Сертифицируй это
О запуске программы добровольной сертификации качества кинопоказа от АВК
В конце июня Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК), объединяющая собственников и топ-менеджеров большинства российских коммерческих кинотеатров, объявила о запуске программы добровольной сертификации качества кинопоказа. Систему назвали «АВКтест», заработать она должна уже в октябре текущего года. А до этого времени необходимо выработать критерии оценки уровня качества показа. БК поговорил с участниками рынка о том, насколько перспективна такая программа и нужна ли она сейчас самим площадкам.
ЗНАК ОТЛИЧИЯ
Как заявили в АВК, создать систему сертификации решили, принимая во внимание возрастающие требования зрителей и производителей фильмов к качеству услуг кинотеатров, а также усиление конкуренции на рынке кинотеатрального показа. Для этого будет создана дочерняя компания ООО «АВКтест», которая станет осуществлять все юридически значимые действия в рамках программы. Отмечается, что программа будет рассчитана не только на кинотеатры, входящие в АВК, но и на другие коммерческие и муниципальные площадки. По словам создателей, она направлена на обеспечение и повышение стабильно высокого качества кинопоказа в российских кинотеатрах.
Сначала планируется сформировать технический комитет. В него войдут технические руководители кинотеатров, дистрибьюторы, кинопроизводители, производители оборудования и системные интеграторы технологий для кинотеатров. Состав комитета определят на «Кино Экспо» в сентябре. Он разработает и утвердит критерии оценки качества кинопоказа, требования, рекомендации, регламенты и чек-листы измерений, требования к инструментарию и тестам для измерений, методику проведения и ключевые параметры измерений, а также их допустимые значения. Кроме того, будет сформирован пул техэкспертов программы. Это инженеры кинотеатров и компаний – системных интеграторов кинотехнологий, аккредитованные техническим комитетом для проведения измерения параметров и оценки качества кинопоказа. Состав пула начнут определять с августа.
«Принимая во внимание, что цель программы «АВКтест» – не только оценка качества кинопоказа и продвижение качественных услуг кинотеатров, но и снижение затрат непосредственно кинотеатров на проведение добровольной сертификации качества кинопоказа, пул технических экспертов программы будет формироваться во всех крупнейших регионах России с целью минимизации транспортных и накладных расходов кинотеатров на приезд специалистов», – уточнили в АВК.
Запуск программы сертификации намечен на октябрь 2021 года. Кинотеатры, успешно прошедшие добровольную сертификацию качества кинопоказа, получат право на размещение специального отличительного знака. Актуальная информация о кинотеатрах, успешно прошедших такую сертификацию, будет публиковаться на ресурсах АВК, доводиться до сведения дистрибьюторов и производителей фильмов, а также до широкой зрительской аудитории. «Дальнейшее развитие программы включает создание собственной кинолаборатории по входному контролю качества цифровых кинокопий, направляемых производителями фильмов для демонстрации в кинотеатрах, а также расширение программы от оценки качества кинопоказа к комплексной добровольной сертификации качества услуг кинопоказа в целом», – резюмировали в ассоциации.
Впрочем, пока подробностей о том, по каким именно критериям будут оценивать кинотеатры, нет. Председатель ассоциации Олег Березин сообщил БК, что первые детали будут обнародованы в середине сентября во время «Кино Экспо» в Санкт-Петербурге.
ИСПРАВИТЬ НЕВОЗМОЖНО
Стремление создать такую программу понятно. Не так давно мы писали о качестве кинопоказа в России (см. ЭБК № 18 от 21 мая 2021 года). Тогда эксперты пришли к неутешительному выводу, что техническое состояние кинотеатров в стране в настоящее время оставляет желать лучшего. И за период пандемии ситуация стала еще хуже.
Технический директор группы компаний Incine, главный научный сотрудник лаборатории визуальных изображений НИКФИ Александр Зенин указывает на то, что в России по-прежнему отсутствует должная нормативная база, то есть нет национального стандарта критериев качества кинопоказа. Из-за того, что деятельность кинотеатров в нашей стране не является лицензируемой, какой она была до начала 2000-х годов, у предпринимателей развязаны руки в смысле проектирования и строительства площадок. В большинстве случаев показчики ориентируется на инсталляторов, которые тоже не всегда в этом разбираются. «Первоочередным должно быть создание стандарта качества кинопоказа на уровне государства, как это принято в Китае, США, Германии, Франции и других странах. Плюс прежде, чем что-то сертифицировать, нужно иметь инструментарий. Можно обзавестись дорогими игрушками, но этого мало. Должна быть методика и должен быть институт, который точно покажет, что прибор работает четко. Должны быть методики измерения: на каком расстоянии от экрана мерить, сколько точек замера, уйма деталей», – перечисляет эксперт.
Очевидно, что технические специалисты в рамках сертификации будут оценивать качество звука и изображения в кинозале. Но в некоторых кинотеатрах присутствуют недочеты, которые невозможно исправить. Речь идет о так называемом акустическом комфорте, который зависит от обивки стен. «Ни один прибор не вычислит акустические ямы, но у нас в стране много залов, где работает левый канал окружения, а мы его слышим справа сзади просто потому, что у зала эллипсоидная форма, и за красивой тряпочкой скрываются гипсокартон и фанера, которые звук не поглощают, а отражают. Получаются перекрестные помехи. Я таких залов даже в Москве знаю несколько. И там настроить звук невозможно, это элитные кинотеатры, они красивые, там хорошая картинка, но по звуку провал», – констатирует Зенин.
В безвыходной ситуации могут оказаться и многие мультиплексы. Проблема кроется в архитектуре кинозалов, которые расположены в торговых центрах. «Мы смотрим в одном зале мелодраму, но с двух сторон слышим при этом боевики на низкой частоте. В некоторых кинотеатрах решают эту проблему просто – выключают сабвуфер, потому что на них жалуются офисы, расположенные в том же здании. Но это уже нарушение и неполноценная демонстрация фильма», – сокрушается специалист.
PR ЖИВОТВОРЯЩИЙ
Опрошенные БК федеральные киносети выступили за внедрение системы сертификации кинотеатров. Генеральный директор «Кино Окко» Алексей Васясин отметил, что объединенная сеть планирует принять в ней участие. Топ-менеджер лидера рынка верит, что это позволит создать в стране единый стандарт качественного кинопоказа. Примерно то же самое ответили в сети «Синема 5»: «Очень хочется проверить, мы реально крутые в техническом плане или нам только так кажется». Длительный простой кинотеатров в 2020 году внес свои коррективы в их техническое состояние: как мы помним, некоторые площадки попросту не смогли запуститься после снятия ограничений. Но ответственные показчики привлекали интеграторов и проводили полное техническое обслуживание залов с чисткой матриц. В этом смысле сертификацию можно рассматривать как процесс фиксации проделанной работы. «Для собственника крайне важно видеть картину такой, какая она есть, без приукрашивания, – рассказывает технический директор сети Mori Cinema Павел Крутов. – Поэтому в каждый кинотеатр мы закупили яркомер для отслеживания показаний яркости на экране и фиксации в чек-лист персоналом кинотеатра, с проверкой качества звука на старте новых фильмов. Тому недавний пример: если обычно блокбастеры выходят с завышенным уровнем громкости, проект ЧЕРНАЯ ВДОВА оказался достаточно тихим, и каждый кинотеатр по уровню громкости на диалогах увеличивал ее. Конечно, на данном этапе развития говорить об отслеживании качества в автоматизированном режиме, без привлечения персонала, рано, но мы потихоньку движемся к подобному».
Генеральный директор сети «Премьер Зал» Владимир Петелин со своей стороны отмечает, что на рынке сейчас существует сумбур относительно того, что именно представляет собой кинотеатр. Ведь есть площадки, у которых даже нет полноценного экрана. «На стене белой краской нарисовали квадрат, купили проектор, поставили какие-то стулья, приобретенные на местной фабрике, и показывают. Качество показа, конечно, оставляет желать лучшего. При этом, имея гораздо меньшую ресурсоемкость, такой кинотеатр позволяет себе демпинг. И получается, что с такими площадками приходится конкурировать кинотеатрам с нормальным качеством, которые делают все как надо, вложив в разы больше денег», – говорит Петелин. Подобные ситуации приводят к тому, что на рынке возникает хаос, и особенно это актуально для небольших населенных пунктов. «С этой точки зрения инициатива АВК интересная и полезная», – уверен он.
В случае с мультиплексами может возникнуть проблема сертификации каждого отдельного зала. Ведь многие кинотеатры строились поэтапно, постепенно увеличивая количество залов. Нередко бывает так, что качество показа там отличается в зависимости от зала. Впрочем, генеральный директор comScore в России Роман Исаев не видит в этом никаких трудностей. По его словам, владелец площадки, как правило, либо сразу все делает в эконом-варианте, так как у него не хватает денег, либо обеспечивает достойный уровень на всей территории. «Разве что в кинотеатре есть конкретные кинозалы IMAX, Dolby Cinema или ScreenX, но эти бренды сами по себе являются отдельными знаками качества, их сертифицирует сам производитель оборудования, так что их как-то отдельно проверять не нужно. И вообще идея сертификации отдельных залов представляется несколько странной, ведь информацию об этом для зрителей требуется размещать при входе в кинотеатр, где-то сразу в фойе и на пути к кассам, а когда люди уже проходят в зал, это для них не столь актуально. А если и есть многозальники с разным уровнем залов, то площадка, которая проходит добровольную сертификацию, сама подтянет качество картинки и звука там, где это будет необходимо, чтобы предъявить все свои залы для анализа», – подчеркивает Исаев.
Чтобы программа сертификации приносила практическую пользу и зрители действительно могли определять, исходя из вердикта специалистов, какой кинотеатр является пятизвездочным, а какой тянет в лучшем случае на три звезды, ее важно будет активно продвигать. Показчики уверены, что без должной PR-кампании эта история не сработает. «Если мы в итоге повесим на один кинотеатр пять звездочек, а на другой – не повесим, как люди поймут, что это значит? Это еще нужно сформировать в общественном мнении, а для этого должна быть запущена трудоемкая информационная кампания», – поясняет Владимир Петелин. Генеральный директор «Мираж Синема» Виктор Рудман считает, что если вся затея сведется к тестированию проекционной и звуковой систем, а также к проверке наличия в кинотеатрах различных аудиовизуальных форматов, это никак не повлияет на предпочтения зрителей: «Подавляющее большинство не сможет понять разницу. Однако при условии хорошего продвижения этого знака как бренда ситуация может измениться, аудитория начнет воспринимать сертификат как должное. Это даст определенные преимущества».
СЕЙЧАС НЕ ДО ЭТОГО
Впрочем, среди региональных игроков звучат другие мнения. Независимые показчики отмечают, что в нынешнее время, когда отрасль находится в тяжелом положении, запуск программы сертификации – не самая лучшая идея. «Я вижу в этом заработок одних и некую ущербность других», – заявляет управляющий омским киноцентром «Вавилон» Борис Собко. С ним согласен и директор компании по созданию и управлению кинотеатрами «Новое измерение» Евгений Буслейко, который не очень понимает смысл процедуры. По его словам, как и с любым регулированием в нашей стране, здесь открывается простор для всякого рода манипулирования, задабривания и учитывания интересов. «У нас вполне объективная ситуация, когда зритель приходит, садится в кресло, взаимодействует с персоналом, а потом уже решает, ходить в этот кинотеатр или нет. В этом и есть своего рода сертификация. К тому же сейчас у кинотеатров на повестке дня только вопрос тактического выживания. Кто переживает за качество кинопоказа, тот и так регулярно вызывает инженеров, проводит ТО, меняет лампы. А кто не переживает, тот в любом случае не будет участвовать в таком», – отмечает Буслейко.
По словам букера ряда независимых кинотеатров на Дальнем Востоке Алексея Коропского, участие в программе вряд ли будет интересно небольшим площадкам, у которых нет конкурентов в своем населенном пункте. «Я приветствую любую инициативу, которая позволит хоть как-то повлиять на развитие отечественного рынка кинопоказа, который, по моему субъективному мнению, уже несколько лет находится в застое со все более заметной деградацией качества кинопоказа и зрительского комфорта. Но специфика площадок, с которыми я работаю, в том, что в основном это единственные кинотеатры в своих населенных пунктах, а то и в районах. При таком конкурентном окружении сходу не видится никакого смысла в какой-то сертификации, кроме как потешить самолюбие. Если продолжать аналогию с гостиницами: когда вы приезжаете в город, где есть всего одна гостиница, для вас вряд ли будет иметь значение, сколько у нее звезд. Таким образом, первым и главным стимулом для участия в сертификации я вижу необходимость как-то выделиться на фоне своих конкурентов, а для этого нужно, чтобы они были», – считает Коропский.
Очевидно, что запуск программы сертификации должен повлиять и на взаимодействие между кинотеатрами и дистрибьюторами. В компании «Иноекино», которая часто выпускает 4К-реставрации культовых фильмов с качественным многоканальным звуком, отмечают, что сертификация поможет в подборе кинозалов для показа таких копий. «У наших релизов крайне придирчивый зритель, мы сотни комментариев получаем каждый раз, в том числе и критику качества кинопоказа. Вот поэтому нам очень важна прозрачность, чтобы было четкое понимание, почему зритель не получил того, что заслуживает, и что с этим делать дальше», – акцентирует глава компании Алексей Бажин. Он допускает, что перестанет работать с теми кинозалами, где обнаружится плохое качество показа. «Но все же важно понимать, что зритель Москвы и Петербурга более искушен, чем зритель малых городов. А еще бывает, что наш релиз берет только один кинотеатр на весь город. Но если в нем качество достаточно среднее, хотя и не совсем плохое, то как быть? Так что какой-то баланс для себя мы должны будем выработать», – добавляет прокатчик.
ЗРИТЕЛЮ ВИДНЕЕ
О том, как отнесутся зрители к возможному появлению «знака качества» у того или иного кинотеатра, остается только гадать. Есть стойкое ощущение, что сейчас публика плохо отличает одну киносеть от другой и выбирает кинотеатр для просмотра фильма исключительно с точки зрения утилитарности: ближе к дому / низкие цены / удобное время сеансов / вкусный попкорн. При этом нельзя не признать, что требовательность посетителей кинотеатров к качеству показа растет с каждым годом. Особенно важно это стало в период пандемии, когда люди стали сравнивать качество звука и картинки у себя дома, на большом телевизоре, и в соседнем кинотеатре. Кинотеатры превратились в формат развлечения, от которого зрители ждут максимальной эффективности, то есть заметного преимущества перед домашним просмотром. А это и комфорт, и качество показа, и еще какие-то субъективные ожидания и запросы. «Я не сторонник мнения, что зритель неразборчив, «схавает», что дадут, – отмечает Алексей Бажин. – Наверное, у ХОЛОПА преимущественно неразборчивые зрители, ну так они и ходят в кино один или два раза в год. А зрители ожидаемых блокбастеров, авторского кино, крепкого жанрового кино, поверьте, прекрасно различают киносети и бренды. Таков современный потребитель в современном мире изобилия. Так что «знаки качества» у многих зрителей уже в голове расставлены, но более детализированные и профессиональные эту ситуацию усугубят в хорошем смысле. Может быть, не сразу, но со временем эти «знаки качества» будут положительно сказываться как на сборах, так и на имидже кинотеатра, а значит, на лояльности существенной части аудитории. Да, бывает, что главным приоритетом для зрителя является локация кинотеатра, но так происходит далеко не всегда даже в случае одного и того же зрителя».
К тому же разделение площадок на сертифицированные и не прошедшие сертификацию не обязательно приведет к сегрегации. В конце концов, спрос на непритязательные услуги всегда был и будет. «Зритель не глупый, он тоже хочет хорошее качество за 300 рублей. Но он также вправе будет выбрать и за 100 рублей кинотеатр без звезд, если ему просто негде выпить пива. А лично для нас основной плюс – это предъявить сертификат самому умному зрителю, который все понимает в кино и настройке звука, и объяснить, что разница в цене билета между нашим кинотеатром и кинотеатром «на коленке» должна быть и она оправдана», – объясняют в сети «Синема 5».
Результат опроса в Telegram-канале БК демонстрирует, что среди аудитории пока нет единого мнения относительно программы сертификации. Всего в опросе приняли участие 355 человек. Из них 24% посчитали, что сертификация – это лишняя трата времени и денег, у кинотеатров сейчас и так много забот. А 23% ответили, что идея хорошая, но непонятно, как все будет устроено и почему кинотеатры будут сертифицировать себя сами. Еще 20% респондентов заявили, что никогда не смотрят рейтинг кинотеатра перед походом в кино, поэтому не видят смысла в сертификате. А 17% сказали, что больше доверяют отзывам друзей и своим впечатлениям, чем какому-то «знаку качества».
Открытым остается и вопрос контроля качества в кинотеатре уже после выдачи ему сертификата. Ведь может случиться так, что после получения заветной таблички показчик расслабится и больше не будет прилагать усилия – например, своевременно менять перегоревшие лампы. «Получатся потемкинские деревни, – предупреждает Алексей Зенин. – Раньше висели таблички Dolby Digital, которые выдавались вместе с процессором. Сначала Dolby ответственно подходила к проверке оборудования в кинотеатрах, а потом все пустилось на самотек. Табличка золотистая приходила вместе с процессором, она вешалась на входе в кинозал. Зритель думал, что это знак качества, но кинотеатры за этим не следили. Сейчас все еще хуже – вообще нет четких требований к звуку. То же самое может случиться с сертификацией. Зритель придет в сертифицированный кинотеатр, посмотрит там фильм, а вернувшись домой, обнаружит, что телевизор у него показывает кино лучше».
При поддержке Фонда кино
01.09.2021 Автор: Дмитрий НЕКРАСОВ, Никита НИКИТИН