top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Лето прошло: что дальше?

Подводим итоги слабого сезона блокбастеров и заглядываем в будущее

 

 

Четыре месяца сезона блокбастеров (с мая по август) прошли заметно ниже ожиданий рынка, да и календарный год впервые в истории российского кинопроката может закончиться падением кассовых сборов и посещаемости. Авторы «Бюллетеня кинопрокатчика» проанализировали статистику и поделились своими прогнозами на оставшиеся месяцы года.

 

 

Итоги сезона блокбастеров

По предварительным и не окончательным дан­ным, кассовые сборы с 1 мая по 31 августа в России с учетом СНГ составили 15 776,413 млн рублей. Это на 9,7% ниже цифр прошлого года. Билеты в кинотеатры купило 64,769 млн зрителей, что на 10,4% меньше, чем за тот же период прошлого года.

Как и в прошлом сезоне блокбастеров, наиболее ударными оказались май и июнь, когда на экраны выш­ли четыре из пяти самых кассовых на текущий момент картин этого периода времени, а МСТИТЕЛИ: ВОЙНА БЕСКОНЕЧНОСТИ  продемонстри­ровали лучший старт за всю историю российского ки­нопроката, заработав за первые четыре дня 1,031 млрд рублей, даже превзойдя по этому показателю прошло­годних ПИРАТОВ КАРИБСКОГО МОРЯ. Звездная сага ХАН СОЛО: ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ. ИСТОРИИ  стала одним из глав­ных разочарований сезона. Пожалуй, еще лишь MAMMA MIA! 2  не оправдала возлагающиеся на нее надежды. Но тут следует заметить, что и надеж­ды эти были не так уж велики. В свою очередь отдель­ные успехи вроде результатов фильмов МЕГ  и АЛЬФА, КРИСТОФЕРА РОБИНА  или СУДНОЙ НОЧИ: НАЧАЛО  также принципиально не повлияли на емкость рынка. В конечном счете многое определилось сборами топ-10.

В летнем сезоне 2018 года не было релизов, пе­решагнувших отметку в 2 млрд рублей, зато рубеж в 1 млрд удалось преодолеть сразу четырем карти­нам вместо трех год назад. Но если в прошлогоднем топ-10 все проекты смогли превзойти рубеж в 500 млн рублей, то сейчас это оказалось по плечу только восьми фильмам.

Рынку не хватило крепких проектов, которые бла­годаря летнему периоду отпусков и каникул мог­ли бы трансформироваться из формата жанрового кино в блокбастеры. И здесь скорее всего свою значи­мую негативную роль сыграл чемпионат мира по фут­болу, переманивший ту часть потенциальных зрите­лей, для которых поход в кино не обязательный, а один из возможных вариантов проведения досуга. Им была предложена альтернатива, которую они, в силу ее уни­кальности, сочли более престижной.

Российский кинопром постепенно все актив­нее покушается на период традиционного властвова­ния Голливуда – этим летом ру­беж в 100 млн преодолело пять картин, в то время как в прошлом году таковых было только две. Самым кассовым российским фильмом, стартовавшим в сезон блокбастеров 2018 года, стала военная драма СОБИБОР, заработавшая 299,5 млн рублей. Далее следует фэнтези ЧЕРНОВИК. В целом суммарные сбо­ры десяти наиболее кассовых российских фильмов ны­нешнего сезона блокбастеров вплотную приблизи­лись к отметке в 1,1 млрд рублей. И это без учета нового ГОГОЛЯ.

Главный вывод, который можно сделать по ито­гам уходящего сезона блокбастеров, пожалуй, состоит в том, что отрасли необходимо в большей степени рас­считывать на собственные силы. В текущих экономиче­ских условиях это очень непросто, но как вступление в ВТО не решило задачи, стоящие перед отечественной экономикой, так и слепая ставка на то, что Голливуд сво­ими блокбастерами решит все проблемы кинопроката, подчас приводит к неоправданно высоким ожиданиям.

Уходящее лето было в значительной степе­ни уникальным, но говорить о том, что у кинозрителей ба­нально кончились деньги, пока, наверное, преждевременно. Будет интересный контент – должен быть и зритель.

Итоги первых восьми месяцев 2018 года

В первые восемь месяцев 2018 года кас­совые сборы российского кинопроката составили око­ло 34 млрд рублей, что на 8% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2017-го. Если январь и фев­раль побили все рекорды (+6% по сборам на конец зимы), то среднее падение бокс-офиса с марта по август составило по 14% в месяц, потянув за собой, разумеется, и год в целом. Даже в мае, когда в прокате бушевали продолжения МСТИТЕЛЕЙ  и ДЭДПУЛА, сборы все равно немного упали.

И происходит это в год, когда российское кино ста­вит один рекорд за другим. ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ, ЛЕД, ТРЕНЕР  и Я ХУДЕЮ  собрали в общей сложности поч­ти 6 млрд рублей, а общая касса российских фильмов уже приближается к 11 млрд с ростом в 51% относи­тельно и без того выдающегося 2017-го.

Зарубежное кино, наоборот, сильно сбавило обо­роты. За первые восемь месяцев текущего года оно не­досчиталось почти 6 млрд рублей, или 23% относи­тельно того же периода 2017-го. Да, в 2018-м на фоне роста отечественного кино заметно обострились поли­тические игры, особенно в начале года. К тому же чем­пионат мира по футболу – событие для нашей страны из ряда вон выходящее (и именно в июне было самое большое падение сборов). Ну и, конечно, лето в це­лом выдалось очень жарким. Но гораздо удивитель­нее тот факт, что американский кинопрокат идет, на­оборот, на рекордные цифры в этом году, опережая 2017-й сразу на 10%. Впрочем, это во многом связано с успехами картин, в большей степени направленных на местную публику, таких как ЧЕРНАЯ ПАНТЕРА, СУПЕРСЕМЕЙКА 2. То есть ко всем ма­лозаметным проблемам добавилась одна покрупнее – контент, который в большей степени апел­лировал к американскому зрителю. Кстати, во многих европейских странах также наблюдается ощутимое па­дение сборов и посещаемости, что подтверждает эту тенденцию.

Что дальше?

Стоит ли ожидать существенного кассового про­рыва в последний квартал 2018-го? В абсолютных цифрах нынешний год отстает от прошлого почти на 3 млрд рублей. Отыграть такое можно, если чуть ли не каждый средний и крупный релиз будет идти выше ожиданий рынка. Но четвертый квартал 2017-го ока­зался на редкость удачным, чтобы еще показывать су­щественный рост. Три подряд уикенда (с 26 октября по 9 ноября) завершились со сборами свыше 1 млрд рублей, а все 13 уикендов – с бокс-офисом более 500 млн. Да и сейчас, в сентябре, полноценной замены ОНО и второму KINGSMAN  практически нет.

Справедливости ради стоит сказать, что потенци­альных «миллиардеров» все же достаточно. В этот спи­сок гарантированно войдут ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ТВАРИ, существенно лучше первой части выступит РАЛЬФ ПРОТИВ ИНТЕРНЕТА. Очень высо­кие ожидания и у ХРОНИК ХИЩНЫХ ГОРОДОВ, а также ГРИНЧА, но солидная часть сборов последнего все же придется уже на 2019-й.

Большой сюрприз может преподнести и ВЕНОМ. Киноманская общественность уже в нетерпении, каж­дый новый ролик фильма собирает миллионы про­смотров на YouTube. Главная задача – найти ключик к массовому зрителю. Но в свое время такие же сомне­ния были и в отношении ДЭДПУЛА, который развеял их уже в первые же часы проката.

В чем точно проигрывает четвертый квартал ана­логичному периоду прошлого года, так это в предло­жении российского кино. Даже без учета новогодне­го периода в прокате огромную кассу в 4 млрд рублей собрали ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ, САЛЮТ-7, ЛЕГЕНДА О КОЛОВРАТЕ, МАТИЛЬДА и ФИКСИКИ: БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ. Сейчас, такое ощущение, за всех будут отду­ваться только СУПЕРБОБРОВЫ: НАРОДНЫЕ МСТИТЕЛИ, НЕСОКРУШИМЫЙ, БЕЗ МЕНЯ  и ТОБОЛ. Но запаса прочности все же должно хватить, особенно учиты­вая несколько сентябрьских релизов (НЕПРОЩЕННЫЙ, СЧАСТЬЯ! ЗДОРОВЬЯ!) и последний уикенд года. До но­вого рекорда не хватает около 2,5 млрд рублей.

Так или иначе, если 2018-й завершится хотя бы с тем же падением, что и сейчас (-8%), то это вполне мож­но будет считать удачным окончанием не самого про­стого года. Негативных факторов, как очевидных, так и скрытых, было и будет достаточно много. И вовсе не факт, что они повторятся в 2019-м. Российский кино­прокат еще далек от своего максимума.


10.09.2018 Автор: Семен Брожитов, Андрей Белый, Мария Дружинина

Самое читаемое

Новинки от «Экспоненты Фильм», «НМГ Кинопрокат» и других

Обзор изменений графика релизов на неделе 25 ноября – 1 декабря 2024 года

Подробнее
Комедия «Один день в Стамбуле» расположилась на втором месте

Касса России: на вершину проката поднялись «Приключения Паддингтона 3»

Подробнее
Новость подтвердили в пресс-службе стриминга

Игорь Мишин покидает должность генерального продюсера KION

Подробнее
Фотоотчет из Международного центра самбо

В Москве состоялась презентация телеканала ТНТ

Подробнее
доступ запрещен