top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Больной пошел на поправку

Главные итоги форума «Российский кинобизнес»

В начале апреля в Москве прошел форум «Российский кинобизнес». Предыдущий индустриальный конвент состоялся аж в декабре 2019 года. За это время и в отрасли, и в жизни граждан страны произошли огромные изменения. Апрельский слет, надеемся, подвел черту под мрачным периодом времени и хотя бы отчасти обозначил перспективы на ближайшее будущее. По традиции, БК подводит главные итоги форума.

ГЛАВНОЕ – УЧАСТИЕ

Первое, что можно было отметить во время форума, так это повышенную активность его гостей. Практически на каждой презентации, даже если речь шла о небольших независимых прокатчиках, зал был заполнен. Очевидно, таким образом букеры восполняли полуторагодовое отсутствие профессионального общения на подобном уровне. Если раньше основное внимание привлекали мейджорские шоу, то сейчас интересным казалось все. Зал тепло принимал самые скромные независимые проекты, хоть каким-то образом напоминающие, что индустрия еще жива, а кинопрокат не просто работает, а способен показывать докризисные цифры.

Гости форума не упускали ни единой возможности вживую пообщаться с коллегами, партнерами и конкурентами, а каждая позитивная новость от них воспринималась как грандиозный успех. Безусловно, это большой плюс для отрасли, пережившей и продолжающей переживать суровые бизнес-ограничения.

ИХ СТАЛО МЕНЬШЕ

По-прежнему жива интрига относительно будущего компании «Каро Премьер» после ухода пакета Warner Bros. к UPI, раскрытие которой Алексей Рязанцев анонсировал в интервью БК незадолго до «Российского кинобизнеса». Алексею Анатольевичу, который подхватил коронавирус и не смог принять участие в работе форума, мы желаем скорейшего и полного выздоровления.

А пока по итогам Кинорынка так или иначе необходимо констатировать, что в России стало на одного дистрибьютора-мейджора меньше. И для большинства игроков это скорее минус – хотя бы по той причине, что более высокая концентрация кассового контента в руках меньшего количества прокатчиков может усилить их давление на кинотеатры. Кроме того, теперь можно минимизировать усилия по демонстрации собственного контента. Зачем убеждать показчиков в качестве своей продукции, раз альтернатива все равно минимальная? Если раньше кинотеатральный букер мог размышлять, как ему расписывать одновременно выходящие фильмы Universal и Warner Bros., то сейчас такая ситуация невозможна. Придется брать, что дают, и таким форматом, какой предлагает мейджор.

Наверное, все-таки не случайно из мейджоров в работе Кинорынка приняла участие только Sony Pictures Production and Releasing. Да, возможно, по ряду проектов других студий их головные офисы ввели эмбарго на демонстрацию контента из-за неопределенности с датами выхода. Но вряд ли в преддверии сезона блокбастеров такие ограничения касались всех фильмов.

В этом смысле загадкой осталось решение ряда крупных независимых прокатчиков не принимать участие в форуме. Казалось бы, на более свободной площадке можно еще ярче подать свои релизы, их не будут затмевать масштабные голливудские блокбастеры. Тем не менее букеры не увидели пакеты «Вольги», «Экспоненты», «Нашего кино», «Парадиза». И если применительно к студийной продукции отсутствие материалов вряд ли принципиально скажется на интересе показчиков, то в случае с независимой продукцией это настораживает. За исключением, конечно, проектов, мимо которых просто нельзя пройти, вроде новой работы Гая Ричи.

ПАКЕТНЫЕ ТУРЫ

Третий итог, плавно вытекающий из второго, состоит в том, что накануне начала нетрадиционного (он впервые за много лет не откроется кинокомиксом Marvel) сезона блокбастеров показчики обладают минимальной информацией о его релизах. Конечно, в Сети выложены трейлеры большинства студийных проектов, которые появятся на больших экранах в течение ближайших четырех месяцев. Но Кинорынки давали больше. Можно было увидеть разные пласты фильмов, их особенности, специфику, атмосферу. Понять целевые аудитории второго и третьего порядка. Сейчас же букерам придется в основном ориентироваться на материалы в открытых источниках и верить в силу тех или иных дистрибьюторов. Безусловно, есть бренды, не вызывающие никаких сомнений – к ним относятся фильмы Marvel или франшиза ФОРСАЖ. А вот релизам менее громким, не столь очевидным, демонстрация эксклюзивных материалов могла бы добавить козырей в глазах показчиков.

Презентация же SPPR, с одной стороны, порадовала активностью показчиков, а с другой – несколько насторожила внушительным количеством отечественных проектов. Откровенно говоря, у многих из них далеко не мейджорский кассовый потенциал. Понятно, что ни у одной большой компании (и Sony тут не исключение) нет полной уверенности в том, что головной офис в очередной раз не передвинет даты релизов своих блокбастеров. Наличие российских картин в пакете в какой-то мере становится страховкой от вынужденного простоя. Это, разумеется, куда лучше впадения в анабиоз. Другое дело, что трудозатрат и ресурсов на выпуск таких проектов нужно тратить никак не меньше, чем на студийный блокбастер – при несоизмеримо более скромном выхлопе.

Несколько особняком стояла презентация самого кассового японского фильма в истории ИСТРЕБИТЕЛЬ ДЕМОНОВ: ПОЕЗД «БЕСКОНЕЧНЫЙ», который в России будет прокатывать именно Sony. С одной стороны, существует тренд на увеличение популярности азиатского кино. Особенно с учетом того, что как минимум в технической части оно уже практически сравнялось с голливудским. И мы видим, как в пакетах независимых прокатчиков появляются китайские блокбастеры, вроде ВОСЬМИ СОТЕН и АССАСИНА: БИТВА МИРОВ, и корейские высокобюджетные проекты типа ИЗВЕРЖЕНИЯ. Но интерес мейджора к подобной продукции – это, конечно, важный звонок. Пока, впрочем, существует достаточно заметная разница между азиатским фестивальным кино, у которого уже сложилась своя преданная аудитория, и мейнстримной продукцией кинематографистов из Азии. Она даже в случае привлечения узнаваемых американских актеров пока продается на российских экранах с переменным успехом – на каждую ВЕЛИКУЮ СТЕНУ найдется своя ПЛАНЕТА ЗВЕРЕЙ.

Безусловно, у аниме в России есть зрительская база, и его наиболее успешные представители (МЭРИ И ВЕДЬМИН ЦВЕТОК) в кассовом отношении способны подниматься довольно высоко. Но целесообразность проката мейнстрима из Китая, Южной Кореи и Японии, отчасти вызванная дефицитом (по причине коронавирусных ограничений) на мировом рынке коммерческого контента, пока не получила полноценного подтверждения. Быть может, 2021 год в этом смысле станет переломным.

Также прокатчики чутко уловили тренд на востребованность семейного контента. Проекты данной направленности были в пакете практически всех дистрибьюторов, а некоторые (например, «Пионер») сделали их основным драйвером своей презентации.

За лидерство по числу представленных проектов с семейным контентом могли поспорить только хорроры и российские комедии. Но ситуация с данными жанрами видится неоднозначной. Очевидно, что февральские и мартовские праздники в полной мере удовлетворили спрос в целом на отечественное кино. Скорее всего потребуется некоторое время, чтобы зрители вновь изголодались по этой продукции и продемонстрировали в ее отношении повышенную активность. Исключениями здесь могут стать, пожалуй, только фильм с сильным брендом вроде ПРАБАБУШКИ ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ или масштабный проект, тематически приуроченный ко Дню Победы – ДЕВЯТАЕВ. Хорроры же после пиковых значений осени, похоже, переживают период охлаждения зрительского интереса. А новый импульс жанру может придать выход на экраны очередных представителей знаменитых франшиз: ТИХОЕ МЕСТО 2 и ЗАКЛЯТИЕ 3. ПО ВОЛЕ ДЬЯВОЛА.

В целом прошедший кинофорум стал во многом символичным. Он показал, что индустрия жива, активна и не лишена оптимизма. Но в то же время ее состояние еще достаточно далеко от доковидного. Однако процесс выздоровления все же идет.

При поддержке Фонда кино


28.04.2021 Автор: Семен Брожитов

Самое читаемое

БК составил карту партнерств продюсерских компаний и дистрибьюторов

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда

Подробнее
Среди них – «Чебурашка 2», «Буратино», сиквел «Волшебника Изумрудного города» и многое другое

Фонд кино поддержит 15 проектов кинокомпаний-лидеров

Подробнее
Лента стартует в кинотеатрах и на «Кинопоиске» 13 мая

«Министерство неджентльменских дел» все-таки выйдет в российский прокат

Подробнее
Поддержку получат 15 проектов мейджоров

Фонд кино безвозвратно выделит 3,1 млрд рублей на поддержку фильмов кинокомпаний-лидеров

Подробнее
доступ запрещен