top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Владимир Петелин: «Работа кинотеатров в малых населенных пунктах – процесс специфический»

Директор «Премьер-зала» о сотрудничестве с поддержанными площадками

За полгода, прошедшие с нашей последней беседы с директором «Премьер-зала» Владимиром Петелиным, количество поддержанных Фондом кино площадок в составе сети увеличилось более чем в три раза – с 23-х до 72-х. Процесс сотрудничества с субсидированными кинотеатрами, с одной стороны, упростился и обрел более четкие грани, однако не обходится и без новых задач и трудностей. О нюансах кинопоказа в малых городах БК вновь пообщался с Владимиром Петелиным, попутно обсудив организованный «Премьер-залом» кинофорум «ВедуКиноБизнес», который состоится 25-26 апреля в Екатеринбурге и будет интересен как опытным показчикам, так и вновь пришедшим на рынок представителям кинотеатров.

Сеть «Премьер-зал» активно сотрудничает с субсидированными кинотеатрами, начиная с первой волны поддержки. Сколько таких площадок входит в вашу сеть на данный момент? Будут ли в будущем добавляться новые кинотеатры? Как вы относитесь к тому, что многие участники рынка по-прежнему скептически относятся к перспективам развития поддержанных кинотеатров?

Да, конечно. Сейчас их уже 72 кинотеатра, и это еще далеко не предел. Более половины площадок, которые получили субсидии, только готовятся к открытию, и некоторые из них будут появляться среди наших партнеров. Что касается будущего поддержанных кинотеатров, то, безусловно, жизнь и работа кинотеатров в малых населенных пунктах – это процесс более сложный и специфический, нежели традиционная бизнес-модель в более крупных городах. Одна из основных проблем этих площадок заключается в том, что они попадают в реалии индустрии кинопоказа не подготовленными. Ведь чаще всего это муниципальные кинотеатры, которые многие годы не являлись частью кинопрокатного рынка или же просто занимались деятельностью, отличной от той, с которой они столкнулись с момента получения субсидий. Тем не менее, эти предприятия вполне способны выполнять функции, которые на них возложены – при условии, что о них все-таки не будут забывать. При поддержке бизнес-сообщества, муниципальных властей и Фонда кино они могут успешно существовать.

Какие услуги вы оказываете субсидированным площадкам? Есть ли какие-то существенные отличия от порядка взаимодействия с другими независимыми кинотеатрами?

В целом перечень услуг, доступных поддержанным кинотеатрам и тем, кто работает без поддержки Фонда кино, соотносимый. С определенной поправкой в деталях – поскольку в случае с субсидированными площадками у нас чуть более сложный и специфический документооборот (впрочем, это свойственно любой работе с муниципальными или государственными предприятиями) и обязательства по доле российского кино в 50 процентов. В остальном отличий нет. Мы предлагаем, в первую очередь, расчет бизнес-плана, под который подбирается рекомендуемое штатное расписание, и дальнейшее сопровождение, в которое входит формирование репертуара, предложение проработанных, готовых для тиражирования маркетинговых мероприятий и акций, консалтинг по организации и развитию консешн-зон.

Насколько мы знаем, некоторые субсидированные кинотеатры, будучи муниципальными предприятиями, сталкиваются с проблемами в организации кинобара. В чем они обычно заключаются и как их можно решить с вашей помощью?

Действительно, бывает, например, такое, что предприятию для кинопоказа выделялось не целое здание кинотеатра, а только кинозал. Однако этот вопрос решается переговорами с муниципалитетом, тем более что для консешн-зоны, как правило, принципиально большие площади не нужны, а во многих кинотеатрах страны и вовсе активно внедряются комбо-кассы, когда одну и ту же площадь одновременно занимает билетная касса и точка продажи попкорна. Другая сложность заключается в том, что у некоторых муниципальных мероприятий в видах деятельности не прописаны виды, соответствующие реализации розничной продукции. Это решается внесением изменений в документацию, причем в разумные сроки – все эти бюрократические процедуры можно осуществить за пару недель. Мы со своей стороны помогаем кинотеатру разобраться со всеми юридическими аспектами.

В целом за последнее время ваши принципы взаимодействия с субсидированными кинотеатрами как-то изменились? Появились ли какие-то новые нюансы, или же наоборот – все уже поставлено на поток и поэтому стало проще работать? В чем новоиспеченным участникам рынка по-прежнему не хватает опыта или знаний?

С одной стороны, все встает на поток и становится более понятным. С другой стороны, где-то становится сложнее. Например, уже в этом, 2017 году, в жизнь кинотеатров вошел 44-й Федеральный закон о госзакупках, который теперь касается в том числе и продукции кинобара. Некоторые кинотеатры пугаются этого, думают, что больше не смогут покупать зерно для попкорна. Нам приходится объяснять, что это не так уж страшно, и прорабатывать варианты, как кинотеатру сделать все правильно, в соответствии с нормами законодательства, и работать дальше. Что касается опыта или знаний, то довольно часто кинотеатры начинают активно интересоваться репертуаром и порой вводят сами себя в заблуждение относительно потенциала того или иного продукта.

Как складывается практика формирования репертуара для субсидированных кинотеатров? В опросах, которые Бк проводит по итогам месяца в малых городах, среди площадок, которые сотрудничают с «Премьер-залом», мы чаще всего встречаем мнение, что о репертуаре им беспокоиться вообще не приходится. Однако некоторые кинотеатры, бывает, сетуют, что по доле российского кино все-таки случается недобор.

Мы со всеми нашими партнерами открыто обсуждаем вопросы репертуара. Однако подчеркну, что главным мы все-таки считаем бизнес. Поэтому наша задача – сформировать репертуар наиболее выгодно с коммерческой точки зрения. В определенный период, как, например, в марте, может выходить достаточно большое количество интересных зарубежных картин, и тогда мы смещаем роспись в их пользу, чтобы кинотеатр мог заработать. А в другой период времени, как, например, в начале апреля, когда вышел фильм ВРЕМЯ ПЕРВЫХ, мы смещаем акцент в другую сторону, и 70-80 процентов репертуара составляет уже российское кино. К сожалению, не все сразу понимают этот момент, и нам приходится несколько раз обсуждать, доносить кинотеатрам, что мы выбираем для них лучший вариант и регулярно контролируем процент российского кино.

Многих ожидаемо беспокоит вопрос репертуара в летний период, когда российских фильмов выходит традиционно мало. Какое решение вы предлагаете кинотеатрам в летние месяцы?

У нас наработаны некоторые решения, которые уже были использованы в прошлом году – мы продлевали основные интересные российские фильмы, плюс в прокате всегда активно присутствует такой продукт, как МУЛЬТ В КИНО, он стабильно является подспорьем. Кроме того, на сегодняшний день выходит большое количество хорошего кино, которое не добирается до экранов всех кинотеатров, но мы получаем предложения о его прокате. Мы их рассматриваем и ориентируем как раз на те даты, когда может быть нехватка российского кино.

25-26 апреля в Екатеринбурге «Премьер-зал» проведет кинофорум «ВедуКиноБизнес». Насколько активно им интересуются субсидированные кинотеатры? Планируют ли они посетить мероприятие?

Да, поддержанные площадки обязательно будут представлены. Сейчас у нас регистрируется примерно одинаковое количество субсидированных площадок и тех, кто начинал кинопоказ без поддержки Фонда кино, – мы планируем, что всего форум посетят как минимум 150 участников.

Можно ли говорить о том, что это локальная альтернатива Кинорынку?

Нет, нам ни в коем случае не хотелось бы позиционировать наше мероприятие, как некую альтернативу существующему уже много-много лет Кинорынку. Это, скорее, некое дополнение и расширение за счет того, что 90 процентов участников кинофорума «ВедуКиноБизнес» практически никогда не посещают Кинорынки ввиду ряда причин, начиная с экономических и заканчивая географическими. Большинству наших гостей проще добраться до Екатеринбурга, чем до Москвы, хотя у нас есть заявки и из более отдаленных регионов – Забайкальского края и Дальнего Востока.

Представители поддержанных площадок, которые приедут в Екатеринбург, входят в сеть «Премьер-зал», или же среди них есть те, кто не сотрудничает с вами?

В основном это те, кто с нами сотрудничает, но кинофорумом заинтересовались несколько кинотеатров из числа тех, кто открылся по программе Фонда кино и работает самостоятельно. Возможно, именно им наше мероприятие будет интересно в первую очередь, потому что ряд докладов будет посвящен введению в кинобизнес и подводным камням, с которыми могут столкнуться стартапы в своей работе.

То есть, основной акцент в программе форума будет сделан на деловые мероприятия?

Да, наша основная тема – развитие кинотеатра в будущем, увеличение доходов с помощью внедрения современных технологий и сокращения издержек. В таком направлении мы постараемся сориентировать руководителей кинотеатров, которые к нам приедут – планируем отвлечь их от того, что происходит на их площадках сегодня, и погрузить в то, как их предприятие может успешно существовать и развиваться через 5–10 лет.

Вести мероприятия будут представители сети «Премьер-зал»?

Спикерами станут как представители сети, которые расскажут об опыте внутри «Премьер-зала», так и приглашенные партнеры. В том числе будут спикеры, которые не являются непосредственными участниками кинобизнеса, благодаря чему мы, возможно, расширим и свой кругозор, и кругозор участников. В частности, у нас будет презентация компании, которая сопутствует кинобизнесу многие годы, «Синема 360». Они расскажут о своем новом проекте: «Викторина до сеанса», который они будут предлагать кинотеатрам всей страны, и который сейчас только обкатывается и внедряется в реалии московских площадок, а также екатеринбургских кинотеатров сети «Премьер-зал». Кроме того, у нас будет специалист по организации мероприятий, в том числе маркетинговых, из Санкт-Петербурга, который поделится разносторонним опытом. Например, она занималась ивент поддержкой ряда открытий офисов небезызвестной телекоммуникационной компании по Северо-Западу. Она расскажет в целом о прикладном маркетинге, о планировании, о бесплатных работающих маркетинговых инструментах. Мы поделимся своим опытом мотивации персонала через проведение корпоративных конкурсов между сотрудниками и между кинотеатрами. Данные конкурсы призваны ориентировать персонал, в том числе линейный, на работу на результат для предприятия.

Насколько тема персонала актуальна для субсидированных кинотеатров в малых городах? Насколько мы понимаем, штатный состав там обычно довольно немногочисленный.

Верно, но в связи с этим еще важнее становится работа с сотрудниками и их обучение. Дело в том, что мы в своих кинотеатрах внедряем систему универсальных сотрудников и рекомендуем ее нашим партнерам. Здесь, наверно, можно провести аналогию с «Макдональдс», где сегодня сотрудник работает на одной зоне, завтра на другой, послезавтра на третьей, что дает очень высокую взаимозаменяемость сотрудников и их вовлеченность в процесс и в целом в предприятие. То же самое мы уже реализовываем в наших кинотеатрах и пытаемся внедрять у наших партнеров – сотрудник может банально запускать людей в зал, а завтра он же может стоять за кассой и продавать билеты, комбо-наборы, попкорн, воду, попутно рассказывая о фильмах. В этой связи на форуме «ВедуКиноБизнес» у нас будет и некий ликбез по технической части, в котором наши инженеры будут рассказывать и объяснять, что проектор и оборудование для кинопоказа в зале, конечно, серьезное и дорогое, но бояться его не нужно – его нужно просто знать и понимать, иметь к нему подход и уметь управлять им. Это важно для маленьких кинотеатров, работа которых может быть организована таким образом, что на смене в кинотеатре находится один человек – он за кассой продал билеты и попкорн, и тут же со своего компьютера, когда запустил людей в зал, проверил, что фильм запустился и кинопоказ пошел.

Несмотря на то, что в программе кинофорума доминируют деловые мероприятия, контентная часть там также заявлена. Какие дистрибьюторы примут участие в мероприятии?

У нас достигнута договоренность с компанией WDSSPR о том, что они предоставят нам материалы, которые мы сможем презентовать нашим партнерам. К сожалению, сами представители Sony и Disney не смогут быть у нас, поскольку одновременно, практически в те же дни, в Москве будет проходить их собственное мероприятие. К нам приедет представитель компании «Двадцатый Век Фокс СНГ», который проведет презентацию и представит фильмы компании нашим партнерам. И, наконец, по итогам второго дня кинофорума, накануне старта фильма СПАСТИ ПУШКИНА, мы покажем его нашим гостям целиком.


18.04.2017 Автор: Саша Плющ

Самое читаемое

Новинки от «Экспоненты Фильм», «НМГ Кинопрокат» и других

Обзор изменений графика релизов на неделе 25 ноября – 1 декабря 2024 года

Подробнее
Комедия «Один день в Стамбуле» расположилась на втором месте

Касса России: на вершину проката поднялись «Приключения Паддингтона 3»

Подробнее
Новость подтвердили в пресс-службе стриминга

Игорь Мишин покидает должность генерального продюсера KION

Подробнее
Фотоотчет из Международного центра самбо

В Москве состоялась презентация телеканала ТНТ

Подробнее
доступ запрещен