top banner

«День учителя» Сергея Мокрицкого: «Надо полюбить этот мир, и тогда не придется с ним бороться»

Автор: Мария МУХИНА

6 июня 2012

Вторая режиссерская работа оператора Сергея Мокрицкого ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ рассказывает об одном, но крайне насыщенном и, можно сказать, поворотном дне 43-летнего москвича по имени Афанасий, учителя русского языка и литературы, специалиста по творчеству Сергея Есенина, несостоявшегося писателя. За это время герой успевает пережить целую палитру событий и эмоций – от осознания своей профессиональной и творческой никчемности и крушения брака до новых любовных переживаний.


ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ

Россия, 2012, 80 мин.

Режиссер и автор сценария Сергей Мокрицкий

Оператор Иван Малютин

В ролях: Анатолий Кот, Светлана Немоляева, Ирина Рахманова, Людмила Титова, Андрей Бильжо

Генеральный продюсер Наталья Мокрицкая

Продюсер Ульяна Савельева

Производство Кинокомпания «Новые люди» при поддержке Министерства культуры РФ

 

СЕРГЕЙ МОКРИЦКИЙ: «НАДО ПОЛЮБИТЬ ЭТОТ МИР, И ТОГДА НЕ ПРИДЕТСЯ С НИМ БОРОТЬСЯ»

БК: Существует несколько разных мифов о втором фильме начинающего режиссера. Кто-то считает, что она всегда неудачная. Кто-то – что именно она демонстрирует, состоялся постановщик или нет. С каким настроением вы подходили к своему второму проекту?

Сергей Мокрицкий: Уж не знаю, что там за мифы, но за свою первую режиссерскую работу я взялся, не представляя, какой путь мне предстоит. Когда же я узнал, что да как, и получил некоторый опыт, начинать второй фильм было очень сложно. Поэтому я решил его максимально упростить. ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ – очень камерное кино. Мне хотелось сделать картину тихой, незаметной. Именно поэтому мой герой до 20-й минуты даже не выходит из квартиры. Я не сразу понял, что этим решением загнал себя в очень сложные рамки – надо быть очень хорошим режиссером, чтобы сделать такое кино интересным. Не за что зацепиться. Но у меня была замечательная команда: актер Анатолий Кот, который любил своего героя и был готов импровизировать, оператор Иван Малютин и художник-постановщик Юрий Григорович. Я опирался на их помощь, это был поистине коллективный труд. Мы снимали на «цифру», поэтому могли пробовать разные варианты.

БК: Какие впечатления от работы с «цифрой»? Ваш предыдущий фильм ЧЕТЫРЕ ВОЗРАСТА ЛЮБВИ, кажется, был снят на пленку.

Мокрицкий: Есть те, кто говорит, что «цифра» дает изображение худшего качества, но я считаю, что для художника такой проблемы не существует и никогда не будет существовать. Главное – эмоцию выжать, а какой носитель, не важно. Съемка в метро у нас получилась только благодаря «цифре». Если бы мы снимали на пленку, получилось бы нехорошо – долго и дорого. Современные цифровые технологии в руках художника не уступают пленочным. К тому же я заметил, что самые хорошие картины всегда имеют изъян, сделаны немножечко халтурно, но это великая халтура! В КАЛИНЕ КРАСНОЙ, например, кривые панорамы, камера иногда не знала, что делать, расфокус случался, потому что актеры очень много импровизировали. И что?

БК: Правда ли то, что в основу сценария лег некий польский фильм?

Мокрицкий: Да, мы приобрели права на сценарий польской картины ДЕНЬ ПСИХА Марека Котерского, собирались сделать римейк, но материал не ложился на наши реалии, он оказался слишком восточноевропейский, слишком польский. У поляков несколько иной менталитет – и по сравнению с русскими, и по сравнению с западноевропейцами. Русский человек не будет выходить из кризиса так, как наш герой. Скорее он начнет пить и счастливого финала не будет. Западный человек просто не поймет, что конкретно мучает героя. Поэтому довольно много чего пришлось добавлять. Плюс в оригинальном фильме не было столько слоев – только реальный, а в нашем есть еще выдуманный мир и сны главного героя. В итоге в картине осталось лишь порядка 30–35% от польского первоисточника.

БК: И как вы визуально разводили все эти миры?

Мокрицкий: С вгиковских времен я увлекался советским нуаром и давно хотел сделать что-нибудь в этом жанре. Поэтому вымышленный мир героя черно-белый, немой. Из звуков там только шумы. Абсолютный нуар. Когда съемки фильма были завершены, на экраны вышел АРТИСТ и мы очень расстроились. Кино нам очень понравилось, но стало понятно, что теперь многие решат, будто мы украли идею, а это не так.

В создании этого нуарного пласта мне очень помог оператор Иван Малютин. Я знал, что он в течение многих лет делал авторскую анимацию, но никому особо ее не показывал. Я убедил его, что пришла пора продемонстрировать, на что он способен. Так что мир писанины главного героя полностью воплощен нашим оператором.

БК: Главный герой, получается, это такой маленький человек?

Мокрицкий: Именно так, никчемный маленький человек, русский псевдоинтеллигент, который во всех своих бедах винит кого угодно, кроме себя, – обстоятельства, мать, бывшую жену, сына, власть. Он пытается взять мир умом, считает, что разум должен победить. Хочет мир «приподнять», но все время невпопад. В итоге герой находит любовь, и становится ясно: надо полюбить этот мир, и тогда не придется с ним бороться.

БК: Какой вы видите аудиторию своего фильма? Каковы его прокатные перспективы?

Мокрицкий: Я не питаю иллюзий относительно нашего проката. Да и нет каких-то амбиций. Мы выпустим фильм, но максимум пятью копиями. Но я думаю, зритель у картины найдется – на телевидении или в Интернете, не важно.

Что касается того, какова аудитория ДНЯ УЧИТЕЛЯ – я не знаю. Когда я ем, я не думаю, сколько калорий в пище. Так же и с кино. Мне кажется, когда снимаешь авторское кино, невозможно пытаться угодить какой-то аудитории. Думаю, это кино для взрослого зрителя. В первую очередь для мужчин. Возможно, фильм заинтересует и более молодую аудиторию. Во время монтажа произошел такой случай: у нас был 25-летний парень, который подкладывал звук под изображение, а в фильме есть эпизод, в котором герой разговаривает со своим сыном, критикует его. Как автор я был на стороне отца, но когда я пришел забирать готовый материал, это парень кинулся ко мне и говорит: «Какой вы молодец – как тонко все подметили! Мой отец такой же придурок, как этот ваш герой». Так что, может быть, у молодежи тоже найдутся какие-то точки соприкосновения с ДНЕМ УЧИТЕЛЯ. В конце концов, мы нашли необычные визуальные решения, фильм нескучно смотреть, там много гэгов. Вообще, мы изначально думали, что получится черная комедия. В итоге вышла социальная драма с элементами черной комедии.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Международная касса: хоррор «Эбигейл» уступил крупным холдоверам
Подробнее

Новости по теме

Продюсеры «Льда» прокомментировали успех фильма
Подробнее
«Конвой» Алексея Мизгирева: «Я снимаю кино о простых людях»
Подробнее
«Дочь» Александра Касаткина и Натальи Назаровой: «Мы варили кашу из топора»
Подробнее
«Искупление» Александра Прошкина: «Война – это глубочайшее несчастье нации»
Подробнее
«Аварийное состояние» Всеволода Бенигсена: «На площадке тоже приходится делать моральный выбор»
Подробнее