top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Кино за 30

Об инициативе Минкульта по прокату авторского кино в модернизированных кинотеатрах

На прошлой неделе министр культуры Ольга Любимова объявила о том, что в Фонде кино будет создано прокатное направление, которое займется выпуском в модернизированных кинотеатрах профинансированных Минкультуры фильмов, не нашедших себе дистрибьютора. Мы обратились к продюсерам и представителям государственных кинотеатров, чтобы узнать их мнение по поводу этой инициативы и понять, какие есть плюсы и минусы в этом решении.

По словам Ольги Любимовой, речь идет о сложном, так называемом непрокатном и авторском кино. Подобные картины прежде всего попадут в репертуар кинотеатров, открытых в рамках нацпроекта «Культура». Сейчас таких залов в стране уже больше тысячи. Однако их доля на рынке совсем невелика. При этом министр называет эти кинотеатры одной из крупнейших сетей в стране. «Мы будем просить официальным письмом, как мы просим порой руководителей регионов о социальной рекламе, о том, чтобы в этих кинозалах, помимо российских и зарубежных востребованных и кассовых фильмов, крутились эти картины, – сообщила Любимова. – Да, такая картина не соберет 3 миллиарда рублей, как блокбастер. Но у нас нет задачи дать продюсерам, не имеющим возможностей выйти в лидеры, зарабатывать деньги. Нам важно донести до нашего зрителя всю палитру того, что произведено за бюджетные средства».

В ведомстве планируют показывать такое кино по максимально льготной цене – от 30 до 50 рублей за билет. «Не могу обещать, что в этом смысле продюсер обогатится, но, по крайней мере, у всех будет возможность увидеть эту картину. А также люди, которые не могут приобрести билеты стоимостью 130–200 рублей, по средней цене в регионах, смогут сходить в кино», – говорит Ольга Любимова. Как отметила министр, инициатива стала ответом на запрос режиссеров, которые обращаются в ведомство с уже снятыми фильмами и просят поддержать их картины в прокате, поскольку денег на это у них не осталось. Но министерству, указала Любимова, продюсерская деятельность запрещена двумя федеральными законами. Теперь такие фильмы можно будет поддержать благодаря новому направлению.

Действительно, как показывает опыт, многие поддержанные Минкультуры картины так и не доходят до проката, поэтому показать их в кинотеатрах в таком формате, быть может, лучше, чем не показать совсем. Справедливости ради стоит сказать, что по требованиям ведомства прокат профинансированных государством фильмов не обязателен. Главное – предоставить министерству готовую картину. Поэтому некоторые поддержанные им проекты участвуют в фестивалях, но в кинотеатры не попадают. Даже участие в зарубежных смотрах класса A не может гарантировать фильму прокатную судьбу. После премьеры в программе дебютов и экспериментов «Форум» на Берлинале в прошлом году драма Марии Игнатенко ГОРОД УСНУЛ о рыбаке, пустившемся в экзистенциальное путешествие по портовому городу после смерти жены, так и не вышла в прокат. У картины было только три сеанса в сети «КАРО». «ГОРОД УСНУЛ – очень авторское, фестивальное кино. Мы вышли в ограниченный прокат с «КАРО.Арт» в декабре, в постпандемийный период, – рассказывает продюсер фильма Катерина Михайлова. – Нам было важно показать картину хоть какому-то числу зрителей, чтобы она после Берлинского кинофестиваля не пылилась долго». Интересно, что эксклюзивный прокат авторского кино только в одной из сетей становится все более частым явлением. Так, в залах «Кино Окко» появился КУРАТОР и скоро выйдет ПЕЧЕНЬ, ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОГО СТАРТАПА.

На различных фестивалях побывал, а затем канул в Лету целый ряд картин последних лет: НАЗАД В СТЕПЬ К САРМАТАМ Александра Прошкина, У АНГЕЛА АНГИНА Оксаны Карас, ЗОВИ МЕНЯ ДРОЗД Павла Мирзоева, РАСПУТЬЕ Георгия Лялина, ВЕСУРИ Александра Якимчука, СДЕЛАТЬ КАК НАДО Игоря Полевичко, Я СВОБОДЕН Ильи Северова, КАМЕНЬ, НОЖНИЦЫ, БУМАГА Татьяны Лютаевой, НА ДАЛЬНИХ РУБЕЖАХ Максима Дашкина, ПОРТ Александры Стреляной, ПАПА ЗАКОДИРОВАЛСЯ Павла Ходнева, ЗВЕЗДЫ Александра Новикова-Янгинова и КОГДА ОНА ПРИХОДИТ Александра Цоя. А, например, фильм ЧУПАКАБРА Григория Коломийцева («ВГИК-Дебют») хоть и вышел в прокат, но настолько скромно, что этого почти никто не заметил. «ЧУПАКАБРА выходила во время коронавируса и отработала скромно. Мы посчитали, что фильм следует выпустить на волне его участия в фестивале в Сан-Себастьяне, где состоялась его мировая премьера, – рассказывает продюсер Федор Попов. – Эта абсолютно авторская, фестивальная картина выходила без рекламного бюджета, поэтому особых иллюзий у нас не было. ПЕЧЕНЬ мы выпускаем в прокат с объединенной киносетью. Мы долго ждали возобновления проката и пытались найти наиболее благоприятную дату. После этого, оценив результаты, будем готовить к выпуску фильм КОГДА ОНА ПРИХОДИТ».

Если картины не попадали в пакет мейджоров и независимых из числа топ-15 капсоревнования БК, то их прокатывали совсем маленькие компании – «25-й этаж», «Ракета Релизинг», Cineticle Films. Либо они выходили стараниями продюсеров – «самокатом». В период после пандемии на фоне сокращения зарубежного кино шансы выйти в прокат у таких фильмов резко увеличились. При этом некоторые проекты отказывались от большого экрана и сразу выходили на малых. В ноябре прошлого года на телеканале «Россия 1» была показана поддержанная Минкультуры комедия ОТ ПЕЧАЛИ ДО РАДОСТИ Эдуарда Парри от продюсерского центра «Федор Добронравов». Эксклюзивно в онлайн-кинотеатре Okko в сентябре состоялась премьера комедии КОРОЛЕВА производства «Марс Медиа».

Продюсеры и показчики в целом положительно оценивают идею министерства культуры и Фонда кино. «Это прекрасная инициатива для поддержки выхода кино на большом экране, – считает продюсер Катерина Михайлова. – Большинство фильмов в стране снимается с финансированием министерства культуры и Фонда кино. Картины, не сумевшие выйти в широкий прокат, получат возможность хотя бы в ограниченном формате быть показанными зрителю. Это лучше, чем если кино просто «ляжет на полку». Свои авторские фильмы, не вышедшие в широкий прокат, я бы так прокатывала. С дебютами еще сложнее, так как режиссеров никто не знает. Только благодаря фестивалям открываются новые имена, и награды как-то помогают прокату. Но даже в этом случае все зависит в первую очередь от фильма. В большинстве своем это авторское кино, что придает еще больше сложностей прокату. Несмотря на наличие звезд, несмотря на сюжет и качество режиссуры, в случае с дебютным кино у прокатчиков есть некое предубеждение против него».

«Насколько я знаю, эти кинотеатры работают не очень эффективно, то есть ни о каком бизнесе речь не идет. Тем не менее в целом я положительно отношусь к этой идее, – соглашается продюсер Федор Попов. – Должны же эти кинотеатры, в конце концов, что-то показывать. Думаю, надо посмотреть, как это будет работать».

«Создатели картин с непростой прокатной судьбой будут рады возможности показать свои работы в кинозалах, и цена билета в данном случае не имеет значения, – рассуждает продюсер Роман Борисевич. – Более того, для этих фильмов выход в прокат может стать триггером для дальнейших онлайн- и телепродаж. Пока этот принцип раскрутки работает. Нововведение актуально и позволит не только выходить на экраны оставшимся без дистрибьютора картинам, но и создаст дополнительную киноходящую аудиторию, которая, по прогнозам, будет сокращаться. А значит, инициатива опосредованно поддержит все кинотеатры и прокат». Но и тут есть свои нюансы. Не нашедшие себе прокатчика фильмы – это наименее коммерческие, а значит, не самые зрительские проекты. Они рассчитаны в большей степени на подготовленную аудиторию больших городов, но будут предлагаться неискушенному зрителю в регионах. Опрошенные нами представители кинотеатров, открытых по программе Фонда кино, сходятся во мнении, что авторское кино заинтересует узкий круг потенциальных зрителей, и подтверждают, что в нынешнем расписании таких фильмов в их репертуаре нет. «Так как наш кинотеатр муниципальный, мы готовы поддерживать такие начинания. Если это кино будет доступным и рассчитанным, например, на детскую аудиторию, то мы с удовольствием работали бы им в период школьных каникул. Авторское кино вообще на любителя, так что вряд ли оно будет много собирать», – говорит Валентина Кенгина, заместитель директора кинотеатра «Юбилейный» в Бежецке Тверской области. «Думаю, будет интересно поработать такими фильмами. Но сложно предсказать их успех у зрителей. Если выход таких картин анонсировать заранее и если у них будет реклама, зритель придет. А если маркетинг будет ограничен, то вряд ли», – предполагает Марина Шилова, заведующая отделом киновидеопроката МБУК «Вытегорский районный центр культуры» Вологодской области.

Продюсеры и показчики говорят о необходимости рекламной поддержки этих релизов. И это поднимает вопрос дополнительных трат из бюджета, так как если бы у продюсеров были средства на прокат, они бы не оказались в этой ситуации. При этом низкая цена билета может привлечь зрителей на местах только в первое время. «Когда картина выходит в прокат, первая задача – не заработать, а не потерять, так как необходимо еще вложиться в продвижение фильма, – говорит Федор Попов. – Если эти деньги вернулись, то можно считать, что тебе повезло. Надо учитывать, что даже для того, чтобы выпустить картину в этих кинотеатрах, нужно вложиться в рекламу и логистику. Если к инициативе Минкультуры прибавится поддержка на выпуск картины в прокат, то я к этой идее отнесся бы с бóльшим энтузиазмом. По крайней мере, вреда это точно не принесло бы».

«Необходимо будет работать точечно, приглашать кого-то, делать отдельную рекламу и акцентировать на ней внимание. Население нашего города немного скептически относится к подобным фильмам», – считает Ирина Суслова, замдиректора АУК «Социально культурный молодежный центр» в городе Сортавала Республики Карелия. – Понятно, что на таких релизах не заработать. Тут сыграет роль не столько цена билета, сколько реклама. Возможно, придется устраивать групповые показы в зависимости от возрастной категории – привлечь школы, советы ветеранов. А если рассчитывать на случайных зрителей, то наберется не больше десятка человек». «Вся проблема в том, что такие фильмы, как правило, плохо рекламируются, – говорит Татьяна Ненашева, директор кинотеатра «Вертикаль» в городе Прохладный в Кабардино-Балкарии. – Даже если кинотеатру браться за это дело самостоятельно, то есть организовать рекламу в соцсетях, оповещать зрителей другими путями, у таких фильмов нет материалов, о них скудная информация. Это касается не только авторского кино, но и всего российского. Чем проект меньше, тем больше проблем с рекламно-информационными материалами. В этом есть неудобства – приходится мониторить Интернет, находить какие-нибудь «фишечки». Если потратить на это время и представить релиз зрителю, думаю, можно попробовать поработать. Но как такие фильмы пойдут в малых городах, сложно сказать. Цена билета может привлечь зрителя в первое время, а там уже от качества контента все будет зависеть».

По мнению Федора Попова, прежде всего необходимо четко определить, какие цели стоят перед министерством культуры. «Если поднимать кинотеатры, которые строились при поддержке Фонда кино, тогда нужно закачивать туда другие ресурсы, создавать им другой репертуар, – говорит он. – Если поддержать авторское кино, картины, требующие раздумий и являющиеся не очень популярными или популярными только у определенной части зрительской аудитории, тогда их нужно показывать в обычных многозальниках. Там зрители могут посмотреть голливудские и российские блокбастеры, европейские картины и наше «кино не для всех». Как было в киноцентре «Соловей», где картины шли подолгу одним-двумя сеансами в неделю».

Олег Березин предлагает взглянуть на проблему более системно. «Во-первых, низкая цена билета снижает восприятие ценности кинотеатра, – считает он. – Во-вторых, приводит в кинозалы маргинальную аудиторию, которая просто отпугнет от кинотеатров нормальных зрителей. И последствия от такой маргинальной аудитории могут стать очень дорогими для кинотеатра. Тем более если речь идет об авторских фильмах со сложным содержанием».

На первых этапах программа кинофикации задумывалась и работала как социальный проект, но практически сразу отрасль стала требовать от нее экономической эффективности. Именно поэтому Фонд кино в рамках программы «Фонд-кинопрокат» с 2020 года стал заниматься прокатом зарубежных и российских картин в модернизированных кинотеатрах. В задачи фонда входит обсуждение выпуска фильмов с дистрибьюторами, рекламное сопровождение картин, доставка копий, продвижение площадок и так далее. Расширение функций фонда до проката авторского кино выглядит естественным. Также новая инициатива закрепляет модернизированные кино театры в статусе не только одной из крупнейших сетей, но и государственной сети кинотеатров, где министерство культуры может активно формировать репертуар площадок. Другое дело, что о бизнесе теперь речь совсем не идет.

При поддержке Фонда кино

 


01.04.2021 Автор: Рая БАШИНСКАЯ, Ольга КУЛИКОВА, Дмитрий НЕКРАСОВ

Самое читаемое

Всего отобрано 15 проектов

Фонд кино назвал фильмы независимых компаний, которые получат господдержку

Подробнее
Призовой фонд международного кинофестиваля составляет 2 млн рублей

«Дни короткометражного кино» объявили о старте приема заявок

Подробнее
Азиатские закупщики проявили интерес к ремейкам российских проектов

Российские кинокомпании подвели итоги участия в рынке Broadcast Worldwide 2022

Подробнее
Подразделение холдинга «Газпром-Медиа» также обновило название и логотип

Продюсер Андрей Бегунов возглавил компанию «Киностудия КИТ»

Подробнее
доступ запрещен