top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Новая реальность: 10 прогнозов на 2021 год

Ожидания на текущий год

2020-й стал годом тяжелейших испытаний для всей киноиндустрии. Наступивший 2021-й может оказаться периодом возрождения по одним фронтам и новых вызовов на других направлениях. БК постарался разобраться, чего нам всем стоит ожидать в ближайшие двенадцать месяцев.

Впервые материал был опубликован в печатном БК №1-2 (165-166) январь-февраль 2021 года

Прогноз № 1

Бокс-офис вырастет, доля российского кино упадет

Несмотря на все сложности, ожидаемые в 2021 году, его бокс-офис должен, очевидно, вырасти относительно цифр 2020-го (если, конечно, у нас не случится новых локдаунов). Однако, учитывая бесконечные переносы главных зарубежных блокбастеров и ограничение по посещаемости, рассчитывать на показатели 2017–2019 годов также было бы утопично. Скорее всего отечественный рынок сможет освоить порядка 33 млрд рублей, что на 30% больше показателя 2020 года, но на 40% меньше, чем было в 2019-м. Эти цифры, опять же, напрямую зависят от того, появится ли в конечном итоге в репертуаре кинотеатров долгожданный голливудский контент. Что касается российского кино, то его сборы скорее всего останутся на прежнем уровне в абсолютных цифрах (порядка 11 млрд рублей), но упадут в процентном соотношении. Невероятная доля в 47% – это аномалия 2020 года, связанная с пандемией, и рассчитывать на ее повторение никак не стоит.

Прогноз № 2

Не все кинотеатры переживут этот год

Как ни парадоксально, в первую очередь это коснется сетевых площадок. Раньше слабо работающие кинотеатры сетей могли существовать за счет более успешных собратьев, в нынешней ситуации тянуть этот воз просто некому. Так, в начале года стало известно, что «Синема Стар» закрыла кинотеатр в Архангельске, а Mori Cinema – в Сыктывкаре. Проблемы объединенной сети «Кино Окко» с кредиторами также могут привести к ликвидации убыточных площадок. Если 2020-й стал годом кризиса, и задачей показчиков было максимально сохранить свои активы, то 2021-й станет годом преодоления последствий пандемии, и тут уже подход у киносетей будет более рациональным. При возможном открытии новых перспективных площадок нерентабельные сетевые точки будут безжалостно закрываться. Что же касается независимых кинотеатров, то скорее всего самое тяжелое время для них уже позади, и если им удалось пережить 2020 год (а по данным ЕАИС, по состоянию на конец года кинопоказ осуществляли на 8,7% кинотеатров меньше, чем на аналогичный период 2019-го), то и следующий их сломить не должен. При этом нужно понимать, что сокращение персонала и снижение зарплат коснется всех кинотеатров, даже избежавших этих мер в 2020 году. И в этой ситуации остро встанет вопрос, может ли индустрия рассчитывать на дальнейшую помощь со стороны государства.

Прогноз № 3

К середине лета ограничение посещаемости будет снято

Даже с учетом активного внедрения вакцины от COVID-19 вряд ли до начала лета ситуация с вирусом полностью стабилизируется, а жизнь вернется в привычное допандемийное русло. Однако на снятие во второй половине года ограничений для кинотеатров вполне можно рассчитывать, и в первую очередь это касается заполняемости залов. Впрочем, думать, что такие послабления приведут к буму сборов, все-таки не стоит. Даже нынешние запреты по большому счету не мешают вырабатывать свой кассовый потенциал ожидаемым и знаковым для отечественного зрителя проектам. Проблема кроется скорее в том, что подобных проектов пока недостаточно, чтобы вернуть сборы кинопроката на докарантинный уровень. Ситуация находится в той точке, когда восстановление рынка зависит не столько от пандемии самой по себе, сколько от успехов в борьбе с ее экономическими последствиями.

Прогноз № 4

Прокатные окна в 2021 году продолжат уменьшаться

Возможно, многие пророчества, звучавшие в первой половине 2020 года, которые предрекали смерть кинотеатров и торжество стриминговых платформ, были несколько преждевременны, однако необходимо признать, что войну за эксклюзивность кинотеатры скорее всего проиграли. Уже в этом году можно будет наблюдать дальнейшее сокращение прокатных окон для тех релизов, которые доберутся до наших кинотеатров. Если в 2019-м среднее окно составляло, по нашим данным, 82 дня, то в 2020-м – уже 77 дней. Учитывая, что в наступившем году ожидать в российском прокате большого количества мейджорских релизов все-таки не стоит, можно предположить, что среднее значение этого показателя снизится до 50–55 дней. Подобный расклад предсказывался аналитиками задолго до пандемии, однако она ускорила этот процесс, и, как бы ни надеялись некоторые студийные боссы, вспять его уже не повернуть.

Прогноз № 5

Подписки на стриминг-сервисы начнут консолидироваться

Очевидно, что в ближайший год рост стриминговых платформ не остановится. Однако ответить на вопрос, начнет ли большинство из них приносить прибыль, пока сложно. В 2020-м, когда кинотеатры закрылись на карантин, многие увидели в этом потенциал для роста онлайна и в целом были правы. Но оригинальных проектов на разных площадках быстро стало столько, что сейчас за ними уже сложно уследить. 2021 год предложит зрителю рекордный объем контента за всю историю, и в данной ситуации нужно понимать, что среднестатистический россиянин финансово не осилит подписки на все сервисы сразу. В августе 2020 года исследовательская компания J`son & Partners Consulting подсчитала, что в среднем у жителя нашей страны 1,15 подписок. Наверняка к концу года это значение несколько увеличилось, но все же вряд ли настолько, чтобы охватить все стриминги сразу – ведь сейчас за внимание аудитории борются около десяти отечественных и зарубежных сервисов. В этой ситуации видится вероятным слияние каталогов разных стримингов в одну большую подписку или, что более вероятно, возникновение двух-трех таких пакетов, охватывающих весь рынок контента. Возможно, на горизонте появятся и новые игроки, которые будут предлагать подобные подписки. Частные случаи консолидаций имели место и в 2020 году (например, пакет «Амедиатеки» в разное время входил в подписку нескольких разных стримингов), но глобально к решению этой задачи онлайн-кинотеатры должны будут подойти именно сейчас. Собственно, процесс уже пошел – «КиноПоиск HD» и «МТС ТВ» в начале 2021 года объявили о совместных акциях на подписки, а «Мегафон» купил 50% акций онлайн-кинотеатра START.

Прогноз № 6

Переносы зарубежных блокбастеров продолжатся, но уже из-за перенасыщенности графика релизов

В то время как американский кинопрокат никак не может выбраться из коронавирусного кризиса, переносы крупных студийных релизов с весны на лето и осень продолжаются. Эта тенденция вызывает цепную реакцию: так, очередной переезд картины НЕ ВРЕМЯ УМИРАТЬ, на этот раз на октябрь, вынудил МОРБИУСА покинуть свою прежнюю дату. Можно констатировать, что накопившийся объем не стартовавших вовремя блокбастеров постепенно становится критическим. Осеннее изобилие голливудских релизов способно привести к ненужной конкуренции между ними. Многие студии понимают это уже сейчас и задумываются о переносе своих картин на 2022-й – как это, например, произошло в конце января с хоррором ESCAPE ROOM 2, который так и не нашел себе места в сетке релизов 2021 года. И это явно не последний релиз, сдвинувшийся на следующий год.

Прогноз № 7

В прокат выйдут ранее отложенные российские высокобюджетные релизы

В 2020 году многие потенциальные отечественные блокбастеры (КОНЕК-ГОРБУНОК, МАЙОР ГРОМ: ЧУМНОЙ ДОКТОР, ПРАБАБУШКА ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ. НАЧАЛО, ЧЕРНОБЫЛЬ) переехали на более поздний срок в надежде, что вскоре угроза вируса исчезнет. Сейчас стоит признать, что для них менять дату старта дальше уже нет никакого смысла. Во-первых, не каждый продюсер может позволить себе задерживать выход крупнобюджетного проекта еще почти на год, а во-вторых, как только ситуация более-менее нормализуется, в кинотеатры хлынут голливудские блокбастеры, и там уже выработать свой кассовый потенциал будет ничуть не менее сложно. Да, выходить в настолько не определенных обстоятельствах – это большой риск, но в данном случае риски неизбежны. К тому же успешные примеры проектов ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ: КОРЕНЬ ЗЛА, НЕПОСРЕДСТВЕННО КАХА и ОГОНЬ не могут не настраивать на позитивный лад. Если картина интересна зрителю, то она до него непременно добирается.

Прогноз № 8

Российские проекты не будут эксклюзивно уходить на стриминги в обход кинопроката

В 2021 году можно ожидать еще большего увеличения влияния стримингов. Впрочем, пока складывается впечатление, что они в основном соревнуются друг с другом и с телевидением, нежели с кинотеатральным прокатом. Поэтому бояться, что крупные российские проекты могут миновать кинотеатры и сразу выйти в онлайн, все-таки не стоит. Исключения в виде СПУТНИКА или МАЖОРА, конечно, никуда не денутся, но в целом пока что традиционная схема (выпуск фильма в прокат с последующей продажей прав на стриминг) зарекомендовала себя как более выгодная для продюсеров. На данном этапе российским онлайн-платформам есть смысл бороться за эксклюзивные цифровые права на фильм, но нет необходимости переплачивать за то, чтобы он вообще не появлялся в кинотеатрах. Прокат создает проекту определенную событийность в глазах пользователей, при этом киноходящая часть населения нашей страны настолько мала относительно общей массы потенциальных зрителей онлайн-кинотеатров, что бояться сокращения последней из-за того, что фильм кто-то посмотрит в кинотеатре, несерьезно. В то же время многие продюсеры уже сейчас снимают картины, сразу заточенные для стриминга. Как правило, это недорогие разговорные драмы: интерес к ним в кинотеатрах обещает быть минимальным, зато на онлайн-сервисах их вполне может ждать успех. Ярким представителем фильмов подобного формата можно назвать работу Романа Каримова НЕАДЕКВАТНЫЕ ЛЮДИ 2, которая после того, как скромно прошла в кинопрокате, стала хитом на VoD.

Прогноз № 9

Средняя цена билета вырастет на 10-15%

Пытаясь компенсировать отсутствие зрителя, кинотеатры будут повышать цены на свои услуги. Если в 2019 году билет в среднем стоил 253 рубля, а в 2020-м – порядка 260 рублей, то в 2021 году вполне можно ожидать рост его стоимости до 280–285 рублей. Учитывая то, что нынешний отток зрителей связан с внешним фактором, устраивать акции и понижать цены нет никакого смысла, люди не ходят в кино не из-за дороговизны, и вряд ли экономия в сто рублей изменит их отношение к данному процессу. Конечно, есть риск еще большего снижения посещаемости, но в нынешней ситуации выбора у кинотеатров будет немного, для некоторых из них это вполне может стать вопросом выживания. Впрочем, не исключено, что после снятия ограничений и возвращения в кинотеатры более привычного контента цены опустятся до прежнего уровня.

Прогноз № 10

В России появится система подсчета просмотров на стриминговых платформах

Онлайн-кинотеатры с завидной регулярностью отчитываются о росте числа своих подписчиков и о рекордах просмотров своих эксклюзивов, однако проверить эту информацию фактически невозможно. К тому же абсолютные цифры озвучиваются очень редко, как правило, звучат вариации на тему процентных соотношений. Разговор о внедрении инструмента подсчета стримингового контента, схожего с ЕАИС и Rentrak, ведется уже давно, однако именно сейчас, когда онлайн достиг пика своего роста, эта инициатива кажется как никогда актуальной. О необходимости внедрения подобной системы высказываются уже не только продюсеры, но и сами онлайн-кинотеатры, поэтому складывается ощущение, что ждать ее осталось недолго.

При поддержке Фонда кино


27.04.2021 Автор: Георгий Романов

Самое читаемое

Вторая строчка досталась драматическому экшну «Падение империи»

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат

Подробнее
БК решил разобраться,  что будет происходить с жанром в скором времени

Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок

Подробнее
Сравниваем предстартовые показатели ключевых новинок с конкурентами и референсами

Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»

Подробнее
В 2023 году российские стриминги выпустили 176 ориджиналсов

«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов

Подробнее
доступ запрещен