Лето прошло: что дальше?
Подводим итоги слабого сезона блокбастеров и заглядываем в будущее
Четыре месяца сезона блокбастеров (с мая по август) прошли заметно ниже ожиданий рынка, да и календарный год впервые в истории российского кинопроката может закончиться падением кассовых сборов и посещаемости. Авторы «Бюллетеня кинопрокатчика» проанализировали статистику и поделились своими прогнозами на оставшиеся месяцы года.
Итоги сезона блокбастеров
По предварительным и не окончательным данным, кассовые сборы с 1 мая по 31 августа в России с учетом СНГ составили 15 776,413 млн рублей. Это на 9,7% ниже цифр прошлого года. Билеты в кинотеатры купило 64,769 млн зрителей, что на 10,4% меньше, чем за тот же период прошлого года.
Как и в прошлом сезоне блокбастеров, наиболее ударными оказались май и июнь, когда на экраны вышли четыре из пяти самых кассовых на текущий момент картин этого периода времени, а МСТИТЕЛИ: ВОЙНА БЕСКОНЕЧНОСТИ продемонстрировали лучший старт за всю историю российского кинопроката, заработав за первые четыре дня 1,031 млрд рублей, даже превзойдя по этому показателю прошлогодних ПИРАТОВ КАРИБСКОГО МОРЯ. Звездная сага ХАН СОЛО: ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ. ИСТОРИИ стала одним из главных разочарований сезона. Пожалуй, еще лишь MAMMA MIA! 2 не оправдала возлагающиеся на нее надежды. Но тут следует заметить, что и надежды эти были не так уж велики. В свою очередь отдельные успехи вроде результатов фильмов МЕГ и АЛЬФА, КРИСТОФЕРА РОБИНА или СУДНОЙ НОЧИ: НАЧАЛО также принципиально не повлияли на емкость рынка. В конечном счете многое определилось сборами топ-10.
В летнем сезоне 2018 года не было релизов, перешагнувших отметку в 2 млрд рублей, зато рубеж в 1 млрд удалось преодолеть сразу четырем картинам вместо трех год назад. Но если в прошлогоднем топ-10 все проекты смогли превзойти рубеж в 500 млн рублей, то сейчас это оказалось по плечу только восьми фильмам.
Рынку не хватило крепких проектов, которые благодаря летнему периоду отпусков и каникул могли бы трансформироваться из формата жанрового кино в блокбастеры. И здесь скорее всего свою значимую негативную роль сыграл чемпионат мира по футболу, переманивший ту часть потенциальных зрителей, для которых поход в кино не обязательный, а один из возможных вариантов проведения досуга. Им была предложена альтернатива, которую они, в силу ее уникальности, сочли более престижной.
Российский кинопром постепенно все активнее покушается на период традиционного властвования Голливуда – этим летом рубеж в 100 млн преодолело пять картин, в то время как в прошлом году таковых было только две. Самым кассовым российским фильмом, стартовавшим в сезон блокбастеров 2018 года, стала военная драма СОБИБОР, заработавшая 299,5 млн рублей. Далее следует фэнтези ЧЕРНОВИК. В целом суммарные сборы десяти наиболее кассовых российских фильмов нынешнего сезона блокбастеров вплотную приблизились к отметке в 1,1 млрд рублей. И это без учета нового ГОГОЛЯ.
Главный вывод, который можно сделать по итогам уходящего сезона блокбастеров, пожалуй, состоит в том, что отрасли необходимо в большей степени рассчитывать на собственные силы. В текущих экономических условиях это очень непросто, но как вступление в ВТО не решило задачи, стоящие перед отечественной экономикой, так и слепая ставка на то, что Голливуд своими блокбастерами решит все проблемы кинопроката, подчас приводит к неоправданно высоким ожиданиям.
Уходящее лето было в значительной степени уникальным, но говорить о том, что у кинозрителей банально кончились деньги, пока, наверное, преждевременно. Будет интересный контент – должен быть и зритель.
Итоги первых восьми месяцев 2018 года
В первые восемь месяцев 2018 года кассовые сборы российского кинопроката составили около 34 млрд рублей, что на 8% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2017-го. Если январь и февраль побили все рекорды (+6% по сборам на конец зимы), то среднее падение бокс-офиса с марта по август составило по 14% в месяц, потянув за собой, разумеется, и год в целом. Даже в мае, когда в прокате бушевали продолжения МСТИТЕЛЕЙ и ДЭДПУЛА, сборы все равно немного упали.
И происходит это в год, когда российское кино ставит один рекорд за другим. ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ, ЛЕД, ТРЕНЕР и Я ХУДЕЮ собрали в общей сложности почти 6 млрд рублей, а общая касса российских фильмов уже приближается к 11 млрд с ростом в 51% относительно и без того выдающегося 2017-го.
Зарубежное кино, наоборот, сильно сбавило обороты. За первые восемь месяцев текущего года оно недосчиталось почти 6 млрд рублей, или 23% относительно того же периода 2017-го. Да, в 2018-м на фоне роста отечественного кино заметно обострились политические игры, особенно в начале года. К тому же чемпионат мира по футболу – событие для нашей страны из ряда вон выходящее (и именно в июне было самое большое падение сборов). Ну и, конечно, лето в целом выдалось очень жарким. Но гораздо удивительнее тот факт, что американский кинопрокат идет, наоборот, на рекордные цифры в этом году, опережая 2017-й сразу на 10%. Впрочем, это во многом связано с успехами картин, в большей степени направленных на местную публику, таких как ЧЕРНАЯ ПАНТЕРА, СУПЕРСЕМЕЙКА 2. То есть ко всем малозаметным проблемам добавилась одна покрупнее – контент, который в большей степени апеллировал к американскому зрителю. Кстати, во многих европейских странах также наблюдается ощутимое падение сборов и посещаемости, что подтверждает эту тенденцию.
Что дальше?
Стоит ли ожидать существенного кассового прорыва в последний квартал 2018-го? В абсолютных цифрах нынешний год отстает от прошлого почти на 3 млрд рублей. Отыграть такое можно, если чуть ли не каждый средний и крупный релиз будет идти выше ожиданий рынка. Но четвертый квартал 2017-го оказался на редкость удачным, чтобы еще показывать существенный рост. Три подряд уикенда (с 26 октября по 9 ноября) завершились со сборами свыше 1 млрд рублей, а все 13 уикендов – с бокс-офисом более 500 млн. Да и сейчас, в сентябре, полноценной замены ОНО и второму KINGSMAN практически нет.
Справедливости ради стоит сказать, что потенциальных «миллиардеров» все же достаточно. В этот список гарантированно войдут ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ТВАРИ, существенно лучше первой части выступит РАЛЬФ ПРОТИВ ИНТЕРНЕТА. Очень высокие ожидания и у ХРОНИК ХИЩНЫХ ГОРОДОВ, а также ГРИНЧА, но солидная часть сборов последнего все же придется уже на 2019-й.
Большой сюрприз может преподнести и ВЕНОМ. Киноманская общественность уже в нетерпении, каждый новый ролик фильма собирает миллионы просмотров на YouTube. Главная задача – найти ключик к массовому зрителю. Но в свое время такие же сомнения были и в отношении ДЭДПУЛА, который развеял их уже в первые же часы проката.
В чем точно проигрывает четвертый квартал аналогичному периоду прошлого года, так это в предложении российского кино. Даже без учета новогоднего периода в прокате огромную кассу в 4 млрд рублей собрали ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ, САЛЮТ-7, ЛЕГЕНДА О КОЛОВРАТЕ, МАТИЛЬДА и ФИКСИКИ: БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ. Сейчас, такое ощущение, за всех будут отдуваться только СУПЕРБОБРОВЫ: НАРОДНЫЕ МСТИТЕЛИ, НЕСОКРУШИМЫЙ, БЕЗ МЕНЯ и ТОБОЛ. Но запаса прочности все же должно хватить, особенно учитывая несколько сентябрьских релизов (НЕПРОЩЕННЫЙ, СЧАСТЬЯ! ЗДОРОВЬЯ!) и последний уикенд года. До нового рекорда не хватает около 2,5 млрд рублей.
Так или иначе, если 2018-й завершится хотя бы с тем же падением, что и сейчас (-8%), то это вполне можно будет считать удачным окончанием не самого простого года. Негативных факторов, как очевидных, так и скрытых, было и будет достаточно много. И вовсе не факт, что они повторятся в 2019-м. Российский кинопрокат еще далек от своего максимума.
10.09.2018 Автор: Семен Брожитов, Андрей Белый, Мария Дружинина