top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Пятерка за фантастику

Итоги питчинга лидеров в Фонде кино

На прошлой неделе Фонд кино назвал список картин компаний-лидеров, которые получат финансирование в этом году. В него вошло десять из четырнадцати проектов, участвовавших в питчинге. «Лишние» сценарии возникли, видимо, по причине сокращения финансирования кинопроизводства – в 2021 году фонд распределит почти в два раза меньше средств, чем годом ранее. Не секрет, что именно раздача господдержки после лидерских питчингов опре­деляет, каким будет ландшафт российского крупнобюджетного кино в ближайшее время. БК подготовил обзор потенциальных отечественных блокбастеров, которые призваны привлечь зрителей в кинотеатры в постко­видную эпоху.

ЛИДЕРСКИЙ СЕКВЕСТР

В текущем году в работе Фонда кино произошли значительные изменения. Главой попечительского со­вета вместо Дмитрия Чернышенко стала вице-премьер Татьяна Голикова, в ведение которой перешла сфе­ра культуры. Значительно изменились составы совета фонда, экспертного совета и сценарной рабочей груп­пы. Обновилась методика отбора компаний-лидеров. Его ключевым критерием стало общее количество ки­нозрителей фильмов компании за последние пять лет. Однако изменения не повлияли на состав лидеров: в их число по-прежнему входят студия ТРИТЭ, «Дирекция кино», СТВ, Art Pictures Studio, «Централ Партнершип», Bazelevs; Yellow, Black and White, «Водород», «Марс Медиа» и 1-2-3 Production. Также ужесточились усло­вия для получателей возвратных средств: их могут вы­делить компаниям, существующим не менее трех лет и выпустившим за последние пять лет как минимум два фильма. Также у компании и продюсеров не должно быть долгов перед Фондом кино.

Самое главное изменение коснулось финансиро­вания кинопроизводства по линии Фонда кино – оно сократилось почти вдвое. С 2010 года фонд в сред­нем ежегодно распределяет около 3 млрд рублей. С 2019-го дополнительный миллиард выделяется на авторскую анимацию и семейное кино. В этом году на создание фильмов Фонд кино потратит 1,6 млрд рублей: между лидерами будет распределено 1,3 млрд, иным компаниям достанется 300 млн. Председатель совета Фонда кино, советник президента России по культуре Владимир Толстой прогнозирует, что из-за недостаточного государственного финансирования ки­нопрокат столкнется с дефицитом российских фильмов к 2023-2024 годам. При этом в Фонде кино и министер­стве культуры ведется работа по увеличению объема финансирования и доведению его до уровня 2019-го.

Последствия сокращения бюджета отразились на лидерском питчинге. На очной защите было представ­лено наименьшее за последние годы число фильмов – четырнадцать. Поддержку получило и того меньше – десять проектов. По итогам лидерских питчингов в ав­густе прошлого года защищалось 23 проекта: финанси­рование получило восемнадцать фильмов, пять заявок были отклонены. Годом ранее было поддержано четырнадцать проектов лидеров, еще три были отклонены. В 2019 году Фонд кино распределял на кинопроиз­водство 2,982 млрд рублей. Из них 1,765 млрд выделя­лись лидерам на безвозвратной основе, еще 428 млн – на условиях стопроцентного возврата.

ПОСТАПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ

Свои проекты представили восемь из десяти ком­паний-лидеров. На питчинге не было фильмов «Дирекции кино» и Yellow, Black and White. И если МОМЕНТ ИСТИНЫ от «Дирекции кино» уже не раз по­лучал финансирование, то у YBW в подготовительном периоде находятся два больших проекта. Совместно с Первым каналом и госкорпорацией «Роскосмос» будет сниматься фильм ВЫЗОВ, а в партнерстве с «Союзмультфильмом» – игровая картина ЧЕБУРАШКА, где актеры будут взаимодействовать с нарисован­ным в компьютерной графике персонажем Эдуарда Успенского. Ранее Эдуард Илоян называл бюджет кар­тины в пределах 750–800 млн рублей и говорил о пла­нах заявить проект в Фонде кино. В прокате продюсеры планируют собрать не менее 1 млрд. Возможно, фильм еще появится на питчинге детского и семейного кино, финансирование которого осталось на прежнем уровне.

Каждый лидер защитил как минимум по одно­му проекту. Наибольшее число фильмов (3) предста­вила компания 1-2-3 Production. При этом два из них, МЕТРО 2033 и РУССКАЯ ПЯТЕРКА, вошли в число самых крупнобюджетных проектов питчинга. В целом на ны­нешнем питчинге бюджеты большинства картин со­ставляли более 500 млн рублей, а предполагаемые сборы, по оценке продюсеров, равнялись 1 млрд или превышали его. Восемь из четырнадцати будущих кар­тин ранее не получали поддержку Фонда кино.

Самым крупнобюджетным проектом питчинга стал фильм «Марс Медиа» ВОЛАНД. На производство соз­датели планируют потратить 1,1 млрд рублей. Ранее продюсеры уже получили 250 млн, на этом питчин­ге запрашиваемая сумма составила 350 млн. В прока­те планируют собрать свыше 1,5 млрд рублей. Проект ранее был известен как МАСТЕР И МАРГАРИТА, но с приходом режиссера Михаила Локшина и сценари­ста Романа Кантора создатели изменили концепцию картины. Теперь это не экранизация известного рома­на. Героем фильма станет писатель 30-х годов, прооб­раз Мастера, соединяющий в себе многие черты самого Булгакова. Любовная линия с Маргаритой станет цен­тральной и будет завязана на Воланде, поскольку он позволяет героям быть вместе. Главные роли в проек­те исполнят Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Фильм планируется к выпуску под Новый год в конце 2022-го.

Не менее амбициозным по бюджету выглядит фан­тастический приключенческий фильм КРАКЕН от сту­дии ТРИТЭ. Режиссером и автором сценария стал по­становщик военного экшна Т-34 Алексей Сидоров. Фантастическая картина расскажет о поединке совет­ской атомной подлодки с морским чудовищем краке­ном. События разворачиваются во времена холодной войны, и первоначально противостояние происхо­дит между советскими и американскими подлодками. Несмотря на то, что это фантастика, создатели плани­руют снимать реалистичную картину о битве с мон­стром, а все драматургические ходы будут подчерки­вать работу моряков, выполняющих свой воинский долг. Среди референсов называют военный триллер K-19 с Харрисоном Фордом и Лиамом Нисоном об аварии на первой атомной советской подводной лод­ке. Кинокомпания разрабатывает проект совместно с «Марс Медиа».

Вообще отличительной чертой лидерского пит­чинга стало преобладание фантастического кино. Кроме КРАКЕНА, это еще четыре проекта – КРЫСОЛОВ, МЕТРО 2033, МИРА и СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД. Быть мо­жет, большое количество таких проектов тоже повлияло на решение совета фонда, исключившего из числа пре­тендентов на финансирование МИРУ («Марс Медиа») и МЕТРО 2033 (1-2-3 Production).

В фантастическом экшне Art Pictures Studio КРЫСОЛОВ режиссер и автор сценария Алексей Мизгирев (ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ) попытается осмыслить пережитый человечеством опыт пандемии и локдау­на. В основе фильма лежат реальные научные дости­жения по модифицированию человеческого организма для противостояния болезням. Коллизия связана с тем, что происходит в мире, где человеку не опасны бо­лезни, но опасным становится он сам. По сюжету, спустя десять лет после мировой войны между гибридны­ми людьми с отредактированным ДНК («крысами») и обычными смертными («крысоловами») отец ищет свою взрослую дочь. В картине будет много жанро­вых сцен, но также раскроется драма отношений отца и дочери, которая заявлена как самостоятельная и не­зависимая экшн-героиня. Выход проекта запланирован на 2023 год.

Еще одним фантастическим фильмом, но про более дружелюбный мир будущего, станет проект компании «Водород 2011» СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД. Продюсеры ве­рят, что это будет не последний их фильм по мотивам приключений Алисы Селезневой, героини популярных в советское время книг Кира Булычева и классическо­го телефильма 80-х «Гостья из будущего». Сюжет у СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД знакомый – советские школьни­ки вместе с Алисой из будущего с помощью миелофо­на, позволяющего путешествовать во времени, спасают галактику от космических пиратов. Режиссером проек­та станет Егор Баранов (франшиза ГОГОЛЬ). Он поста­рается сохранить присущую книгам Булычева интона­цию светлого и доброго приключения и совместить ее с тенденциями современного семейного кино через эстетику ретро-футуризма на основе 60–70-х. Бюджет проекта превышает 500 млн рублей. В прошлом году картине уже выделялась субсидия. В прокат кино долж­но выйти в конце 2022-го и собрать, по прогнозам продюсеров, около 1 млрд.

Что касается отвергнутых МИРЫ и МЕТРО 2033, то на них, разумеется, тоже рано ставить крест. Долгожданная экранизация книги Дмитрия Глуховского по его собственному сценарию расскажет о собы­тиях, происходящих через двадцать лет после ядер­ного апокалипсиса. Последние выжившие прячут­ся в туннелях московского метро – самого большого на земле противоатомного бомбоубежища. Главному герою предстоит пройти опасный путь через подзем­ный лабиринт, чтобы спасти не только родную стан­цию, но и предупредить человечество о новой смер­тельной угрозе. Режиссером картины, как и в случае со СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД, заявлен Егор Баранов. Бюджет – 700 млн рублей, предполагаемые сборы – 1,5 млрд. У Фонда кино продюсеры запрашивали 200 млн рублей (еще 250 млн – в 2022 году). В прокат картину пла­нируется выпустить 1 января 2024 года, поэтому вре­мя для доработки и участия в следующих питчин­гах еще есть. Кроме того, продюсеры фильма Валерий Федорович и Евгений Никишов заявили о том, что он вызывает интерес у зарубежных игроков: несколько компаний уже предлагали войти в производство и ку­пить проект для международной дистрибуции.

МИРА Дмитрия Киселева сочетает в себе черты се­мейной драмы и фильма-катастрофы. Проект расска­жет про отношения отца, работающего на орбитальной космической станции, и его дочери-подростка, спасаю­щей младшего брата и остальной мир во время мете­оритного дождя. Бюджет картины составляет 500 млн рублей, потенциальные сборы – 1 млрд. Ранее проект уже получал финансирование. По поводу эстимей­тов МИРЫ и в целом обилия крупнобюджетных пост- апокалиптических картин гендиректор Первого канала Константин Эрнст высказал критическое наблюдение, что аудитория в настоящее время избегает негатив­ных эмоций. И нет предпосылок, что в ближайшее время произойдет смена настроений. «Мы с Антоном Златопольским занимаемся телевидением, поэтому си­дим на ежедневном ответе, – заметил он. – В мире, где еще неизвестно сколько будет продолжаться панде­мия, сложилась тяжелейшая, можно сказать, предкариб­ская международная обстановка. Не подзамучаете ли вы зрителей фильмами-катастрофами? По телевизору люди не хотят смотреть такое кино и вообще отрица­ют негативный материал. Если вы не будете это учиты­вать, миллиарда кассовых сборов не соберете, не надо обманывать ни фонд, ни себя. Не уверен, что люди в ки­нотеатрах в ближайшие годы будут рваться смотреть фильмы-катастрофы. Я думаю, что это значительное за­блуждение периода стабильности и хорошего развития, когда все хорошо и хочется посмотреть что-то страш­ное. А когда страшного в жизни хватает, люди хотят смотреть в основном нечто благостное». Не исключено, что совет фонда внял опасениям маститого эксперта.

О том, что российским кинематографистам хорошо удаются научно-фантастические проекты, часто гово­рят международные закупщики контента. Зарубежные сборы ПРИТЯЖЕНИЯ и ВТОРЖЕНИЯ подтверждают ин­терес к российской научной фантастике и высокий международный потенциал такого контента. Фильм «Водорода», Art Pictures Studio и Hype Film СПУТНИК настолько заинтересовал голливудских продюсеров, что создатели картин БЕЗУМНЫЙ МАКС: ДОРОГА ЯРОСТИ, ДЖОКЕР и ПЛАНЕТА ОБЕЗЬЯН: РЕВОЛЮЦИЯ будут сни­мать англоязычный ремейк отечественного проекта. Однако производство в этом жанре обходится дорого. Поэтому продюсерские компании в данном случае не конкурируют, а сотрудничают друг с другом. Так, «Марс Медиа» не только производит собственный фантасти­ческий фильм МИРА, но и участвует в производстве КРАКЕНА вместе с ТРИТЭ и КРЫСОЛОВА с Art Pictures Studio.

ВОЙНА И СПОРТ

Стабильно интересной для лидеров киноиндустрии остается тема Великой Отечественной войны. Компания «Централ Партнершип» получила финансирование на создание фильма ПРАВЕДНИК. Для производства этого проекта объединятся ЦПШ, «ВайТ Медиа», сту­дия ТРИТЭ и телеканал «Россия 1». Режиссером станет Сергей Урсуляк. Основанная на реальных событиях во­енная драма рассказывает о подвиге Николая Киселева, который вывел за линию фронта в Белоруссии триста стариков, детей и женщин еврейской национально­сти. Под командованием Киселева и в сопровождении нескольких партизан люди прошли более 1500 километров. Глава «Централ Партнершип» Вадим Верещагин уверен, что фильм станет большим событием не толь­ко в России, но и будет востребован у зарубежно­го зрителя. Выход картины в прокат ожидается в се­редине 2023 года. Интересно, что компания «Централ Партнершип» в прошлом году также подавала заявку на производство военной драмы, но финансирование тогда не получила.

Про современную войну расскажет поддержанный Фондом кино боевик ДЖОН (СТВ), режиссерский де­бют Алексея Чадова. Главный герой не может адаптиро­ваться к мирной жизни и снова отправляется на войну, чтобы спасти своего близкого друга и бывшего сослу­живца. Продюсирует картину Сергей Сельянов, в прокат ее выпустит SPPR. Фильм уже получал финансирование от фонда в прошлом году.

Вместе с тем другой военный проект питчин­га, шпионский приключенческий фильм БАНСУ (1-2-3 Production), остался в этот раз без субси­дии Фонда кино. В прошлом году картина Павла Костомарова о поисках пропавшего советского пило­та на Аляске летом 1943 года уже получала финансиро­вание. Это вторая заявка от 1-2-3 Production в 2021-м, не одобренная советом фонда. Несмотря на пандемию, продюсерам удалось остаться в пределах заявленного бюджета – 300 млн рублей. Кассовые сборы прогнози­руются на уровне 600 млн. На большие экраны картину выпустит в 2022 году компания «Каропрокат».

Очередной любимый российскими продюсера­ми жанр – спортивное кино. Его ярким новым образ­цом стала основанная на реальных событиях дра­ма о советских хоккеистах в НХЛ РУССКАЯ ПЯТЕРКА (1-2-3 Production). Режиссером фильма станет Павел Костомаров. Сценарий написал Андрей Золотарев (ПРИТЯЖЕНИЕ, ВТОРЖЕНИЕ и ЛЕД). По словам созда­телей, это будет не просто картина о спортивной по­беде, а кино о людях, которых в СССР считали преда­телями, но которые подняли на недосягаемую высоту престиж советской школы хоккея и сделали многое для того, чтобы о русских на Западе перестали говорить в негативном ключе. В реализации проекта участвуют реальные хоккеисты. Основной блок съемок должен состояться в США или Канаде. Бюджет производства со­ставляет 800 млн рублей. У Фонда кино запрашивали 250 млн (еще 300 млн – в 2022 году). Кассовые сборы прогнозируют на уровне 1,8 млрд рублей. Это самый амбициозный по эстимейтам проект питчинга.

Уже в третий раз финансирование Фонда кино по­лучил проект студии ТРИТЭ, триллер ЧЕМПИОН МИРА. Картина Алексея Сидорова расскажет о шахматном мат­че между Виктором Корчным, сбежавшим за несколь­ко лет до этого из СССР, и действующим чемпионом Анатолием Карповым, стремящимся отстоять свой титул. Создатели обещают захватывающую и эффектную исто­рию с интригами и шпионскими страстями. Изначально бюджет фильма составлял 550 млн рублей, на про­шлогоднем питчинге сообщалось о его увеличении. В 2019 году продюсеры получали от Фонда кино без­возвратные 350 млн, также финансирование было вы­делено в 2020-м. Это уже третий одобренный проект на нынешнем питчинге, в производстве которого участвует студия ТРИТЭ – больше нет ни у одного из лидеров.

ИШАК ПРОТИВ СОБАК

Российская анимация была представлена на пит­чинге двумя проектами, но финансирование полу­чил только один из них. Речь о следующем фильме Тимура Бекмамбетова ХОДЖА НАСРЕДДИН. По сюже­ту, мудрец спасает ишака, и тот попадает к нему в ус­лужение. Мультфильм будет снят по кукольному спек­таклю, поставленному Бекмамбетовым в Театре Наций. Креативным продюсером проекта стал Терри Россио, написавший сценарий к ШРЭКУ, АЛАДДИНУ, ПИРАТАМ КАРИБСКОГО МОРЯ. Над саундтреком будет рабо­тать композитор Дэнни Элфман. В качестве референ­сов по сборам называют фильмы АЛАДДИН, КОНЕК- ГОРБУНОК и ШРЭК, по анимации – мультфильмы Pixar. Бюджет проекта составит 500 млн рублей, предполага­емые сборы – 1 млрд. В кинотеатрах картина появит­ся весной 2024 года. При этом стоит отметить, что пока ни одному отечественному мультфильму не удалось покорить миллиардную планку сборов, а в последние три года и 500 млн рублей в кинотеатрах для россий­ского контента являются почти недосягаемой высо­той. Быть может, продюсерский и режиссерский азарт Бекмамбетова сможет сломить негативный тренд?

Не получила финансирование фонда анимацион­ная картина БАРБОСКИН ДЭНС, вторая часть франши­зы СТВ, выросшей из мультсериала. Сергей Сельянов отметил, что один из новых проектов его компании не прошел первичный отбор, и заявил, что хоть количество зрителей и является основным показателем оценки деятельности лидеров, также нужно учитывать и общий вклад в индустрию – развитие новых технологий, под­держку дебютов, новых жанров и в целом киноотрасли. «Философия лидерского дела шире показателей коли­чества зрителей и сборов. Возможно, критерии отбора проектов в ближайшее время будут скорректированы», – предположил продюсер.

НАЗАД В СССР

В отличие от прошлого года, на нынешнем питчин­ге лидеры практически не представляли среднебюд­жетные проекты. Исключениями стали уже упомянутые ДЖОН и БАРБОСКИН ДЭНС, а также ПОДВИГ («Водород»). Режиссером последнего стал Алексей Смирнов, рабо­тавший над сериалом «Садовое кольцо», автором сце­нария – Анастасия Пальчикова (МАША). Фильм очень напоминает ФОРС-МАЖОР Роберта Эстлунда. Сюжет та­кой: семейная пара ужинает в ресторане, где происхо­дит вооруженное нападение. Жена останавливает тер­рориста и становится героем в СМИ, а поведение мужа оказывается неожиданным для него самого. Главные роли в картине играют Федор Бондарчук и Чулпан Хаматова. Дистрибьютором ПОДВИГА станет «Централ Партнершип». В этом году компания стала прокатчи­ком целого ряда лидерских проектов. ЦПШ не только ожидаемо выпустит все фильмы ТРИТЭ, но впервые за­явлена дистрибьютором картин компаний «Водород» и Art Pictures КРЫСОЛОВ и СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД. Ранее проекты «Водорода» долгое время выпускала только Sony.

По итогам питчинга можно сделать вывод, что в бли­жайшие три года зрителей в кинотеатрах ждет яркое крупнобюджетное кино с любопытными сюжетами и большим объемом компьютерной графики. Но его бу­дет немного. Сокращение финансирования в том чис­ле в ближайшем будущем может привести к тому, что кинематографисты предпочтут обратить свое внимание на сериалы, переживающие сейчас бум. Тем более на российском рынке партнеров ищет Netflix. Интересно, как покажет себя со временем ставка продюсеров на фантастические картины. В случае, если Константин Эрнст окажется прав, то преобладающие в прока­те постапокалиптические фильмы нечем будет под­страховать, так как лидеры не представили практиче­ски ничего в категории «кино хорошего настроения», позволяющего отвлечься от реальности – ни коме­дий, ни фэнтези, ни больших семейных проектов. Разве что за всех придется отдуваться фильму СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД в конце 2022-го и ХОДЖЕ НАСРЕДДИНУ еще через два года. А ведь самыми востребованными жан­рами на рынке в постковидном 2021 году стали се­мейное кино (доля 22,9% от общих сборов), анимация (17,2%) и комедия (14,3%). Доля фантастики составила 9,1%. В 2019-м лидировали анимация и семейное кино (по 19,4% от общих сборов), экшн (19,3%) и фантастика (10,2%).

Стоит отметить, что практически по каждому филь­му продюсеры говорили о потенциально высоком ин­тересе на зарубежных рынках. Возможно, увеличением доли международных сборов в доходах продюсеров объясняется уход крупнобюджетного кино в фантасти­ческий жанр от патриотических тем военных и спор­тивных побед. Удивительным образом зарубежным продажам не только не помешает, но даже поможет то, что местом действия многих картин стал СССР. В связи с ремейком СПУТНИКА продюсер фильма Илья Стюарт говорил об интересе за рубежом к жизни в Советском Союзе. «Советская экзотика продается лучше всего. Мы сейчас в этом направлении разрабатываем мно­жество проектов, поскольку есть гигантский спрос», – замечает он.

При поддержке Фонда кино


25.06.2021 Автор: Рая Башинская, Ольга Куликова

Самое читаемое

Подать проект можно до 20 февраля

Конкурс сценарного мастерства «Метод» начал прием заявок

Подробнее
Топ-менеджер хочет стать независимым продюсером

Софья Митрофанова покидает пост гендиректора видеосервиса Premier

Подробнее
Сборы кинотеатров вновь превысили миллиард рублей за уикенд

Официальная касса России: «Чебурашка» не сбавляет темп

Подробнее
Это первый фильм за всю историю наблюдений, преодолевший данную отметку

«Чебурашка» заработал 5 млрд рублей в российском прокате

Подробнее
доступ запрещен