top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Откуда берутся фильмы: техническая сторона вопроса

Способы доставки фильмокопий в кинотеатры

В первой части материала «Откуда берутся фильмы?» мы выяснили, что права на кинотеатральный показ можно получить только одним способом – заключив договор с дистрибьютором (одним или несколькими). В договоре, напомним, всегда прописываются условия предоставления права кинопроката (сроки показа, количество и время сеансов), порядок расчетов между сторонами, а также их обязанности: исполнение условий, отчетность и своевременная выплата со стороны кинотеатра; доставка рекламных материалов и копии фильма – со стороны дистрибьютора. Разберемся, как именно копии попадают в современные кинотеатры (материал подготовлен при содействии компании «Киноплан» и лаборатории DCP24).

 

Кто обеспечивает доставку фильма в кинотеатр?

Прежде всего стоит сказать о том, что непосредственно доставкой копий фильмов в кинотеатры дистрибьютор не занимается – ее обеспечивают компании-посредники, с которыми работают прокатчики. К таким компаниям относятся DCP24, «Синелаб», «Мосфильм-Мастер» и другие. Соответственно, если кинотеатр демонстрирует фильмы разных дистрибьюторов, то в ходе рабочего процесса он может взаимодействовать с несколькими компаниями-посредниками и иметь несколько систем цифровой доставки. Информация о том, какая компания доставляет каждый из актуальных релизов российского проката, агрегирована, например, в системе «Киноплан», в которой каждый показчик может обзавестись личным кабинетом.

Каким образом компании-посредники доставляют фильмы в кинотеатры?

Сегодня, когда пленочный кинопоказ, а вместе с ним дорогостоящая и трудоемкая доставка десятикилограммовых бобин уже остались прошлом, существует два вида доставки копий фильмов в кинотеатры: классический логистический (доставка копии на физическом носителе – жестком диске) и цифровой (с помощью Интернета или спутника).

Жесткие диски активно используются в российских кинотеатрах с 2008 года, когда на смену пленке пришло цифровое оборудование, а доставка через Интернет и спутник практикуется около шести лет – летом 2011 года компания DCP24 впервые в России доставила фильм (им был ПЕРВЫЙ МСТИТЕЛЬ) по Интернету на серверы цифровой доставки нескольких кинотеатров Москвы.

Можно ли сегодня работать без цифровой доставки?

По словам руководителя технической поддержки (NOC) компании DCP24 Хачатура Кураяна, среди современных российских показчиков можно встретить предубеждение, что без цифровой доставки кинопоказ сегодня не возможен. Однако это не так – несмотря на то, что цифровая доставка сегодня в целом по рынку преобладает (порядка 70% кинотеатров получают фильмы через Интернет), доставка на жестких дисках также используется очень активно. Особенно актуальна классическая логистика для кинотеатров в совсем маленьких или отдаленных населенных пунктах, где по-прежнему не достаточно развита сеть Интернет. Объем DCP-контента обычно довольно большой, поскольку один фильм в целом может весить от 100-150 ГБ, поэтому если скорость Интернета в кинотеатре низкая или он имеет ограничения по трафику, цифровая доставка для такого кинотеатра не подходит.

Кто платит за доставку фильма в кинотеатр?

За доставку копии фильма в кинотеатр всегда платит дистрибьютор. Единственные затраты, которые несет показчик – это оплата безлимитного Интернета с хорошей скоростью в случае цифрового способа доставки, а в случае классической логистической доставки – оплата отправки жесткого диска обратно компании-посреднику по окончании проката.

За оборудование для цифровой доставки через Интернет кинотеатр также не платит – оно предоставляется ему бесплатно компанией-посредником. Для этого показчику необходимо направить компании-посреднику заявку, и после согласования всех технических требований, главное из которых – наличие безлимитного Интернет-канала, кинотеатр получает на условиях договора хранения.

Установка спутниковой тарелки требует отдельного согласования и обычно несет дополнительные расходы со стороны кинотеатра.

Что происходит после того, как фильм доставлен в кинотеатр?

После того, как показчик получает фильм через Интернет или на жестком диске, ему необходимо скопировать его на свое оборудование. Кинопоказ запускается в установленное дистрибьютором время с помощью KDM-ключа (небольшой файл, позволяющий разблокировать и расшифровать фильм), который заблаговременно (как правило, за несколько дней) отправляется прокатчиком по электронной почте. KDM-ключи также доступны на серверах компаний-посредников или, например, в личном кабинете системы «Киноплан», которая не только удобно их систематизирует, но и уведомляет показчиков о каких-либо изменениях или неполадках.

Компания-посредник обычно гарантирует показчикам своевременную доставку фильмов. «Мы постоянно мониторим процесс, – рассказывает руководитель технической поддержки компании DCP24 Хачатур Кураян. – Например, если в случае форс-мажорных обстоятельств мы не успеваем загрузить фильм по цифровой доставке, то мы отправляем жесткий диск из московского офиса либо делаем переброс из соседнего кинотеатра. Кроме того, мы оказываем постоянную поддержку по всему, что связано с нашим оборудованием, и стараемся помогать киномеханикам по вопросам, возникающим по кинотеатральной технике».

 

 


14.03.2017 Автор: Саша Плющ

Самое читаемое

Данные предложения ранее обсуждались общественным советом при Роскомнадзоре

Комитет Госдумы поддержит запрет показа в Интернете сцен с сексуальными девиациями

Подробнее
В Высшей школе экономики прошла презентация подразделения

Институт кино при ВШЭ начнет набор студентов в марте 2022 года

Подробнее
В онлайн-кинотеатре создана позиция исполнительного директора и обновлен состав топ-менеджмента

В команде IVI произошли структурные изменения

Подробнее
Посещаемость питерских площадок упала на 80%

Кинотеатры Санкт-Петербурга попросили губернатора об отмене QR-кодов

Подробнее
доступ запрещен