Санкт-Петербургский международный Контент-форум: Форум «ВедуКиноБизнес». День второй
Деловая программа от сети кинотеатров «Премьер Зал»
Во второй день форума «ВедуКиноБизнес» докладчики сфокусировались на дополнительных источниках доходов для кинотеатров. Генеральный директор «Премьер Зала» Владимир Петелин на сессии «VR-Арена как новая возможность для кинобизнеса» рассказал об опыте внедрения в киносети арен виртуальной реальности. Петелин начал с того, что в настоящее время кинотеатрам необходимо более чутко и внимательно относиться к зрителям и фокусироваться на них самостоятельно, без масштабных рекламных кампаний мейджоров. 50% билетов в киносети продается постоянным клиентам, зарегистрированным в системе лояльности. Кинотеатру известны их контакты – день рождения, телефон, почта, – и поэтому с ними можно взаимодействовать; также известны их предпочтения в фильмах, жанрах и время похода в кинотеатр. Соответственно, киносеть может предлагать им персональные предложения.
До пандемии кинопрокат в мире получал доход до 41 млрд долларов в год. По прогнозам аналитиков в 2024 году индустрия виртуальной реальности превзойдет этот показатель и достигнет 44 млрд долларов. В 2022 году «Премьер Зал» запустил сеть арен виртуальной реальности ParkVR в Екатеринбурге, Казани, Москве и Нижнем Тагиле. За год работы в Екатеринбурге кинотеатр «Премьер Зал Парк Хаус» зарабатывал в месяц в среднем 858 тыс рублей и привлекал более тысячи посетителей. Средний чек достигал 810 рублей – в 2,7 раза выше средней стоимости билета по стране в размере 300 рублей. Площадь кинозала сопоставима с VR-ареной, но средняя выручка арены в месяц получается в 2,5 раза выше. 70% гостей VR-арены зарегистрированы в системе лояльности, то есть это возвращающиеся пользователи. Аудитория кинотеатров в целом пересекается с аудиторией VR-арены. Арена виртуальной реальности хорошо работаем там, куда люди приходят отдохнуть, развлечься, получить новые впечатления и готовы потратить на это деньги. Вместе с тем запуск арен «Премьер Зала» не был совершенно благополучным: два объекта пришлось закрыть – в Москве и Нижнем Тагиле, так как площадки не смогли набрать достаточную аудиторию, чтобы приносить прибыль, хотя и удавалось выходить в ноль и покрывать расходы.
Партнер по запуску арен виртуальной реальности «Премьер Зала» Павел Шиловский отметил, что киноходящая аудитория сократилась в 4 раза, и один из способов увеличить количество зрителей – привлекать их не только на кино. Также он предложил идею отказаться от вертикальной посадки, чтобы иметь возможность использовать залы не только для показа кино, но и как площадку для арен виртуальной реальности, демонстрации образовательного контента для школ, спорта, йоги. Среди основных инструментов продвижения VR называют «Яндекс Поиск», РСЯ, карты, CRM, соцсети и поддержку блогеров.
Стоимость реализации объекта «под ключ» в рамках франшизы ParkVR составляет 6 млн рублей, включая необходимые ремонтные работы. Зал приносит в месяц 260 тыс рублей прибыли без учета аренды. Проект может окупиться за 23 месяца. По опыту «Премьер Зала», оптимальная площадь арен – около 350 кв метров. Сейчас разрабатывается возможность реализации арен на 50 кв метрах. Соответственно, будет сокращаться стоимость реализации такого проекта.
На сессии «Три года без проектирования кинотеатра» старший директор консалтинговой компании Commonwealth Partnership (бывший Cushman & Wakefield) Андрей Шувалов рассказал о том, что при разработке концепций торговых центров, коммерческих помещений, многофункциональных центров собственники помещений перестали проектировать кинотеатры из-за существующей в последние годы нестабильности на рынке кинопоказа. До 2020 года якорными операторами торговых центров были гипермаркеты/супермаркеты, фудхоллы/фудкорты, развлечения и кинотеатр. После 2020 года якорными операторами стали супермаркеты, фудхоллы/фудкорты и развлечения, но кинотеатров в этом списке уже нет. До ковида примерно в 20% разрабатываемых CMWP проектах предполагались кинотеатры, в настоящее время – в менее 0,5%. В 2021 году компания создала 33 проекта торговой недвижимости, в 2022 году – 50, в 2023 году – 60 проектов. Ни в одном из них не закладывали строительство кинотеатра. А проекты кинотеатров, которые сейчас появятся на рынке, были созданы до 2020 года. На небольших проектах с коммерческими площадями акцент теперь делается на спортивной, а не развлекательной составляющей. При реновации торговых центров происходит сокращение площадей кинотеатров.
При этом количество проектов по коммерческой недвижимости увеличивается. Компания перестала проектировать классические большие торговые центры, а разрабатывает многофункциональные центры с офисными и жилыми башнями. Проекты по-прежнему располагаются в лучших точках города с самой большой концентрацией трафика и интересных предложений. «Мы ждем возврата кинотеатров, интересных предложений, гибких схем, чтобы добавить новые форматы. Чем больше мы будем получать информации от кинотеатров, тем легче нам будет убеждать собственников при проектировке, что кинотеатры вернутся и что они нужны не только в составе многофункциональных центров, но и в составе торговых площадей на первых этажах жилых комплексов», – заключил Андрей Шувалов.
Коммерческий директор «Премьер Зала» Артем Чулочников представил три краткосрочных сценария развития кинотеатров в России. Он напомнил, что совокупный бокс-офис в 2019 году составил 55,53 млрд рублей, в 2020 году – 22,75 млрд рублей, в 2021 году – 40,55 млрд рублей, в 2022 году – 21,77 млрд рублей. По наиболее вероятному в текущей точке развития – без особых потрясений и глобальных изменений – медианному сценарию, потенциал сборов в 2023 году составляет 35 млрд рублей. Это позволит рынку выйти на уровень 65% от 2019 года. По пессимистичному варианту развития событий результаты повторят итоги 2022 года и составят 21,77 млрд рублей. По умеренно-оптимистичному сценарию, бокс-офис покажет средний вариант между 2019 и 2021 годом – 47 млрд рублей. Такой сценарий кажется Артему Чулочникову вполне достижимым, так как имеет несколько предпосылок: внедрение «Пушкинской карты» и колоссальные инвестиции государства в кинопроизводство. По мнению Чулочникова, реальный кризис происходит в настоящее время, в дальнейшем должно становиться только лучше. Лучше будет, но будет медленно и только благодаря усилиям игроков рынка, уверен он.
Чтобы продержаться до лучших времен, руководитель компании MagnaTech и управляющий кинокультурным центром «Заря» Игорь Хабаров представил опыт возрождения старейшего действующего кинотеатра в Екатеринбурге. «Премьер Зал» выкупил площадку, когда она закрылась, и поставил целью сделать из нее районный культурный центр. В первую очередь было необходимо разработать концепцию, чтобы понимать задачи и работать по плану. Новые собственники исследовали потенциальную аудиторию и ее запросы и определили способы заработка. Для этого провели аудит активов и выделили площади под аренду. Подобрали команду и воспользовались консалтингом. Сформировали культурный и визуальный код площадки, чтобы выделяться от конкурентов. Определили составные части кинокультурного центра: кинопоказ, театр, общепит, конференц-зал, арендные мероприятия. Запланировали ремонт и техническое переоснащение – модернизацию и реставрацию. Нашли источники финансирования: аренду (в том числе событийную, проводили маркеты, корпоративы), инвестиции и займы, рекламное спонсорство, гранты, госпрограммы. Обеспечили маркетинг запуска проекта, анализировали и меняли дальнейшую работу площадки. Оценивали финансовые результаты, культурную аналитику, эргономику пространства, актуализацию концепции. Кинотеатр активно взаимодействует с муниципалитетом и культурными институциями.
Управляющий сети компьютерных клубов «Мегадром» Игорь Придвижкин рассказал об опыте переформатирования зала кинотеатра под компьютерный клуб. Компания довольна сотрудничеством и рассматривает варианты открытия клубов в других кинотеатрах. Концепция Игорю Придвижкину понравилась, а помещение оказалось крайне подходящим. Аудиторию клубов составляют школьники, студенты, играющие с детства взрослые тридцатилетние геймеры. Благодаря компьютерному клубу кинотеатру удается увеличить продажу сопутствующих товаров, получить дополнительный доход от сдачи малоликвидного помещения и привлечь дополнительный трафик.
14.09.2023