top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Пятерка за фантастику

Итоги питчинга лидеров в Фонде кино

На прошлой неделе Фонд кино назвал список картин компаний-лидеров, которые получат финансирование в этом году. В него вошло десять из четырнадцати проектов, участвовавших в питчинге. «Лишние» сценарии возникли, видимо, по причине сокращения финансирования кинопроизводства – в 2021 году фонд распределит почти в два раза меньше средств, чем годом ранее. Не секрет, что именно раздача господдержки после лидерских питчингов опре­деляет, каким будет ландшафт российского крупнобюджетного кино в ближайшее время. БК подготовил обзор потенциальных отечественных блокбастеров, которые призваны привлечь зрителей в кинотеатры в постко­видную эпоху.

ЛИДЕРСКИЙ СЕКВЕСТР

В текущем году в работе Фонда кино произошли значительные изменения. Главой попечительского со­вета вместо Дмитрия Чернышенко стала вице-премьер Татьяна Голикова, в ведение которой перешла сфе­ра культуры. Значительно изменились составы совета фонда, экспертного совета и сценарной рабочей груп­пы. Обновилась методика отбора компаний-лидеров. Его ключевым критерием стало общее количество ки­нозрителей фильмов компании за последние пять лет. Однако изменения не повлияли на состав лидеров: в их число по-прежнему входят студия ТРИТЭ, «Дирекция кино», СТВ, Art Pictures Studio, «Централ Партнершип», Bazelevs; Yellow, Black and White, «Водород», «Марс Медиа» и 1-2-3 Production. Также ужесточились усло­вия для получателей возвратных средств: их могут вы­делить компаниям, существующим не менее трех лет и выпустившим за последние пять лет как минимум два фильма. Также у компании и продюсеров не должно быть долгов перед Фондом кино.

Самое главное изменение коснулось финансиро­вания кинопроизводства по линии Фонда кино – оно сократилось почти вдвое. С 2010 года фонд в сред­нем ежегодно распределяет около 3 млрд рублей. С 2019-го дополнительный миллиард выделяется на авторскую анимацию и семейное кино. В этом году на создание фильмов Фонд кино потратит 1,6 млрд рублей: между лидерами будет распределено 1,3 млрд, иным компаниям достанется 300 млн. Председатель совета Фонда кино, советник президента России по культуре Владимир Толстой прогнозирует, что из-за недостаточного государственного финансирования ки­нопрокат столкнется с дефицитом российских фильмов к 2023-2024 годам. При этом в Фонде кино и министер­стве культуры ведется работа по увеличению объема финансирования и доведению его до уровня 2019-го.

Последствия сокращения бюджета отразились на лидерском питчинге. На очной защите было представ­лено наименьшее за последние годы число фильмов – четырнадцать. Поддержку получило и того меньше – десять проектов. По итогам лидерских питчингов в ав­густе прошлого года защищалось 23 проекта: финанси­рование получило восемнадцать фильмов, пять заявок были отклонены. Годом ранее было поддержано четырнадцать проектов лидеров, еще три были отклонены. В 2019 году Фонд кино распределял на кинопроиз­водство 2,982 млрд рублей. Из них 1,765 млрд выделя­лись лидерам на безвозвратной основе, еще 428 млн – на условиях стопроцентного возврата.

ПОСТАПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ

Свои проекты представили восемь из десяти ком­паний-лидеров. На питчинге не было фильмов «Дирекции кино» и Yellow, Black and White. И если МОМЕНТ ИСТИНЫ от «Дирекции кино» уже не раз по­лучал финансирование, то у YBW в подготовительном периоде находятся два больших проекта. Совместно с Первым каналом и госкорпорацией «Роскосмос» будет сниматься фильм ВЫЗОВ, а в партнерстве с «Союзмультфильмом» – игровая картина ЧЕБУРАШКА, где актеры будут взаимодействовать с нарисован­ным в компьютерной графике персонажем Эдуарда Успенского. Ранее Эдуард Илоян называл бюджет кар­тины в пределах 750–800 млн рублей и говорил о пла­нах заявить проект в Фонде кино. В прокате продюсеры планируют собрать не менее 1 млрд. Возможно, фильм еще появится на питчинге детского и семейного кино, финансирование которого осталось на прежнем уровне.

Каждый лидер защитил как минимум по одно­му проекту. Наибольшее число фильмов (3) предста­вила компания 1-2-3 Production. При этом два из них, МЕТРО 2033 и РУССКАЯ ПЯТЕРКА, вошли в число самых крупнобюджетных проектов питчинга. В целом на ны­нешнем питчинге бюджеты большинства картин со­ставляли более 500 млн рублей, а предполагаемые сборы, по оценке продюсеров, равнялись 1 млрд или превышали его. Восемь из четырнадцати будущих кар­тин ранее не получали поддержку Фонда кино.

Самым крупнобюджетным проектом питчинга стал фильм «Марс Медиа» ВОЛАНД. На производство соз­датели планируют потратить 1,1 млрд рублей. Ранее продюсеры уже получили 250 млн, на этом питчин­ге запрашиваемая сумма составила 350 млн. В прока­те планируют собрать свыше 1,5 млрд рублей. Проект ранее был известен как МАСТЕР И МАРГАРИТА, но с приходом режиссера Михаила Локшина и сценари­ста Романа Кантора создатели изменили концепцию картины. Теперь это не экранизация известного рома­на. Героем фильма станет писатель 30-х годов, прооб­раз Мастера, соединяющий в себе многие черты самого Булгакова. Любовная линия с Маргаритой станет цен­тральной и будет завязана на Воланде, поскольку он позволяет героям быть вместе. Главные роли в проек­те исполнят Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Фильм планируется к выпуску под Новый год в конце 2022-го.

Не менее амбициозным по бюджету выглядит фан­тастический приключенческий фильм КРАКЕН от сту­дии ТРИТЭ. Режиссером и автором сценария стал по­становщик военного экшна Т-34 Алексей Сидоров. Фантастическая картина расскажет о поединке совет­ской атомной подлодки с морским чудовищем краке­ном. События разворачиваются во времена холодной войны, и первоначально противостояние происхо­дит между советскими и американскими подлодками. Несмотря на то, что это фантастика, создатели плани­руют снимать реалистичную картину о битве с мон­стром, а все драматургические ходы будут подчерки­вать работу моряков, выполняющих свой воинский долг. Среди референсов называют военный триллер K-19 с Харрисоном Фордом и Лиамом Нисоном об аварии на первой атомной советской подводной лод­ке. Кинокомпания разрабатывает проект совместно с «Марс Медиа».

Вообще отличительной чертой лидерского пит­чинга стало преобладание фантастического кино. Кроме КРАКЕНА, это еще четыре проекта – КРЫСОЛОВ, МЕТРО 2033, МИРА и СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД. Быть мо­жет, большое количество таких проектов тоже повлияло на решение совета фонда, исключившего из числа пре­тендентов на финансирование МИРУ («Марс Медиа») и МЕТРО 2033 (1-2-3 Production).

В фантастическом экшне Art Pictures Studio КРЫСОЛОВ режиссер и автор сценария Алексей Мизгирев (ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ) попытается осмыслить пережитый человечеством опыт пандемии и локдау­на. В основе фильма лежат реальные научные дости­жения по модифицированию человеческого организма для противостояния болезням. Коллизия связана с тем, что происходит в мире, где человеку не опасны бо­лезни, но опасным становится он сам. По сюжету, спустя десять лет после мировой войны между гибридны­ми людьми с отредактированным ДНК («крысами») и обычными смертными («крысоловами») отец ищет свою взрослую дочь. В картине будет много жанро­вых сцен, но также раскроется драма отношений отца и дочери, которая заявлена как самостоятельная и не­зависимая экшн-героиня. Выход проекта запланирован на 2023 год.

Еще одним фантастическим фильмом, но про более дружелюбный мир будущего, станет проект компании «Водород 2011» СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД. Продюсеры ве­рят, что это будет не последний их фильм по мотивам приключений Алисы Селезневой, героини популярных в советское время книг Кира Булычева и классическо­го телефильма 80-х «Гостья из будущего». Сюжет у СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД знакомый – советские школьни­ки вместе с Алисой из будущего с помощью миелофо­на, позволяющего путешествовать во времени, спасают галактику от космических пиратов. Режиссером проек­та станет Егор Баранов (франшиза ГОГОЛЬ). Он поста­рается сохранить присущую книгам Булычева интона­цию светлого и доброго приключения и совместить ее с тенденциями современного семейного кино через эстетику ретро-футуризма на основе 60–70-х. Бюджет проекта превышает 500 млн рублей. В прошлом году картине уже выделялась субсидия. В прокат кино долж­но выйти в конце 2022-го и собрать, по прогнозам продюсеров, около 1 млрд.

Что касается отвергнутых МИРЫ и МЕТРО 2033, то на них, разумеется, тоже рано ставить крест. Долгожданная экранизация книги Дмитрия Глуховского по его собственному сценарию расскажет о собы­тиях, происходящих через двадцать лет после ядер­ного апокалипсиса. Последние выжившие прячут­ся в туннелях московского метро – самого большого на земле противоатомного бомбоубежища. Главному герою предстоит пройти опасный путь через подзем­ный лабиринт, чтобы спасти не только родную стан­цию, но и предупредить человечество о новой смер­тельной угрозе. Режиссером картины, как и в случае со СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД, заявлен Егор Баранов. Бюджет – 700 млн рублей, предполагаемые сборы – 1,5 млрд. У Фонда кино продюсеры запрашивали 200 млн рублей (еще 250 млн – в 2022 году). В прокат картину пла­нируется выпустить 1 января 2024 года, поэтому вре­мя для доработки и участия в следующих питчин­гах еще есть. Кроме того, продюсеры фильма Валерий Федорович и Евгений Никишов заявили о том, что он вызывает интерес у зарубежных игроков: несколько компаний уже предлагали войти в производство и ку­пить проект для международной дистрибуции.

МИРА Дмитрия Киселева сочетает в себе черты се­мейной драмы и фильма-катастрофы. Проект расска­жет про отношения отца, работающего на орбитальной космической станции, и его дочери-подростка, спасаю­щей младшего брата и остальной мир во время мете­оритного дождя. Бюджет картины составляет 500 млн рублей, потенциальные сборы – 1 млрд. Ранее проект уже получал финансирование. По поводу эстимей­тов МИРЫ и в целом обилия крупнобюджетных пост- апокалиптических картин гендиректор Первого канала Константин Эрнст высказал критическое наблюдение, что аудитория в настоящее время избегает негатив­ных эмоций. И нет предпосылок, что в ближайшее время произойдет смена настроений. «Мы с Антоном Златопольским занимаемся телевидением, поэтому си­дим на ежедневном ответе, – заметил он. – В мире, где еще неизвестно сколько будет продолжаться панде­мия, сложилась тяжелейшая, можно сказать, предкариб­ская международная обстановка. Не подзамучаете ли вы зрителей фильмами-катастрофами? По телевизору люди не хотят смотреть такое кино и вообще отрица­ют негативный материал. Если вы не будете это учиты­вать, миллиарда кассовых сборов не соберете, не надо обманывать ни фонд, ни себя. Не уверен, что люди в ки­нотеатрах в ближайшие годы будут рваться смотреть фильмы-катастрофы. Я думаю, что это значительное за­блуждение периода стабильности и хорошего развития, когда все хорошо и хочется посмотреть что-то страш­ное. А когда страшного в жизни хватает, люди хотят смотреть в основном нечто благостное». Не исключено, что совет фонда внял опасениям маститого эксперта.

О том, что российским кинематографистам хорошо удаются научно-фантастические проекты, часто гово­рят международные закупщики контента. Зарубежные сборы ПРИТЯЖЕНИЯ и ВТОРЖЕНИЯ подтверждают ин­терес к российской научной фантастике и высокий международный потенциал такого контента. Фильм «Водорода», Art Pictures Studio и Hype Film СПУТНИК настолько заинтересовал голливудских продюсеров, что создатели картин БЕЗУМНЫЙ МАКС: ДОРОГА ЯРОСТИ, ДЖОКЕР и ПЛАНЕТА ОБЕЗЬЯН: РЕВОЛЮЦИЯ будут сни­мать англоязычный ремейк отечественного проекта. Однако производство в этом жанре обходится дорого. Поэтому продюсерские компании в данном случае не конкурируют, а сотрудничают друг с другом. Так, «Марс Медиа» не только производит собственный фантасти­ческий фильм МИРА, но и участвует в производстве КРАКЕНА вместе с ТРИТЭ и КРЫСОЛОВА с Art Pictures Studio.

ВОЙНА И СПОРТ

Стабильно интересной для лидеров киноиндустрии остается тема Великой Отечественной войны. Компания «Централ Партнершип» получила финансирование на создание фильма ПРАВЕДНИК. Для производства этого проекта объединятся ЦПШ, «ВайТ Медиа», сту­дия ТРИТЭ и телеканал «Россия 1». Режиссером станет Сергей Урсуляк. Основанная на реальных событиях во­енная драма рассказывает о подвиге Николая Киселева, который вывел за линию фронта в Белоруссии триста стариков, детей и женщин еврейской национально­сти. Под командованием Киселева и в сопровождении нескольких партизан люди прошли более 1500 километров. Глава «Централ Партнершип» Вадим Верещагин уверен, что фильм станет большим событием не толь­ко в России, но и будет востребован у зарубежно­го зрителя. Выход картины в прокат ожидается в се­редине 2023 года. Интересно, что компания «Централ Партнершип» в прошлом году также подавала заявку на производство военной драмы, но финансирование тогда не получила.

Про современную войну расскажет поддержанный Фондом кино боевик ДЖОН (СТВ), режиссерский де­бют Алексея Чадова. Главный герой не может адаптиро­ваться к мирной жизни и снова отправляется на войну, чтобы спасти своего близкого друга и бывшего сослу­живца. Продюсирует картину Сергей Сельянов, в прокат ее выпустит SPPR. Фильм уже получал финансирование от фонда в прошлом году.

Вместе с тем другой военный проект питчин­га, шпионский приключенческий фильм БАНСУ (1-2-3 Production), остался в этот раз без субси­дии Фонда кино. В прошлом году картина Павла Костомарова о поисках пропавшего советского пило­та на Аляске летом 1943 года уже получала финансиро­вание. Это вторая заявка от 1-2-3 Production в 2021-м, не одобренная советом фонда. Несмотря на пандемию, продюсерам удалось остаться в пределах заявленного бюджета – 300 млн рублей. Кассовые сборы прогнози­руются на уровне 600 млн. На большие экраны картину выпустит в 2022 году компания «Каропрокат».

Очередной любимый российскими продюсера­ми жанр – спортивное кино. Его ярким новым образ­цом стала основанная на реальных событиях дра­ма о советских хоккеистах в НХЛ РУССКАЯ ПЯТЕРКА (1-2-3 Production). Режиссером фильма станет Павел Костомаров. Сценарий написал Андрей Золотарев (ПРИТЯЖЕНИЕ, ВТОРЖЕНИЕ и ЛЕД). По словам созда­телей, это будет не просто картина о спортивной по­беде, а кино о людях, которых в СССР считали преда­телями, но которые подняли на недосягаемую высоту престиж советской школы хоккея и сделали многое для того, чтобы о русских на Западе перестали говорить в негативном ключе. В реализации проекта участвуют реальные хоккеисты. Основной блок съемок должен состояться в США или Канаде. Бюджет производства со­ставляет 800 млн рублей. У Фонда кино запрашивали 250 млн (еще 300 млн – в 2022 году). Кассовые сборы прогнозируют на уровне 1,8 млрд рублей. Это самый амбициозный по эстимейтам проект питчинга.

Уже в третий раз финансирование Фонда кино по­лучил проект студии ТРИТЭ, триллер ЧЕМПИОН МИРА. Картина Алексея Сидорова расскажет о шахматном мат­че между Виктором Корчным, сбежавшим за несколь­ко лет до этого из СССР, и действующим чемпионом Анатолием Карповым, стремящимся отстоять свой титул. Создатели обещают захватывающую и эффектную исто­рию с интригами и шпионскими страстями. Изначально бюджет фильма составлял 550 млн рублей, на про­шлогоднем питчинге сообщалось о его увеличении. В 2019 году продюсеры получали от Фонда кино без­возвратные 350 млн, также финансирование было вы­делено в 2020-м. Это уже третий одобренный проект на нынешнем питчинге, в производстве которого участвует студия ТРИТЭ – больше нет ни у одного из лидеров.

ИШАК ПРОТИВ СОБАК

Российская анимация была представлена на пит­чинге двумя проектами, но финансирование полу­чил только один из них. Речь о следующем фильме Тимура Бекмамбетова ХОДЖА НАСРЕДДИН. По сюже­ту, мудрец спасает ишака, и тот попадает к нему в ус­лужение. Мультфильм будет снят по кукольному спек­таклю, поставленному Бекмамбетовым в Театре Наций. Креативным продюсером проекта стал Терри Россио, написавший сценарий к ШРЭКУ, АЛАДДИНУ, ПИРАТАМ КАРИБСКОГО МОРЯ. Над саундтреком будет рабо­тать композитор Дэнни Элфман. В качестве референ­сов по сборам называют фильмы АЛАДДИН, КОНЕК- ГОРБУНОК и ШРЭК, по анимации – мультфильмы Pixar. Бюджет проекта составит 500 млн рублей, предполага­емые сборы – 1 млрд. В кинотеатрах картина появит­ся весной 2024 года. При этом стоит отметить, что пока ни одному отечественному мультфильму не удалось покорить миллиардную планку сборов, а в последние три года и 500 млн рублей в кинотеатрах для россий­ского контента являются почти недосягаемой высо­той. Быть может, продюсерский и режиссерский азарт Бекмамбетова сможет сломить негативный тренд?

Не получила финансирование фонда анимацион­ная картина БАРБОСКИН ДЭНС, вторая часть франши­зы СТВ, выросшей из мультсериала. Сергей Сельянов отметил, что один из новых проектов его компании не прошел первичный отбор, и заявил, что хоть количество зрителей и является основным показателем оценки деятельности лидеров, также нужно учитывать и общий вклад в индустрию – развитие новых технологий, под­держку дебютов, новых жанров и в целом киноотрасли. «Философия лидерского дела шире показателей коли­чества зрителей и сборов. Возможно, критерии отбора проектов в ближайшее время будут скорректированы», – предположил продюсер.

НАЗАД В СССР

В отличие от прошлого года, на нынешнем питчин­ге лидеры практически не представляли среднебюд­жетные проекты. Исключениями стали уже упомянутые ДЖОН и БАРБОСКИН ДЭНС, а также ПОДВИГ («Водород»). Режиссером последнего стал Алексей Смирнов, рабо­тавший над сериалом «Садовое кольцо», автором сце­нария – Анастасия Пальчикова (МАША). Фильм очень напоминает ФОРС-МАЖОР Роберта Эстлунда. Сюжет та­кой: семейная пара ужинает в ресторане, где происхо­дит вооруженное нападение. Жена останавливает тер­рориста и становится героем в СМИ, а поведение мужа оказывается неожиданным для него самого. Главные роли в картине играют Федор Бондарчук и Чулпан Хаматова. Дистрибьютором ПОДВИГА станет «Централ Партнершип». В этом году компания стала прокатчи­ком целого ряда лидерских проектов. ЦПШ не только ожидаемо выпустит все фильмы ТРИТЭ, но впервые за­явлена дистрибьютором картин компаний «Водород» и Art Pictures КРЫСОЛОВ и СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД. Ранее проекты «Водорода» долгое время выпускала только Sony.

По итогам питчинга можно сделать вывод, что в бли­жайшие три года зрителей в кинотеатрах ждет яркое крупнобюджетное кино с любопытными сюжетами и большим объемом компьютерной графики. Но его бу­дет немного. Сокращение финансирования в том чис­ле в ближайшем будущем может привести к тому, что кинематографисты предпочтут обратить свое внимание на сериалы, переживающие сейчас бум. Тем более на российском рынке партнеров ищет Netflix. Интересно, как покажет себя со временем ставка продюсеров на фантастические картины. В случае, если Константин Эрнст окажется прав, то преобладающие в прока­те постапокалиптические фильмы нечем будет под­страховать, так как лидеры не представили практиче­ски ничего в категории «кино хорошего настроения», позволяющего отвлечься от реальности – ни коме­дий, ни фэнтези, ни больших семейных проектов. Разве что за всех придется отдуваться фильму СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД в конце 2022-го и ХОДЖЕ НАСРЕДДИНУ еще через два года. А ведь самыми востребованными жан­рами на рынке в постковидном 2021 году стали се­мейное кино (доля 22,9% от общих сборов), анимация (17,2%) и комедия (14,3%). Доля фантастики составила 9,1%. В 2019-м лидировали анимация и семейное кино (по 19,4% от общих сборов), экшн (19,3%) и фантастика (10,2%).

Стоит отметить, что практически по каждому филь­му продюсеры говорили о потенциально высоком ин­тересе на зарубежных рынках. Возможно, увеличением доли международных сборов в доходах продюсеров объясняется уход крупнобюджетного кино в фантасти­ческий жанр от патриотических тем военных и спор­тивных побед. Удивительным образом зарубежным продажам не только не помешает, но даже поможет то, что местом действия многих картин стал СССР. В связи с ремейком СПУТНИКА продюсер фильма Илья Стюарт говорил об интересе за рубежом к жизни в Советском Союзе. «Советская экзотика продается лучше всего. Мы сейчас в этом направлении разрабатываем мно­жество проектов, поскольку есть гигантский спрос», – замечает он.

При поддержке Фонда кино


25.06.2021 Автор: Рая Башинская, Ольга Куликова

Самое читаемое

Триквел голливудской франшизы, новая российская сказка, аниме и многое другое

Обзор изменений графика релизов на неделе 12–18 мая 2025 года

Подробнее
На зарубежных платформах выйдут «Тайны Карениной» и «Роман Костомаров: Рожденный дважды»

Компания Slon Sales House заключила ряд сделок по российским проектам на Marche du film 2025

Подробнее
Жюри отметило ленту за ее уникальные кинематографические качества

Документальный фильм Маши Черной «Осколки» получил награду Doc Alliance

Подробнее
Лучшей новинкой стала отечественная комедия «Туда»

Предварительная касса уикенда: в лидеры неожиданно вырвался «Кракен»

Подробнее
доступ запрещен