top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Почем билет для народа?

Из каких факторов формируется средняя цена билета в кино

Материал был опубликован в электронном БК № 36 от 9 сентября 2016 года.

В стране экономический кризис, цены на жизненно важные продукты растут, кредитные ставки взлетели, а траты в валюте стали неподъемными. Но что удивительно, средняя цена билета в кино падает. В целом по рынку Россия + СНГ его стоимость снизилась на один рубль, хотя тут и есть небольшой подвох, о котором чуть позже. Тем не менее во многих городах нашей страны наблюдалась такая же тенденция. Как так получается, что обслуживать население теперь стало дороже, а платить оно стало меньше? Средняя цена билета формируется из многих факторов, которые мы и попытались проанализировать.

Без СНГ статистика точнее

По данным на 4 сентября, средняя цена кинобилета в России + СНГ составила 249 рублей, тогда как за аналогичный период прошлого года она равнялась 250 рублям. Но здесь стоит вспомнить о валютных колебаниях, которые сполна затронули не только Россию, но и ближайших к нам соседей. В Казахстане в течение первой половины 2015 года курс тенге искусственно поддерживался правительством, из-за чего национальная валюта страны была очень сильной по отношению к рублю. Однако уже после президентских выборов курс обвалился, и соотношение рубль/тенге вернулось к докризисным значениям. Тем не менее свой след эта история в статистике оставила серьезный. Если средняя цена билета в Казахстане в пересчете на рубли (а именно так отчитываются прокатчики) за первые восемь месяцев 2015-го равнялась, по данным Rentrak, 316 рублям, то за этот же период 2016-го – 207 рублям (в тенге ценник даже немного вырос).

Остается только пожалеть, что БК полностью перешел на статистику по России только в 2016 году. Исключительно в нашей стране, по данным Rentrak, средняя цена билета за первые восемь месяцев этого года выросла с 250 до 253 рублей.

Города не под копирку

Впрочем, во многих городах России средняя цена билета все же серьезно упала. Лидером среди городов с населением от 250 тысяч жителей стал Саранск, где зритель за первые восемь месяцев 2016 года платил по 171 рублю за билет, то есть на 18% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. В Набережных Челнах падение составило 10%, в Астрахани и Твери – по 7%.

Приросты были куда заметнее. В Петрозаводске средняя цена билета теперь составляет 222 рубля (+27%), в Махачкале – 241 рубль (+22%), в Архангельске – 248 рублей (+20%), а в Мурманске – и вовсе 277 рублей (+19%), то есть даже больше, чем в Санкт-Петербурге, где также наблюдался большой прирост (+9%).

Среди 78 городов с населением от 250 тысяч жителей сразу в 28-ми из них наблюдался значимый прирост средней цены билета (+3% и больше), тогда как в 18-ти – снижение (-3% и меньше). Соответственно, еще в 32 городах цены остались примерно на одном и том же уровне (от -3% до +3%). Москва попала как раз в последнюю категорию – здесь жители платят за поход в кино по 360 рублей.

Предпочтения по премиум-форматам

Премиум-форматы всегда играли важную роль в составлении средней цены билета. Однако за последние годы популярность 3D резко упала. За 2015-й доля сборов в трехмерном формате сократилась с 31,4% до 29,7% в 2016-м. Упала и доля IMAX – с 3,9% до 3,5%. Следовательно, если зрители все чаще предпочитают смотреть кино в 2D, то и платят они в среднем существенно меньше, чем раньше.

Впрочем, эта тенденция меняется. Если взглянуть на разбивку цен по форматам, то можно обнаружить, что сеанс в 3D сейчас не сильно дороже 2D. Если в 2015 году на 2D можно было сходить в среднем за 240 рублей, а на 3D – за 255 рублей, то уже в 2016-м сеанс в 2D стал дороже на 3 рубля (243), а сеанс в 3D – дешевле на 9 рублей (246), показав минимум за последние четыре года. По крайней мере, об этом говорят данные дистрибьюторов. Но на практике получается немного другая картина. Многие кинотеатры ввели отдельную продажу 3D-очков, из-за чего, видимо, и появляются такие, казалось бы, аномальные данные. Скорее всего прибыль от этих продаж даже не учитывается в сборах картин. Справедливо это или нет – уже другой вопрос. Но статистику всего рынка определенно портит.

Предпочтения по дням недели

В условиях кризиса не раз приходилось слышать о способах экономии. В первую очередь это касалось отказа от 3D, но не менее популярной была версия об изменении предпочитаемого дня для похода в кино. И только за последний год эта тенденция подтвердилась, хотя перемены выглядят незначительными. Доля субботы и воскресенья от кинопрокатной недели (с четверга по среду) даже выросла по посещаемости с 36% летом 2015-го до 36,1% летом 2016-го. Основное же изменение было связано с буднями. Совокупная доля четверга и пятницы упала с 29,3% до 28,5%, тогда как доля понедельника, вторника и среды возросла примерно на такое же значение – с 34,7% до 35,4%. То есть можно говорить об определенной миграции зрителей, но жертвуют они не выходными, а первыми днями проката. Однако изменения, повторимся, пока несущественные, чтобы делать какие-то глобальные выводы.

Впрочем, вместе с посещаемостью выросла и средняя цена билета в понедельник, вторник и среду. Если летом 2015-го зритель платил в эти дни 201 рубль, то летом 2016-го – 206 рублей. Таким образом доля кинопрокатных будней по сборам возросла уже на 1,2 процентных пункта (по посещаемости – на 0,7) и составила 30,5% вместо 29,3% годом ранее. Билеты же в выходные подешевели на 1 рубль (до 268), а начало уикенда – четверг-пятница – подорожало на тот же рубль (до 244).

Российское кино и иностранное

Средние цены постепенно сравниваются не только по форматам 3D и 2D, но также если говорить о российском и зарубежном кино. По итогам 2015-го за сеанс отечественного фильма зритель платил по 229 рублей, тогда как за просмотр иностранного – 256 рублей. Примерно такое же соотношение сохранялась и в предыдущие годы. Однако в 2016-м ситуация резко изменилась: российское кино теперь всего лишь на 1 рубль дешевле (249 против 248 рублей). Связано это в первую очередь с тем, что «миллиардеры» ДЭДПУЛ и ВЫЖИВШИЙ выходили без 3D, а мультфильмы (это априори более низкая цена) ЗВЕРОПОЛИС и ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ собрали на двоих почти 4 млрд рублей. К тому же не будем забывать о курсах валют, о которых сказано чуть выше, а также об ЭКИПАЖЕ, из-за которого средний ценник на наше кино существенно возрос.

Итого

Этот год получается во всех смыслах уникальный. Первые места годового чарта заполонили сплошь оригинальные проекты. В целом 2016-й, несмотря на кризис, идет с хорошим опережением прошлогодних показателей. «Миллиардеров» стало так много, что они теперь все чаще соседствуют на ближайших датах. Ну а средняя цена билета вроде бы держится на стабильном уровне, хотя все вокруг, казалось бы, дорожает. Иностранное кино теперь не дороже российского, а сеанс в 2D не сильно дешевле, чем в 3D. Где-то ценник падает на 18%, а в соседних регионах растет на 20–25%. В обоих случаях ничего хорошего не наблюдается. Снижение стоимости билета приводит к потере прибыли кинотеатра, а существенное повышение – к потере зрителей. Но нам ведь не привыкать лавировать между двух крайностей.

 


14.10.2016 Автор: Андрей Белый

Самое читаемое

Всего экспертам был представлен 21 фильм

Фонд кино провел очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров

Подробнее
Комедия «Бархоппинг», перевыпуск «Маленького Будды» с Киану Ривзом и много переносов

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года

Подробнее
Сроки проведения предлагаемой АВК инициативы – с 18 апреля по 12 мая

Приближается время проведения акции «Месяц без пираток»

Подробнее
Лучшей новинкой стала лента Алекса Гарленда «Падение империи»

Касса четверга: «Летучий корабль» все еще на первом месте

Подробнее
доступ запрещен