top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Независимая экспертиза. Часть 3

Итоги года для независимых компаний

Продолжение обзора рынка независимых прокатчиков. Часть 1 Часть 2

ТРЕНДЫ БЛИЖАЙШЕГО БУДУЩЕГО

2021 год для игроков независимого сегмента кинопроката не будет проще. В случае полноценного возобновления работы Голливуда изголодавшиеся по студийной продукции зрители скорее всего переключат свое внимание именно на нее. Но это объективный фактор, с которым независимые дистрибьюторы жили и раньше. Однако на горизонте маячит и ряд других непростых вопросов, на которые в ближайшее время будет необходимо дать ответы.

Дефицит коммерческого контента

Стриминговые компании буквально с руками отрывают любой мало-мальски привлекательный для зрителей контент ради его эксклюзивного размещения на своих серверах. С началом коронавирусного кризиса отрасли этот процесс только ускорился. Бывали даже прецеденты, когда международные продавцы соглашались на выплату компенсаций и разрывали уже заключенные контракты только ради того, чтобы более выгодно перепродать свой проект на глобальную платформу. А те независимые картины, которые все-таки добираются до экранов кинотеатров, заметно прибавили в закупочной цене. Как следствие – даже ведущие игроки независимого российского кинопроката, чтобы пополнить свои пакеты, вынуждены закупать фильмы двух-, трех-, пятилетней давности.

«Весь международный рынок лихорадит. Может быть, даже в большей степени, чем российский, поэтому недостаток контента чувствуется, – комментирует Сергей Щербинин. – Несколько крупных международных дистрибьюторов, к сожалению, объявили о паузе в своей деятельности. Ряд прокатчиков решает вопрос недостатка контента за счет закупки старых фильмов. Мы справляемся с этим через усиление работы с креативами по новым проектам, адаптируя их для российского зрителя и увеличивая их коммерческую составляющую. За счет этого мы показали достаточно хорошие результаты на международном рынке в сравнении с иностранными конкурентами. При этом со старыми фильмами, которые не выходили в прокат в СНГ, работать можно и нужно, но количество таких релизов ограничено».

Маркетинговые каналы

В канун Нового года Госдума приняла закон, позволяющий блокировать интернет-ресурсы, допускающие цензурирование пользователей. Это поставило под удар на российском рынке «Фейсбук», Twitter и YouTube. Очевидно, что начавшееся в стране обострение политической ситуации может поставить власти перед искушением воспользоваться блокировкой соцсетей и видеосервисов – причиной может быть названо не только цензурирование, но и, например, призывы к участию в митингах. Был бы, что называется, сервис – а повод для блокировки найдется. И если определенной действующей альтернативой «Фейсбуку» в России являются «ВКонтакте» и «Одноклассники», то с YouTube ситуация обстоит иначе. В случае блокировки его серверов полноценной альтернативы на сегодняшний день у российских пользователей не будет. А значит, под угрозой исчезновение одного из основных каналов доведения до целевой аудитории маркетинговых материалов готовящихся к релизу проектов, в том числе и независимых.

В свое время в качестве российского аналога YouTube запускался проект Rutube. Однако до сих пор стать полноценной заменой YouTube он не смог. Тем не менее в конце декабря 2020 года «Газпром-медиа» полностью выкупил Rutube у бывших владельцев. При необходимости финансовых и технологических возможностей «Газпром-медиа» хватит, чтобы довести Rutube до нужной кондиции. Как бы то ни было, прокатчикам надо быть готовыми к тому, что политические заморозки начнут влиять на экономическую составляющую их деятельности напрямую.

«Мы активно пользуемся YouTube и при этом понимаем, что он не всегда является главным маркетинговым инструментом для продвижения контента, – говорит Сергей Щербинин. – Много активностей проводится в соцсетях или на сайтах кинотеатров и так далее. При этом только в своей совокупности маркетинговые инструменты дают необходимый результат, соответственно, нельзя недооценивать или переоценивать значимость того или иного ресурса. Конечно, нам хотелось бы, чтобы с YouTube все было хорошо, и он продолжал работать и поддерживать киноиндустрию».

В ближайших выпусках ЭБК мы продолжим разговор о перспективах иностранных соцсетей и видеосервисов в условиях современной российской действительности.

Кооперация независимых

Конечно, случаи, когда независимые компании объединялись ради успешного релиза каких-то конкретных проектов, бывали и ранее. Но не исключено, что в ближайшем будущем их станет больше. У кого-то возник существенный разрыв в графике релизов, у кого-то, наоборот, не хватает рабочих рук в конкретный момент времени. Опять же, кадровый голод – перманентное состояние независимого сегмента. Разные возможности по росписи проектов. В текущей ситуации, в которой пребывает рынок, даже если у кого и есть необходимые на все деньги, мало кто будет просто заливать ими эти проблемы.

«Недостаток кадров на рынке – ключевая проблема, – говорит Надежда Мотина. – Хочется усилить команду, но очень мало специалистов».

«Мы открыты для общения и партнерства, – добавляет Сергей Щербинин. – В любом случае мы работаем только с теми проектами, в которых видим коммерческий потенциал и понимаем, как его увеличить. Для нас принципиально важно подниматься выше той планки, на которой мы уже сейчас находимся. В настоящий момент мы в партнерстве с «Планетой Информ» работаем над крупным проектом ПРОКЛЯТИЕ. ПРИЗРАКИ ДОМА БОРЛИ, который выходит в прокат в апреле. По качеству материалов и креативам у фильма есть хорошие шансы сработать на очень высоком уровне».

При поддержке Фонда кино


12.02.2021 Автор: Семен Брожитов, Никита Никитин, Ольга Куликова

Самое читаемое

БК составил карту партнерств продюсерских компаний и дистрибьюторов

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда

Подробнее
Вторая строчка досталась драматическому экшну «Падение империи»

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат

Подробнее
БК решил разобраться,  что будет происходить с жанром в скором времени

Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок

Подробнее
Сравниваем предстартовые показатели ключевых новинок с конкурентами и референсами

Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»

Подробнее
доступ запрещен