top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Раздел добычи

Подводим итоги «новогодней битвы»

Завершившаяся «новогодняя битва» наглядно продемонстрировала: если отечественная киноиндустрия хочет быть максимально защищенной от негативных мировых тенденций, то ей нужно располагать собственным коммерческим контентом, рассчитанным на все зрительские сегменты

В самом начале нового года кинопрокат в мире нормально работал, по сути, только в трех странах – в Китае, Японии и России. Первый уикенд в Поднебесной показал прирост валовых сборов относительно того же периода годовой давности почти в три с половиной раза. В России с 1 по 10 января 2021-го рынок все-таки снизился на 26,2% относительно цифр 2020 года, однако это далеко не худший вариант в сравнении с тем, что происходило на большинстве крупнейших рынков мира. Конечно, определенным подспорьем стало большее число выходных дней. Но если бы не было интересного публике контента, то и это не спасло бы.

Если индустрия хочет начать отскакивать от дна 2020-го, ей придется отыграть эти 26,2% отставания от графика прошлого года. В денежном выражении разрыв пока составляет 1,185 млрд рублей. Кинопрокат практически откатился на уровень пятилетней давности – в 2016-м в период с 1 по 10 января валовые сборы всех фильмов составили 3,395 млрд рублей. Сейчас они оказались равны 3,340 млрд.

КОЗЫРНАЯ КАРТА

Если в прошлом году основные предновогодние споры велись относительно того, ВТОРЖЕНИЕ победит СОЮЗ СПАСЕНИЯ или наоборот, а в итоге триумфатором стал джокер ХОЛОП, то на сей раз все предварительные прогнозы безоговорочно ставили на первое место семейное фэнтези ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ: КОРЕНЬ ЗЛА. Фаворит не подвел и под конец «новогодней битвы» уже располагал 1,6 млрд рублей. За десять первых дней своего проката он, установив сразу несколько рекордов, заработал 47,6% всей валовой выручки рынка этого периода.

Причина успеха картины традиционна для праздничного периода времени – универсализм и нацеленность на максимально широкую аудиторию, включающую молодежь, семейную публику, а также зрителей среднего и старшего возраста. Решающим фактором здесь стала именно способность привлечь молодежную аудиторию, в наименьшей степени подверженную коронавирусным страхам и сомнениям. Это крайне дефицитное качество для отечественной кинопродукции. И хотелось бы, чтобы решение этой проблемы стало одной из основных задач ближайшего времени.

ПЛАМЕННЫЙ МОТОР

Примечательно сравнение динамики сиквела ПОСЛЕДНЕГО БОГАТЫРЯ и приключенческого экшна ОГОНЬ. Если первый проект из этого тандема сразу взял быка за рога, то второй сперва даже уступал мультфильму СЕМЕЙКА КРУДС: НОВОСЕЛЬЕ. Масштабная реклама ОГНЯ также пыталась работать на самые разные зрительские сегменты, но тот факт, что в центре сюжета картины находятся представители пожарной службы (то есть государевы люди), все равно смещал месседж проекта в сторону возрастной аудитории. А именно она сейчас максимальным образом подвержена коронавирусным страхам.

У ОГНЯ отличные отзывы и его динамика по ходу «новогодней битвы» одна из самых лучших, но складывается ощущение, что фильму немного не хватило длины разбега. Возможно, картину следовало бы выпустить 10 декабря, поменяв местами с СЕРЕБРЯНЫМИ КОНЬКАМИ. Впрочем, тут стоит посмотреть, как проект поведет себя после праздников. Не секрет, что возрастную публику сложнее привлечь в кинотеатры в «рядовые» уикенды. Так что старт 10 декабря также нес в себе определенный риск. Кинотеатры могли устать ждать, когда ОГОНЬ разгорится.

НЕ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ

После появления первых маркетинговых материалов исторической мелодрамы СЕРЕБРЯНЫЕ КОНЬКИ многие стали поговаривать о картине как о новом ЛЬДЕ. Определенные аналогии, безусловно, были. Прежде всего они касались нацеленности проекта преимущественно на женскую публику, а также обыгрывания «ледовой» темы. К сожалению, новинка вышла в то время, когда ее целевая аудитория осторожно относится к походам в кино.

В посткарантинный период до СЕРЕБРЯНЫХ КОНЬКОВ из проектов, удачно сработавших преимущественно на женщин, выходила только мелодрама ПОСЛЕ. ГЛАВА 2. Но американская картина являлась сиквелом известного хита с обширной фан-базой, причем именно молодежной. В данном же случае новинка была оригинальным фильмом, а ее историческая тематика поднимала возраст целевой аудитории.

С учетом праздничного периода российскому фильму ожидаемо удалось обойти по кассе сиквел ПОСЛЕ, но в сложившихся условиях о цифрах ЛЬДА и речи быть не могло. Теперь ориентироваться приходится на показатели МАТИЛЬДЫ.

ЗАГНАННЫХ ЛОШАДЕЙ ПРИСТРЕЛИВАЮТ, НЕ ПРАВДА ЛИ?

Прошедшая «новогодняя битва» в очередной раз продемонстрировала, что российской анимации все труднее и труднее противостоять голливудским мультфильмам. Если в январе 2019 года ТРИ БОГАТЫРЯ И НАСЛЕДНИЦА ПРЕСТОЛА на равных сражалась с ГРИНЧЕМ, то в январе 2021-го КОНЬ ЮЛИЙ И БОЛЬШИЕ СКАЧКИ вчистую проиграл сиквелу СЕМЕЙКИ КРУДС. Ничего удивительного в этом нет. Современный зритель даже применительно к большим франшизам всегда хочет чего-то нового, будь то сюжетные или технологические аспекты. Новогодняя вселенная анимационной студии «Мельница» в свое время достаточно высоко подняла планку российской мультипликации, но за последние годы ее рост остановился. Чего нельзя сказать о заокеанских конкурентах, которые продолжают динамичное развитие компьютерных технологий.

Основных вариантов выхода из ситуации видится два. Можно, как год назад, просто не пускать голливудских конкурентов в самый «урожайный» период времени. Это, впрочем, не остановило снижение кассовых сборов мультфильма ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК 4 относительно предшественника. А можно от бесконечного использования наработанных моделей и схем перейти к процессу создания чего-то нового и технологически более современного. Первый вариант плох тем, что за время «новогодней битвы» при наличии интересного и разнообразного контента семейная аудитория может несколько раз сходить в кино. Поэтому сокращать в этих условиях предложение – значит резать выручку индустрии. Второй вариант убирает этот негатив, но требует более креативного подхода и готовности рисковать.

ДЕВОЧКИ, ЖИВУЩИЕ В СЕТИ

В числе участников «новогодней битвы», вступивших в бой первыми, было отечественное драмеди НЕАДЕКВАТНЫЕ ЛЮДИ 2. Однако кинотеатральный потенциал картины оказался исчерпан уже к Новому году. А 5 января у проекта состоялся довольно успешный цифровой релиз. Спрос на фильм и отзывы о нем на онлайн-площадках находятся на высоких уровнях. Это указывает на то, что проблема была не столько в качестве самого проекта, сколько в том, что его аудитория уже достаточно прочно обосновалась у экранов персональных устройств.

Это те же люди, которые с удовольствием смотрят сериалы «Псих» и «Бихэппи», имеющие массу тематических пересечений с картиной Романа Каримова. В эпоху коронавируса им хорошо и уютно у себя дома, а вытащить их в кинотеатры является достаточно большой проблемой. С учетом развития цифровых технологий, предлагающих аудитории новые домашние развлечения, с каждым годом подобных проектов будет становиться все больше и больше. Это усложнит продюсерам и прокатчикам оценку выбора оптимальных площадок для их релизов. Но в то же время откроет для них новую нишу – коль скоро эта аудитория платежеспособна и лояльна отечественному контенту, упускать ее ни в коем случае нельзя.

При поддержке Фонда кино


15.01.2021 Автор: Семен Брожитов

Самое читаемое

Всего экспертам был представлен 21 фильм

Фонд кино провел очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров

Подробнее
Комедия «Бархоппинг», перевыпуск «Маленького Будды» с Киану Ривзом и много переносов

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года

Подробнее
Сроки проведения предлагаемой АВК инициативы – с 18 апреля по 12 мая

Приближается время проведения акции «Месяц без пираток»

Подробнее
Лучшей новинкой стала лента Алекса Гарленда «Падение империи»

Касса четверга: «Летучий корабль» все еще на первом месте

Подробнее
доступ запрещен