«День учителя» Сергея Мокрицкого: «Надо полюбить этот мир, и тогда не придется с ним бороться»

Вторая режиссерская работа оператора Сергея Мокрицкого ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ рассказывает об одном, но крайне насыщенном и, можно сказать, поворотном дне 43-летнего москвича по имени Афанасий, учителя русского языка и литературы, специалиста по творчеству Сергея Есенина, несостоявшегося писателя. За это время герой успевает пережить целую палитру событий и эмоций – от осознания своей профессиональной и творческой никчемности и крушения брака до новых любовных переживаний.


ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ

Россия, 2012, 80 мин.

Режиссер и автор сценария Сергей Мокрицкий

Оператор Иван Малютин

В ролях: Анатолий Кот, Светлана Немоляева, Ирина Рахманова, Людмила Титова, Андрей Бильжо

Генеральный продюсер Наталья Мокрицкая

Продюсер Ульяна Савельева

Производство Кинокомпания «Новые люди» при поддержке Министерства культуры РФ

 

СЕРГЕЙ МОКРИЦКИЙ: «НАДО ПОЛЮБИТЬ ЭТОТ МИР, И ТОГДА НЕ ПРИДЕТСЯ С НИМ БОРОТЬСЯ»

БК: Существует несколько разных мифов о втором фильме начинающего режиссера. Кто-то считает, что она всегда неудачная. Кто-то – что именно она демонстрирует, состоялся постановщик или нет. С каким настроением вы подходили к своему второму проекту?

Сергей Мокрицкий: Уж не знаю, что там за мифы, но за свою первую режиссерскую работу я взялся, не представляя, какой путь мне предстоит. Когда же я узнал, что да как, и получил некоторый опыт, начинать второй фильм было очень сложно. Поэтому я решил его максимально упростить. ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ – очень камерное кино. Мне хотелось сделать картину тихой, незаметной. Именно поэтому мой герой до 20-й минуты даже не выходит из квартиры. Я не сразу понял, что этим решением загнал себя в очень сложные рамки – надо быть очень хорошим режиссером, чтобы сделать такое кино интересным. Не за что зацепиться. Но у меня была замечательная команда: актер Анатолий Кот, который любил своего героя и был готов импровизировать, оператор Иван Малютин и художник-постановщик Юрий Григорович. Я опирался на их помощь, это был поистине коллективный труд. Мы снимали на «цифру», поэтому могли пробовать разные варианты.

БК: Какие впечатления от работы с «цифрой»? Ваш предыдущий фильм ЧЕТЫРЕ ВОЗРАСТА ЛЮБВИ, кажется, был снят на пленку.

Мокрицкий: Есть те, кто говорит, что «цифра» дает изображение худшего качества, но я считаю, что для художника такой проблемы не существует и никогда не будет существовать. Главное – эмоцию выжать, а какой носитель, не важно. Съемка в метро у нас получилась только благодаря «цифре». Если бы мы снимали на пленку, получилось бы нехорошо – долго и дорого. Современные цифровые технологии в руках художника не уступают пленочным. К тому же я заметил, что самые хорошие картины всегда имеют изъян, сделаны немножечко халтурно, но это великая халтура! В КАЛИНЕ КРАСНОЙ, например, кривые панорамы, камера иногда не знала, что делать, расфокус случался, потому что актеры очень много импровизировали. И что?

БК: Правда ли то, что в основу сценария лег некий польский фильм?

Мокрицкий: Да, мы приобрели права на сценарий польской картины ДЕНЬ ПСИХА Марека Котерского, собирались сделать римейк, но материал не ложился на наши реалии, он оказался слишком восточноевропейский, слишком польский. У поляков несколько иной менталитет – и по сравнению с русскими, и по сравнению с западноевропейцами. Русский человек не будет выходить из кризиса так, как наш герой. Скорее он начнет пить и счастливого финала не будет. Западный человек просто не поймет, что конкретно мучает героя. Поэтому довольно много чего пришлось добавлять. Плюс в оригинальном фильме не было столько слоев – только реальный, а в нашем есть еще выдуманный мир и сны главного героя. В итоге в картине осталось лишь порядка 30–35% от польского первоисточника.

БК: И как вы визуально разводили все эти миры?

Мокрицкий: С вгиковских времен я увлекался советским нуаром и давно хотел сделать что-нибудь в этом жанре. Поэтому вымышленный мир героя черно-белый, немой. Из звуков там только шумы. Абсолютный нуар. Когда съемки фильма были завершены, на экраны вышел АРТИСТ и мы очень расстроились. Кино нам очень понравилось, но стало понятно, что теперь многие решат, будто мы украли идею, а это не так.

В создании этого нуарного пласта мне очень помог оператор Иван Малютин. Я знал, что он в течение многих лет делал авторскую анимацию, но никому особо ее не показывал. Я убедил его, что пришла пора продемонстрировать, на что он способен. Так что мир писанины главного героя полностью воплощен нашим оператором.

БК: Главный герой, получается, это такой маленький человек?

Мокрицкий: Именно так, никчемный маленький человек, русский псевдоинтеллигент, который во всех своих бедах винит кого угодно, кроме себя, – обстоятельства, мать, бывшую жену, сына, власть. Он пытается взять мир умом, считает, что разум должен победить. Хочет мир «приподнять», но все время невпопад. В итоге герой находит любовь, и становится ясно: надо полюбить этот мир, и тогда не придется с ним бороться.

БК: Какой вы видите аудиторию своего фильма? Каковы его прокатные перспективы?

Мокрицкий: Я не питаю иллюзий относительно нашего проката. Да и нет каких-то амбиций. Мы выпустим фильм, но максимум пятью копиями. Но я думаю, зритель у картины найдется – на телевидении или в Интернете, не важно.

Что касается того, какова аудитория ДНЯ УЧИТЕЛЯ – я не знаю. Когда я ем, я не думаю, сколько калорий в пище. Так же и с кино. Мне кажется, когда снимаешь авторское кино, невозможно пытаться угодить какой-то аудитории. Думаю, это кино для взрослого зрителя. В первую очередь для мужчин. Возможно, фильм заинтересует и более молодую аудиторию. Во время монтажа произошел такой случай: у нас был 25-летний парень, который подкладывал звук под изображение, а в фильме есть эпизод, в котором герой разговаривает со своим сыном, критикует его. Как автор я был на стороне отца, но когда я пришел забирать готовый материал, это парень кинулся ко мне и говорит: «Какой вы молодец – как тонко все подметили! Мой отец такой же придурок, как этот ваш герой». Так что, может быть, у молодежи тоже найдутся какие-то точки соприкосновения с ДНЕМ УЧИТЕЛЯ. В конце концов, мы нашли необычные визуальные решения, фильм нескучно смотреть, там много гэгов. Вообще, мы изначально думали, что получится черная комедия. В итоге вышла социальная драма с элементами черной комедии.


06.06.2012 Автор: Мария МУХИНА


Новости по теме:

Продюсеры «Льда» прокомментировали успех фильма

«Конвой» Алексея Мизгирева: «Я снимаю кино о простых людях»

«Дочь» Александра Касаткина и Натальи Назаровой: «Мы варили кашу из топора»

«Искупление» Александра Прошкина: «Война – это глубочайшее несчастье нации»

«Аварийное состояние» Всеволода Бенигсена: «На площадке тоже приходится делать моральный выбор»


Самое читаемое

Соответствующий приказ подписан Ольгой Любимовой

Минкультуры РФ рекомендовало кинотеатрам приостановить показы с 23 марта

Подробнее
Распоряжение поступило от заместителя председателя правительства РФ Татьяны Голиковой.

Правительство поручило регионам закрыть кинотеатры

Подробнее
Для прекращения работы площадок одних рекомендаций мало

АВК отреагировала на рекомендации Минкультуры по закрытию кинотеатров

Подробнее
Несмотря на рекомендации Минкультуры

Российские кинотеатры пока не готовы закрываться

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Top.Mail.Ru