Украина: курс на Запад
Ежегодный материал БК о ключевых показателях украинской киноиндустрии за минувший год
Совокупный бокс-офис Украины в 2020-м показал падение к предыдущему году в размере 66,5%. За время пандемии кинотеатры страны пережили три локдауна. Украинское правительство планирует в этом году обнародовать стратегию развития отрасли, но об одном уже можно говорить сейчас: страна пытается активно развивать сотрудничество с западными кинематографиями. При этом доля национального контента в прокате остается крайне низкой – украиноязычные фильмы так и не стали полноценной заменой российскому кино, на выпуск которого с 2014 года де-факто наложен запрет.
2021: НАЧАЛО ВОССТАНОВЛЕНИЯ
С начала пандемии кинотеатры Украины пережили три локдауна: с середины марта по начало июля 2020 года, с 8 по 25 января и с 20 марта по 9 апреля 2021-го. Также осенью прошлого года в кинопрокате действовал так называемый карантин выходного дня, когда площадки работали с понедельника по пятницу и были закрыты в субботу и воскресенье. До середины июня открывшиеся кинотеатры работали с 50-процентной заполняемостью. По решению правительства, 16 июня на всей территории Украины установлен «зеленый» уровень эпидемиологической опасности. Кабинет министров сохранил карантин до конца августа, но смягчил некоторые меры – в частности, разрешено проводить кинопоказы без ограничения заполняемости залов в 50%.
Крупнейший после России рынок СНГ по-прежнему остается непрозрачным: в стране не действует ни comScore, ни собственная система учета проданных билетов. Данные по сборам у коллег-прокатчиков собирает крупнейший в стране дистрибьютор B&H Film Distribution Company, но информацию удается получить не от всех игроков. В первом полугодии 2021 года в прокат вышло более 150 фильмов, БК получил информацию по 90 из них. Общий бокс-офис за первые шесть месяцев текущего года, по нашим данным, составил 950,1 млн гривен. Это на 48,4% больше аналогичного прошлогоднего результата и на 402 тысячи гривен меньше, чем было в 2019-м. При этом средняя цена билета стабильно увеличивается: по сравнению с 2015-м она выросла практически в два раза. Правда, в последние два года темпы роста стоимости похода в кино снизились – с 2019-го билет подорожал всего на 5 гривен, тогда как в предыдущие годы цена стабильно росла на 9-10 гривен. Интересно, что цена билета на Украине второй год подряд практически идентична аналогичному российскому показателю, хотя ранее поход в кино в России стоил заметно дороже, чем в соседней стране. В кинотеатры в первом полугодии 2021-го пришло 9,6 млн зрителей – на 4,5 млн человек меньше, чем в 2019 году.
Самым кассовым релизом текущего года по состоянию на 20 июня стал фильм Гая Ричи ГНЕВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (42,6 млн гривен). Но результат релиза независимого прокатчика «Вольга Украина» уже после этого превзошел ФОРСАЖ 9, вышедший в прокат Украины только 17 июня и заработавший за три уикенда 59 млн гривен. В аналогичном топе самого кассового кино в российском прокате лидирует ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ: КОРЕНЬ ЗЛА, затем идут ДУША, ФОРСАЖ 9, КОНЕК-ГОРБУНОК и ГОДЗИЛЛА ПРОТИВ КОНГА. ДУША на Украине стартовала в конце 2020 года и собрала за время проката 52,8 млн гривен. Фильм посмотрело 537,5 тысяч человек.
Интересно, что РАЙЯ И ПОСЛЕДНИЙ ДРАКОН, ГОДЗИЛЛА ПРОТИВ КОНГА и МОРТАЛ КОМБАТ занимают в украинском рейтинге гораздо более низкие позиции, чем в российском, а ТОМ И ДЖЕРРИ и тем более ОХОТНИК НА МОНСТРОВ – значительно более высокие. Это можно объяснить не столько предпочтениями зрителей, сколько эпидемиологической ситуацией в стране. ОХОТНИК НА МОНСТРОВ стал первым большим голливудским релизом после январского закрытия кинотеатров, а ТОМ И ДЖЕРРИ – следующим. Прокат ГОДЗИЛЛЫ и частично РАЙИ пришелся на третий локдаун. В марте и апреле Киев и целый ряд регионов попали в «красную» карантинную зону, поэтому посещаемость в кинотеатрах была очень низкой. Зато зрители хорошо ходили в кино в феврале, мае и июне.
Российский топ-20 текущего года наполовину состоит из отечественных релизов, в то время как украинский – только из студийных блокбастеров. Единственным национальным проектом в таблице стала третья часть популярной комедийной франшизы СКАЖЕНЕ ВЕСІЛЛЯ (БЕЗУМНАЯ СВАДЬБА), занимающая сейчас шестое место. Украинские кинопроизводители в основном решили придержать свои релизы до лучших времен. Так, несколько раз была перенесена спортивная драма о чемпионке по легкой атлетике ПУЛЬС – проект с масштабной рекламной кампанией, рассчитанный на широкую аудиторию. Картина планировалась к выпуску 22 июля этого года, к началу Олимпиады в Токио. На осень намечен выход приключенческо-исторического экшна ДОВБУШ, одного из самых масштабных и амбициозных украинских кинопроектов. Фильм рассказывает о восстании гуцулов против польской шляхты в XVIII веке. В производстве участвуют продюсерские компании Украины, Польши, Канады и США.
В первом полугодии в прокат вышло пять национальных проектов, их доля составила 4,54%. В январе стартовал триллер с элементами ужасов ПІК СТРАХА Станислава Капралова (копродукция Украины, США и Испании) и комедия ВСЕ БУДЕ ОК! Тараса Бенюка. В марте на больших экранах появилась комедия НЕРЕАЛЬНИЙ КОПЕЦЬ и драма АНТОН І ЧЕРВОНА ХИМЕРА, копродукция Украины и Грузии.
Продюсер фильма СКАЖЕННЕ ВЕСЕЛЛЯ 3 Ирина Костюк говорит, что у продюсеров не было другого варианта, кроме выхода в прокат в феврале. «Нам нужно было выпустить фильм на свой страх и риск, – рассказывает она изданию Media Business Reports (MBR). – Понятно, были опасения, что люди не пойдут и бокс-офиса не будет. Но менталитет у украинцев такой, что все пришли и уже никто ничего не боялся. Несколько других наших проектов откладываются и не выходят. В таком случае продюсер теряет больше денег, чем если бы фильм вышел и провалился в прокате. Во-первых, это замороженные инвестиции, так как деньги имеют свою ценность. Во-вторых, есть обязательства перед партнерами по продакт-плейсменту, который должен был появиться в конкретный период. Одно дело, если объявили локдаун и кинотеатры закрыты, это форс-мажор. Другое дело, когда кинотеатры открыты, а фильма нет в прокате. И тогда ты возвращаешь эти деньги и множишь убытки».
2020: КОРОНАКРИЗИСНОЕ ПАДЕНИЕ
Падение бокс-офиса Украины в 2020-м составило 66,5% к предыдущему году. Из-за ослабления национальной валюты в долларовом выражении спад оказался сильнее. В прокат вышло около 240 фильмов, еще 49 картин выходили повторно – это ПАДДИНГТОН, НАЧАЛО, картины про Гарри Поттера и другие. Нехватка голливудских релизов привела к перевыпуску в прокат некоторых украинских фильмов. Так, рождественская сказка ПЕКЕЛЬНА ХОРУГВА, АБО РІЗДВО КОЗАЦЬКЕ (АДСКАЯ ХОРУГВЬ, ИЛИ КАЗАЦКОЕ РОЖДЕСТВО) вышла на новогодних праздниках в начале 2020-го, а затем – в начале 2021 года. Всего нам удалось получить данные по 156 релизам. Они собрали в прокате 967,6 млн гривен, это сопоставимо со сборами в кризисных 2014-2015 годах. В 2019-м общий бокс-офис составил 2,9 млрд гривен, достигнув максимального уровня за последние годы. Средняя цена билета выросла на 3 гривны и составила 97 гривен против 94-х в 2019-м. Зрителей в кинотеатры пришло в три раза меньше, чем в 2019 году – 10 млн против 30,7 млн.
Доля национального кино по-прежнему невысока, хотя и достигла в 2020 году пиковых значений за всю историю наблюдений – 8,19%. Сборы оказались не самыми высокими – 79,2 млн гривен. В прокат вышло 17 украинских фильмов. Падение в сборах к предыдущему году составило 62%.
В 2020 году в украинский прокат вышли два российских фильма – комедия «Квартета И» ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ и мультфильм компании «Лицензионные бренды» ПОЛНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ. Предыдущим российским фильмом на больших экранах страны была ГРОМКАЯ СВЯЗЬ (10,4 млн гривен). ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ за все время проката заработала 8,4 млн гривен (бόльшая часть этой суммы пришлась уже на 2021 год), а ПОЛНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ – 469 тысяч гривен.
«По сравнению с 2019 годом наши доходы и посещаемость в 2020-м и 2021-м сократились приблизительно на 60 процентов. Мы уже год терпим убытки каждый месяц. Ежемесячно мы имеем затраты до 7 миллионов гривен и не можем их сократить (это в основном зарплата более 500 сотрудников компании и арендная плата)», – рассказывает в интервью AIN.UA об итогах 2020 года совладелец сети кинотеатров «Планета Кино» Дмитрий Деркач.
Государство минимально помогло отрасли: выделило некоторым кинотеатрам гранты институциональной поддержки и выплачивало подходящим под критерии работникам кинопоказа единоразовую финансовую помощь в размере 8 тысяч гривен. «Мы дошли до той стадии, когда локдауны переживаем философски, – говорит директор кинотеатра Boomer в Киеве, член правления Союза кинотеатров Украины и заместитель председателя Совета по государственной поддержке кинематографии Сергей Зленко в интервью MBR. – Надо понимать, что кинотеатральная отрасль уже почти год работает в минус, поэтому очередной локдаун означает лишь углубление наших убытков. Ресурсы, чтобы переживать локдауны, закончились еще в июне прошлого года. Сейчас идет накопление задолженностей».
ДЖЕНТЛЬМЕНЫ НАВСЕГДА
Самым кассовым проектом 2020 года в Украине стал криминальный экшн ДЖЕНТЛЬМЕНЫ. В России он оказался вторым, уступив музыкальной мелодраме ЛЕД 2. В украинском рейтинге самых кассовых релизов с 2007-го ДЖЕНТЛЬМЕНЫ оказались только на шестнадцатом месте. Стоит отметить, что по сравнению с российским топом высокие позиции заняли релизы, стартовавшие на Украине раньше, чем в России, где они выходили с существенной задержкой и негативным «сарафаном», распространявшимся в Интернете. Это УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ДОКТОРА ДУЛИТТЛА и ЧУДО-ЖЕНЩИНА 1984.
Из топ-30 самых кассовых фильмов в России одиннадцать проектов оказались отечественного производства. Самым кассовым украинским проектом в национальном рейтинге стала комедия МОЇ ДУМКИ ТИХІ (МОИ МЫСЛИ ТИХИЕ), занимающая 22-е место. На 23-м находится приключенческое фэнтези ПЕКЕЛЬНА ХОРУГВА, АБО РІЗДВО КОЗАЦЬКЕ, на 25-м – НАШІ КОТИКИ. В топ-30 попала ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – фильм оказался на 27-м месте.
О высокой зависимости украинского кинопроката от голливудских релизов говорит Дмитрий Деркач: «В обычное время в год кинотеатр может показывать до 250 картин, но двадцать из них приносят до 60 процентов дохода. В настоящее время практически все эти топовые фильмы студии переносят. Сейчас графика премьер нет, мы узнаем репертуар за неделю-две до проката. И просто ждем, что нам дадут, а что перенесут».
«В году у нас есть три золотых периода для кинотеатров: с 1 по 14 января, уикенд на 8 Марта и октябрьские школьные каникулы. Эти дни нас кормят, закрывают накопленные долги и дают возможность профинансировать апгрейд оборудования, – рассказывает изданию LB.UA Сергей Зленко. – Открытые на Новый год кинотеатры – это такой ИВЛ для индустрии и возможность продолжить диалог с голливудскими мейджорами о том, что мы продолжаем работать и даем достаточную маржу, чтобы за эти деньги можно было дублировать фильмы на украинский, тиражировать, рекламировать и выпускать их в прокат. Работа с голливудским контентом – это наша кровь, которая питает кинотеатры, дает возможность находить деньги на оплату всех расходов, в том числе чтобы ставить в репертуар украинское кино». По мнению Зленко, если дистрибьюторские затраты превысят доход, Голливуд может и отказаться от Украины. «Для них мы некая математическая погрешность сейчас – они получают от нас не очень много, миллионов сто на весь рынок. Поэтому если мы вдруг вернемся к уровню конца 90-х, есть риск, что будем работать, как Беларусь, Молдова или Грузия, которым Москва сбрасывает права и дублированные фильмы», – считает он.
Вместе с тем в отсутствие голливудских блокбастеров в репертуаре украинских кинотеатров появилось большое количество фильмов из других стран: немецкие, мексиканские, нидерландские, французские ленты. В иное время такие релизы могли бы собрать, по оценке Сергея Зленко, максимум 100–200 тысяч гривен, но в пандемию появился шанс у европейского и украинского, а также независимого кино. «В октябре в прокат вышла комедия МАМА В ОТРЫВЕ, она стала самым кассовым голландским фильмом за всю историю украинского проката. В то же время, к сожалению, украинское кино не всегда показывает результат, хотя ему порой даются хорошие условия, на которые оно не могло рассчитывать во времена без карантина», – заключает он.
За 2020 год в прокат вышло 32 фильма украинского производства или снятых в копродукции с другими странами. Самой кассовой оказалась авторская комедия МОЇ ДУМКИ ТИХІ об очень высоком звукорежиссере, путешествующем с мамой и записывающем звуки животных в Карпатах. Причем самый высокий бокс-офис проект собрал при наименьшей росписи. Осенью 2020 года фильм вышел на стриминговой платформе HBO Europe. Сейчас вместе с продюсерами из Бельгии снимается вторая часть. Самой успешной с точки зрения бокс-офиса остается комедия СКАЖЕНЕ ВЕСІЛЛЯ 2, стартовавшая еще в 2019 году, но собиравшая и в 2020-м. Фильм заработал в прокате 41,2 млн гривен, его посмотрело 445 тысяч зрителей.
В 2018 году шесть украинских фильмов собрали в прокате более 10 млн гривен, в 2019-м – три проекта, в 2020 году таких картин вообще не оказалось.
Три фильма в таблице осмысляют крымские события 2014 года и войну на Донбассе. Военная драма ЧЕРКАСИ рассказывает о борьбе и предательстве на тральщике «Черкассы». По сюжету антиутопии Валентина Васяновича АТЛАНТИДА, Украина победила в войне на Донбассе, но после боевых действий там остались непригодные для жизни земли. Картина взяла главный приз программы «Горизонты» Венецианского кинофестиваля в 2019 году. Черной комедией о войне на Донбассе стал фильм НАШІ КОТИКИ.
В топ-30 самых кассовых релизов с 2007 года попало только три фильма, стартовавших в 2020-м – ДЖЕНТЛЬМЕНЫ и УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ДОКТОРА ДУЛИТТЛА. Самым кассовым проектом за всю историю украинского проката остается финал МСТИТЕЛЕЙ (151 млн гривен), однако долларовые сборы АВАТАРА ($8,7 млн) – по-прежнему недосягаемая планка для всех остальных релизов.
Согласно телефонному опросу, проведенному MBR при поддержке Украинского культурного фонда (опрошено 1000 человек по всей стране), наибольший интерес для зрителей украинских кинотеатров представляют комедии – 41% респондентов выбрали этот жанр. На втором месте оказались фантастика и фэнтези (38%), на третьем – семейная и детская анимация (29%). Также в список предпочтительных жанров вошли детектив/триллер, боевик и мелодрама. По данным MBR, сборы в прокате в 2020 году распределились несколько иначе: лидируют по сборам фэнтези-проекты (171,7 млн гривен), второе место заняли боевики (158,5 млн гривен), третье – комедии (129,7 млн гривен).
Подавляющее большинство респондентов (60,5%) не следят за премьерами национальных фильмов в кинотеатрах. 41% опрошенных утверждают, что посмотрели на большом экране за последний год, по крайней мере, один украинский фильм. Отказ ходить на украинское кино респонденты чаще всего объясняли тем, что ни одна из национальных картин их не заинтересовала (37%), зрители предпочитают жанры, в которых украинское кино недостаточно представлено (26%), а 17% опрошенных считают его некачественным или неинтересным.
РЫНОК ДИСТРИБЬЮТОРОВ, КИНОТЕАТРОВ И ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ
C 2019 года компания B&H Film Distribution Company не прокатывает релизы Disney. Несмотря на это, дистрибьютору удалось сохранить лидерство на рынке. Прокатчик, в чьем пакете остались фильмы Sony, Universal и Paramount, выпустил девятнадцать новых проектов (еще четыре работали с 2019 года). Их общие сборы – 364 млн гривен. Доля на рынке составила 37,64%. В 2019-м сборы фильмов прокатчика составили рекордные 51,2%, достигнув 1,5 млрд гривен.
Выпускающая картины Disney и Warner Bros., а также работающая с независимыми релизами «Киномания» в 2020 году прокатывала 49 проектов и собрала 260,5 млн гривен. Доля на рынке составила 27%. В прошлом году доля компании была равна 22,93%, а общий бокс-офис составил 658,5 млн гривен.
На третье место благодаря ДЖЕНТЛЬМЕНАМ поднялась «Вольга Украина». Доля прокатчика на рынке составила в 2020 году 16%. Компания выпустила 24 релиза, ее совокупный бокс-офис составил 155 млн гривен. На четвертое место опустилась Ukrainian Film Distribution, оставшаяся без контента Fox и прокатывающая независимое и украинское кино.
В 2019 году на Украине работал 191 кинотеатр, общее число залов достигло 580. Информации о том, как изменилось число площадок в 2020-м, получить не удалось. «По моей информации, нет таких, кто закрылся бы, – рассказывает Сергей Зленко. – Есть те, кто законсервировался до полного снятия ограничений, карантина и восстановления работы с блокбастерами. До конца 2021 года, условно говоря. Дешевле не работать, чем продолжать выплачивать зарплаты, коммуналку и содержать помещения».
При этом очевидно, что без роста числа залов вывести кассу Украины на качественно иной уровень не получится. «Кассовые сборы зависят от количества кинотеатров: Киев дает 50 процентов сборов, но другую половину надо собрать по всей Украине, и важно иметь максимальное присутствие в максимальном количестве населенных пунктов, из которых зритель может добраться, – считает Зленко. – Есть такой тезис, что сейчас все населенные пункты, где есть потенциал для работы кинотеатра, уже имеют экраны. Но мы видим, что все больше малых городов становятся кинофицированными, и вместе с этим растут кассовые сборы».
«Я думаю, ситуация должна стабилизироваться к осени. Кинотеатры в крупных странах открываются. Студии, видя это, начинают давать фильмы, – полагает Дмитрий Деркач. – Локдауны у нас в стране прогнозировать невозможно. Люди не хотят вакцинироваться, поэтому можно предположить, что в октябре-ноябре будет новый локдаун. Но хочется надеяться, что в ноябре и декабре мы отработаем на уровне, приближенном к тому же периоду в 2019 году».
Рынок онлайн-платформ на Украине только развивается. В стране доступен Netflix, где в этом году впервые появились проекты с украинским дубляжом, Amazon Prime, AppleTV+, IVI, Amediateka, а также украинские стриминговые сервисы – Megogo, Sweet.tv, Oll.tv, Divan.TV, Takflix, Omega TV, Volia. Украинские платформы только начинают производить собственный контент – в 2020 году этим впервые занялся Megogo.
ГОСПОДДЕРЖКА
В 2018-2019 годах государство выделяло на кинопроизводство около 1 млрд гривен в год. В 2020-м из-за коронакризиса финансирование сократилось до 450 млн гривен, что вызвало большое сопротивление отрасли. В 2021 году субсидию удалось повысить до 600 млн. В 2020-м в кинопрокат вышло двадцать украинских фильмов, созданных при поддержке Государственного агентства по вопросам кино, еще 92 проекта запущены в производство. В 2021 году при поддержке Госкино планируют снять 125 фильмов и сериалов. Производство сериалов Госкино поддерживает с прошлого года. Над рядом проектов Украина работает совместно со странами ЕС.
«Мы прорабатываем стратегический документ для киноиндустрии, в рамках которого обсуждаем необходимые шаги: что нужно сделать, чтобы киноиндустрия работала на полную мощность и с еще бόльшим объемом инвестиций, – заявил министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко. – Кроме инфраструктуры, обучения, создания возможностей кэш-рибейтов и непосредственного финансирования кино. Самая большая надежда возложена на копродукцию, на то, чтобы Украина превратилась в площадку для совместного производства». По словам Ткаченко, озвученная инициатива позволит стране стать не просто сервисной площадкой, но и полноценным партнером для международных кинопроизводителей, а в течение следующих пяти лет это должно принести не менее $500 млн инвестиций. В этот период вклад креативных индустрий в бюджет страны намерены поднять с 4% до 15%.
После разрыва отношений с Россией украинский рынок аудиовизуального контента активно развивается в направлении расширения сотрудничества с Западом и привлечения инвестиций в киноотрасль. В целом на государственном уровне ставится задача популяризировать украинские локации среди иностранных кинопроизводителей. В интервью LB.UA Александр Ткаченко рассказывает о стратегии дальнейшего развития отрасли: «В ближайшее время будет сформирован конкретный план действий. Наша цель прежде всего состоит в том, чтобы увеличить долю украинского продукта – именно с украинской идентичностью и историями – как в кинотеатрах, так и на всех платформах. Вторая задача – нарастить в целом массу денег, которая работает в индустрии, в том числе и за счет притока иностранных инвестиций для съемок фильмов на территории Украины».
В декабре 2020 года Канада ратифицировала соглашение о совместном производстве аудиовизуальных произведений с Украиной, которое работает с 1 января 2021-го и должно стимулировать копродукцию в сфере кино- и телепроизводства. На Украине уже частично снимался сериал HBO «Чернобыль». Также развивается множество совместных с другими странами проектов, в финансировании которых принимает участие Госкино. За последние годы в стране было произведено более 50 единиц копродукционного контента.
В стране с 2020 года действует система рибейтов. Первопроходцем налоговых вычетов от украинского государства стала компания Apple Tree, основанная Star Media и британским продакшном OLLEV. Компания продюсировала украинскую часть съемок ленты ПОСЛЕДНИЙ НАЕМНИК для Netflix, комедийного боевика о политических интригах с Жаном-Клодом ван Даммом в главной роли. Преимуществами съемок в стране стали 25-процентный налоговый возврат, низкая стоимость производства и разнообразие ландшафтов. Apple Tree разрабатывает еще четыре проекта, съемки которых пройдут на Украине. Это научно-фантастический сериал «Инфинити» для французского Canal+, хоррор ПРОИСШЕСТВИЕ НА РЕЙСЕ 459, французско-украинская комедия, сериал о баре, еще одна экшн-комедия с Ван Даммом и полнометражный фильм ШАТТЛ, снимаемый в копродукции с Францией и Бельгией.
В январе 2020-го Украина стала членом Европейского фонда поддержки совместного кинопроизводства и проката Eurimages, это предоставило новые возможности для копродукции. Фонд поддержал производство нового фильма Олега Сенцова о 90-х на Украине НОСОРОГ. Объем финансирования достиг 270 тысяч евро. Криминальная драма создается в копродукции Украины, Германии и Польши. Общий бюджет проекта составляет 1,65 млн евро. Также поддержку Eurimages получила психологическая драма о последствиях войны на Донбассе СПАС Максима Наконечного, создаваемая в копродукции Украины, Хорватии, Чехии, Швеции. В декабре прошлого года украинско-итальянский совместный проект ТРИВАЛА ВТЕЧА (ДОЛГИЙ ПОБЕГ) получил финансовую поддержку фонда в размере 180 тысяч евро. Комедийная драма рассказывает об итальянце, который родился и вырос в тюрьме, а теперь пытается адаптироваться к реальной жизни.
ФЕСТИВАЛЬНЫЕ УСПЕХИ
В недавно стартовавшем Каннском кинофестивале принимают участие две украинские картины. В программе «Специальные показы» будет представлен документальный фильм Сергея Лозницы БАБИЙ ЯР. КОНТЕКСТ – смонтированный из архивных материалов проект, рассказывающий о массовых убийствах евреев в оккупированном нацистами Киеве и о последствиях этой трагедии. В рамках «Недели критики» покажут драму ОЛЬГА Эли Граппа о 15-летней гимнастке, которая разрывается между Швейцарией, где она готовится к чемпионату Европы, и Украиной, где ее мать освещает события так называемого Евромайдана. В этом году на Берлинском кинофестивале драма взросления СТОП-ЗЕМЛЯ Екатерины Горностай получила «Хрустального медведя» от молодежного жюри программы Berlinale Generation 14plus как лучший полнометражный фильм. В 2020-м проект Натальи Ворожбит ПЛОХИЕ ДОРОГИ удостоился на Венецианском кинофестивале награды в программе «Неделя критики». В основе сюжета картины лежат пять новелл о жителях Донбасса и украинских военных, жизнь которых проходит по обе стороны от линии разграничения.
ПРОБЛЕМЫ РЫНКА
Кроме текущих ковидных сложностей, большой проблемой отрасли остается непрозрачность рынка. Внедрение на Украине системы единого электронного билета обсуждается уже несколько лет. В мае нынешнего года на заседании Совета по государственной поддержке кинематографии Украины стало известно, что дело сдвинулось с мертвой точки. Компания «Эспорт Групп» получила финансирование на разработку и внедрение единой государственной системы электронного оборота билетов. «Украинский ЕАИС предполагался к созданию, мы вели переговоры об интеграции их системы в базу данных comScore, – рассказывает гендиректор comScore в России и СНГ Роман Исаев. – На данный момент эти переговоры находятся на паузе. Изменений или тем более усовершенствований в системе сбора украинских данных с прошлого лета не произошло. На Украине сложилась очень печальная ситуация, которая требует непременного развития и срочных действий по запуску полноценной и прозрачносистемы сбора данных».
После вступления Владимира Зеленского в должность президента Украины изменения коснулись руководства ключевых институтов в киноотрасли: Госкино, Украинского культурного фонда, Национального центра Александра Довженко. Также сменились генеральные продюсеры крупнейших кинофестивалей – Одесского МКФ и фестиваля «Молодость». После нескольких громких скандалов с питчингами изменились правила их проведения и распределения государственного финансирования.
Бывший генеральный продюсер Одесского кинофестиваля Юлия Синькевич в интервью LB.UA говорит, что несоблюдение конкурсного отбора при смене руководства вызывает раскол в индустрии. «До этого была некая иллюзия единства в глобальных и принципиальных вопросах, – считает она. – Понятно, что есть конкуренция, кто-то против кого-то дружит, но если нужно было отстоять проведение питчинга, или защитить Олега Сенцова, или решить важный для индустрии вопрос, все объединялись. В этом заслуга Филиппа Ильенко [Бывший глава Госкино Украины. – Прим. БК], который пытался сбалансировать интересы как крупных игроков, так и независимых, понимал ценность кино и боролся за него. То, что происходило в последний год, начиная с ухода Филиппа, – конкурс на главу Госкино, ситуация с центром Довженко, отсутствием паспорта бюджетной программы, объявление очень спорных новых правил проведения конкурсов кинопроектов, истории с одиннадцатым, а затем с четырнадцатым питчингом – это скандальные и неприемлемые вещи, которые произошли в демократическом обществе. Все это привело к диссонансу и расколу индустрии, усугубленному глобальным кризисом. Есть ощущение, как будто кто-то прощупывает почву: мол, вот это прошло, проглотили, сделаем еще. Это такая постепенная политика расширения влияния. На каждую последующую несправедливость реагируют все слабее, потому что все больше разочаровываются и перестают верить в то, что можно что-то изменить. Это очень тонкий лед и не хочется, чтобы дошло до такой пассивности. Нам есть что терять. Мы живем не в 2000-м и не в 2014-м, с тех пор сделано уже очень много, если начнется стагнация и все достижения будут спущены в трубу, это будет катастрофа».
Бывший гендиректор Национального центра Александра Довженко Иван Козленко в интервью LB.UA отмечает схожие тенденции в киноотрасли Украины и говорит о нивелировании принципов демократии в управлении культурой. «Вместо этого мы возвращаемся к командно-административной системе. Она никогда не была до конца разрушена или реформирована. Сейчас возвращается время людей, привыкших к кулуарной борьбе и бюрократической выносливости, – рассказывает он. – Предыдущая власть пыталась разработать новые механизмы управления культурой. Эта система была построена снизу вверх. Закладывался принцип реализации низового активизма, где функция государства – имплементировать инициативу, а не навязывать свое видение. В этом смысле постмайданный период был очень важен. Нынешняя же система по своей природе является прямо противоположной – она построена сверху вниз и не учитывает ни экспертного, ни общественного мнения».
По-прежнему большой проблемой остается украинизация контента. На государственном уровне закреплено, что украинский является единственным государственным языком в стране и обязателен для органов власти и общественных сфер на всей территории страны. В том числе на телевидении доля украинского языка должна составлять не менее 75%. Но значительная часть населения привыкла говорить на русском, считает его родным и смотрит российский контент в Интернете, несмотря на политические разногласия. По данным проведенного в августе 2020 года всеукраинского социологического опроса (было опрошено 3012 респондентов), только на украинском языке в семьях разговаривают 36% украинцев, 12% – преимущественно на украинском, 14% – преимущественно на русском, 10% – только на русском языке, а 27% – одинаково часто на обоих языках. 16% хотели бы смотреть фильмы российского производства только на украинском, 9% – преимущественно на украинском, 33% – и на украинском, и на русском, 18% – преимущественно на русском, 20% – только на русском. 21,9% респондентов предпочли бы видеть телевизионные программы только на украинском, 15,2% – преимущественно на украинском, 43,4% – на обоих языках одинаково часто, 11,1% – преимущественно на русском, 6,7% – только на русском.
Надежда на то, что темпы принудительной украинизации и дерусификации ослабнут с приходом нового президента, не оправдалась. В июне Верховная рада отклонила два законопроекта партии президента «Слуга народа», которые предлагали отсрочить из-за карантина положение об украинском языке в теле- и кинопроизводстве, включающее в себя обязательную озвучку фильмов на украинский язык. В целом Украина, перестав быт сателлитом России, пытается стать сателлитом других стран, так как ресурсов для самостоятельного функционирования и развития ей катастрофически не хватает. «Я ориентируюсь на опыт многих восточноевропейских стран: Чехии, Венгрии, Румынии, – рассуждает в интервью «РБК Украина» Александр Ткаченко. – Вы посмотрите, как это сказалось на классе румынских кинематографистов, они не сходят с пьедесталов зарубежных фестивалей. Со временем этот крен от русского к европейскому и мировому кинематографу начнет преобладать. Надеюсь, в будущем не только корейские режиссеры будут получать «Оскары», но и наши». Пока же для большей части украинского контента закрыты не только европейские и мировые рынки, но и рынок СНГ, где смотреть кино на украинском языке никто в обозримом будущем не станет.
01.09.2021 Автор: Рая Башинская, Ольга Куликова, Никита Никитин