top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Сертифицируй это

О запуске программы добровольной сертификации ка­чества кинопоказа от АВК

В конце июня Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК), объединяющая собственников и топ-менеджеров боль­шинства российских коммерческих кинотеатров, объявила о запуске программы добровольной сертификации ка­чества кинопоказа. Систему назвали «АВКтест», заработать она должна уже в октябре текущего года. А до это­го времени необходимо выработать критерии оценки уровня качества показа. БК поговорил с участниками рынка о том, насколько перспективна такая программа и нужна ли она сейчас самим площадкам.

ЗНАК ОТЛИЧИЯ

Как заявили в АВК, создать систему сертификации решили, принимая во внимание возрастающие требо­вания зрителей и производителей фильмов к качеству услуг кинотеатров, а также усиление конкуренции на рынке кинотеатрального показа. Для этого будет со­здана дочерняя компания ООО «АВКтест», которая ста­нет осуществлять все юридически значимые действия в рамках программы. Отмечается, что программа будет рассчитана не только на кинотеатры, входящие в АВК, но и на другие коммерческие и муниципальные пло­щадки. По словам создателей, она направлена на обеспечение и повы­шение стабильно высокого качества ки­нопоказа в российских кинотеатрах.

Сначала планируется сформировать технический комитет. В него войдут технические руководители ки­нотеатров, дистрибьюторы, кинопроизводители, про­изводители оборудования и системные интеграторы технологий для кинотеатров. Состав комитета опреде­лят на «Кино Экспо» в сентябре. Он разработает и ут­вердит критерии оценки качества кинопоказа, требова­ния, рекомендации, регламенты и чек-листы измерений, требования к инструментарию и тестам для измере­ний, методику проведения и ключевые параметры из­мерений, а также их допустимые значения. Кроме того, будет сформирован пул техэкспертов программы. Это инженеры кинотеатров и компаний – системных интеграторов кинотехнологий, аккредитованные техни­ческим комитетом для проведения измерения параметров и оценки качества кинопоказа. Состав пула начнут определять с августа.

«Принимая во внимание, что цель программы «АВКтест» – не только оценка качества кинопока­за и продвижение качественных услуг кинотеатров, но и снижение затрат непосредственно кинотеатров на проведение добровольной сертификации каче­ства кинопоказа, пул технических экспертов програм­мы будет формироваться во всех крупнейших регионах России с целью минимизации транспортных и наклад­ных расходов кинотеатров на приезд специалистов», – уточнили в АВК.

Запуск программы сертификации намечен на ок­тябрь 2021 года. Кинотеатры, успешно прошедшие добровольную сертификацию качества кинопоказа, полу­чат право на размещение специального отличительного знака. Актуальная информация о кинотеатрах, успешно прошедших такую сертификацию, будет публиковать­ся на ресурсах АВК, доводиться до сведения дистри­бьюторов и производителей фильмов, а также до ши­рокой зрительской аудитории. «Дальнейшее развитие программы включает создание собственной кинолабо­ратории по входному контролю качества цифровых ки­нокопий, направляемых производителями фильмов для демонстрации в кинотеатрах, а также расширение про­граммы от оценки качества кинопоказа к комплексной добровольной сертификации качества услуг кинопока­за в целом», – резюмировали в ассоциации.

Впрочем, пока подробностей о том, по каким именно критериям будут оценивать кинотеатры, нет. Председатель ассоциации Олег Березин сообщил БК, что первые детали будут обнародованы в середине сентября во время «Кино Экспо» в Санкт-Петербурге.

ИСПРАВИТЬ НЕВОЗМОЖНО

Стремление создать такую программу понятно. Не так давно мы писали о качестве кинопоказа в России (см. ЭБК № 18 от 21 мая 2021 года). Тогда эксперты пришли к неутешительному выводу, что техническое состояние кинотеатров в стране в настоящее время оставляет желать лучшего. И за период пандемии ситу­ация стала еще хуже.

Технический директор группы компаний Incine, глав­ный научный сотрудник лаборатории визуальных изо­бражений НИКФИ Александр Зенин указывает на то, что в России по-прежнему отсутствует должная нор­мативная база, то есть нет национального стандар­та критериев качества кинопоказа. Из-за того, что де­ятельность кинотеатров в нашей стране не является лицензируемой, какой она была до начала 2000-х годов, у предпринимателей развязаны руки в смысле про­ектирования и строительства площадок. В большин­стве случаев показчики ориентируется на инсталля­торов, которые тоже не всегда в этом разбираются. «Первоочередным должно быть создание стандарта ка­чества кинопоказа на уровне государства, как это при­нято в Китае, США, Германии, Франции и других стра­нах. Плюс прежде, чем что-то сертифицировать, нужно иметь инструментарий. Можно обзавестись дороги­ми игрушками, но этого мало. Должна быть методика и должен быть институт, который точно покажет, что прибор работает четко. Должны быть методики измере­ния: на каком расстоянии от экрана мерить, сколько то­чек замера, уйма деталей», – перечисляет эксперт.

Очевидно, что технические специалисты в рамках сертификации будут оценивать качество звука и изо­бражения в кинозале. Но в некоторых кинотеатрах присутствуют недочеты, которые невозможно испра­вить. Речь идет о так называемом акустическом ком­форте, который зависит от обивки стен. «Ни один при­бор не вычислит акустические ямы, но у нас в стране много залов, где работает левый канал окружения, а мы его слышим справа сзади просто потому, что у зала эл­липсоидная форма, и за красивой тряпочкой скрывают­ся гипсокартон и фанера, которые звук не поглощают, а отражают. Получаются перекрестные помехи. Я таких залов даже в Москве знаю несколько. И там настроить звук невозможно, это элитные кинотеатры, они краси­вые, там хорошая картинка, но по звуку провал», – кон­статирует Зенин.

В безвыходной ситуации могут оказаться и многие мультиплексы. Проблема кроется в архитектуре кино­залов, которые расположены в торговых центрах. «Мы смотрим в одном зале мелодраму, но с двух сторон слышим при этом боевики на низкой частоте. В неко­торых кинотеатрах решают эту проблему просто – вы­ключают сабвуфер, потому что на них жалуются офисы, расположенные в том же здании. Но это уже наруше­ние и неполноценная демонстрация фильма», – сокру­шается специалист.

PR ЖИВОТВОРЯЩИЙ

Опрошенные БК федеральные киносети выступи­ли за внедрение системы сертификации кинотеатров. Генеральный директор «Кино Окко» Алексей Васясин отметил, что объединенная сеть планирует принять в ней участие. Топ-менеджер лидера рынка верит, что это позволит создать в стране единый стандарт каче­ственного кинопоказа. Примерно то же самое ответили в сети «Синема 5»: «Очень хочется проверить, мы ре­ально крутые в техническом плане или нам только так кажется». Длительный простой кинотеатров в 2020 году внес свои коррективы в их техническое состояние: как мы помним, некоторые площадки попросту не смогли запуститься после снятия ограничений. Но ответствен­ные показчики привлекали интеграторов и проводили полное техническое обслуживание залов с чисткой матриц. В этом смысле сертификацию можно рассматри­вать как процесс фиксации проделанной работы. «Для собственника крайне важно видеть картину такой, ка­кая она есть, без приукрашивания, – рассказывает тех­нический директор сети Mori Cinema Павел Крутов. – Поэтому в каждый кинотеатр мы закупили яр­комер для отслеживания показаний яркости на экране и фиксации в чек-лист персоналом кинотеа­тра, с проверкой качества звука на старте новых филь­мов. Тому недавний пример: если обычно блокбасте­ры выходят с завышенным уровнем громкости, проект ЧЕРНАЯ ВДОВА оказался достаточно тихим, и каждый кинотеатр по уровню громкости на диалогах увеличи­вал ее. Конечно, на данном этапе развития говорить об отслеживании качества в автоматизированном ре­жиме, без привлечения персонала, рано, но мы поти­хоньку движемся к подобному».

Генеральный директор сети «Премьер Зал» Владимир Петелин со своей стороны отмечает, что на рынке сейчас существует сумбур относительно того, что именно представляет собой кинотеатр. Ведь есть пло­щадки, у которых даже нет полноценного экрана. «На стене белой краской нарисовали квадрат, купили про­ектор, поставили какие-то стулья, приобретенные на местной фабрике, и показывают. Качество показа, ко­нечно, оставляет желать лучшего. При этом, имея гораз­до меньшую ресурсоемкость, такой кинотеатр позволя­ет себе демпинг. И получается, что с такими площадками приходится конкурировать кинотеатрам с нормальным качеством, которые делают все как надо, вложив в разы больше денег», – говорит Петелин. Подобные ситуации приводят к тому, что на рынке возникает хаос, и осо­бенно это актуально для небольших населенных пунктов. «С этой точки зрения инициатива АВК интересная и полезная», – уверен он.

В случае с мультиплексами может возникнуть про­блема сертификации каждого отдельного зала. Ведь многие кинотеатры строились поэтапно, постепенно увеличивая количество залов. Нередко бывает так, что качество показа там отличается в зависимости от зала. Впрочем, генеральный директор comScore в России Роман Исаев не видит в этом никаких трудностей. По его словам, владелец площадки, как правило, либо сра­зу все делает в эконом-варианте, так как у него не хва­тает денег, либо обеспечивает достойный уровень на всей территории. «Разве что в кинотеатре есть конкрет­ные кинозалы IMAX, Dolby Cinema или ScreenX, но эти бренды сами по себе являются отдельными знаками качества, их сертифицирует сам производитель обору­дования, так что их как-то отдельно проверять не нуж­но. И вообще идея сертификации отдельных залов представляется несколько странной, ведь информацию об этом для зрителей требуется размещать при вхо­де в кинотеатр, где-то сразу в фойе и на пути к кассам, а когда люди уже проходят в зал, это для них не столь актуально. А если и есть многозальники с разным уров­нем залов, то площадка, которая проходит доброволь­ную сертификацию, сама подтянет качество картинки и звука там, где это будет необходимо, чтобы предъя­вить все свои залы для анализа», – подчеркивает Исаев.

Чтобы программа сертификации приносила прак­тическую пользу и зрители действительно могли опре­делять, исходя из вердикта специалистов, какой кинотеатр является пятизвездочным, а какой тянет в лучшем случае на три звезды, ее важно будет активно продви­гать. Показчики уверены, что без должной PR-кампании эта история не сработает. «Если мы в итоге повесим на один кинотеатр пять звездочек, а на другой – не по­весим, как люди поймут, что это значит? Это еще нуж­но сформировать в общественном мнении, а для это­го должна быть запущена трудоемкая информационная кампания», – поясняет Владимир Петелин. Генеральный директор «Мираж Синема» Виктор Рудман считает, что если вся затея сведется к тестированию проекци­онной и звуковой систем, а также к проверке наличия в кинотеатрах различных аудиовизуальных форма­тов, это никак не повлияет на предпочтения зрителей: «Подавляющее большинство не сможет понять разницу. Однако при условии хорошего продвижения этого зна­ка как бренда ситуация может измениться, аудитория начнет воспринимать сертификат как должное. Это даст определенные преимущества».

СЕЙЧАС НЕ ДО ЭТОГО

Впрочем, среди региональных игроков звучат дру­гие мнения. Независимые показчики отмечают, что в нынешнее время, когда отрасль находится в тяжелом положении, запуск программы сертификации – не са­мая лучшая идея. «Я вижу в этом заработок одних и не­кую ущербность других», – заявляет управляющий ом­ским киноцентром «Вавилон» Борис Собко. С ним согласен и директор компании по созданию и управ­лению кинотеатрами «Новое измерение» Евгений Буслейко, который не очень понимает смысл проце­дуры. По его словам, как и с любым регулированием в нашей стране, здесь открывается простор для всяко­го рода манипулирования, задабривания и учитывания интересов. «У нас вполне объективная ситуация, когда зритель приходит, садится в кресло, взаимодействует с персоналом, а потом уже решает, ходить в этот кино­театр или нет. В этом и есть своего рода сертификация. К тому же сейчас у кинотеатров на повестке дня толь­ко вопрос тактического выживания. Кто переживает за качество кинопоказа, тот и так регулярно вызывает ин­женеров, проводит ТО, меняет лампы. А кто не пережи­вает, тот в любом случае не будет участвовать в таком», – отмечает Буслейко.

По словам букера ряда независимых кинотеатров на Дальнем Востоке Алексея Коропского, участие в про­грамме вряд ли будет интересно небольшим площад­кам, у которых нет конкурентов в своем населенном пункте. «Я приветствую любую инициативу, которая по­зволит хоть как-то повлиять на развитие отечествен­ного рынка кинопоказа, который, по моему субъектив­ному мнению, уже несколько лет находится в застое со все более заметной деградацией качества кинопо­каза и зрительского комфорта. Но специфика площа­док, с которыми я работаю, в том, что в основном это единственные кинотеатры в своих населенных пунктах, а то и в районах. При таком конкурентном окружении сходу не видится никакого смысла в какой-то сертифи­кации, кроме как потешить самолюбие. Если продол­жать аналогию с гостиницами: когда вы приезжаете в город, где есть всего одна гостиница, для вас вряд ли будет иметь значение, сколько у нее звезд. Таким обра­зом, первым и главным стимулом для участия в серти­фикации я вижу необходимость как-то выделиться на фоне своих конкурентов, а для этого нужно, чтобы они были», – считает Коропский.

Очевидно, что запуск программы сертификации должен повлиять и на взаимодействие между кинотеатрами и дистрибьюторами. В компании «Иноекино», которая часто выпускает 4К-реставрации культовых фильмов с качественным многоканальным звуком, от­мечают, что сертификация поможет в подборе киноза­лов для показа таких копий. «У наших релизов крайне придирчивый зритель, мы сотни комментариев полу­чаем каждый раз, в том числе и критику качества ки­нопоказа. Вот поэтому нам очень важна прозрачность, чтобы было четкое понимание, почему зритель не по­лучил того, что заслуживает, и что с этим делать даль­ше», – акцентирует глава компании Алексей Бажин. Он допускает, что перестанет работать с теми кинозалами, где обнаружится плохое качество показа. «Но все же важно понимать, что зритель Москвы и Петербурга бо­лее искушен, чем зритель малых городов. А еще быва­ет, что наш релиз берет только один кинотеатр на весь город. Но если в нем качество достаточно среднее, хотя и не совсем плохое, то как быть? Так что какой-то ба­ланс для себя мы должны будем выработать», – добав­ляет прокатчик.

ЗРИТЕЛЮ ВИДНЕЕ

О том, как отнесутся зрители к возможному появ­лению «знака качества» у того или иного кинотеатра, остается только гадать. Есть стойкое ощущение, что сейчас публика плохо отличает одну киносеть от дру­гой и выбирает кинотеатр для просмотра фильма ис­ключительно с точки зрения утилитарности: ближе к дому / низкие цены / удобное время сеансов / вкус­ный попкорн. При этом нельзя не признать, что требо­вательность посетителей кинотеатров к качеству показа растет с каждым годом. Особенно важно это стало в пе­риод пандемии, когда люди стали сравнивать качество звука и картинки у себя дома, на большом телевизо­ре, и в соседнем кинотеатре. Кинотеатры превратились в формат развлечения, от которого зрители ждут мак­симальной эффективности, то есть заметного преиму­щества перед домашним просмотром. А это и комфорт, и качество показа, и еще какие-то субъективные ожи­дания и запросы. «Я не сторонник мнения, что зритель неразборчив, «схавает», что дадут, – отмечает Алексей Бажин. – Наверное, у ХОЛОПА преимущественно нераз­борчивые зрители, ну так они и ходят в кино один или два раза в год. А зрители ожидаемых блокбастеров, авторского кино, крепкого жанрового кино, поверь­те, прекрасно различают киносети и бренды. Таков со­временный потребитель в современном мире изобилия. Так что «знаки качества» у многих зрителей уже в голо­ве расставлены, но более детализированные и профес­сиональные эту ситуацию усугубят в хорошем смысле. Может быть, не сразу, но со временем эти «знаки ка­чества» будут положительно сказываться как на сборах, так и на имидже кинотеатра, а значит, на лояльности су­щественной части аудитории. Да, бывает, что главным приоритетом для зрителя является локация кинотеатра, но так происходит далеко не всегда даже в случае од­ного и того же зрителя».

К тому же разделение площадок на сертифици­рованные и не прошедшие сертификацию не обя­зательно приведет к сегрегации. В конце концов, спрос на непритязательные услуги всегда был и будет. «Зритель не глупый, он тоже хочет хорошее качество за 300 рублей. Но он также вправе будет выбрать и за 100 рублей кинотеатр без звезд, если ему просто негде выпить пива. А лично для нас основной плюс – это предъявить сертификат самому умному зрителю, ко­торый все понимает в кино и настройке звука, и объ­яснить, что разница в цене билета между нашим ки­нотеатром и кинотеатром «на коленке» должна быть и она оправдана», – объясняют в сети «Синема 5».

Результат опроса в Telegram-канале БК демонстри­рует, что среди аудитории пока нет единого мнения от­носительно программы сертификации. Всего в опросе приняли участие 355 человек. Из них 24% посчитали, что сертификация – это лишняя трата времени и денег, у кинотеатров сейчас и так много забот. А 23% ответили, что идея хорошая, но непонятно, как все будет устроено и почему кинотеатры будут сертифицировать себя сами. Еще 20% респондентов заявили, что никогда не смотрят рейтинг кинотеатра перед походом в кино, поэто­му не видят смысла в сертификате. А 17% сказали, что больше доверяют отзывам друзей и своим впечатлени­ям, чем какому-то «знаку качества».

Открытым остается и вопрос контроля качества в кинотеатре уже после выдачи ему сертификата. Ведь может случиться так, что после получения заветной таблички показчик расслабится и больше не будет прилагать усилия – например, своевременно ме­нять перегоревшие лампы. «Получатся потемкинские деревни, – предупреждает Алексей Зенин. – Раньше висели таблички Dolby Digital, которые выдавались вместе с процессором. Сначала Dolby ответственно подходи­ла к проверке оборудования в кинотеатрах, а потом все пустилось на самотек. Табличка золотистая при­ходила вместе с процессором, она вешалась на вхо­де в кинозал. Зритель думал, что это знак качества, но кинотеатры за этим не следили. Сейчас все еще хуже – вообще нет четких требований к звуку. То же самое мо­жет случиться с сертификацией. Зритель придет в сер­тифицированный кинотеатр, посмотрит там фильм, а вернувшись домой, обнаружит, что телевизор у него показывает кино лучше».

При поддержке Фонда кино


01.09.2021 Автор: Дмитрий НЕКРАСОВ, Никита НИКИТИН

Самое читаемое

Подать проект можно до 20 февраля

Конкурс сценарного мастерства «Метод» начал прием заявок

Подробнее
Топ-менеджер хочет стать независимым продюсером

Софья Митрофанова покидает пост гендиректора видеосервиса Premier

Подробнее
Сборы кинотеатров вновь превысили миллиард рублей за уикенд

Официальная касса России: «Чебурашка» не сбавляет темп

Подробнее
Это первый фильм за всю историю наблюдений, преодолевший данную отметку

«Чебурашка» заработал 5 млрд рублей в российском прокате

Подробнее
доступ запрещен