Режим экономии
О способах оптимизации расходов в кинопоказе
Материал был впервые опубликован в печатном выпуске «Бюллетеня кинопрокатчика» июль-август 2016 года (№ 7–8 (120–121)).
Вот уже третий год наша страна живет в условиях экономического кризиса. Порой даже возникает ощущение, что условия эти стали нормой, а настоящий кризис еще впереди. Здесь масла в огонь подливают финансовые аналитики и прочие эксперты: если уж начал падать стойкий к критическим ситуациям фармацевтический рынок, говорят они, жди беды. Однако сфера кино, как показывает опыт общения с ее деятелями, старается не поддаваться мрачным настроениям. «Если бы я не был оптимистом, я давно ушел бы из кинопроката – и кризис тут не при чем», – сказал нам один из опытных букеров. Тем не менее выживать и зарабатывать в нынешних условиях, безусловно, непросто даже тем, кто трудится на рынке давно и пережил уже не один кризис. Что уж говорить о тех, кто в эти сложные времена только начинает свой путь в кинопоказе! Экономить приходится всем без исключения. БК попытался разобраться, как и на чем сегодня выгадывают российские показчики.
Затянуть пояса
Народная мудрость о том, что копеечка рубль бережет, безусловно, работает и в кинопоказе – оптимизация расходов практически в каждом действующем кинотеатре начинается не с глобальных стратегических решений, а с бытовых мелочей и расходных материалов. «Экономия жесткая, строгая, – говорит управляющий омского киноцентра «Вавилон» Борис Собко. – Мы меньше канцелярки берем, повторно используем бумагу, я постоянно пересматриваю расходы на моющие средства, беспрерывно идет война с моими пищевиками – чтобы находили, где можно брать дешевле». «Мы постарались вывести маломаржинальные продукты из бара, то есть те, которые раньше существовали просто для ассортимента, – делится опытом Андрей Сальников, коммерческий директор двух кинотеатров в Тульской области. – Таким образом у нас уменьшилось списание продуктов. Кроме того, мы не стали заказывать новый комплект формы для персонала – просим относиться бережно к вещам. Также перешли, например, на самые дешевые салфетки, европейское масло в баре заменили на отечественное». Другой распространенный способ чуть снизить затраты приводит в пример руководитель компании «Оптимакино» Елена Хажинская: «Если у вас бланк билетов внушительных размеров, то его надо уменьшить, а также лучше заказывать сразу большие тиражи – вкупе это снижает себестоимость одного билета».
А вот на чем не рекомендует экономить большинство показчиков, так это на сеансах с низкой заполняемостью. Конечно, отмена показа в случае, если на него пришла всего пара зрителей, продлит жизнь лампы проектора на полтора-два часа, но может стоить кинотеатру репутации. «Раньше, до появления цифрового оборудования, у нас была такая практика, – говорит Оксана Кондратенко, директор кинотеатров в Тольятти, Чебоксарах и Саранске. – Но потом появилась «цифра», мы просчитали примерную себестоимость одного часа работы проектора, получилось около 350 рублей. Поэтому даже для одного зрителя фильм мы показываем. Ни к чему хорошему отмена не приводит, она негативно сказывается на «сарафане». Особенно это ощущается в будние дни, когда ты рад каждому пришедшему человеку». По мнению генерального директора компании «Невафильм» Олега Березина, категорически нельзя экономить вообще на всем, что связано с общением с клиентом. В условиях кризиса показчикам довольно тяжело даются маркетинговые затраты, однако оставлять это направление вовсе без внимания нельзя. «По линии маркетинга вполне можно сократить, на мой взгляд, затраты на премьеры со звездами, так как подобные мероприятия носят в основном имиджевый характер, – считает директор по репертуарному планированию сети Mori Cinema Анна Титова. – Но в остальном направление маркетинга в кризис должно работать еще более интенсивно, чем в обычное время. Очень важно в этот период не терять связь со зрителем». «Еще два года назад мы устраивали большие детские праздники, но порой они даже уходили в минус, чаще – в ноль, так что от этого пришлось отказаться, – рассказывает Андрей Сальников. – Маркетинг мы вывели в бартерную систему, с помощью размещения у нас рассчитываемся со многими медиапорталами. В социальных медиа мы работаем по той же схеме взаимовыгодного сотрудничества».
Что касается технических нюансов, то в этом плане экономить нужно с большой осторожностью, а любое решение принимать взвешенно, каждый раз задавая себе вопрос: не пострадает ли в погоне за выгодой качество услуги? Опрометчивость в стремлении к оптимизации может обернуться потерей зрителя. «Основная задача любого предприятия в кризис – выжить с наименьшими потерями. В этот период люди как никогда нуждаются в простом, качественном и недорогом развлечении. На роскошь денег уже нет, приходится ужиматься, – говорит Анна Титова. – Соответственно, на чем точно нельзя экономить не только в период кризиса, а вообще никогда, это на качестве предоставляемых товаров и услуг. Качество кинопоказа является основной причиной, почему зритель идет в кино, а не смотрит фильм дома. Поэтому если кинотеатр начнет экономить на качестве показа, то зритель начнет экономить на походе в кино».
Тем не менее опыт многих показчиков свидетельствует о том, что извлечь определенную выгоду без потери качества все-таки можно – как вариант, отказавшись от демонстрации проектов в формате 3D в одном или нескольких залах, кинотеатр может сократить расходы на лампы, используя менее мощные, а значит, и более дешевые модели. Некоторые площадки в целях экономии принимают довольно неожиданные и смелые решения – например, Светлана Будник, расписывающая девять кинотеатров в разных городах России, рассказала, что один из них в периоды слабого репертуара и вовсе закрывает часть своих залов, чтобы сэкономить на лампах и повысить наработку.
И все же в кризисные времена обойтись малой кровью редко кому удается – экономические реалии потребовали от многих показчиков более радикальных перемен. Так, под нож оптимизации ожидаемо пошли фонд оплаты труда и штатное расписание. «Мы, конечно, не уволили половину персонала, но некоторые единицы ушли из штатного расписания, – рассказывает Наталья Милосердова, заместитель управляющего кинотеатра «Гринн Фильм» в Орле. – Была сокращена численность билетных контролеров, кассиров». «У нас под сокращение попал консультант, который стоял при входе в кассовую зону и рассказывал зрителям о жанре и возрастном рейтинге фильмов, – говорит Борис Собко. – Уменьшилось количество администраторов в залах – если раньше на каждый зал был свой человек, то теперь один работник на два зала. Конечно, нагрузка на оставшийся персонал увеличилась, потому что из-за сокращений люди стали выполнять больше работы, при том что их зарплаты остались на прежнем уровне».
Помимо совмещения должностей и перераспределения прежнего объема работы между меньшим количеством людей, оставшихся в штате, решением для многих кинотеатров стала передача целого ряда функций на аутсорсинг. Например, многие технические вопросы сегодня решаются во внештатном режиме. «Нужно ли иметь много постоянного технического персонала? – рассуждает Олег Березин. – Сервисные услуги можно отдавать на аутсорсинг, оставляя в штате одного грамотного и универсального специалиста, который отвечает не только за кинопоказ, но и за сигнализацию, телефонную связь, за IT – в общем, за всю техническую часть». Еще одно преимущество такого подхода приводит Елена Хажинская (компания «Оптимакино» как раз предоставляет показчикам аутсорс-услуги по репертуарному планированию, бухгалтерии и многим другим насущным вопросам): «Классическая схема любого аутсорсинга заключается в том, что эти услуги предприятие списывает на затраты, следовательно, налогооблагаемая база сокращается, и, не держа в штате сотрудника, кинотеатр экономит на зарплатных налогах».
Преимущества отданного на аутсорсинг букинга на первый взгляд могут не носить финансового характера, однако по факту благоприятно влияют на экономику кинотеатра, поскольку выручка каждой площадки напрямую зависит от грамотного репертуарного планирования. Здесь владельцам кинотеатров, желающим найти букера «на удаленке», стоит обращать пристальное внимание на опыт специалиста и его возможности по части коммуникации с дистрибьюторами. «Мы, конечно, не можем полностью исключить предоплаты или минимальные гарантии, но для наших клиентов прокатные компании делают их минимальными, – говорит Елена Хажинская. – Кроме того, наша компания базируется в Москве, и, соответственно, все фильмы, которые выходят в прокат, мы видим сильно заранее, что помогает нам правильно распределять сеансы при составлении расписания». Владислав Козлов, курирующий работу восьми площадок, география которых варьируется от Санкт-Петербурга до Петропавловска-Камчатского, отмечает, что эффективный аутсорсинг невозможен без полного доверия руководства к букеру – выбор фильмов для каждого конкретного кинотеатра должен определяться исключительно спросом его целевой аудитории, а не желанием владельца увидеть тот или иной проект в своем мультиплексе.
Скупой платит дважды
Возвращаясь к сокращениям штатных единиц в кинотеатрах, стоит сказать и о том, что определенным подспорьем, а возможно, и импульсом к этому стала автоматизация. До 2014 года площадки экспериментировали с установкой терминалов по продаже билетов, автоматической системой допуска в зал и прочими инновациями, не отказываясь от живых кассиров и администраторов, однако с наступлением кризиса им пришлось решиться на то, чтобы в буквальном смысле заменить людей машинами. «Конечно, в кризис приходится оптимизировать штатные расписания кинотеатров, – говорит Анна Титова. – Для максимальной эффективности оптимизации необходимо автоматизировать все процессы, какие возможно: терминалы для продажи билетов, объединение бара и кассы кинотеатра, автоматизация работы кинопроекционного оборудования и так далее». То есть сокращения в значительном объеме коснулись не только сотрудников, которые напрямую контактируют со зрителем – кассиры, администраторы, работники баров, но и технического персонала.
Если отбросить рефлексии, связанные с тем, что с приходом технологических инноваций количество рабочих мест, которое готов предложить сегмент кинопоказа, резко сократилось, то нельзя не согласиться, что автоматизация на сегодняшний день действительно является одним из основных ключей к эффективной оптимизации расходов. Однако важно понимать, что экономия в данном случае происходит не здесь и сейчас, а с прицелом на будущее, так как новые технологии на этапе их внедрения требуют от показчика значительных вложений.
Итак, терминалы по продаже билетов многими уже освоены, теперь на очереди – системы централизованного управления кинопоказом (TMS – Theatre Management System), тоже, в общем-то, не совсем новая технология, но ее присутствие в российских кинотеатрах пока не повсеместно. TMS, по словам специалистов, имеет весьма дружественный интерфейс, благодаря чему для запуска сеанса больше не требуется постоянное присутствие киномеханика – это легко может делать администратор или управляющий кинотеатра. Вложения в эту технологию требуются ощутимые, но и выгода этих инвестиций просчитывается наглядно. «TMS – это две большие затраты, – говорит технический директор сети кинотеатров «Формула Кино» Андрей Аликберов. – Первая – это сервер, на котором система будет жить. Хороший сервер стоит порядка 2-3 тысяч евро, он нужен один на кинотеатр. Вторая – это лицензионное программное обеспечение, оно стоит около 300 евро на каждый зал. То есть средний кинотеатр из пяти залов должен будет заплатить еще полторы тысячи, правда, стоит помнить, что это годовой платеж. Вместе с тем зарплата киномеханика составляет тысяч 30–40 рублей, а если механики сменные, то экономия становится заметна очень быстро. Для кинотеатра, даже одиночного, это вполне нормальная история. Для сетей просто получается намного больший масштаб, зато на выходе через полтора-два года мы имеем очень существенную экономию на флоте киномехаников».
Системы централизованного управления кинопоказом активно внедряет, к примеру, сеть «Премьер-зал», в составе которой за последние несколько месяцев открылось в том числе и 14 залов по программе поддержки Фонда кино. «В большинстве кинотеатров мы стараемся использовать систему удаленного управления показами, при которой человеку нет необходимости находиться рядом с кинопроектором. Это сделано для того, чтобы максимально оптимизировать работу. То есть управляет кинотеатром, по сути, один человек – он продал билеты, он же и запустил фильм. Обычно репертуар составлен на неделю вперед, и сотрудник непосредственно из фойе, из-за стойки бара или из кабинета контролирует процесс запуска фильмов. В будний день кинотеатром управляет один человек, в выходные могут помогать еще один-два сотрудника», – говорит директор киносети Владимир Петелин, попутно отмечая, что технические инновации – это именно то, на чем экономить не стоит.
С этим убеждением согласно большинство участников рынка, поскольку здесь во главу угла вновь встает качество услуги. «Автоматизация не должна ухудшать качество кинопоказа, – говорит начальник кинотехники сети «КАРО» Антон Марандин. – То есть если установить, к примеру, дешевую некачественную автоматику, которая будет давать сбои в работе, это приведет к срывам сеансов и, соответственно, к потере зрителей и доходов от кинотеатра. Никому не хочется, купив билет, просидеть в зале с невыключенным светом – люди, попавшие в такую ситуацию, возможно, больше не захотят прийти в ваш кинотеатр». «Расходы можно разделить на две части, – объясняет генеральный директор компании «Кинопроект» Александр Рубин. – Первая – это инвестиционные расходы, связанные с приобретением и установкой оборудования. И вторая – эксплуатационные расходы, связанные с ежедневным обеспечением работоспособности техники в нужной кондиции. К сожалению, оптимизация эксплуатационных расходов напрямую зависит от приобретения более дорогих технологий на этапе инвестиций – это общее правило. Если мы хотим начинать экономить впоследствии, то сначала надо потратить чуть больше».
Очевидно, что одной из основных статей расходов кинотеатра являются уже упомянутые выше лампы – если один проектор работает в течение нескольких лет, то лампы к нему меняются несколько раз в год. Сэкономить на них вполне реально – но при условии, что все остальное оборудование будет такого уровня, который позволит выбирать модели ламп меньшей мощности. Это возможно, например, при замене устаревшей 3D-системы на современный аналог с большей световой эффективностью. Выгоду такой замены можно подтвердить вполне конкретными цифрами, которые в интервью журналу «Киномеханик сегодня» (март-апрель 2016 года) приводит коммерческий директор компании Merlin Анатолий Черников: «Например, в кинозале работает система на LCD-фильтре с серебряным экраном и проектором с 6,5-киловаттной лампой. Это вполне современная система, но ее эффективность в 17 процентов – средняя. Переход на новую систему с высокой яркостью позволит применять лампы мощностью 4 киловатта и поможет кинотеатру сэкономить на одном зале 5700 евро в год. За три года экономия составит 17 100 евро – то есть окупится не только экран, но и 3D-система».
«За счет светосильных экранов и высоких КПД современных 3D-систем мы получаем возможность использовать проекторы меньшей мощности с лампами меньшей мощности, они стоят дешевле, потребляют меньше электричества, выделяют меньше тепла и требуют меньших затрат на вентиляцию и кондиционирование служебных помещений, – описывает преимущества современного оборудования Александр Рубин. – Все эти меры в результате дают возможность сделать проекционные решения дешевле, сохраняя при этом необходимый уровень освещенности на экране».
Для того чтобы грамотно инвестировать в новое оборудование, показчики советуют придерживаться нескольких правил, которые особенно важны в кризисные времена. Прежде всего необходимо руководствоваться соображениями цены и качества, а не престижности производителя. Но обращать на него внимание при этом стоит – скажем, китайские кресла могут порадовать покупателя своей низкой ценой, но довольно быстро придут в негодность, что в свою очередь приведет в итоге к бόльшим тратам. Кроме того, сотрудничать нужно только с проверенными и надежными поставщиками, выбирая среди них наиболее выгодные варианты. «Наилучшим способом приобретения кинооборудования является объявление тендера на его закупку и установку, – говорит Антон Марандин. – Это дает возможность оптимального выбора поставщиков и уменьшения затрат, а также установки собственных договорных условий». «Нужно плотно работать с поставщиками и фактически сталкивать их лбами, – согласен Андрей Аликберов. – У нас это довольно хорошо получается – даже сейчас удается в результате тендеров «опустить» подрядчиков процентов на 10–15 от изначально заявленной суммы».
Не стоит забывать и о том, что в сегменте кинооборудования существует вторичный рынок, где при желании также можно подобрать подходящий по цене и качеству вариант. «Недавно у нас была проблема – вышел из строя медиаблок, – рассказывает Андрей Сальников. – Изучали, чем более дешевым можно его заменить, так как новый стоит около 580 тысяч рублей. Мы нашли выход – некоторые площадки закрываются, и появляется возможность купить оборудование на вторичном рынке». У крупных сетей и вовсе есть возможность производить рокировку технического оснащения между своими площадками – такой опыт имеется, например, у «Формулы Кино». «В нашей сети есть кинотеатры, которые работают лучше других, а есть – хуже, – рассказывает Андрей Аликберов. – Новые площадки, как правило, имеют более высокие показатели. За прошедшие два года мы закрыли несколько нерентабельных кинотеатров, а в «Вэйпарке», например, у нас сократилось количество залов – освободившееся оборудование мы использовали на новых площадках. Если нормально за ним ухаживать, оно редко ломается и работает десятилетиями».
Если же говорить не о переоборудовании уже работающих кинотеатров, а о строительстве новых, то здесь стоит учитывать как все вышеперечисленные варианты оптимизации, так и множество других нюансов, которые помогут сделать последующие эксплуатационные расходы наиболее комфортными в текущих экономических условиях. По словам Антона Марандина, следует подумать над тем, чтобы отказаться от традиционных рам экранов в пользу так называемого «парящего экрана», который не требует дорогого обрамления и упрощает конструкцию рамы и натяжку, а также выглядит эстетичнее. Еще одна важная деталь, способная сэкономить как средства, так и квадратные метры, это легкие конструкции проекционных вместо монолитных бетонных коробок, ставших ненужными, так как современное оснащение не требует постоянного присутствия человека в кинопроекционной. «Основной проблемой при строительстве кинотеатров является звукоизоляция, – добавляет Марандин. – Использование современных звукопоглощающих материалов уменьшает стоимость акустической обработки зала за счет уменьшения количества требуемых материалов». Среди других нюансов – изначально заложенное использование универсальных касс (это решение способствует повышению среднего чека и сокращению затрат на кассовую зону, включая оргтехнику, персонал, электричество и квадратные метры); грамотное соотношение 3D- и 2D-залов и их расположение – в идеале планировка должна быть составлена таким образом, чтобы обслуживать залы мог один контролер, а поток людей, направляющийся на сеанс, проходил мимо бара.
Что дальше?
Как мы отмечали в самом начале, несмотря на разнообразные страшилки от финансовых экспертов большинство игроков рынка кинопоказа смотрит в будущее с оптимизмом. «Кинопоказ – это социальный способ проведения досуга, он все равно будет необходим человеку, – считает Александр Рубин. – Кроме того, есть ряд климатических особенностей в нашей стране, и кино остается, наверное, одним из самых доступных способов проведения времени в теплом помещении с компанией друзей или подруг на протяжении какого-то количества часов. Не учитывать этого нельзя».
Конечно, в чем-то эксперты и аналитики от экономики правы. Да, курс валют, вероятнее всего, продолжит скакать и расти. «Очень сложно выживать площадкам, которые находятся в аренде, – говорит Владислав Козлов. – У меня есть один такой кинотеатр, и, конечно, аренда съедает основную долю его доходов». Да, достойная альтернатива зарубежному оборудованию, которую можно было бы купить за рубли, появится еще не скоро. «Это вопрос не одного дня и не одного года, – отмечает Олег Березин. – С одной стороны, слишком мало областей, где можно осуществить импортозамещение, но с другой – с точки зрения пользователя этот вопрос не настолько критичен. Импортозамещение важно для развития отрасли как таковой, научного, технического, производственного потенциала. Но потребитель всегда будет в первую очередь выбирать лучшее решение за лучшие деньги и во вторую – смотреть на страну-производителя». Тем не менее кое-какое оборудование Россия все-таки может предложить показчикам уже сегодня. «Сейчас начали появляться производители акустических усилителей, – рассказывает Андрей Аликберов. – Тяжелые деревянные штуки у нас всегда умели хорошо делать, а для акустики это то, что нужно. Корпуса делают у нас или в Беларуси, динамики покупают те же самые, что в зарубежных аналогах, и в результате получается вполне качественная, но при этом дешевая акустика. Мы пока к ней присматриваемся, но, в принципе, это направление, на которое можно обратить внимание». Вместе с тем Аликберов делает акцент на том, что главный залог успеха в кризисные времена – это умение эффективно управлять своими затратами. «У нас рублевая выручка, посещаемость не растет, конкуренция увеличивается – условия жесткие, и выиграет тот, кто меньше платит за обслуживание, – добавляет технический директор «Формулы Кино». – Чтобы меньше тратить, надо хорошо вложиться».
Пожалуй, позволить себе уменьшить инвестиции, сделав выбор в пользу оборудования среднего уровня, могут только кинотеатры, расположенные в малых городах, в которых полностью отсутствует конкуренция – в первую очередь это относится к площадкам, открывающимся по программе поддержки Фонда кино. «Производители техники нам помогают, выпуская более компактные младшие модели в линейке по всему набору характеристик, – говорит Александр Рубин. – И сегодняшний объем дотаций, который предусмотрен программой Фонда кино, даже при нынешней динамике курса рубля позволяет окупить затраты, связанные с минимально необходимым набором техники».
Ну а дальше нас всех, вероятно, ждет массовый приход лазерной проекции на российский рынок. Сейчас эта технология стоит огромных денег, однако, по мнению экспертов, постепенно цена на нее будет снижаться, как это в свое время произошло с нынче повсеместными цифровыми проекторами. И особенно важно здесь то, что лазерная технология будет обеспечивать не только более высокое качество показа, но и еще бόльшую экономию за счет внушительных гарантийных сроков. Так что формула «грамотные инвестиции = эффективная оптимизация» продолжит исправно работать и в обозримом будущем.
13.09.2016 Автор: Саша Плющ, Яна Суетина