top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Опасный момент

Востребованы ли в прокате спортивные драмы или жанру нужна перезагрузка?

В минувшем десятилетии спортивный байопик стал едва ли не главным жанром российского коммерческого кино. Началось все в 2013-м с выхода ЛЕГЕНДЫ № 17 о хоккеисте Валерии Харламове – фильм студии ТРИТЭ почти добрался до отметки в 1 млрд рублей сборов и заставил отечественных продюсеров запустить несколько аналогичных проектов. За последний год вышли четыре спортивные картины, основанные на реальных событиях: ОДИН ВДОХ, СТРЕЛЬЦОВ, НА ОСТРИЕ и БЕЛЫЙ СНЕГ. Однако ожидания, связанные с каждым из этих фильмов, были выше их финальной кассы. Продолжают ли аудиторию по-прежнему интересовать спортивные биографии или жанру требуется перезагрузка?

ОЛИМПИЙСКИЙ РЕЗЕРВ

Успех ЛЕГЕНДЫ № 17, которую в равной мере хвалили зрители, критики и спортсмены, разумеется, не был случайным. Фильм наконец-то нащупал то, что стало объединяющей идеей для киноходящей аудитории в России. С одной стороны, ЛЕГЕНДА № 17 не выставляла в исключительно мрачных тонах советское прошлое – такой ракурс обычно сразу отсекает возрастного зрителя, который и составляет основной костяк целевой аудитории подобных проектов. С другой стороны, государственный строй здесь не идеализировался, а характерная для советского патриотического кино мысль о «руководящей и направляющей роли партии» подверглась существенной ревизии. Канон новорусского спортивного байопика, придуманный ТРИТЭ, гласит, что советские спортсмены побеждали, преодолевая сопротивление системы, которая нет-нет, да пыталась вставить им палки в колеса. А красивые истории преодоления – непременный элемент успеха любой героической саги.

«Ни Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова, ни я в частности не специализируемся исключительно на производстве спортивных байопиков, – говорит продюсер Леонид Верещагин. – В нашей фильмографии немало проектов, не относящихся к спортивной тематике. Нас считают специалистами по спортивным фильмам после успеха ЛЕГЕНДЫ № 17. Вместе с режиссером Николаем Лебедевым нам было интересно рассказать историю становления личности, историю понимания своего предназначения и того тяжелого пути, который должен пройти одаренный человек, чтобы достичь своей цели. В результате появился фильм о знаменитой хоккейной сборной, гордости Советского Союза – легендарной «Красной машине», ее лидере Валерии Харламове и тренере Анатолии Тарасове».

Фильм, что немаловажно, стартовал еще и за несколько месяцев до проведения в России зимней Олимпиады-2014. И если раньше наши кинематографисты в основном подгадывали выход своих патриотических картин к очередному юбилею Победы или другим знаковым датам Великой Отечественной войны, то в этот раз ставка была сделана не на оружие, а на спортивное снаряжение. Настроение болельщикам в преддверии сочинских соревнований вслед за ЛЕГЕНДОЙ № 17 поднимали, например, ЧЕМПИОНЫ, рассказывающие истории наших современников, победителей и призеров предыдущих зимних Олимпиад. В прокате картина собрала 174 млн рублей, что позволило создателям проекта выпустить в 2016 году (к Олимпиаде в Рио) сиквел уже про медалистов летних игр, который заработал 171 млн. Поняв, что «датские фильмы» работают, продюсеры приступили к созданию футбольных байопиков – в преддверии чемпионата мира по футболу в 2018-м, который проходил в России. Время на производство картин, казалось бы, еще оставалось, однако почти все знаковые фильмы в итоге вышли после завершения чемпионата.

Пока все готовились к Мундиалю, студия ТРИТЭ вместе с компанией ЦПШ успели выпустить в прокат ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ. Сценарные механизмы этого фильма были решены во многом в том же ключе, что и у эффективно проявившей себя ЛЕГЕНДЫ № 17. А вот остальные производственные аспекты оказались совершенно новыми. Из всех видов спорта был выбран не самый популярный в России баскетбол. На роль бескомпромиссного тренера пригласили Владимира Машкова, который, по сути, стал единственной звездой фильма. Основную актерскую команду при этом сформировали преимущественно из дебютантов. Если ЛЕГЕНДА № 17 была картиной о торжестве индивидуального спортивного духа, то ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ продвигало принципиально иную идею – о том, что по-настоящему мы сильны только коллективно, особенно когда весь мир против нас. Очевидно, на идеологию фильма не в последнюю очередь повлияло изменение международной политической обстановки между 2013-м, когда выходила ЛЕГЕНДА № 17, и 2017-м, когда стартовало ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ. Эту идею удалось успешно продать зрителю – фильм выпустили накануне новогодних праздников, его сборы составили 2,97 млрд рублей. Это был невероятный рекорд российского кино, который спустя два года сумеет превзойти лишь комедия ХОЛОП. «После ЛЕГЕНДЫ № 17 мы получили большое количество писем от зрителей, которые просили продолжать снимать спортивные истории, – вспоминает Леонид Верещагин. – Баскетбольный матч в Мюнхене и знаменитые три секунды были событием, которое взволновало и объединило всю страну. Так появилась картина ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ. Когда мы говорим о производственных сложностях, то они возникают при создании любого фильма, вне зависимости от тематики. Производство каждой картины имеет свою специфику. И на какой-то позитивный результат можно рассчитывать, только если ты делаешь это с горячим сердцем и окружаешь себя такими же горящими, талантливыми людьми».

Если упереться, то всегда можно найти режиссера, оператора, других специалистов, с которыми можно сделать сложнопостановочный фильм, считает Верещагин. Но он уверен, что для продюсера главное – найти людей, с которыми совпадаешь по взглядам на мир, жизнь и искусство. При этом сам по себе жанр спортивной биографии, по мнению продюсера, отдельной ценности для зрителя не имеет – всегда важно, насколько хороша история, упакованная в этот жанр. «Как всегда, после каждого успеха будут желающие перепробовать все виды спорта, но с каждым неудачным фильмом это станет вымываться и выйдет из моды, – говорит продюсер. – Поэтому браться за спортивный байопик с уверенностью, что это наверняка принесет тебе успех, нельзя».

ВРАТАРЬ ПРОТИВ НАПАДАЮЩЕГО

Один из известных продюсеров, сделавший ставку на спортивный байопик во второй половине 2010-х годов – глава студии Kremlin Films Олег Капанец. В 2019-м в прокат вышел ЛЕВ ЯШИН. ВРАТАРЬ МОЕЙ МЕЧТЫ. Капанец не скрывает, что фильм делался в полемике с продюсерским подходом ТРИТЭ. «Фильм про Харламова, с которого началось спортивное биографическое кино, – оглушительный коммерческий успех. Меня сложно назвать поклонником этой картины, но я не могу не признать, что она стала локомотивом российского кинематографа, – говорит он. – В любом случае с кассой не поспоришь. Затем успехи в этом жанре чередовались с провалами, за последние полтора года в прокат вышли сразу четыре большие картины про спорт – фильм нашей студии о Льве Яшине, картина об Эдуарде Стрельцове, драмы НА ОСТРИЕ и БЕЛЫЙ СНЕГ. Очень разные релизы, они так или иначе вернули интерес зрителей к этому жанру».

ЛЕВ ЯШИН. ВРАТАРЬ МОЕЙ МЕЧТЫ – фильм непростой судьбы, как и биография самого вратаря. Его планировали выпустить еще перед чемпионатом мира, но в кинотеатрах он появился только 28 ноября 2019 года. Лента стартовала в один из самых насыщенных периодов проката. Ее сборы составили 113,8 млн рублей. Продюсер говорит, что остался доволен тем, что удалось сделать фильм на высоком художественном уровне. «Его очень высоко оценили российские зрители, спортсмены и болельщики (причем не только «Динамо»), а также семья легендарного голкипера», – отмечает Капанец.

Продюсер обращает внимание на то, что результаты проката вполне достойные, учитывая условия выпуска фильма, скромный рекламный бюджет и роспись по кинотеатрам. Лента стартовала в один из самых насыщенных периодов – на этой же дате состоялся релиз сиквела ХОЛОДНОГО СЕРДЦА, тогда же вышел детектив ДОСТАТЬ НОЖИ. ЛЕВ ЯШИН в первый уикенд расположился на четвертом месте по бокс-офису. «По-хорошему, чтобы окупить российское кино с бюджетом в 300 миллионов рублей, сборы в кинопрокате должны быть около миллиарда, – говорит Капанец. – Что касается сборов на платформах и ТВ, то они напрямую зависят от качества фильма, и здесь все игроки киноотрасли находятся в равном положении. Общая сумма онлайн-сборов варьируется в пределах 60 миллионов рублей. Премьера на ТВ состоялась на Первом канале 12 июня 2020 года и прошла более чем успешно, рейтинг фильма был выше, чем у ДВИЖЕНИЯ ВВЕРХ, которого в то же самое время показывал канал «Россия». [Это был повторный показ ДВИЖЕНИЯ ВВЕРХ, телепремьера картины состоялась 23 февраля 2019 года. – Прим. БК] ЯШИН достойно продолжает собирать на всех возможных диджитал-площадках, это говорит о том, что наша картина будет иметь долгосрочный зрительский интерес».

Продюсер уверен, что падение кассовых сборов спортивных фильмов в России в 2020-2021 годах далеко не всегда связано с их качеством или, например, эпидемиологической обстановкой: «Главным фактором является роспись и конкурентное окружение, потом – рекламный бюджет. И только затем – качество картины. У нас публика доверчивая, если ей долгое время говорить с федерального канала и из каждого утюга, что это надо посмотреть, то она пойдет».

Капанец сетует на крайне невысокий, по сравнению с другими спортивными картинами, уровень господдержки (в том числе на промо фильма), который был у ЯШИНА. «По-настоящему независимым продюсерам, которым приходится за счет своих ресурсов и возможностей собирать бюджет на большое кино, гораздо сложнее, потому что на поддержку рассчитывать не стоит, – говорит он. – От этого производство каждого фильма занимает больше времени и несет больше рисков. В картине о Льве Яшине участие со стороны государства составило около 20 процентов. Это крайне мало, учитывая социальную значимость проекта и масштаб личности этого великого человека».

Не имевший никаких проблем с госфинансированием и недостатком средств на рекламную кампанию СТРЕЛЬЦОВ (производство студий «Рок» и ТРИТЭ) вышел в прокат через несколько недель после окончания локдауна в 2020 году. Картине с бюджетом в 330 млн рублей (из них 160 млн – невозвратная субсидия Фонда кино) удалось заработать в прокате 353,9 млн.

«Байопиков про спортсменов действительно уже становится много, но, судя по сопровождавшемуся коронавирусными ограничениями прокату СТРЕЛЬЦОВА, интерес к таким фильмам все еще есть, и довольно большой, – говорит продюсер фильма Алексей Учитель. – Думаю, при нормальном стечении обстоятельств кассовые сборы были бы выше. Я уверен, что любой фильм – будь он про спортсмена, балерину или политического деятеля – зависит от очень простых вещей. Это интересный сценарий, сюжет и качественная экранизация замысла». При этом рост количества байопиков про атлетов Учитель связывает еще и с тем, что на их производство можно найти ресурсы у спортивных функционеров. «На СТРЕЛЬЦОВЕ нам активно помогали Российский футбольный союз, но больше не финансово, а организационно, и команда «Торпедо» во главе с ее владельцем Романом Авдеевым. Без этого снять фильм было бы невозможно», – отмечает продюсер. Пример СТРЕЛЬЦОВА говорит о том, что далеко не всегда недобор спортивной картины в прокате означает, что продюсеры подсчитывают убытки – зачастую риски заранее покрыты средствами инвесторов и меценатов.

ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ

Последним спортивным фильмом, вышедшим в 2020 году, стал НА ОСТРИЕ. Он выступил скромно (78,5 млн рублей), отчасти по тем же причинам, что и ЛЕВ ЯШИН, помноженным на посткарантинные ограничения – продюсеры не скрывают, что значительно сократили планируемые масштабы рекламной кампании в условиях коронавирусной неопределенности. При этом у фильма был отменный «сарафан», о чем свидетельствуют, в частности, высокие оценки на сайтах «КиноПоиск» и «Кинориум».

Формально НА ОСТРИЕ – не байопик. Но картина основана на истории реального противостояния двух фехтовальщиц – Софьи Великой и Яны Егорян, кульминация которого случилась на летней Олимпиаде в Рио. «Когда мы снимали фильм, нам казалось, что характеры у наших героинь жесткие, некомплиментарные, что они совершают поступки, которые не красят людей, – рассказывает продюсер фильма Елена Гликман. – Поэтому нам было важно, что же скажут сами саблистки после просмотра нашего кино. Их реакция для меня была приятной неожиданностью. Они восприняли фильм очень эмоционально – до слез, им обеим он понравился невероятно. Они практически влились в нашу съемочную группу на премьерах и во время рекламной кампании. И когда Софья Великая вместе с нашим актером Кириллом Дегтярем была на программе «Кто хочет стать миллионером», меня потрясло, что на вопрос Диброва о том, как все было на самом деле, она сказала, что в фильме все даже мягче, чем в реальности, где все друг друга прессуют и сталкивают».

Зачастую вопрос об отношении реальных прототипов или их родственников к фильму становится для создателей ключевым. «Очень важно заручиться поддержкой семьи и близких. Нельзя перекраивать историю жизни человека под коммерческую выгоду, добавляя надуманные драматические коллизии. А еще много хуже, когда начинают менять самого персонажа, его внутренний мир и моральные принципы, которым он следовал», – уверен Олег Капанец.

Тут любопытно, что с ныне живущими спортсменами проблем возникает гораздо меньше, чем с легендами прошлого. Это подтверждают и НА ОСТРИЕ, и вышедшая в марте 2021 года драма БЕЛЫЙ СНЕГ, в производстве которой принимала участие абсолютная чемпионка мира по лыжным гонкам Елена Вяльбе, ставшая прототипом главной героини картины. «Возможно, с живым человеком работа над фильмом упрощается, она же сама хозяйка своей судьбы, главный сценарист, – говорит один из продюсеров БЕЛОГО СНЕГА Марат Ким. – Мы очень близко контактировали с Леной, ее внучка играет у нас маленькую Вяльбе, у них похожи характеры. А после съемок девочка еще и стала ежедневно кататься на лыжах, чего раньше не делала, ей вдруг это понравилось. Лена оказалась на редкость здравомыслящим человеком с хорошим чувством юмора, который мы, возможно, в фильме еще недостаточно отразили. Но мы сразу с ней договорились, что в кино иногда делаем вещи, которые «могли быть», хотя и по этому поводу с ней постоянно советовались. У нас есть, например, момент, когда героиня хочет уйти из спорта. Я спрашивал у Вяльбе, думала ли она об этом. И она честно отвечала, что да, каждый год». В БЕЛОМ СНЕГЕ, как уверяет продюсер, основная сложность была скрестить художественную и документальную истории. Как показал опыт демонстрации фильма на фестивале «Окно в Европу», большинство зрительских реплик в духе «Не верю!» относилось именно к документальной составляющей – факты реальной жизни оказывались удивительнее и драматичнее сценарных допущений. БЕЛЫЙ СНЕГ выступил в прокате примерно на уровне прошлогодней картины ОДИН ВДОХ, где история также была о легендарной спортсменке – там прототипом главной героини стала чемпионка по фридайвингу Наталья Молчанова. НА ОСТРИЕ, ОДИН ВДОХ и БЕЛЫЙ СНЕГ объединяет как раз то, что они ставят в центр истории женские персонажи. И российская публика, к сожалению, смотрит такие картины менее охотно, чем фильмы про героев-мужчин.

БУДУЩИЕ ЧЕМПИОНЫ

Продюсеры уверены, что наметившийся тренд на снижение выручки у фильмов про спортсменов – временный. Другое дело, что дважды войти в одну и ту же реку не получится: нужно придумывать новые точки зрения на ставший традиционным жанр. Патриотизмом и гордостью за спортивные победы прошлого зрителя уже не проймешь – собственно, еще ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ брало не столько этим, сколько великолепной и беспрецедентной с технической точки зрения финальной частью. В ТРИТЭ это понимают – и делают необходимые выводы при работе над картиной ЧЕМПИОН МИРА, посвященной противостоянию шахматных гроссмейстеров Анатолия Карпова и Виктора Корчного. «ЧЕМПИОН МИРА – это поколенческая история о знаменитом матче за звание чемпиона мира по шахматам между гроссмейстерами Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Это матч, проходивший при совершенно драматических обстоятельствах в Багио, на Филиппинах, в 1978 году, – рассказывает Леонид Верещагин. – Мы заканчиваем съемки и надеемся, что докажем нашему зрителю: игра в шахматы – это совсем не скучно. Популярность сериала «Ход королевы» вполне доказывает это, и я надеюсь, что наш фильм тоже сможет увлечь зрителей».

«Голливуд выпустил огромное количество фильмов о целеустремленных героях, которые смогли изменить мир и задать новые правила игры в той или иной области, – говорит директор по лицензированию онлайн-кинотеатра ivi Эльвира Дмитриевская. – У российского зрителя также есть потребность в подобных картинах, что мы видим на примере успеха таких проектов как в кино, так и на нашем сервисе. Так, драма ОДИН ВДОХ попала в топ-10 российских фильмов 2020 года на нашей платформе. Помимо этого, мы наблюдаем огромный интерес зрителей к другим проектам спортивной тематики: ЛЕД, ЛЕД 2, ЛЕВ ЯШИН. ВРАТАРЬ МОЕЙ МЕЧТЫ, ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ – все эти фильмы долго держались в топе разнообразных рейтингов нашей платформы и получили высокую оценку от пользователей».

То есть нет никаких причин ждать какого-то ослабления внимания российских студий к спортивно-биографическому жанру. Так, Олег Капанец готовится запустить несколько проектов, основанных на биографиях великих людей. «Обратная связь со зрителем и высокие оценки наших фильмов о Гагарине и Яшине стимулируют дальнейший процесс, – заявляет он. – К счастью, история нашего государства богата героями и яркими событиями, в этом нам с вами повезло. Самое главное – не замарать их имена и не допустить фальсификации и бездарей к кинопроцессу».

Продюсер Елена Гликман вместе с режиссером фильма НА ОСТРИЕ Эдуардом Бордуковым работает над новым спортивным кино – подробности пока не разглашаются. Алексей Учитель анонсировал свою следующую картину, которая будет посвящена судьбе знаменитых фигуристов Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова. Инициатором проекта стала их дочь Юлия. Фильм будет создаваться при поддержке Татьяны Навки. Иными словами, альянс спорта и кинематографа продолжится еще как минимум два-три года – но финальное слово в любом случае останется за зрителем. Далеко не факт, что он проявит спортивный азарт при известии о выходе кинобиографии очередного атлета.

При поддержке Фонда кино


28.05.2021 Автор: Мария Токмашева

Самое читаемое

БК составил карту партнерств продюсерских компаний и дистрибьюторов

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда

Подробнее
Вторая строчка досталась драматическому экшну «Падение империи»

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат

Подробнее
БК решил разобраться,  что будет происходить с жанром в скором времени

Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок

Подробнее
Сравниваем предстартовые показатели ключевых новинок с конкурентами и референсами

Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»

Подробнее
доступ запрещен