пандемией. Казалось бы, с момента последнего очного форума, состоявшегося в июне 2019 года, прошло не так уж много времени. Но как же все изменилось за эти два года! БК съездил в Барселону и спешит рассказать, чем запомнится постковидный CineEurope.

СЮРПРИЗЫ ОТ МЕЙДЖОРОВ – ПРИЯТНЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ

Пандемия нанесла сокрушительный удар по отрасли. А та хоть и выдержала, но пока так и не восстановилась. Этот тезис как мантру повторяли в Барселоне почти все гости форума. Сам форум в этом смысле был абсолютным отражением происходящего в индустрии. Внешне все вроде бы было как обычно: презентации проводились, фильмы показывались, выставка функционировала, люди снова встречались, что-то обсуждали и планировали. Но привычных масштабов не чувствовалось. Нет, CineEurope – по-прежнему крупнейший отраслевой профессиональный форум Старого света, один из самых заметных среди подобных конвентов во всем мире. Но то ли из-за постпандемийных ограничений, то ли из-за непростой ситуации на многих европейских рынках он получился заметно скромнее, чем всегда. Пустота в многочисленных коридорах Барселонского международного выставочного центра ежедневно намекала на то, что на форум приехало сильно меньше делегатов, чем в былые времена. Да и привычных презентаций всех голливудских мейджоров мы тоже не дождались. Не стоит думать, что Голливуд CineEurope в 2021 году проигнорировал. Но студии явно подошли к нему без привычного огонька. Полноценные (можно даже сказать, классические) презентации подготовили только Universal, Warner Bros. и Paramount. Мероприятия первых двух компаний были эмоционально сдержанными, но при этом достаточно насыщенными. Представители обеих студий со сцены произносили проникновенные речи о том, как они счастливы, что кинотеатры пережили тяжелые времена. Что в этих тяжелых временах отчасти виноваты в том числе и эти компании, увлекшиеся стримингами и неоднократно переносившие свои релизы, предпочитали не упоминать. Paramount же устроила из представления своего пакета настоящее шоу – впрочем, как всегда. Кроме того, эта студия единственная привезла в Барселону большую звезду – Тома Круза. Его визит не был анонсирован, но тем приятнее и неожиданнее оказалось появление актера – в зале его встречали настоящими овациями. На общем довольно спокойном фоне появление Круза, прорекламировавшего ТОП ГАН: МЭВЕРИК и новую часть франшизы МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА, стало самым ярким событием этих пяти дней.

Sony Pictures тоже удивила, но, напротив, лаконичностью своей презентации: вместо традиционного представления своего пакета студия ограничилась двухминутной нарезкой с кадрами будущих проектов. Понятно, что делать какие бы то ни было выводы по проектам, исходя из этой презентации, невозможно. Поэтому стоит отметить, что представители российских кинотеатров, побывавшие на Санкт-Петербургском контент-форуме в сентябре, оказались в более выигрышном положении – для них российский офис Sony подготовил заметно больше материалов. А фильм и в Барселоне, и в Питере показывали один и тот же – новую инкарнацию ОХОТНИКОВ ЗА ПРИВИДЕНИЯМИ. В обоих случаях реакция зала была воодушевленной – похоже, нас ждет полноценное возрождение франшизы. За время этой короткой встречи с залом представители Sony, как и их предшественники, несколько раз повторили, что приоритетным для компании является эксклюзивный выпуск своего контента на большие экраны. И это явно успокаивающе действовало на европейцев. Тем более что Sony в чрезмерных заигрываниях с онлайном как раз пока замечена не была.

DISNEY + БАРСЕЛОНА = ?

Больше всех среди крупных игроков рынка удивил Disney. В CineEurope гигант рынка развлечений участвовал по минимуму: компания не только не стала устраивать презентаций, но и отказалась от размещения привычных баннеров и рекламных конструкций. Никакого собственного контента Walt Disney Studios, Marvel и Pixar также показано не было. И тут самое время вновь вспомнить российский офис компании, который провел в Санкт-Петербурге образцово-показательную презентацию, снявшую большинство вопросов по будущим проектам Disney. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что специально для CineEurope мейджор все же расщедрился на демонстрацию целиком двух проектов своей дочерней компании 20th Century Studios – мультфильма НЕИСПРАВИМЫЙ РОН и исторического фильма ПОСЛЕДНЯЯ ДУЭЛЬ. И если первый безоговорочно понравился почти всем, то второй вызвал противоречивую реакцию. Насколько зайдет массовому зрителю длинная суровая судебная драма из времен Средневековья – большой вопрос. Впрочем, нет сомнений в том, что это один из самых заметных студийных фильмов 2021 года с точки зрения качества продакшна и внимания к деталям. Почему Disney решил ограничить свое присутствие на форуме показом двух картин, не озвучивается. Возможно, компания просто не договорилась с организаторами. А может, посчитала крупнейший европейский кинотеатральный форум не слишком интересным для себя, потому что на данном этапе ее основной приоритет в Европе – стриминговый сервис Disney+.

Стриминги – действительно большая головная боль для местных кинотеатров. Это в Россию, чья кинопрокатная отрасль восстанавливается довольно быстрыми темпами (не настолько, как хотелось бы, но все же заметно лучше Европы), мировые медиагиганты со своими потоковыми сервисами выходить не спешат – в том числе из-за того, что их тут не особо ждут и готовы всячески препятствовать их проникновению. А на крупнейших рынках Европы – в Великобритании, Испании, Франции, Германии, Нидерландах, Италии – они уже работают, активно отбирая аудиторию у кинотеатров. Особенно это чувствуется на примере старшего поколения европейских зрителей: на одной из деловых сессий CineEurope представители киносетей Великобритании и Испании жаловались, что возрастная аудитория после пандемии ходит в кино очень плохо. Домашний просмотр у нее и так давно уже в приоритете, а с приходом глобальных онлайн-платформ вроде Disney+ и HBO Max и исчезновением кинопрокатного окна причина посещать кинотеатры у таких зрителей отпала. И только НЕ ВРЕМЯ УМИРАТЬ смог ненадолго оторвать их от диванов. Но такого контента все же катастрофически мало.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ VS ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Изменившиеся правила игры в 2020 и 2021 годах в Европе многие хотели бы рассматривать как временное явление. Но это лишь мечты: все понимают, что теперь длинного кинотеатрального окна ни один релиз уже не получит. К этим новым условиям все же придется приспосабливаться. Во времена пандемии, когда прокат только начинал перезапускаться, спасением для многих игроков стал локальный контент. В странах, где исторически хорошо потребляют национальное кино, восстановление проката прошло гораздо более безболезненно. Но смогут ли местные фильмы и в дальнейшем быть полноценной заменой глобального Голливуда? На проведенной в рамках CineEurope специальной деловой сессии, посвященной этому вопросу, однозначного ответа так и не нашли. С одной стороны, локальный контент способен показывать впечатляющие кассовые результаты. С другой – бесперебойно выпускать хиты ни одна локальная индустрия не может, даже когда речь идет о Японии или Корее (Китай все же оставим за скобками – закрытость рынка и цензурные ограничения делают контент этой страны «вещью в себе», интересной по большей части пока только местным зрителям). И сколько бы ни вышло успешных локальных релизов в Европе и в России этой весной, летом и осенью, основную кассу года на большинстве рынков все равно обеспечат голливудские ДЮНА, ВЕНОМ 2, ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ, ТИХОЕ МЕСТО 2 и другие глобальные релизы. Есть, конечно, Франция, где у локального кино позиции всегда сильны. Но, как честно признались представители этой страны на круглом столе, чтобы местные фильмы собирали, как у французов, необходима самая малость: нужно просто быть французами.

Впрочем, в чем европейским кинотеатрам не откажешь, так это в желании смотреть на мир шире обычного. Потому альтернативное Голливуду контентное предложение всегда вызывало живой интерес у участников CineEurope. Поэтому год от года довольно успешно здесь проводит свои презентации UniFrance, подсвечивая наиболее яркие французские проекты. Несколько лет назад в работе форума также принимала участие шведская компания SF Pictures, открывшая гостям Кинорынка мир скандинавского кино. В этот раз свое слово наконец сказала Россия: киносеть «КАРО» и дистрибьютор «Централ Партнершип» провели на CineEurope большое совместное мероприятие, в рамках которого рассказали не только о себе, но и о положении дел на российском рынке в целом, а также познакомили публику с наиболее перспективными для международной дистрибуции отечественными проектами будущего года. Кроме того, впервые на этом форуме был установлен большой отдельный стенд российского кинопроекта – фильма ВЫЗОВ. На нем имелись макет ракеты и большой экран, на котором велась прямая трансляция запуска с Байконура космического корабля с режиссером Климом Шипенко и актрисой Юлией Пересильд. Стенд вызывал неподдельный интерес европейцев. Его, как и русскую презентацию, активно обсуждали в кулуарах. Теперь интересно проследить, как подобные ходы в продвижении помогут международным продажам ВЫЗОВА и других проектов, на которые ЦПШ делает ставку: речь, например, о ЧЕМПИОНЕ МИРА или ДЕКАБРЕ. По некоторым другим проектам вопросов практически нет – например, тот же РЯД 19, по которому показали расширенный трейлер (к слову, он оказался более убедительным, чем то, что показали во время презентации ЦПШ в Питере), найдет массу почитателей в Латинской Америке. А может, и не только там.

Вряд ли первый постпаднемийный CineEurope кого-то разочаровал. Но многих он заставил задуматься: как долго еще глобальная индустрия будет переживать последствия кризиса и сможет ли вернуться к доковидным показателям? Последнее, как утверждали многие спикеры, – лишь дело времени. В это очень хочется верить. Чтобы зритель возвращался в кинотеатры, надо дать ему достаточное количество стόящего контента. Если судить по тем презентациям, которые на этом CineEurope все же состоялись, такой контент есть. И, возможно, 2022-й действительно будет годом окончательного освобождения индустрии от коронавирусных оков – хотя в греческом алфавите осталось много букв для названия новых штаммов.

При поддержке Фонда кино


22.10.2021 Автор: БК

Самое читаемое

Подать проект можно до 2 июня

Минкультуры объявило старт приема заявок на полное финансирование дебютов

Подробнее
На данный момент оценено восемь картин основного конкурса фестиваля

Каннский рейтинг критиков Screen Daily по-прежнему возглавляет драма Armageddon Time

Подробнее
Рейтинг возглавляет Armageddon Time Джеймса Грэя

Появились оценки критиков Screen Daily следующим фильмам 75-го Каннского кинофестиваля

Подробнее
Инстанция не обнаружила связи между пандемией и невозможностью выполнения кредитных обязательств

Арбитражный суд Московского округа отменил решения в пользу киносети «Формула Кино» и «Синема Парк»

Подробнее
доступ запрещен