Как смотрят кино в разных регионах России?
Особенности аудитории в зависимости от места жительства
Страна у нас, как известно, большая и разнообразная – она поделена на 8 федеральных округов и 85 субъектов федерации. В ней проживает более 145 млн людей почти двухсот народностей. Протяженность России с севера на юг превышает 4 тысячи километров, с запада на восток она приближается к 10 тысячам километров, образуя сразу 11 часовых поясов. Из-за четырех климатических поясов среднегодовая температура варьируется от -16°С (Оймякон) до +15°С (Сочи). Валовый региональный продукт на душу населения в зависимости от региона может различаться в 40 раз. Очевидно, что такая огромная страна не может жить по единым лекалам, и это находит свое отражение во всех сферах, в том числе и в кино. Предпочтения жителей даже соседних регионов иногда кардинально отличаются – и мы постарались выяснить, каким образом.
Анализируя тот или иной фильм, мы часто говорим, что он может либо хорошо пойти только в крупных городах, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге, либо, наоборот, пользоваться повышенным спросом в регионах. Подобные ситуации возникают всегда, даже при выходе очень кассовых картин, которые, казалось бы, должны привлекать максимум киноходящей аудитории. Но на деле все по-другому.
Среди «миллиардеров» текущего года у ВЫЖИВШЕГО самая большая доля Москвы и Санкт-Петербурга (36,9%) от своих сборов, что, в общем-то, неудивительно – несмотря на обилие экшна, картину можно отнести к арт-мейнстриму. Куда любопытнее, что у ДОКТОРА СТРЭНДЖА показатель лишь немногим меньше (36,7%), но здесь, видимо, свою роль сыграли превью-показы в кинозалах IMAX, которые преимущественно находятся в Москве и Санкт-Петербурге. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ТВАРИ И ГДЕ ОНИ ОБИТАЮТ в этом чарте на третьей строчке с 34,9%. Но, как мы уже отмечали, у всех частей ГАРРИ ПОТТЕРА также были очень высокие показатели в двух столицах, так что новинка просто унаследовала аудиторию предшественника.
Примечательно, что высокая доля Москвы и Санкт-Петербурга также у ИНФЕРНО (41%). С ФАНТАСТИЧЕСКИМИ ТВАРЯМИ его объединяет наличие литературного первоисточника. По данным Федеральной службы государственной статистики, на два наших крупнейших города страны в 2015 году приходилось 40% от всех проданных книг в России (в рублевом выражении), поэтому такие результаты фильмов вполне обоснованы. В тренд попадает, например, и мелодрама ДО ВСТРЕЧИ С ТОБОЙ, у которой 34,2% бокс-офиса пришлось на две столицы. Кстати, в Европе и США количество книжных магазинов в среднем на 100 тысяч жителей в 9-10 раз больше, чем в той же Москве. В частности, именно поэтому у нас довольно трудно раскрутить экранизацию даже популярной книги.
Традиционно хорошо в регионах идут преимущественно две категории картин: семейное и российское кино. ЖЕНИХ собрал в Москве и Санкт-Петербурге только 17,5% от своей кассы, а МАФИЯ: ИГРА НА ВЫЖИВАНИЕ, СУПЕРБОБРОВЫ и ЧЕМПИОНЫ: БЫСТРЕЕ. ВЫШЕ. СИЛЬНЕЕ – меньше 25%. Есть, разумеется, и исключения. ДЕНЬ ВЫБОРОВ 2 и ДУЭЛЯНТ, например, – исключительно столичные истории, как мы это называем. В целом по России релизы освоили на 160 млн и 100 млн рублей меньше, чем тот же ЖЕНИХ, но в Москве и Санкт-Петербурге собрали на 60–70 млн рублей больше.
Тем не менее наши крупнейшие города в целом довольно прохладно относятся к российскому кино. Санкт-Петербург по доле отечественных фильмов в 2016 году находится только на 67-й строчке среди 85 субъектов страны, а Москва – на 71-й. Замыкают же чарт в основном северокавказские регионы – Чечня, Дагестан, Ингушетия и Северная Осетия – Алания. Подтверждает это и недавняя неделя. Например, в Махачкале 28 ПАНФИЛОВЦЕВ собрали 111 тысяч рублей, тогда как ДРУГОЙ МИР: ВОЙНЫ КРОВИ освоил 868 тысяч. Интересно, что первый кинотеатр по программе Фонда кино по кинофикации малых городов открылся как раз в Чеченской Республике. С одной стороны, поддерживать прибыльность с такими зрительскими предпочтениями ему будет крайне тяжело, с другой – необходимость выделять 50% сеансов российским фильмам в конечном итоге может увеличить рост их популярности, а значит, и доли в целом. В лидерах же по доле отечественного кино – Мордовия и ряд субъектов из центральной и северной частей России. Получается этакая классика – север против юга.
Среди семейных картин «столичных историй» практически нет, хотя и здесь исключения все же находятся. ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД: СТОЛКНОВЕНИЕ НЕИЗБЕЖНО освоил в Москве и Санкт-Петербурге только 20,7% своих сборов, ПИТ И ЕГО ДРАКОН – 21,2%, БОЛЬШОЙ И ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН – 18,9%, ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК 3 – 19,8%. В то же время ЗВЕРОПОЛИС привлек в мегаполисах сразу 34,5% кассы, а ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ – 26,9%. Кстати, в регионах мультфильм UPI собрал даже чуть больше, чем релиз WDSSPR, а вот в столицах уступил почти на 180 млн рублей. Объяснить это можно летними каникулами, когда родители с детьми уезжают если не за границу, то хотя бы в другие города (в рамках весенних или осенних каникул вряд ли можно наблюдать большую внутреннюю миграцию населения). Косвенно подтверждает это и еще один августовский релиз – ОТРЯД САМОУБИЙЦ, у которого также весьма низкая доля сборов в Москве и Санкт-Петербурге по сравнению с другими «миллиардерами» проката.
В целом за лето доля Москвы резко снижается по сравнению с остальными периодами в году. И это не разовая ситуация, она подтверждается из года в год. В 2016-м доля столицы от всех сборов в России с января по май составляла 23,2%, тогда как непосредственно летом она уже равнялась 20,2%, а сейчас, с сентября по ноябрь, – 24,8%. В прошлом году наблюдалась такая же схема: 23,5% в начале года, 21,9% летом и 25,5% в конце года. Точно так же было и в 2014-м. Санкт-Петербург подвержен такой же миграции: доля города в начале года составляла 8,9%, летом – 8,5%, а за прошедшие три осенних месяца – 9,8%.
Чем больше и богаче на национальности страна, тем разнообразнее предпочтения аудитории, а значит, сложнее маркетинг и позиционирование фильмов. Но достучаться до каждого зрителя – первоочередная задача для кинотеатров и дистрибьюторов. Как показывает статистика, не всегда это можно сделать на общефедеральном уровне. Видимо, разнообразие способов привлечения зрителя в кино должно соответствовать разнообразию самой аудитории.
Самые кассовые фильмы 2016 года по субъектам Российской Федерации
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ собрала наибольшую кассу в 50 субъектах Российской Федерации, тогда как ЗВЕРОПОЛИС – только в 18-ти. Но, как и в случае с выборами в США, здесь важна сила каждого региона. Анимационный релиз WDSSRP оказался сильнее в самых прибыльных субъектах – Москве и Санкт-Петербурге, что и обеспечило ему лидерство в текущем году. В 11-ти субъектах впереди всех ОТРЯД САМОУБИЙЦ, КНИГА ДЖУНГЛЕЙ стала лидером в двух из них (Дагестан и Северная Осетия – Алания). Локальные победы есть даже у ЭКИПАЖА, правда, почему-то исключительно в холодных регионах (Камчатский край, Магаданская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ненецкий автономный округ).
№ |
СУБЪЕКТ РФ |
САМЫЙ КАССОВЫЙ ФИЛЬМ В ДАННОМ СУБЪЕКТЕ |
СБОРЫ ФИЛЬМА, руб. |
1 |
Москва |
ЗВЕРОПОЛИС |
512 490 781 |
2 |
Санкт-Петербург |
ЗВЕРОПОЛИС |
209 522 533 |
3 |
Московская область |
ЗВЕРОПОЛИС |
160 627 023 |
4 |
Краснодарский край |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
112 867 015 |
5 |
Свердловская область |
ЗВЕРОПОЛИС |
55 134 841 |
6 |
Новосибирская область |
ЗВЕРОПОЛИС |
46 346 532 |
7 |
Ростовская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
46 273 294 |
8 |
Татарстан |
ЗВЕРОПОЛИС |
43 820 913 |
9 |
Самарская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
40 621 246 |
10 |
Нижегородская область |
ЗВЕРОПОЛИС |
39 910 876 |
11 |
Челябинская область |
ЗВЕРОПОЛИС |
37 794 574 |
12 |
Башкортостан |
ЗВЕРОПОЛИС |
36 164 408 |
13 |
Иркутская область |
ЗВЕРОПОЛИС |
30 296 785 |
14 |
Красноярский край |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
29 337 656 |
15 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
ЗВЕРОПОЛИС |
28 096 329 |
16 |
Приморский край |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
27 852 846 |
17 |
Воронежская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
27 113 494 |
18 |
Пермский край |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
26 758 219 |
19 |
Хабаровский край |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
26 081 670 |
20 |
Крым |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
25 601 840 |
21 |
Тюменская область |
ЗВЕРОПОЛИС |
23 350 859 |
22 |
Волгоградская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
23 062 850 |
23 |
Саратовская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
22 694 681 |
24 |
Ставропольский край |
ОТРЯД САМОУБИЙЦ |
22 648 481 |
25 |
Кемеровская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
21 986 938 |
26 |
Калининградская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
21 370 236 |
27 |
Омская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
20 199 930 |
28 |
Алтайский край |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
19 719 799 |
29 |
Ярославская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
19 311 430 |
30 |
Белгородская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
16 337 527 |
31 |
Удмуртия |
ЗВЕРОПОЛИС |
15 976 454 |
32 |
Томская область |
ЗВЕРОПОЛИС |
15 715 675 |
33 |
Архангельская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
15 248 785 |
34 |
Мурманская область |
ЗВЕРОПОЛИС |
14 781 704 |
35 |
Тульская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
14 474 276 |
36 |
Оренбургская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
14 237 476 |
37 |
Ленинградская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
13 847 480 |
38 |
Калужская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
13 729 591 |
39 |
Рязанская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
13 490 956 |
40 |
Якутия |
ОТРЯД САМОУБИЙЦ |
12 730 496 |
41 |
Тверская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
12 367 743 |
42 |
Владимирская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
12 053 678 |
43 |
Пензенская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
11 911 447 |
44 |
Брянская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
11 483 212 |
45 |
Вологодская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
11 290 656 |
46 |
Астраханская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
10 871 725 |
47 |
Бурятия |
ОТРЯД САМОУБИЙЦ |
10 666 169 |
48 |
Липецкая область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
10 585 323 |
49 |
Чувашия |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
10 580 059 |
50 |
Ивановская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
9 949 048 |
51 |
Ульяновская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
9 560 662 |
52 |
Коми |
ЗВЕРОПОЛИС |
9 488 694 |
53 |
Кировская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
9 396 041 |
54 |
Камчатский край |
ЭКИПАЖ |
8 853 426 |
55 |
Дагестан |
КНИГА ДЖУНГЛЕЙ |
8 497 410 |
56 |
Смоленская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
8 343 499 |
57 |
Севастополь |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
8 179 049 |
58 |
Курская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
8 083 720 |
59 |
Сахалинская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
7 714 095 |
60 |
Карелия |
ЗВЕРОПОЛИС |
7 195 405 |
61 |
Амурская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
6 849 060 |
62 |
Тамбовская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
6 772 433 |
63 |
Забайкальский край |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
6 598 602 |
64 |
Костромская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
6 246 933 |
65 |
Орловская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
6 114 950 |
66 |
Чечня |
ОТРЯД САМОУБИЙЦ |
5 842 550 |
67 |
Хакасия |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
5 492 632 |
68 |
Кабардино-Балкария |
ОТРЯД САМОУБИЙЦ |
5 484 090 |
69 |
Псковская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
5 434 204 |
70 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
ЭКИПАЖ |
5 183 575 |
71 |
Новгородская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
4 749 507 |
72 |
Курганская область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
4 620 810 |
73 |
Марий Эл |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
4 319 000 |
74 |
Мордовия |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
4 249 344 |
75 |
Северная Осетия – Алания |
КНИГА ДЖУНГЛЕЙ |
3 991 380 |
76 |
Адыгея |
ОТРЯД САМОУБИЙЦ |
3 118 280 |
77 |
Магаданская область |
ЭКИПАЖ |
2 704 380 |
78 |
Карачаево-Черкесия |
ОТРЯД САМОУБИЙЦ |
2 375 770 |
79 |
Калмыкия |
ОТРЯД САМОУБИЙЦ |
1 541 240 |
80 |
Еврейская автономная область |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ |
1 435 960 |
81 |
Ингушетия |
ОТРЯД САМОУБИЙЦ |
1 242 700 |
82 |
Алтай |
ОТРЯД САМОУБИЙЦ |
709 570 |
83 |
Ненецкий автономный округ |
ЭКИПАЖ |
511 390 |
84 |
Тыва |
ОТРЯД САМОУБИЙЦ |
504 660 |
85 |
Чукотский автономный округ |
ЗВЕРОПОЛИС |
503 800 |
На основе данных ComScore/Rentrak.
23.12.2016 Автор: Андрей Белый