top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Мнение экспертов о российской киноаудитории

Мы спросили нескольких игроков индустрии о том, что они думают про гендерную и возрастную ситуацию с киносмотрением в стране.

Аналитика данных Фонда кино по киноаудитории здесь.

ЕЛЕНА БРОДСКАЯ

Вице-президент по маркетингу фильмов Disney в России и СНГ

Кинозритель меняется в соответствии с изменением демографии в России. Он стареет (если выразиться мягче, то взрослеет). Подростков в стране мало, взрослых много – в кино так же. Это про демографию. Про вкусы – мне кажется, с падением покупательной способности зритель становится избирательнее, а с текущим новостным фоном все больше нуждается в эскапизме и позитиве. Изменение демографии предсказать не сложно, это открытая статистика и прогнозы. Надо только определиться с горизонтом будущего. Например, через пятнадцать лет треть населения страны будет старше 55-ти. Для киноиндустрии это не обязательно плохо. Сейчас самые большие в процентном отношении приросты в кинохождении идут в старших возрастных группах. Контент будет таким, каким его станут производить. К сожалению, на этапе производства далеко не все задумываются о том, для кого снимают, и далеко не все смотрят статистку. Но, думаю, успешным будет становиться контент в первую очередь зрелищный, оригинальный, с хорошей драматургией и духоподъемной темой. Но это и сейчас так.

Идей по способам удержания и наращивания аудитории кинотеатров много, и они затрагивают разные аспекты кинобизнеса. Это комфорт в самих кинотеатрах – сиденья-реклайнеры, отдельные кабинеты для семей с детьми, ресторанное обслуживание в залах. Или техника показа – больше, ярче, громче, контрастнее. Или эксперименты с подписной моделью. Или компенсация локальным контентом традиционно слабых сезонов голливудского кино. Или попытки мобилизовать репертуаром или локализацией этнические меньшинства. Или геймификация киноопыта для молодежной аудитории. Или билетные сервисы, заточенные на социальные механики и групповые посещения. Всего очень много, все игроки нашей большой индустрии очень стараются.

АЛЕКСЕЙ РЯЗАНЦЕВ

Генеральный директор компании «Каро Премьер»

Во-первых, на мой взгляд, за последние годы довольно объемно прибавился зритель в семейной аудитории – об этом можно судить и по сборам конкретных фильмов, и прежде всего – по кассе новогодних праздников. Тем, кто начинал ходить в кино в подростковом возрасте в начале 2000-х на МАТРИЦУ, ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ, ГАРРИ ПОТТЕРА, в 2019-м за 30–35 лет, у них вырастают дети. Надеюсь, на многих из них первая встреча с настоящим экраном произвела впечатление и у них закрепилась привычка ходить в кино – она переходит и на их детей. Поскольку сегодня детских сеансов не существует и младших зрителей никто не отправляет в кино одних, аудитория старше 30-ти удовлетворяет свои запросы, совмещая походы в кино с желанием провести время с детьми. Более возрастная публика все активнее подтягивается на фильмы-события. Это тенденция, возникшая с появлением качественных российских фильмов – ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ, Т-34 и ряда других. Но эти зрители доходят сложнее, позже, для них важны мнения и «сарафанное радио» от людей, которым они доверяют – их детей, внуков. Ну и, мне кажется, третья тенденция – увеличение женской аудитории, которая и до этого была конечной инстанцией при решении, на какой фильм идти со своей парой. Сейчас так и происходит, но стало больше одиночных походов в кино, посещений кинотеатра с подругами.

В будущем аудитория станет меняться, прирастать за счет регионального показа и развития кинопоказа в глубину, в малые города с населением менее 50–100 тысяч жителей. Конечно, важным условием будет налаживание эффективной работы этих площадок. Сейчас на комиссии по выделению средств на организацию работы таких кинотеатров мы рассматриваем города, где 10–15 тысяч зрителей, но местные ДК или клубы очень хотят дать населению возможность быть одновременно со всей страной публикой знаковых фильмов отечественного и мирового производства.

Дистрибьюторы не могут расширить киноходящую аудиторию в России, это могут сделать создатели картин. С точки зрения букинга, сбора данных и продвижения фильмов мы работаем по международным стандартам. Вопрос в качестве самих релизов, поскольку маркетинг дает плоды в связке с «сарафанным радио».

Возрастные рейтинги, конечно, влияют на кинохождение среди молодежи. Разумные доводы индустрии не раз передавались в государственные органы, отвечающие за это направление, в том числе в Государственную Думу, было проведено несколько встреч в комитете по культуре. Поэтому его глава Елена Ямпольская, опираясь на запросы индустрии, выдвинула проект закона об изменении возрастных ограничений, предлагающий установить единственную шкалу – 18+. Конечно, это будет справедливо, и я считаю курс, выбранный сейчас госорганами, правильным.

ОЛЕГ БЕРЕЗИН

Председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров

Глобально прогноз по демографической ситуации в России на ближайшие 20–30 лет довольно пессимистичный. Доля зрителей активного киноходящего возраста будет все время только уменьшаться, и даже бум рождаемости 2003-2004 годов не покрывает этого уменьшения. Если брать население России от 15-ти до 35 лет, то сегодня это примерно 38 миллионов человек, а уже к 2028 году будет 30,6 миллиона. Но учитывая, что все равно сейчас в кино активно ходит только 10 процентов населения, даже на фоне падения доли молодежи в стране сохраняется потенциал и возможности для роста киноаудитории. На мой взгляд, у нас пока нет вообще никаких предпосылок к увеличению посещаемости самой по себе в ближайшие годы. Общее количество молодежи будет сокращаться, но если все участники киноиндустрии приложат усилия для того, чтобы ее не только удерживать, но и привлекать (контентом, сервисом, услугами, технологиями, местом, ценой), то тогда в кинотеатры будет ходить не 10 процентов, а 30 процентов молодых людей, и все будет хорошо. Очевидно, есть потенциал и в увеличении других зрительских сегментов. Но если ничего не делать, то, конечно, тенденция к снижению аудитории кинотеатров налицо.

Новое поколение уже рождается с планшетом в руках. Для него адекватная норма потребления контента – это онлайн, за редким исключением в виде фильмов вроде МСТИТЕЛЕЙ. И это тоже негативно давит. Но есть два важных фактора, которые, на мой взгляд, могут кардинально изменить рынок не только у нас в стране, но и во всем мире. Во-первых, это появление контента, который нужно смотреть только в кинотеатре. Сегодня кино можно показать в кинотеатре и на онлайн-платформах. При таком выборе многие предпочитают смотреть в онлайне, потому что зритель по определению ленив. Единственным мотиватором пойти в кино остается социальное общение, которого в реальной жизни особенно не хватает молодым людям 18–20 лет, и это хороший плюс для кинотеатров. А второй момент – это то, что сейчас называют геймификацией кино, когда фильм и игра как контент начинают конвергироваться в одну историю. Это сложная и неочевидная тема, но когда производители, создатели контента найдут такие подходы, молодая аудитория будет возвращаться в кинозалы. Я думаю, что так и случится, что мы увидим в течение ближайших нескольких лет всплеск на рынке кинотеатров, в первую очередь в США, и затем, в районе 2025 года, – на российском рынке.

За рубежом проблемы осознают и анализируют, но наша особенность еще состоит в том, что в России на сегодняшний день фактически нет научной базы под осознанием всех сложностей. Мы не занимаемся изучением ритмов посещения, поведенческой психологии зрителя, не знаем, что его вынуждает пойти в кино или остаться дома, пойти в кафе, но не пойти в кино. А не имея этой базы, естественно, можно только в моменты озарения понимать, куда надо двигаться. «Кинозритель» как один из инструментов, конечно, дает определенный срез. Но источников информации и данных должно быть гораздо больше, должна существовать аналитика, чтобы понять всю картину и научиться прогнозировать события. Не так интересно смотреть, что было вчера, все хотят найти ответ, что будет завтра.

НАТАЛЬЯ МИЛОСЕРДОВА

Управляющая сетью «ГриннФильм»: к/т «ГриннФильм» в Орле (8 залов на 1428 мест), к/т «ГриннФильм» в Белгороде (6 залов на 1200 мест), к/т «ГриннФильм» в Курске (9 залов на 1428 мест)

Если смотреть на систему возрастных ограничений в идеале, то она должна существовать и она реально объективна. Но, к сожалению, зачастую на российские фильмы рейтинги занижаются, в то время как на зарубежные картины – немного завышаются. Поэтому эта система немного дискредитирована. Есть определенное влияние жестких возрастных ограничений на посещаемость, но это не катастрофично и не приобрело космические масштабы по оттоку зрителей на какие-либо проекты. Но тем не менее зачастую нам приходится отказывать молодежи в посещении из-за рейтинга.

В целом посещаемость падает стремительно. Не знаю, как в других городах, но в наших делается многое для организации досуга молодежи – открываются спортивные площадки, реконструируются скверы, улучшается городское пространство. Поэтому когда устанавливается хорошая погода, молодежь уходит туда. Особенно в апреле мы это почувствовали, катастрофический месяц. Плюс подростки, конечно, смотрят кино в Интернете, потому что это проще и доступнее. Здесь нужно рассматривать комплекс причин.

Сложно сказать, как привлечь зрителей в кинотеатры. Люди стали более разборчивыми. Кино выходит больше, оно такое разное, доступное, что цепляет что-то только очень интересное и необычное. Если раньше на, скажем так, проходных картинах мы зарабатывали определенные суммы, то сейчас такие проекты вообще ничего не дают. Зритель предъявляет высокие требования к просмотру фильма в кинотеатре, чтобы ему было не жалко потратить деньги. Это одна из глобальных причин оттока. Раньше в месяц было по 4-5 картин, которые собирали достаточно много, сейчас таких проектов в лучшем случае два. Фильмов-событий стало меньше.

Со старшим поколением другая история. Они привыкли всю жизнь смотреть российское кино, зарубежное они немного не понимают, не знают тамошних актеров, это другой менталитет. Мы разговаривали с нашими зрителями возраста 55+. Некоторые из них принципиально не смотрят зарубежное кино, потому что там «стреляют, идиотские шутки, похабщина». Есть такой шаблон у них, как его сломать – непонятно. Люди старшего возраста в принципе не очень информированы о современном американском или европейском кино, им проще сходить на российский проект, более понятный. Наверное, бессмысленно объяснять им, кто такой Роберт Дауни-младший и почему он так прекрасен. Плюс кинотеатры не в состоянии вести пропаганду американского кино.

ЕЛЕНА ХОЗЯШЕВА

Директор по репертуарному планированию к/т Pushka (4 зала на 618 мест), Курган

Конечно, рейтинги влияют на посещаемость фильмов. Например, на картину В МЕТРЕ ДРУГ ОТ ДРУГА идут 14-15-летние дети, а фильм 16+. То же самое было с ПОСЛЕ. В результате очень много подростков мы не пускаем на сеанс, теряем деньги. Родители, конечно, могут привести детей и посадить в зал, но это бывает крайне редко. Плюс сами родители зачастую не понимают элементарных вещей. Например, на какое-нибудь ПРОКЛЯТИЕ ПЛАЧУЩЕЙ или другой ужастик 18+ приводят компанию детей 10–12 лет. Рейтинг 16+ у МСТИТЕЛЕЙ – это тоже некая преграда, потому что данный фильм хотят посмотреть многие в возрасте до 16 лет. Родителям в таких ситуациях приходится нервничать, писать расписки, приезжать в кинотеатр.

Что касается вопроса привлечения молодежи, то мне кажется, подросткам сейчас просто не до кинотеатров, они качают фильмы в Интернете, кино там порой быстро появляется. Тем более когда мейджоры не очень ответственно к этому относятся, бывает, что фильм в Сети появляется задолго до выхода в прокат. Плюс у молодежи, наверное, просто нет денег на то, чтобы сходить в кино. Не каждый может себе позволить отдать 350 рублей за билет, родители много не дают. Они ходят, но намного реже, чем могли бы. Гораздо чаще смотрят в Интернете.

Старшую аудиторию никак не заставить чаще ходить в кинотеатр на зарубежные фильмы. У них просто нет времени на это. Я могу даже на своем примере сказать, что мне просто некогда ходить в кино, смотрю его только по работе. У большинства в будние дни просто нет сил и времени на это, а в выходные свои заботы и хлопоты, дети, семья. Поэтому старшее поколение ходит в основном только на Новый год и на праздниках, когда свободного времени много.

 

При поддержке Фонда кино.


10.10.2019 Автор: Анна Багрова, Дмитрий Некрасов

Самое читаемое

По итогам года российское кино за рубежом заработало $17,6 млн, это лишь на 2,8% выше цифр 2022-го

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году

Подробнее
Высокая кухня и чувства

«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски

Подробнее
Мультфильм начал свой прокат в Китае

Международная касса: «Кунг-фу панда 4» вырвалась вперед

Подробнее
Лучшей зарубежной новинкой стал хоррор «Омен. Непорочная»

Касса четверга: «Летучий корабль» вырывается вперед

Подробнее
доступ запрещен