top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Смертельная битва за онлайн

О решении Warner Bros. выпускать фильмы одновременно в кинотеатрах и на HBO Max

В начале декабря студия Warner Bros. попыталась изменить правила игры, сложившиеся в традиционном кинопоказе. В 2021 году компания выпустит все свои релизы одновременно в кинотеатрах и на принадлежащем WarnerMedia стриминговом сервисе HBO Max. Речь в том числе о блокбастерах ЧУДО-ЖЕНЩИНА: 1984, МАТРИЦА 4, ДЮНА, ОТРЯД САМОУБИЙЦ 2, ГОДЗИЛЛА ПРОТИВ КОНГА и других потенциально кассовых картинах.

На решение студии повлияла пандемия и закрытие кинотеатров в США – рынке, который приносит компании до трети бокс-офиса, а иногда и больше. Поэтому неудивительно, что студия пытается адаптироваться к новым условиям, чтобы остаться на плаву и сохранить финансовую устойчивость – особенно на фоне невысоких сборов ДОВОДА в национальном прокате. Глава студии Warner Энн Сарнофф подтверждает, что решение перейти на гибридную модель частично было вызвано сборами фильма Кристофера Нолана: «Очевидно, мы многое узнали о желании зрителей ходить сейчас в кинотеатры. Благодаря ДОВОДУ мы поняли, что рынок США пока не готов полностью открыться и привлечь публику в кино. Отсюда и новая стратегия». При этом Сарнофф подчеркнула, что международный бокс-офис был сильнее в странах, где работало больше площадок. По словам Сарнофф, гибридная модель запланирована только для фильмов 2021 года выпуска. WarnerMedia будет оценивать кассу и просмотры на HBO Max, прежде чем продлевать стратегию. Глава компании отметила, что эта модель появилась, поскольку у студии накопилось много невыпущенных картин. «Мы посчитали такой способ наиболее креативным и выигрышным, чтобы фильмы увидела аудитория в США, не имеющая доступа к кинотеатрам, а мы могли бы наиболее полно выводить их на рынок», – говорит Сарнофф. Бизнес-решение было принято без обсуждения с партнерами, что вызвало волну недовольства кинопроизводителей. Legendary Entertainment, обеспечивавшая до 75% бюджета ДЮНЫ ($175 млн) и ГОДЗИЛЛЫ ПРОТИВ КОНГА ($160 млн), готовится подать на студию в суд, если та не выкупит долю компании в этих проектах целиком. Режиссер ДЮНЫ Дени Вильнев разочарован решением WarnerMedia и предпочел бы традиционный кинотеатральный релиз для своего фильма. Кристофер Нолан резко высказался по поводу решения Warner Bros.: «Мы ушли спать с мыслью, что работаем на величайшую киностудию, а проснувшись, обнаружили, что на худший стриминговый сервис». По его мнению, Warner Bros. рубит сук, на котором сидит, своими руками разбирая успешно работавшую кинопрокатную машину по получению прибыли. «Warner Media очевидно собирается пожертвовать существенной частью прибыли студийного департамента, а также партнеров по кинопроизводству и кинематографистов, чтобы субсидировать свой стартап HBO Max, – заявил глава сети кинотеатров AMC Адам Эрон. – Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы это не произошло за счет AMC. Мы будем агрессивно добиваться экономических условий, которые сохранят наш бизнес». Отношения WarnerMedia и Legendary уже омрачались, когда WarnerMedia ранее заблокировала почти подписанное соглашение Legendary и Netflix по продаже прав на ГОДЗИЛЛУ ПРОТИВ КОНГА за $250 млн. Глава конгломерата AT&T Джон Стэнки считает, что негоже укреплять позиции конкурентов, именно поэтому компании нужно было найти другие пути вывода продукта на рынок. «Скопление всех фильмов в конце 2021-го или в 2022 году не поможет рынку. В конце концов он зависит от тех решений, которые принимает пользователь», – считает Стэнки. А во время пандемии люди неизбежно выбирают просмотры в Интернете.

По данным WarnerMedia, количество подписчиков стримингового сервиса HBO Max в 2020 году превысило 12 млн человек. Напомним, что платформа работает с конца мая. В октябре Netflix сообщал об аудитории в 195,2 млн человек, число пользователей Amazon Prime Video составляло 126 млн, количество подписчиков Disney+ в ноябре достигло 73,7 млн. Включая новинки в лайнап HBO Max к имеющейся уже обширной библиотеке, WarnerMedia обеспечит себе существенный прирост аудитории, что позволит компании на равных участвовать в гонке платформ, в которую она вступила одной из последних. Тут обращает на себя внимание демпинг «Уорнеров». В 2020-м мейджоры отдавали свои крупные релизы в онлайн-прокат. Но они не были доступны по подписке – только за дополнительную плату. А решение Warner Bros. как раз подразумевает, что за $15 пользователь получит доступ и к новинкам, и к библиотеке. «Похоже, во время пандемии каждый решил спасаться поодиночке. Все ищут, как заработать, любым путем и, главное, побыстрее, – уверен экс-глава сети «Формула Кино» Юрий Кириллов. – WarnerMedia не просто отправила свой пакет на стриминговый сервис. Она отдала фильмы СВОЕЙ онлайн-площадке HBO Max. Таким образом это не только способ быстрого заработка, но и возможность резко раскрутить собственный стартап, получив за счет новейших блокбастеров конкурентное преимущество, и в конце концов отобрать долю рынка у Netflix или Amazon. Решение эгоистичное, циничное, зубастый капитализм Дикого Запада в чистом виде. Ответ остальных участников рынка, думаю, будет не менее зубастым». Тут важно понимать, что сервис HBO Max пока доступен только в США, поэтому одновременный онлайн- и кинотеатральный прокат касается лишь американского рынка. На международной арене все будет происходить в прежнем формате. И тут на первый план выходит рынок Китая, где фильмы уже после локдауна собирали более $400 млн. Речь идет о китайских проектах ВОСЕМЬ СОТЕН и МОЙ НАРОД, МОЯ РОДИНА. В это сложное время Китай становится рынком номер один в мире. Неслучайно создателям ОХОТЫ НА МОНСТРОВ сейчас приходится посыпать себе голову пеплом и извиняться за шутку в фильме, которую в Поднебесной признали расистской, из-за чего картину сняли с проката. «Еще до пандемии Китай шел к тому, чтобы стать лидером в мировом кинопрокате. За последние годы в стране произошло колоссальное развитие, – считает гендиректор comScore в России и СНГ Роман Исаев. – При этом там есть огромный запас роста, которого нет в США и на других зрелых рынках. Нет никаких сомнений в том, что Китай закрепится на этих позициях. Там огромную долю рынка составляют местные релизы. Результаты осенних фильмов в прокате показывают, что китайский зритель изголодался по просмотру кино и с удовольствием приходит в кинотеатры, ему просто нужен хороший контент. В отсутствие голливудских блокбастеров люди с удовольствием смотрят локальные картины». Иными словами, пока мейджоры в США стремятся максимально монетизировать онлайн-показы, азиатские рынки успешно восстанавливают кинопрокат и зарабатывает на приличном уровне. Потенциально это может привести к тому, что именно Азия станет главным центром производства дорогих и зрелищных фильмов для просмотра на большом экране. Речь скорее всего даже не о среднесрочной перспективе. Но Китаю некуда торопиться – он с удовольствием и дальше продолжит наблюдать, как его конкуренты на Западе с упорством, достойным лучшего применения, стреляют себе в ногу. Положение российского рынка в этом свете выглядит далеко не безнадежным. Кинотеатральная аудитория в нашей стране лишь отчасти пересекается со зрителями, готовыми смотреть кино онлайн – легально или нет. Наличие «пиратки» в хорошем качестве не помешало ВЕДЬМАМ собрать 319 млн рублей, а МУЛАН – 400 млн. Это дает повод для оптимизма. «2021-й продолжит быть годом экспериментов и внедрения новых комбинаций в кроссплатформенном взаимодействии. Так или иначе следующий год принесет нам оживление и начало восстановления кинотеатрального показа, – продолжает Исаев. – Однако, согласно аналитическим исследованиям comScore, только в 2024 году сборы смогут выйти на уровень 2019-го. Кинотеатры однозначно не умрут. Определенный отток аудитории произойдет от кинотеатров в сторону премиальных VoD-форматов, но это зрители, которые и так колебались. Значит, киноиндустрия будет вынуждена делать еще больше АВАТАРОВ для того, чтобы вернуть эту публику в кинотеатры. При всем росте персонального смотрения у него есть психологический порог восприятия. Невозможно все и всегда потреблять онлайн на маленьком экране».

При поддержке Фонда кино


17.12.2020 Автор: Рая Башинская

Самое читаемое

БК составил карту партнерств продюсерских компаний и дистрибьюторов

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда

Подробнее
«Летучий корабль» преодолел миллиардную отметку

Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» продолжает доминировать в прокате

Подробнее
Сказка «Огниво» с Романом Евдокимовым и Ириной Старшенбаум, а также много переносов

Обзор изменений графика релизов на неделе 22–28 апреля 2024 года

Подробнее
Криминальное драмеди «Фарма», много документальных проектов и лицензионных новинок

Онлайн-кинотеатр Premier рассказал о новинках мая

Подробнее
доступ запрещен