top banner

«Дочь» Александра Касаткина и Натальи Назаровой: «Мы варили кашу из топора»

Автор: Мария МУХИНА

7 июня 2012

Фильмография Александра Касаткина невелика. Режиссер в большей степени занимался постановкой сериалов, однако, помимо полнометражного фильма СЛУШАЯ ТИШИНУ, многие, наверное, помнят его забавную новеллу Mosco, ti amo из альманаха МОСКВА, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!, в которой незадачливый итальянский любовник вынужден балансировать на карнизе высотки МГУ, когда в комнату общежития нагрянула проверка. Наталья Назарова, автор сценариев ко многим российским фильмам и сериалам (МОЙ ПАРЕНЬ – АНГЕЛ, КОМПЕНСАЦИЯ, ВНУК ГАГАРИНА, ДУРА, «Я вернусь»), решила попробовать себя в режиссуре. Их совместной работой с Александром Касаткиным стала картина о жертвах серийного маньяка, орудующего в провинциальном городке.

ДОЧЬ

Россия, 2012, 110 мин.

Режиссеры Александр Касаткин, Наталья Назарова

Автор сценария Наталья Назарова

Оператор Андрей Найденов

В ролях: Мария Смольникова, Яна Осипова, Игорь Мазепа, Олег Ткачев, Владимир Мишуков, Кирилл Назаров

Продюсеры Сергей Зернов, Светлана Кучмаева

Производство Киностудия им. Горького, кинокомпания «Валдай»

 

НАТАЛЬЯ НАЗАРОВА: «МЫ ВАРИЛИ КАШУ ИЗ ТОПОРА»

БК: Наталья, чем вас не устроила сценарная деятельность? Почему режиссура?

Наталья Назарова: Я давно хотела снять фильм как режиссер – это вечная тоска сценаристов. К тому же еще до того, как стать сценаристом, я училась на режиссерском факультете во ВГИКе, но по семейным обстоятельствам не закончила его. Продюсеры мне говорили: «Напиши что-нибудь недорогое и мы тебя запустим». Я написала ДОЧЬ. Но проект долго не запускали – продюсеры не хотели связываться с дебютанткой. Два года сценарий лежал, его у меня пытались выкупить, но я не продавала в надежде, что все-таки мой час наступит. Однажды Саша Касаткин, который снял СЛУШАЯ ТИШИНУ по моему сценарию, стал сетовать, что нет истории, а ему очень хочется снять какое-нибудь серьезное кино. Я к тому времени уже немного отчаялась и сказала: ну давай я тебе тогда ДОЧЬ отдам, но имей в виду, что от сердца отрываю. И Саша предложил мне снять фильм вместе. С ним, конечно, было гораздо проще. Хотя финансово немного труднее – какие-то расходы увеличились вдвое, например, на проживание в гостинице. А снимали мы на средства министерства культуры – деньги мизерные, 600 или 800 тысяч долларов, каждая копейка на счету.

БК: Что вдохновило вас написать эту историю?

Назарова: Идея сценария родилась из моего сильного эмоционального впечатления в детстве. У нас в школе училась очень милая девочка. Однажды я с ужасом узнала, что ее отец сел в тюрьму за то, что заводил девочек в лес и там их насиловал. У меня был шок, я не могла понять, как вообще ребенок может такое пережить. Второе, что меня «вдохновило» – во время работы над каким-то сценарием мне нужно было читать про всяких серийных убийц, и в одной из биографий было написано, что после того, как обнародовали страшную правду, семьи пострадавших не смогли жить в городе. У меня сразу включилась фантазия, я стала представлять, что в действительности там было с этими людьми. Вот из этих двух впечатлений и родился фильм.

БК: Есть какие-то различия между написанием сценария для себя и на продажу?

Назарова: Нет. На самом деле я вообще об этом не думаю. Для меня главное – писать искренне. Всегда как для себя.

БК: Вы сказали, что давно хотели попробовать себя в режиссуре. И как впечатления?

Назарова: Режиссура действительно очень тяжелая профессия. В общем-то, я так и предполагала, но получила возможность убедиться на собственном опыте. Тяжело, особенно в условиях малого бюджета. Мы иногда буквально чуть ли не стоя работали, потому что элементарно не хватало денег на стулья для группы. Как сказал наш оператор Андрей Найденов, мы варили кашу из топора – отлавливали людей на улице, просили их, чтобы они бесплатно снялись в массовке. Но несмотря на сложности мне понравилось – охоту не отбило, скорее, наоборот.

БК: Как долго велась работа над проектом?

Назарова: Мы сделали фильм очень быстро. Проект запустился в середине августа того года, а уже в октябре начались съемки. Отсняли все за 28 дней. Мы сами удивились, что так все быстро получилось.

БК: Можете сказать, в каком жанре выдержан фильм? Или это больше авторское высказывание?

Назарова: Да, это ближе к авторскому высказыванию, но жанр можно обозначить достаточно широким термином «драма». Я бы даже сказала, что это трагедия. Хоть в конце и есть какая-то надежда на лучшее, но история получилась грустная.

БК: Грустная или мрачная?

Назарова: Те, кто уже видел картину, не употребляют слово «мрачный». Они говорят, что фильм тяжелый. У нас не было задачи «нагнать мрачняка». Скорее – провести героев через страдания. На мой взгляд, света в картине достаточно. Все зависело от главной героини – ее играет Маша Смольникова, и это выдающаяся актерская работа, без преувеличения говорю. Есть сцены, которые просто за душу берут. И все остальные актеры какой-то свет принесли с собой. У нас снимался совершенно замечательный Володя Мишуков в роли священника. Таких священников, на мой взгляд, в кино давно не было. Одна из интриг кастинга – брат Гены Назарова, моего мужа. Гена – актер, а Кирилл – настоящий следователь в милиции. Вот мы и сняли его в роли следователя.

БК: И какие впечатления от работы с непрофессиональными актерами?

Назарова: Они дают огромный бонус во время более спокойных сцен, потому что от них идет какая-то потрясающая информация. Вот, например, мы попросили следователя говорить на своем языке, которым он обычно на допросах пользуется или просто в разговоре с коллегами. И он иногда даже корректировал какие-то фразы в сценарии. Но при этом с непрофессиональными актерами немножко сложнее снимать сцены, где нужен открытый темперамент, глубокие и яркие эмоции. Требуется больше времени на репетиции этих сцен.

БК: Как распределялись обязанности между двумя режиссерами?

Назарова: Первое, что спросила продюсер Светлана Кучмаева на стадии переговоров: «А вы не переругаетесь?» Но у нас с Александром была договоренность все решать вместе. Если одному не нравится, другой не должен тупо настаивать. В таких ситуациях мы старались найти решение, чтобы оно устраивало обоих. И это оказалось гораздо проще, чем мы ожидали. К концу съемок мы не только не разругались, а нам стало ужасно удобно друг с другом, потому что всегда есть сомнения, когда ты смотришь и уже не понимаешь, хорошо это или плохо. И нужен человек, с которым можно посоветоваться.

БК: Ваш замечательный оператор Андрей Найденов не был случайно третьим режиссером на площадке?

Назарова: Я совершенно спокойно могу назвать его соавтором фильма, потому что его видение картины, образа города – это взгляд настоящего художника. У Андрея есть великое качество – такт. Мы сразу закладывали, что у нас часть текста будет сымпровизирована – хотели, чтобы речь, особенно школьников, была живой. Однако импровизация проявлялась не только в словах, но и в действиях. Конечно, мы выстраивали сцены, очерчивали рамки, но актеры все равно двигались достаточно свободно. У Андрея настолько живая камера и прекрасная реакция, что он умудрялся их ловить и крайне редко сердился. Еще он всегда был готов раньше других. У нас была хорошая камера – обычно все ждут оператора, а на этой картине Андрей ждал нас.

БК: Вы упомянули образ города. Где снималась картина?

Назарова: В двух городах Рязанской области, в основном в Елатьме и кое-какие сцены – в Касимове. Нам по сюжету обязательно нужен был провинциальный город – в фильме очень много совпадений, которые могут случиться, если пространство маленькое, где все друг друга знают.

БК: Каким вы видите своего зрителя? Для кого делалось кино? 

Назарова: Я бы сказала, что это кино для людей от 25-ти и до бесконечности. Не то чтобы мы претендовали на какую-то универсальность. Дело в том, что все герои разных возрастов. Есть десятиклассники, есть поколение их родителей. Поэтому аудитория должна быть достаточно широкой.

Самое читаемое

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году
Подробнее
«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски
Подробнее
Международная касса: «Кунг-фу панда 4» вырвалась вперед
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» вырывается вперед
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Летучий корабль» возглавил российский прокат
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Летучий корабль» ожидаемо возглавил прокат
Подробнее
Официальная касса России: чарт возглавил «Летучий корабль»
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» возглавил прокат
Подробнее
Съемки второго и третьего «Чебурашки» будут идти одновременно
Подробнее
Стартовал прием заявок на Московский питчинг дебютантов в рамках ММКФ
Подробнее
Создатели нейросети Sora проведут встречи с голливудскими студиями
Подробнее
Премьера «Фуриосы» состоится на Каннском кинофестивале
Подробнее
Суд не стал ужесточать наказание Никите Кологривому за дебош в баре
Подробнее
Срок ареста Никиты Кологривого могут увеличить
Подробнее
Эмир Кустурица поддержал россиян после трагедии в «Крокус Сити Холле»
Подробнее
Стали известны победители кинофестиваля «Дух огня»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 28–31 марта 2024 года
Подробнее
В Минэкономики поступил проект по запуску в производство дополнительных 550 российских фильмов
Подробнее
Россия будет сотрудничать с Ираном, Индией и Турцией в совместном производстве и архивации фильмов
Подробнее
Фестиваль «Дух огня» начал работу с минуты молчания
Подробнее

Новости по теме

Продюсеры «Льда» прокомментировали успех фильма
Подробнее
«Конвой» Алексея Мизгирева: «Я снимаю кино о простых людях»
Подробнее
«День учителя» Сергея Мокрицкого: «Надо полюбить этот мир, и тогда не придется с ним бороться»
Подробнее
«Искупление» Александра Прошкина: «Война – это глубочайшее несчастье нации»
Подробнее
«Аварийное состояние» Всеволода Бенигсена: «На площадке тоже приходится делать моральный выбор»
Подробнее