Экономика муниципального кинотеатра
Разбираемся в специфике работы государственных площадок
В начале августа в московских парках открылось 30 летних кинотеатров. Эти площадки заработали благодаря усилиям столичных властей и муниципальной сети «Москино». За посещение сеансов денег со зрителей не берут, так что ни о какой прибыли здесь речи быть не может. Другие же кинотеатры, финансируемые из местного бюджета, с успехом проводят коммерческие показы и зарабатывают уже не только одними фильмами. По большому счету, с точки зрения финансов средний муниципальный кинотеатр не так сильно отличается от провинциального малозальника. Но специфика, конечно же, есть. БК пообщался с представителями таких площадок в разных регионах, чтобы выяснить, как устроена их экономика.
Так уж повелось, что ни наше издание, ни другие профильные СМИ или исследовательские агентства не ведут подсчет муниципальных кинотеатров в России. Поэтому узнать точное число таких площадок в стране пока не представляется возможным. У ЕАИС есть данные по количеству кинотеатров с государственным и муниципальным управлением – на 1 августа этого года в РФ их действует 626 штук. Всего же, по данным Фонда кино на тот же период, в стране насчитывается 1658 кинотеатров. То есть доля площадок с финансированием от властей, согласно этой информации, составляет внушительные 38%. Конечно, если считать не по площадкам, а по кинозалам, показатель будет куда менее впечатляющим, ведь большинство подобных кинотеатров имеют в своем распоряжении лишь один зал. Однако все равно цифра красноречивая, тем более что она постоянно растет, в том числе за счет открытия новых площадок в малых городах благодаря субсидиям от государства.
Наиболее успешным примером, пожалуй, можно считать столичные заведения кинопоказа. Все действующие муниципальные кинотеатры в Москве два года назад были объединены в сеть «Москино». Сейчас она включает в себя 13 кинотеатров на 23 зала. В начале июля сеть объявила о новых рекордах: ее посещаемость за первое полугодие 2018 года выросла на 32%, а сборы – на 50%. «Все кинотеатры «Москино» находятся в собственности города, поэтому нам не приходится платить аренду – это сильно облегчает экономическую модель и дает преимущество перед коммерческими сетями, – говорит руководитель сети Светлана Максимченко. – С другой стороны, часть кинотеатров – 60–70-х годов постройки, поэтому они требуют больших вложений в модернизацию не только самих кинозалов, но и инженерных систем, и обеспечения работы по содержанию зданий. Это большие затраты, и они обходят стороной коммерческие кинотеатры, которые заходят в торговые центры с новыми коммуникациями и оборудованием».
На этот год власти выделили «Москино» 220 млн рублей субсидий, что составило 45% от общего финансирования сети. Бóльшую часть бюджета муниципалы все же добывают сами, в основном, конечно, за счет кинопроката. Городские субсидии тратятся на содержание имущества учреждения, а также на мероприятия по государственному заказу – например, те же бесплатные сеансы, которые проводятся регулярно. Заработанные самими площадками деньги идут на ремонт, модернизацию, обновление оборудования и развитие. Так, за первые полгода только на реализации билетов сети удалось выручить 86,5 млн рублей. Причем треть этой суммы пришла через электронные продажи. «Год назад все наши кинотеатры были переведены на билетную систему «UCS-Премьера». Мы подключили онлайн-продажу билетов на сайте Mos-kino.ru, порталах «Рамблер/касса», «Киноход», «Афиша», «КиноПоиск», «Кинокасса» и других. Благодаря этому кинотеатры сети появились во всех онлайн-расписаниях», – отмечает Светлана Максимченко.
Другая немаловажная часть дохода любого кинотеатра – кинобар. «Москино», как и большинство других муниципалов, не занимается этой деятельностью самостоятельно. «Решение отказаться от собственных кафе было принято, во-первых, потому, что этим должны заниматься профессионалы, а во-вторых, с точки зрения государственных закупок невозможно приобретать попкорн, – поясняет директор сети. – Критерием отбора может выступать только цена, поэтому отследить качество продукции просто невозможно, а такого сеть не может допустить». Концешн-зоны сейчас дают порядка 2% от общей суммы поступлений. Недавно для увеличения доходов сеть заключила соглашение с «Рамблером» о продаже коммерческой рекламы в кинотеатрах. До этого ничего подобного на площадках «Москино» не было.
Еще одним дополнительным источником дохода является сдача в аренду одного из старейших кинотеатров столицы – «Художественного». Сейчас там идет подзатянувшийся ремонт, но после открытия, по договору с инвестором, «Москино» сможет какое-то количество дней в год показывать там свои программы и проводить мероприятия. В перспективе руководство сети рассчитывает, что кинотеатры смогут существовать самостоятельно. Пока же без муниципального финансирования, даже несмотря на рекордные показатели, площадкам не выжить. «Безусловно, есть долгосрочный план, по которому после того, как кинотеатры будут приведены в порядок, они могли бы не требовать денег от города, – говорит Светлана Максимченко. – Сейчас же частичное государственное финансирование дает большое преимущество. У нас невысокая цена билета, в среднем по сети она составляет 200 рублей, на вечерних сеансах – 250–300 рублей. [По данным БК, средняя стоимость кинобилета в России сейчас составляет 251,8 рубля. – Прим. БК] Это следствие того, что «Москино» может позволить себе не только более лояльную ценовую политику для зрителей, но и проводить бесплатные мероприятия, не ориентируясь на коммерческую выгоду».
Кинотеатры сети «Москино» по репертуарной политике можно условно разделить на две группы: «Юность», «Звезда», «Факел», «Салют» показывают в основном авторское и фестивальное кино на языке оригинала, а «Молодежный», «Сатурн», «Спутник», «Тула», «Березка», «Вымпел», «Искра», «Полет» и «Космос» – новые релизы, мейнстрим и российское кино. Во всех этих кинотеатрах также идут анимация, детские и семейные фильмы. Соотношение авторского и зрительского кино в сети составляет примерно 50 на 50. «Зарубежных картин в репертуарной сетке пока больше, чем отечественных, но, например, фильм Антона Мегердичева ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ в прошлом году собирал полные залы четыре недели подряд», – уточняет директор сети. Большое количество зрителей приходит на показы со свободным входом. Например, в 2017 году в сети прошло более 800 бесплатных показов, их посетило более 100 тысяч человек. «Бесплатные события дают возможность развивать кинотеатры не просто как коммерческие места, но как некие культурные институции, – акцентирует Максимченко. – Мы проводим встречи с режиссерами, съемочными группами, спецпроекты, ретроспективы, бесплатные показы для того, чтобы зрители, привыкая ходить в кинотеатры сети, могли рассчитывать, что найдут здесь не только репертуар, доступный везде, но и уникальные фильмы, которые больше нигде не показывают».
В регионах же все далеко не так радужно. Хотя есть чем похвастаться. Например, лучшей в России средней посещаемостью. В типовом якутском поселке с населением 10 тысяч человек в кинотеатр ежемесячно ходит порядка 3 тысяч, то есть кино как досуг выбирает 30% населения. Еще больше этот показатель в селе Саскылах, где живет порядка 2,3 тысячи человек, а в кино ходит до тысячи. «Я смотрел такую же статистику в малых городах центральных регионов, например, в Подмосковье. Там коллеги говорят, что где-то полторы тысячи билетов продают в таких же десятитысячных населенных пунктах, это у них считается нормальным, – подчеркивает директор «Якутской республиканской киносети» Петр Чиряев. – Исторически сложилось, что в Якутии хорошо ходят в кино, потому что у нас суровый климат, нам постоянно нужно находиться в тепле, да и вообще наши люди кино любят. С открытием кинотеатров в поселках снижается выручка питейных заведений – это факт. Народ выбирает кино, а не посиделки в пивных. У людей есть желание ходить в кинотеатры, и мы должны открывать для них залы». В Якутии смотрят разные фильмы, и предпочтения публики разнятся в зависимости от местоположения. Так, в улусах бóльшим спросом пользуется национальная кинопродукция, а голливудские блокбастеры хорошо идут на всех площадках. «Российские фильмы население нашей республики интересуют меньше, кроме таких больших картин, как ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ, – отмечает руководитель сети. – Мы сегодня считаем так: если взять поселок с населением 10 тысяч человек, максимум в месяц там в кино ходит три тысячи человек, билет в среднем стоит 200 рублей. Это 600 тысяч рублей выручки, из которых 300 тысяч отдаются дистрибьюторам и 300 тысяч остается кинотеатру».
В распоряжении сети сейчас 15 муниципальных кинотеатров, расположенных в самом большом регионе России. В начале осени их будет уже 20 – так быстро они «размножаются» в том числе за счет субсидий Фонда кино. Помимо этого, в Якутии есть еще 15 малых кинозалов с DVD-форматом. Практически все муниципальные площадки расположены в Домах культуры, соответственно, расходы на содержание помещений берут на себя местные власти. Одно отопление может потянуть на 1,5 – 3 млн рублей в месяц, приводит цифры Чиряев, не говоря уже о других коммунальных платежах. Также муниципалитет покрывает зарплатные бюджеты ДК. На заработанные с проката деньги кинотеатры могут позволить себе нанять дополнительных сотрудников, но на этом все. «Если глава района хочет, чтобы у него был кинотеатр, он будет. Бизнесу тут делать практически нечего, потому что не окупаются расходы даже на содержание оборудования, если речь идет о лампах, – уверен руководитель якутской сети. – В любом случае это все нерентабельно получается. Пока проектор работает, кинотеатр будет функционировать. Как только проектор сломается, начинаются проблемы. В одном селе у нас кинотеатр проработал три года, потом сломалось оборудование, на замену которого был необходим миллион рублей. Эти деньги пришлось собирать через телемарафон, помогли местные жители. Получилось, но это же не дело».
По словам Петра Чиряева, проблему кинотеатров в малых городах необходимо решать централизованно. Важно найти аналог DCP-формата, хотя бы для показа неголливудского кино. «Мы пользуемся одной российской разработкой, – рассказывает показчик. – Предоставляем якутские фильмы для малых залов на обычных флешках, которые можно открыть только на определенном компьютере, с помощью «ключей». Эту систему хорошо было бы развить и в других регионах. Процент посещаемости российского кино вырос бы значительно».
В Сахалинской области сейчас действует 10 муниципальных кинотеатров (один в процессе ремонта и откроется осенью). Практически все они (за исключением опять же одного) расположены в Домах культуры, и это позволяет площадке не только выжить, но и получить дополнительные дивиденды. На острове, по словам ведущего специалиста отдела кинопроката «Сахалинского кинодосугового объединения» Виталия Гриня, вовсю практикуют интеграцию кинотеатров в КДЦ – культурно-досуговые центры. Это увеличивает общую выручку заведения. «Такие центры зарабатывают концертами, арендой помещений, рекламой на экранах. Присоединение кинотеатра дает новый доход. И кинотеатру тоже выгодно находиться под крылом», – отмечает специалист. Но есть и обратная сторона медали. В кинотеатре, расположенном в ДК, зачастую не удается показывать кино целыми днями. Зал используют для репетиций, выступлений и прочих мероприятий со стороны культурного учреждения. Соответственно, зарабатывать полноценно кинозал не может. Кинопоказ становится не основным видом деятельности, а лишь дополнением к длинному списку. «Все зависит от руководства муниципального района, – уверена директор «Свердловского областного фильмофонда» Светлана Горда. – И здесь важно, кто какую преследует цель, вводя в своем учреждении услугу кинопоказа. Чаще всего такая проблема наблюдается в сельских поселениях. Там показатели кинопроката гораздо хуже, чем в городах, как раз по этой причине». В Свердловской области постоянно действует 15 муниципальных кинотеатров, и все они глубоко зависимы от бюджетного финансирования. Покрыть расходы на зарплаты, содержание помещения, поддержание оборудования и прочее площадки сами не смогут. Даже те кинотеатры, где посещаемость очень и очень неплохая. Например, в поселке Буланаш (одном из самых крупных в регионе) дела идут хорошо, но значительная часть финансирования поступает от муниципалитета. Заработанные прокатом деньги удается пустить на развитие кинотеатра – провести ремонт, вложиться в рекламу.
На фоне большинства кинотеатров, сидящих на бюджетной «игле», выделяется площадка в небольшом городе Пионерский в Калининградской области. У местного кинотеатра «Маяк», расположенного в отдельно стоящем здании, любопытная история. Еще в советские времена там работал кинозал на 400 мест, но в начале 90-х помещение превратили в овощехранилище. Снова показывать кино здесь начали в 2004 году. Инициатором стал местный предприниматель Дмитрий Сидельников, который предложил властям разумно использовать здание. Сейчас цифры кинотеатра впечатляют. Площадка сама зарабатывает порядка 12 млн рублей в год (11 млн – на кинопрокате и 1 млн – на дополнительных услугах), дотации из бюджета составляют 2,5 млн рублей. В прошлом году кинотеатр посетило около 80 тысяч зрителей, это при том, что население города – всего 11,3 тысяч. Отчасти такая статистика объясняется курортным статусом Пионерского, но Сидельников утверждает, что туристов здесь не так много, как в близлежащих городах. А зимой их и вовсе почти нет, но посещаемость все равно не падает. «Причина успеха в том, что мы относились к кинотеатру не как к муниципальному учреждению, а как к бизнес-проекту, акцент был сделан на коммерческую деятельность, конечно, сильно не уходя от социалки, – объясняет основатель «Маяка». – Поэтому мы никогда не завышали цены. Изначально стоимость билета у нас была на 20 процентов ниже, чем в Калининграде, и повышение происходило медленнее, чем там. Потенциал для увеличения цен еще есть, их можно поднять до 180–200 рублей, сейчас средняя стоимость билета составляет около 150 рублей».
Важно еще, что местное население приучили ходить в кино. Кинотеатр там был практически всегда – еще с советских времен. «Плюс с момента возрождения площадки мы брали фильмы первым экраном, – отмечает Сидельников. – Сейчас здесь огромный экран, в области такие есть только у «Синема Парка» в Калининграде. А это значит, что местным жителям не нужно никуда уезжать, чтобы посмотреть кино в комфортных условиях. И репертуарная политика у нас такая, чтобы показывать все большие фильмы первым экраном. Публику интересует только мейнстрим».
Важной составляющей успеха Дмитрий Сидельников считает атмосферу, которую удалось создать в кинотеатре: «Я объяснял сотрудникам, что свою зарплату они получают не от меня, а от зрителя. Поэтому необходимы доброжелательность и радушное отношение к посетителям. Из-за этого мы в свое время отказались от закрытых касс, чтобы с кассиром можно было пообщаться и чуть ли не потрогать его». Несмотря на хорошую посещаемость, без муниципального финансирования и этому кинотеатру не выжить. Хотя вывести площадку на уровень самоокупаемости вполне можно, уверен основатель «Маяка». Для этого необходимо развивать ее как микроразвлекательный центр, вложив деньги в дополнительное оборудование и оснащение кинотеатра, а также решив вопрос с собственным кинобаром. Но лишних средств в бюджете муниципалитета, конечно же, нет. Более того – власти ищут способы снизить объем финансирования, который выделяется кинотеатру сейчас. И подобная картина наблюдается во многих регионах. В условиях кризиса это не кажется чем-то удивительным.
Впрочем, даже несмотря на это, опрошенные нами муниципальные показчики смотрят в будущее с оптимизмом. В конце концов, кризис рано или поздно закончится. А важнейшим из искусств по-прежнему остается кино – по крайней мере, в малых городах и селах.
27.08.2018 Автор: Дмитрий Некрасов