top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Культурный фронт

Итоги питчингов в Минкультуре. Часть 2

На питчинге фильмов для детей в этом году обращало внимание важное обстоятельство. В октябре стало известно о планах Минкультуры в среднесрочной перспективе стимулировать выпуск 4-5 российских детских фильмов ежегодно. При этом по итогам конкурса плачевную ситуацию с этим направлением кинематографа в нашей стране Ольга Любимова признала публично. «Честно скажем, что нас по-прежнему не устраивает уровень подаваемых заявок и сценариев, – сообщила журналистам министр культуры. – Это то, с чем нам предстоит работать совместно с профессиональным сообществом. Нам казалось, что в период самоизоляции сценаристы смогут лучше подготовиться. Но увы, конкурс хуже, чем в прошлом году». Количество проектов, допущенных к очной защите в этом сегменте, растет. А вот число поддержанных практически не меняется. В этом году было подано 62 заявки, из них допущено к защите 34 проекта. Субсидию получили 13 картин, 7 отправлены в резерв. В прошлом году было поддержано 9 из 25 заявок. Фильмы претендовали на субсидию в размере 50 млн рублей, бюджет большинства проектов составлял от 70 млн до 80 млн. В конкурсе были представлены в основном семейные фильмы и подростковые драмы. Многие картины оказались вдохновлены сериалами Netflix «Очень странные дела» и «Конец ***ного мира». И тут, конечно, возникает вопрос: на детей ли рассчитаны представленные картины или просто рассказывают про детей? К примеру, Киностудия им. Горького получила средства на производство подросткового мистического хоррора КУКОЛЬНИК, ориентирующегося на ОНО и «Очень странные дела». В фильме мама с детьми приезжает в деревню, где их соседом оказывается кукольник, забирающий души детей. По мнению авторов проекта, фильмы ужасов можно показывать совсем юной аудитории, поскольку дети очень любят рассказывать друг другу страшные истории. Еще один проект Киностудии им. Горького (получивший, кстати, высокую оценку экспертов), ДЯДЯ ИЗ ЧИКАГО Марии Кравченко, также вызвал вопросы. Несмотря на то, что жанр создатели определяют как новогоднюю сказку, эту картину трудно назвать детским фильмом. Главная героиня здесь – молодая девушка, потерявшаяся в жизни. В качестве аналогов приводят ОТПУСК ПО ОБМЕНУ, РОЖДЕСТВО НА ДВОИХ и ОДИН ДОМА. Самую высокую оценку экспертов получил фантастический фильм «Каро Продакшн» КАЛЕНДАРЬ МА(Й)Я по одноименной книге Виктории Ледерман о группе подростков, поворачивающих время вспять. Главные герои здесь дети, но создатели не забудут и про взрослых. «Само понятие детского кино видоизменилось и трансформировалось в формат семейного кино. Сегодня родители вряд ли отпустят детей одних в кинотеатр и в общем-то предпочитают поход в кино всей семьей, что мы с нашей творческой командой и пытаемся обеспечить», – заверяет продюсер картины Алексей Рязанцев. Александр Адабашьян написал сценарий к семейной драме КАТЯ-КАТЯ, занявшей второе место в рейтинге экспертов и рассказывающей о Великой Отечественной войне. Картину поддерживает также Российское военно-историческое общество. О взрослении десятилетнего мальчика во время путешествия из Ленинграда 50-х на Дальний Восток расскажет приключенческий фильм ПОЕЗД ИДЕТ НА ВОСТОК («Салюс Медиа»). Его референсами называют картины КОРОЛЕВСТВО ПОЛНОЙ ЛУНЫ и НЕВЕРОЯТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ МИСТЕРА СПИВЕТА. По сборам ориентируются на РОБО и СЕСТРЕНКУ. О подростках в сложной жизненной ситуации – после смерти родителей они попали в детдом – рассказывает КОЛОКОЛ НАДЕЖДЫ («Кинокомпания КПС»). Схожая тема также затрагивается в картине НОВОГОДНЯЯ НЕСКАЗКА («Магнумфильм»), где девочка сбегает из детдома в поисках мамы. В третий раз на суд экспертов подавалась музыкально-фантастическая комедия ДЕВОЧКА НИНА И ПОХИТИТЕЛИ ПИАНИНО, продюсером которой стал Алексей Учитель. Ранее проект дважды попадал в резерв, но на этот раз получил субсидию. Продюсер Иван Капитонов, известный своими работами в жанре хоррора, решил обратиться к кино для подростков и снять драмеди ГОЛОВА-ЖЕСТЯНКА о сложных отношениях 15-летних девочки и мальчика. Музыкальную сказку для самых маленьких детей ЯГА 2020 при поддержке платформы ivi снимет Владимир Шевельков. Ее референсами называют ПОСЛЕДНЕГО БОГАТЫРЯ и МАЛЕФИСЕНТУ. Минкультуры также поддержало новый проект режиссера СЕСТРЕНКИ Александра Галибина под названием ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАЛЕНЬКОГО БАХИ. Фильм расскажет про сильного ребенка, решающего взрослые проблемы. Сначала картина была отправлена в резерв, но в итоге удостоилась финансирования. Интересно, что в этом году режиссер уже получал поддержку Фонда кино на производство еще одного детского фильма, МОЯ УЖАСНАЯ СЕСТРА. В резерв были отправлены фильм якутского режиссера Эдуарда Новикова СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ, чья предыдущая картина ЦАРЬ-ПТИЦА стала победителем ММКФ в 2018 году. Также дополнительного финансирования будут ждать ЗОЛОТЫЕ КАНИКУЛЫ Анара Аббасова (БИТВА) и военный приключенческий фильм для подростков СОКРОВИЩА ПАРТИЗАНСКОГО ЛЕСА, художественным руководителем которого стал Вадим Абдрашитов. Уже не в первый раз ведомство не поддержало полнометражный «Ералаш». Также не получила государственных денег приключенческая комедия о детском блогерстве СЛУЧАЙНЫЙ ПИРАТ Александра Карпиловского, режиссера ЧАСТНОГО ПИОНЕРСКОГО, спортивный фильм САМБИСТКА, а также картины про животных СОБАКА МОЕЙ МЕЧТЫ и РАДУГА ДЛЯ ДРУГА.

КАНИКУЛЫ У САМОГО БЕЛОГО МОРЯ

На конкурс дебютов в этом году было подано рекордное число заявок – 248, из них к очной защите допущено 60. Поддержку Минкультуры получили 20 проектов, еще 3 отправились в резерв. Это примерно соответствует уровню прошлого года, когда финансирование было выделено 13 из 51 фильма. Размер субсидии на поддержку дебютов не превышает 25 млн рублей. «На питчинг дебютов было подано очень много заявок – отчасти потому, что отменили обеспечительный взнос, и поэтому многие смогли принять участие, – считает глава Продюсерского центра «ВГИК-Дебют» Федор Попов. – Также это говорит о том, что в стране есть огромное количество талантов, целая армия потенциально желающих дебютировать в кино, и их надо поддерживать. Мы видим, что представленные проекты были очень разного качества, так как экспертный совет затем отобрал только шестьдесят заявок. Но конкурс в этом году был очень сильный. И сами проекты были качественными, и презентации убедительными. А те отобранные двадцать фильмов, на мой взгляд, очень интересные и имеют большой потенциал. Это говорит о том, что дебютное кино находится в отличной форме». Среди представленных работ было много семейного кино, а также фильмов о подростках и взаимоотношениях поколений, но главное – в драмах превалировали личные истории самих режиссеров. Однако в случае с дебютами это неудивительно, так как в начале творческого пути часто осмысляется собственный опыт. Возможно, именно поэтому подавляющее большинство картин было посвящено историям подростков, драмам взросления и атмосфере 90-х. Самый высокий рейтинг у экспертов получило драмеди СКАЗКИ ГОФМАНА режиссера Тины Баркалая, до этого снимавшей рекламу и видеоклипы. Художественным руководителем проекта станет Валерий Тодоровский, продюсером – Екатерина Филиппова. Фильм расскажет о неприметной девушке, становящейся дублершей рук в кино и рекламе. Продюсер Артем Васильев представил спортивную драму КРЕЦУЛ о потерявшем зрении дзюдоисте. Ее режиссером станет документалистка Александра Лихачева, художественным руководителем – Алексей Герман-младший. Компания Hype Film получила финансирование на съемки полнометражного режиссерского дебюта актрисы Светланы Устиновой ВРЕМЯ ГОДА ЗИМА. Художественный руководитель проекта – Наташа Меркулова. Основанный на собственных переживаниях режиссера фильм расскажет о взаимоотношениях дочери и неизлечимо больной матери. Сценарий ленты написал Игорь Поплаухин, на главные роли утверждены Юлия Снигирь и Евгения Добровольская. Главным референсом Устинова называет фильм ТОНИ ЭРДМАНН. Эксперты также высоко оценили проект ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК Петра Тодоровского. Продюсируют картину Валерий Федорович и Евгений Никишов. По сюжету, герой страдает от пустоты жизни, спасает девушку и обретает смысл, но потом вновь теряет его. Среди референсов по кассовым сборам называют лидеров по бокс-офису российского авторского кино – АРИТМИЮ, НЕЛЮБОВЬ, ВЕРНОСТЬ и ДОВЛАТОВА. Замыкает пятерку лучших проектов питчинга, по мнению экспертов, научно-фантастический триллер документалиста Олега Уразайкина СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ. Художественный руководитель – Алексей Попогребский, продюсирует картину Роман Борисевич. Фильм участвовал в питчингах Фонда кино и в прошлом году, и в этом, но финансирование так и не получил. Александр Кузнецов сыграет в проекте космонавта, который пытается выжить после аварии на орбите. Бюджет составляет значительные для дебюта 170 млн рублей. Еще одним проектом, представлявшимся ранее на питчингах (на очной защите авторского кино в минкульте), но не получившим финансирование, стала драма ОНА ТАНЦУЕТ театрального режиссера Алексея Франдетти. С сентябрьского питчинга бюджет картины увеличился с 60 млн до 90 млн рублей. Минкультуры поддержало производство подростковой истории КАНИКУЛЫ, рассказывающей о школьном театральном кружке и о сложной динамике отношений внутри группы. Продюсирует картину Наталья Дрозд, художественным руководителем заявлен Борис Хлебников. Кроме КАНИКУЛ и ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА, он также стал худруком фильма ЭКСПРЕСС режиссера Руслана Братова. Производством занимается компания «Марс Медиа». Федор Бондарчук станет художественным руководителем молодежной музыкальной трагикомедии СКОРО КОНЧИТСЯ ЛЕТО о подростке, который пытается добиться признания отца и начинает заниматься гипнозом, переживая последнее лето детства. Некоторые члены экспертного совета признавались, что сценарий вызвал у них живую эмоциональную реакцию. Еще одним фильмом о подростках и их отношениях с родителями станет АДА («ВГИК-Дебют»). О том, как просто неосознанно разрушить жизнь собственного ребенка, расскажет КРАЙ НАДЛОМЛЕННОЙ ЛУНЫ по сценарию Наталии Мещаниновой. Продюсер Катерина Михайлова получила финансирование на создание фильма СТРАНА САША о первой любви и о том, как она меняет человека. Это будет уже пятый дебютный проект продюсера. Отношениям матери и взрослого сына посвящена драма РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ, кинодебют худрука театра «Современник» Виктора Рыжакова. Александр Паль и Агриппина Стеклова сыграют там мать и сына, которые в родительскую субботу отправляются на кладбище, чтобы почтить память предков.

Фильм У САМОГО БЕЛОГО МОРЯ, драму о трех поколениях одной семьи на русском Севере, снимет продюсерский центр «ВГИК-Дебют». Режиссером станет Александр Зачиняев, художественным руководителем – Карен Шахназаров. На очной защите дебютантов «ВГИК-Дебют» получил финансирование на производство в общей сложности четырех картин. Драма ВЕТА расскажет о студентке актерского факультета, которая хочет оставить свой след в искусстве и найти себя через творчество. Режиссер – Анастасия Венкова, художественный руководитель – Сергей Соловьев. В картине будут сниматься Анфиса Черных, Аглая Тарасова, Анатолий Белый, Владимир Кошевой. Еще одним фильмом о постижении себя через творчество – на этот раз в балете – станет проект ВРЕМЕНА ГОДА режиссера Максима Шабалина, чемпиона мира по фигурному катанию. Ранее Минкультуры уже поддержало два проекта продюсерского центра Федора Попова – КЭТ Бориса Акопова в конкурсе авторского кино и ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАЛЕНЬКОГО БАХИ в категории детских проектов. «За время изоляции мы очень много работали и смогли сконцентрировать все творческие и профессиональные усилия именно на подготовке проектов, так как съемки были остановлены. И это сработало», – объясняет свой успех Попов. Также ведомство поддержало производство антиутопии АКВАРИУМ о проблемах в семье. Режиссером проекта станет Илья Шагалов, художник видеоарта в «Гоголь-центре», продюсером – Сабина Еремеева. Андрей Звягинцев будет художественным руководителем драмы ТУНДРА БЛЮЗ документалиста Андрея Редькина. Фильм расскажет о конфликте коренного населения и добытчиков полезных ископаемых.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«На мой взгляд, питчинги перестали следовать правилу «всем сестрам по серьгам». Даже некоторые эксперты не получили поддержку своих проектов, то есть аффилированность не сработала, – замечает продюсер Федор Попов. – Конечно, это справедливо, поскольку нужно оценивать прежде всего качество проектов, а уже потом – другие особенности. Хотя и репутация продюсерской компании на рынке и ее надежность имеют значение. Особенно в случае с дебютами я очень рад, что возобладал смелый, объективный и конструктивный подход, нацеленный на открытие новых имен. Есть объективные признаки того, что новое руководство министерства взяло курс на позитивные перемены, на развитие. Важно не командовать, а руководить развитием. Мне кажется, что новый министр культуры поступательно выстраивает внятную, созидательную стратегию. Меня это очень вдохновляет. А развивать нам есть что – дебютное и детское кино, например. Авторское кино, социально значимое, наконец. Двумя руками поддерживаю эту инициативу».

По мнению продюсера Романа Борисевича, тот факт, что Ольга Любимова знает большинство игроков рынка и хорошо осведомлена о всех системных и текущих проблемах отрасли, внушает оптимизм. «Хочется верить, что министр придаст правильный импульс для развития всей индустрии, и он будет соответствовать запросам киносообщества и внутриотраслевым переменам», – надеется Борисевич. «По сути, впервые в России министром культуры стал профессионал в области кино и телевидения, – говорит продюсер Катерина Михайлова. – Если сравнивать с предыдущими годами, то я вижу динамику в процессе оценки проектов. Он стал гораздо прозрачнее. В первую очередь это связано с развитием технологий. Теперь, когда трансляция питчингов ведется онлайн в прямом эфире, вся индустрия может реально оценивать потенциал проектов, претендующих на господдержку. Сегодня практически все международные рынки проходят онлайн, и очень здорово, что министерство культуры быстро реагирует, тоже вносит нововведения и идет в ногу со временем». «Трансляция последней защиты дебютов на портале «Культура.рф» вызвала большой общественный резонанс, и это уже работает на проекты на этапе их создания и обкатки, разумеется, если выступление было убедительным, – говорит продюсер Екатерина Филиппова. – Год от года ситуация с проектами становится лучше. Если объективно сравнивать с тем, что было пять лет назад, мы наблюдаем совершенно другой уровень. Мы практически больше не видим засилья политизированных, искусственно сгенерированных, неинтересных зрителю, прямолинейных проектов. А видим пусть робкие и не всегда удачные, но попытки что-то делать по-другому, вариативность предложения со стороны продюсерских компаний, среди которых появляются новые игроки».

При поддержке Фонда кино


17.12.2020 Автор: Рая Башинская

Самое читаемое

Всего экспертам был представлен 21 фильм

Фонд кино провел очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров

Подробнее
Сроки проведения предлагаемой АВК инициативы – с 18 апреля по 12 мая

Приближается время проведения акции «Месяц без пираток»

Подробнее
Комедия «Бархоппинг», перевыпуск «Маленького Будды» с Киану Ривзом и много переносов

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года

Подробнее
Лучшей новинкой стала лента Алекса Гарленда «Падение империи»

Касса четверга: «Летучий корабль» все еще на первом месте

Подробнее
доступ запрещен