top banner

«За Маркса…» Светланы Басковой: «Я прежде всего художник, а не идеолог»

Автор: Максим ТУУЛА

7 июня 2012

ЗА МАРКСА… рассказывает о борьбе между рабочими завода и его владельцами – на этом фоне происходит трагедия одного из рабочих, который оказывается неспособен выдержать давление и идет на предательство. Данная тема редко затрагивается в российском кино, но по большому счету не это самое важное – через социальный конфликт режиссер говорит о вечных вопросах и о противоречивой русской душе.


Появление картины Светланы Басковой в конкурсе «Кинотавра» оказалось для многих неожиданностью: ее предыдущие работы (ЗЕЛЕНЫЙ СЛОНИК, КОККИ – БЕГУЩИЙ ДОКТОР, ПЯТЬ БУТЫЛОК ВОДКИ, ГОЛОВА) хоть и пользовались славой, но в глазах неподготовленной публики выглядели радикальными. Их можно было показывать в особых программах Роттердама или «Киношока», но для основного конкурса главного российского фестиваля они были явным «неформатом». Сегодня «Кинотавр», как мы уже писали, неоднозначно кивает в сторону Роттердама, а Баскова несколько сменила эстетику – и ее фильм наконец-то совпал с форматом фестиваля.

ЗА МАРКСА…

Россия, 2012, 100 мин.

Режиссер и автор сценария Светлана Баскова

Операторы Максим Мосин, Егор Антонов

В ролях: Сергей Пахомов, Владимир Епифанцев, Виктор Сергачев, Лаврентий Светличный, Александр Ковалев, Владимир Яковлев, Денис Яковлев, Михаил Калинкин

Продюсеры Анатолий Осмоловский, Андрей Сильвестров, Глеб Алейников

Производство АД Студия, СИНЕ ФАНТОМ

 

СВЕТЛАНА БАСКОВА: «Я ПРЕЖДЕ ВСЕГО ХУДОЖНИК, А НЕ ИДЕОЛОГ»

БК: В пресс-релизе «Кинотавра» ЗА МАРКСА… назван дебютом, а программный директор Ситора Алиева считает его вашей первой большой картиной. Но ведь вы давно не новичок в кино.

Светлана Баскова: Мне в принципе все равно, как называют картину. Если они считают ее дебютом – пусть. Это первый фильм, который я сняла с бюджетом (спасибо СИНЕ ФАНТОМУ за то, что помогли закончить работу). Он отличается от того, что я снимала десять лет назад. Тот этап уже остался позади, теперь я решаю новые эстетические задачи, поэтому фильм совсем другой.

БК: Вы задействовали в фильме тех же актеров, что снимались у вас и раньше – Сергея Пахомова, Владимира Епифанцева.

Баскова: Да, я пригласила Пахомова и Епифанцева, потому что давно с ними знакома и они единственные актеры, с которыми я работала. На этот раз у меня была возможность оплатить их труд – я считаю, что любая работа, в том числе актерская, должна оплачиваться, это идет только во благо фильму.

БК: Расскажите о профсоюзном движении, у нас же об этом мало кто знает. Как вы собирали материал?

Баскова: Профсоюзное движение – это не тема фильма, на этом фоне развивается личная драма главного героя, который должен сделать свой выбор в сложившихся обстоятельствах. Она приобретает особую остроту, потому что в моногородах (где какое-то предприятие является градообразующим) очень трудно пойти против течения, создать свой независимый профсоюз. Вступая в эту борьбу, ты должен осознавать: если проиграешь, твоя жизнь будет фактически кончена – никто больше не возьмет тебя на работу, а уехать куда-то жителям таких городов очень тяжело. По наводке друзей я ездила в самые разные места, где происходили какие-то события, связанные с профсоюзами, присутствовала на митингах, снимала что-то на камеру. Документальные материалы, которые мне удалось там собрать, я буду выкладывать в Сеть. Но съемки собственно фильма ЗА МАРКСА… проходили в Москве.

БК: А в какое время происходит действие фильма? Ведь это уже явно не 90-е.

Баскова: После кризиса 2008 года, когда пострадали многие промышленные предприятия. В фильме владельцы хотят переложить весь груз на сотрудников, решить свои проблемы за их счет. Такое происходило повсеместно, когда рабочим не платили зарплату, увольняли без объяснения причин. Поэтому и появлялись независимые профсоюзы, которые, в отличие от советских бюрократических организаций, действительно пытались бороться за права рабочих. Не всегда успешно.

БК: Премьера вашего фильма совпадает с волной митингов в Москве. Как вы относитесь к тому, что восприятие картины, возможно, наложится на это движение?

Баскова: Я бы не хотела, чтобы мой фильм ассоциировали с этими митингами. Я снимала совсем про другое, эти события не имеют между собой ничего общего.

БК: Название ЗА МАРКСА… сразу наталкивает на вопрос: какой идеологии вы придерживаетесь?

Баскова: Я бы не сказала, что придерживаюсь какой-то политической идеологии. Я прежде всего художник, а не идеолог, поэтому не стала бы определять себя в каких-то терминах. Я не профессиональный политик. Просто есть вещи правильные и неправильные, их нельзя оценить никак иначе. Хотя, наверное, я ближе к левой стороне политического спектра.

БК: Как вы думаете, кто зритель вашего фильм? Опыт показывает, что люди не готовы смотреть картины о российской реальности, а предпочитают голливудские блокбастеры.

Баскова: Я уверена, что мою картину захотят посмотреть жители тех самых моногородов, которые узнают в моих героях самих себя, свои проблемы. Мне кажется, зритель не хочет смотреть российское кино, потому что режиссерам не удается достаточно тонко передать окружающую реальность – а возможно, они и не стремятся. Я старалась это сделать, и надеюсь, что мне удалось.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее
Международная касса: хоррор «Эбигейл» уступил крупным холдоверам
Подробнее

Новости по теме

Александр Жаров допустил возможность блокировки YouTube в России
Подробнее
Алексей Троцюк рассказал, что у «Чебурашки» может появиться продолжение
Подробнее
Сергей Сельянов об успехе дилогии «Брат»: «Перевыпуски оказались небезнадежной идеей»
Подробнее
Глава фонда «Кинопрайм» рассказал о ситуации с финансированием фильма Андрея Звягинцева
Подробнее
Сергей Сельянов про триумф «Конька-Горбунка»: «Зритель рублем подтверждает качество фильма»
Подробнее