top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Неудобные вопросы кинотеатров дистрибьюторам

Кинотеатры и дистрибьюторы находятся в постоянном взаимодействии, по электронной почте или по телефону обсуждая те или иные условия работы с релизами. Однако, как и в любой другой сфере, иногда возникают вопросы, которые хоть и висят в воздухе, но задать их напрямую не получается. Мы решили собрать самые насущные из них. В этот раз спрашивать будут показчики, через некоторое время повторим эксперимент уже с вопросами от прокатчиков. Все ответы дистрибьюторов мы сделали анонимными.

Материал был впервые опубликован в электронном БК №33 (807) от 23 августа 2019 года

 

 

Почему так разнятся форматы росписи для независимых кинотеатров и сетевых, у которых большее количество залов?

ОТВЕТ ДИСТРИБЬЮТОРА

У нас нет каких-то преференций, мы одинаково относимся ко всем партнерам, предлагаем всем одинаковые условия и потом с каждым обсуждаем роспись, исходя из «индивидуальности» площадки, потому что речь может идти о разной вместительности залов, разном времени сеансов, которое иногда компенсирует количество, особенности аудитории и тому подобное.

Почему дистрибьюторы так бьются за количество сеансов? Почему не за хорошее время, например? Если мы видим, что фильм в четверг зашел не очень, а в пятницу и субботу он вообще не работает, почему бы не сократить число показов, сделав это наиболее грамотно? Надо ведь понимать, что на фильм придет одно и то же количество человек. Только они могут распределиться между четырьмя сеансами, а могут прийти на два. Плюс-минус тысяча рублей, думаю, никого не волнует.

ОТВЕТ ДИСТРИБЬЮТОРА 1

Частично правда в словах представителей кинотеатров, конечно, есть. Но это из области рассуждений, где будут правы все. Дистрибьюторы все разные. Кто-то ставит жесткие условия, кто-то – более мягкие. Периодически мы можем встать в позу, когда понимаем, что нам необходимо определенное количество сеансов – если мы поставим меньше, то потеряем деньги. Но вообще, в последнее время не так часто возникают ситуации, когда у одного релиза больше 50 процентов сеансов. В первом полугодии 2019-го, по-моему, такое было только однажды – в случае со МСТИТЕЛЯМИ. Но насколько я помню, тогда ничего, кроме МСТИТЕЛЕЙ, и не собирало. Так что тут тонкий момент: кинотеатры, может, и могли поставить меньше сеансов, но тогда они резали бы сами себя. Самый важный показатель здесь – сколько денег в расчете на одно кресло приносит фильм. И, конечно, имеет значение не только количество сеансов и их качество, но и то, в каком зале картина стоит. В каждом конкретном случае нужно анализировать совокупность этих трех факторов. Но можем ли мы сказать, что все кинотеатры умеют правильно анализировать? По-моему, нет. Это видно, кстати, по комментариям представителей кинотеатров в «Бюллетене кинопрокатчика». Последнее, что меня поразило – прямая речь человека, который ожидал, что ANGRY BIRDS 2 стартует на уровне КАК ПРИРУЧИТЬ ДРАКОНА 3. Хочется спросить: а вы вообще в своем уме? Или периодически попадаются такие реплики, мол, июль отработал нормально, собираем хорошо, но как это выглядит в сравнении с прошлым годом, я не знаю, еще не смотрел. Меня такой подход удивляет. Кинобизнес – это точная наука. Особенно после выхода фильма в прокат, когда ты можешь все со всем сравнить. И не использовать эту возможность, на мой взгляд, преступно. А у нас порой даже крупные сети не очень хорошо считают. Конечно, есть и те, кто считает хорошо – и к их мнению мы чаще всего лояльны. В остальных случаях работает простое правило: если вы делаете так, как просим мы, то все будет нормально. Понятно, что отклонения от плана есть. Наша задача – найти эти 10–15 процентов отклонений, чтобы их подправить. Если не ставить жестких условий, таких отклонений будет намного больше. Также имеет смысл напомнить, что рынок у нас дистрибьюторский. И многие прокатчики ставят условие: либо по-нашему, либо никак. У некоторых из них завышенные планы. Но в целом ситуация такая: пять дистрибьюторов занимают бόльшую часть рынка. Допустим, два из них очень жестко ставят условия, но при этом недорабатывают с маркетингом, чем вызывают вопросы у кинотеатров. Другие два хорошо прокачивают релизы рекламой и более или менее лояльны. Представим, что на этом фоне пятый дистрибьютор решит отпустить ситуацию и откажется от существующей конфигурации взаимоотношений между прокатчиками и показчиками. Этот пятый игрок рынка в итоге больше всего потеряет в доле. Поэтому либо мы продолжаем работать по старой схеме, либо все должны договориться об отмене каких-либо условий. Пока такой вариант видится нереалистичным.

ОТВЕТ ДИСТРИБЬЮТОРА 2

С независимыми дистрибьюторами по поводу количества сеансов всегда можно договориться, если фильм вдруг идет не так, как было запланировано. С другой стороны, зачастую действия самих кинотеатров при составлении расписания приводят к тому, что зрители просто отучаются ходить в кино. Очень просто расписать большой блокбастер, который собирает 1,5 – 2 миллиарда рублей. В этом случае кинотеатр отдает такому релизу большинство сеансов и горя не знает. А если вдруг в прокате нет фильма с таким кассовым потенциалом, начинается обычная история – представители кинотеатров жалуются, какой плохой выдался уикенд. Но чтобы у вас работали не только двухмиллиардники, надо и другим фильмам давать нормальное время и количество сеансов. Не нужно паниковать и начинать срезать показы при первых результатах, которые кажутся вам неудовлетворительными. Человек идет в многозальный кинотеатр, чтобы иметь возможность выбора из нескольких позиций. А если он приходит и видит, что большинство сеансов отданы одному фильму, у него не остается времени и возможности попасть на какое-нибудь другое кино. Зритель делает вывод: смотреть в этом кинотеатре можно только большие блокбастеры, все остальное проще найти в других местах, в том числе и на онлайн-площадках. Таким образом показчики, выигрывая на короткой дистанции, проигрывают стратегически – когда в прокате нет большого хита, аудитория к ним не идет, они ее всячески отваживают. Поэтому порой в долгосрочных интересах самих кинотеатров ставить фильм со средним кассовым потенциалом не только одним сеансом на вечер, а расписывать его несколько шире.

Бывают ситуации, что на одной дате присутствуют два проекта мейджора, по обоим требуют колоссальное количество сеансов и не хотят идти на уступки. Почему кинотеатрам не дается право решать самим, сколько сеансов они считают нужным поставить?

ОТВЕТ ДИСТРИБЬЮТОРА

Кинотеатры как раз имеют право выбирать фильмы, которые хотят показывать, решать, как они это будут делать. Но поскольку мы действительно являемся правообладателями контента, у нас о нем больше информации, то мы всегда ищем компромисс, который позволил бы соблюсти баланс интересов обеих сторон – наших и кинотеатра. При этом мы ожидаем от партнеров конструктивного диалога, внятной аргументации, объяснения своей позиции и своей логики. Когда такой диалог происходит, мы всегда приходим к оптимальному решению.

Почему так поздно предоставляется информация по некоторым фильмам? Роспись релиза мы должны подтвердить минимум за месяц, а бывает так, что трейлер у фильма появляется лишь за две недели до старта.

ОТВЕТ ДИСТРИБЬЮТОРА

В таких случаях все зависит от правообладателя. Случается так, что не менее крупные компании по тем или иным причинам поздно предоставляют промоматериалы. Это обычный рабочий момент, специфика работы с разными компаниями и разными фильмами. Поэтому дистрибьютор почти никогда не виноват в позднем появлении информации по каким-то проектам – он всегда ждет отмашки от зарубежной студии, которая может долго согласовывать финальные варианты трейлера и других промоматериалов.

Почему рассылка «ключей» происходит ночью накануне старта или день в день? Это часто срывает кинопоказ и вредит репутации кинотеатра.

ОТВЕТ ДИСТРИБЬЮТОРА 1

Это не так. «Ключи» обычно приходят в понедельник или вторник стартовой недели. Другое дело, что кинотеатры вовремя не отслеживают этот процесс (90 процентов запросов по поводу якобы неполученных «ключей» приходит от тех партнеров, которые не нашли их у себя в почте). Однако есть линия техподдержки, которую мы всегда указываем в своей рассылке перед стартом каждого фильма. Плюс бывают и такие кинотеатры, которые не укладываются в отводимый для росписи фильма срок, что действительно может приводить к задержке предоставления «ключей». Но тут вина скорее наших нерасторопных партнеров.

ОТВЕТ ДИСТРИБЬЮТОРА 2

Действительно, довольно часто случаются ситуации, когда мы в последний момент получаем финальные DCP и DKDM. И чем крупнее релиз, тем позже мы имеем возможность разослать «ключи» по кинотеатрам. Это связано исключительно с пиратством – чаще всего утечки происходят именно с территории России и СНГ, поэтому правообладатели опасаются предоставлять «ключи» заранее.

Зачем озвучивать на Кинорынке, где присутствует множество представителей кинотеатров, что можно отправить запрос на доставку стенда, а затем говорить, что это только для избранных? Тогда не нужно сообщать об этом публично.

ОТВЕТ ДИСТРИБЬЮТОРА

Мне кажется, это какой-то частный случай. Но вообще, это в чистом виде экономика. У нас есть кинотеатры, которые даже на блокбастерах не могут собрать 20 тысяч рублей с зала. Таким хочется задать встречный вопрос: ребята, ну какой вам стенд? Плюс есть очень дорогие конструкции, которые ставятся только на топовые площадки.

Почему в договорах проката штрафы и ответственность прописаны только в сторону кинотеатра?

ОТВЕТ ДИСТРИБЬЮТОРА

Это следствие того, что условия игры на рынке диктуют дистрибьюторы – формы договоров составляют именно они. А дальше все зависит от того, насколько у прокатчика хватает головы, чтобы не выкручивать кинотеатрам руки. Потому что сделать это очень просто. Другой вопрос – нужно ли тебе вообще это выкручивание.

В современном мире для оперативного получения достоверной информации существуют удобные инструменты передачи данных, не требующие использования человеческого ресурса. Зачем вы настаиваете на заполнении ежедневных отчетов вручную в вашей форме?

ОТВЕТ ДИСТРИБЬЮТОРА

Не совсем так. Мы настаиваем на автоматической загрузке в comScore и в ЕАИС (последнее, впрочем, кинотеатры обязаны делать по закону). Отчеты же просим только в двух случаях. Первый – когда происходит длительный сбой загрузки данных из кинотеатра в comScore. Второй – при обнаружении разницы данных между comScore, ЕАИС и актами. Если же никаких проблем с выгрузкой и достоверностью данных нет, мы не требует заполнять отчеты вручную.

Благодарим всех, кто нашел время на ответы!

 

При поддержке Фонда кино.


02.10.2019 Автор: Александр Нечаев, Дмитрий Некрасов

Самое читаемое

Новинки от «Экспоненты Фильм», «НМГ Кинопрокат» и других

Обзор изменений графика релизов на неделе 25 ноября – 1 декабря 2024 года

Подробнее
Комедия «Один день в Стамбуле» расположилась на втором месте

Касса России: на вершину проката поднялись «Приключения Паддингтона 3»

Подробнее
Новость подтвердили в пресс-службе стриминга

Игорь Мишин покидает должность генерального продюсера KION

Подробнее
Фотоотчет из Международного центра самбо

В Москве состоялась презентация телеканала ТНТ

Подробнее
доступ запрещен