top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Мы за ценой не постоим?

В преддверии выхода ДОВОДА «Каро Премьер» решила пойти на пересмотр распределения доходов от фильма

Первые цифры ДОВОДА говорят о том, что период затишья предварительно можно считать оконченным – результат предпродаж билетов на фильм Кристофера Нолана составил более 20 млн рублей, а сборы только первого дня проката превысили кассу ВРАТАРЯ ГАЛАКТИКИ за стартовую четырехдневку. Начавшийся уикенд, безусловно, станет показательным.

Материал впервые был опубликован в электронном БК №35 (861) от 4 сентября 2020 года

Очевидно, сборы ДОВОДА не будут столь же высокими, какими они могли бы быть в прежние времена. Трезво оценивая этот риск, студия Warner Bros. решила пойти на пересмотр распределения доходов от фильма между прокатчиками и кинотеатрами. В США студия требует от кинотеатров долю в 63%, в России сообщалось о 55% против 45% в пользу дистрибьютора.

В Ассоциации владельцев кинотеатров предупреждают, что такой маневр дистрибьютора − опасный прецедент, который может стать нормальной практикой. Председатель АВК Олег Березин отмечает, что кинотеатры находятся в существенно худшем положении, чем студии, которые имеют возможность реализации фильмов на онлайн-платформах. Крупнейшие киносети категорически отказались работать по новым условиям, и ДОВОДА долго не было в их расписании. Однако со временем он там появился, а значит, стороны пришли к соглашению. Представитель крупной сети на условиях анонимности признает, что его компании удалось отстоять стандартные условия распределения долей 50/50, хотя и пришлось пойти на определенные уступки перед дистрибьютором: «Во-первых, это понедельная оплата, во-вторых роспись проекта минимум на восемь недель проката. В обычных условиях мы бы вряд ли на это согласились, но сейчас ситуация такова, что дистрибьютор несет очевидные риски, выпуская свой блокбастер на еще не окрепший рынок, и не пойти ему навстречу в этих условиях мы не могли».

Вместе с тем опрошенные нами кинотеатры говорят о том, что предложений о перераспределении прибыли к ним не поступало и фильм расписывается на привычных условиях 50 на 50. О возможных новых условиях они узнали только из медиа. Но кинопоказчики признают, что в сложившейся ситуации не стали бы спорить с дистрибьютором. Даже несмотря на то, что этот случай мог бы стать прецедентом для дальнейших пересмотров. Руководитель отдела репертуарного планирования сети «Премьер Зал» Андрей Колесниченко готов понять решение студии, хотя и не принимает его. «Если поставить себя на место продюсеров фильма, учитывая то, как они рискуют, выпуская такой крупнобюджетный фильм в такое непонятное время, их можно понять. Тем более в ситуации, когда многие другие дистрибьюторы предпочитают переносить релизы на следующий год, – считает он. – Продюсеры решили все-таки выйти в прокат, но взять за это больше денег с кинотеатров. Не скажу, что я с этим согласен, однако если бы я был на стороне студии, то привел бы какие-то аргументы в пользу этой идеи. Но я нахожусь на стороне кинотеатров, а они тоже оказались в плачевном положении, когда вообще нет никаких вариантов заработка. Студии все-таки могут получить доход в онлайне или где-то еще. В стране сложилось процентное распределение 50 на 50, и предлагать и без того бедным кинотеатрам 45%, наверное, не стоит. Однако чтобы в дальнейшем не сложился прецедент, сейчас нужно четко пресечь эту идею».

Генеральный директор сети «Киноград» в Московской области Дмитрий Павлов признает, что вынужден был бы согласиться, если бы такое предложение прозвучало. «Но, честно говоря, в следующий раз, когда компания выпускала бы российский релиз, который я бы не хотел брать, а они очень настаивали, я бы тоже попросил перераспределение 60 на 40% в мою пользу», – добавляет он. Независимый букер Светлана Будник обращает внимание на то, что практика перераспределения долей уже действует на рынке. Однако это происходит не с мейджорами и не по блокбастерам, а по отдельным, точечным релизам. «Альтернативный контент, я имею в виду концерты и спектакли, показываются в соотношении 60 на 40 – 60% уходит дистрибьютору и 40% остается кинотеатру. Мы сейчас таким образом расписываем концерт BTS, и при прокате первого было такое же соотношение, – рассказывает она. – Бывает так, что независимые компании с совсем нерабочим контентом хотят попасть на экраны большой площадки и предлагают двигаться по проценту: просят поставить фильм хотя бы одним сеансом и соглашаются на меньшую долю. Понятно, что если поставить плохое кино и оставить даже 60% от его бокс-офиса, это будет меньше, чем один сеанс от мейджора с привычным распределением долей. С независимыми я никогда не соглашалась, а концертами мы работали по такой схеме».

«Сейчас кинотеатры находятся в уязвимом положении, и прогнуть их под устраивающие дистрибьютора условия очевидно легче. Но радостно то, что все сети объединились и отстояли справедливый, как нам кажется процент распределения сборов. Главное, что удалось избежать реального конфликта сетей и мейджора. В итоге мы пришли к консенсусу, который устроил обе стороны. Могу сказать, что мы были готовы отказаться от фильма. Это было бы тяжелое решение, но создание прецедента мы допустить не могли. Кинотеатры испытывают сейчас трудные времена, но надеемся, что скоро они закончатся и тогда мы бы с лихвой ощутили все последствия данного решения», – заключает представитель крупной сети.

С ним согласен генеральный директор «Каро Премьер» Алексей Рязанцев: «ДОВОД присутствует практически во всех открывшихся сейчас кинотеатрах. Это свидетельствует о том, что в критический момент прокатчики и показчики способны объединиться ради общего блага и продемонстрировать очень неплохие результаты».

При поддержке Фонда кино



11.09.2020 Автор: Рая Башинская

Самое читаемое

По итогам года российское кино за рубежом заработало $17,6 млн, это лишь на 2,8% выше цифр 2022-го

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году

Подробнее
Высокая кухня и чувства

«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски

Подробнее
Мультфильм начал свой прокат в Китае

Международная касса: «Кунг-фу панда 4» вырвалась вперед

Подробнее
Лучшей зарубежной новинкой стал хоррор «Омен. Непорочная»

Касса четверга: «Летучий корабль» вырывается вперед

Подробнее
доступ запрещен