top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


И снова локдаун

Какие последствия принесет отрасли очередной виток борьбы с ковидом в России

21 октября власти приняли решение о введении локдауна на территории Москвы и Московской области. С 28 октября по 7 ноября в столичном регионе не будут работать кинотеатры и фитнес-центры, рестораны и бары. Примеру столицы спешат последовать другие регионы, даром что во многих областях со второйполовины сентября в той или иной степени и так уже действуют дополнительные антиковидные ограничения. Фактически отрасли кинопоказа в стране предстоит пережить еще одну полную остановку. Игрокам индустрии остается лишь надеяться, что локдаун действительно будет краткосрочным. Вместе с экспертами рынка и кинотеатрами БК пытается разобраться, какие последствия для отрасли принесет очередной виток борьбы с ковидом в России.

ЧТО ПРОИСХОДИТ

Согласно указу мэра Москвы Сергея Собянина, в так называемые «нерабочие выходные» в столице будут закрыты кинотеатры и фитнес-клубы, магазины непродовольственных товаров, рестораны и салоны красоты, концертные залы и цирки. Продолжат функционировать аптеки и продуктовые магазины. Рестораны и кафе могут работать навынос и на доставку. Запрещено проведение культурных, зрелищных, спортивных и прочих массовых мероприятий. При этом из указа следует, что театры и музеи смогут продолжить работу при условии предъявления посетителями QR-кодов, наличия средств защиты и соблюдения ограничений по заполняемости залов в 70% от общей вместимости – довольно странное и спорное решение. Глава Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин в разговоре с БК дал одно из возможных объяснений подобных действий властей: «Театры и музеи не закрыли, так как в них номинально не проходят массовые публичные мероприятия. Думаю, тут власти подходят с прагматичной стороны, потому что на 90 процентов театры и музеи находятся в федеральной собственности. Следовательно, им пришлось бы компенсировать потери за этот мини-локдаун». В целом, по мнению эксперта, можно говорить о более или менее равномерном локдауне: «Правильно, что закрывают не только кинотеатры, но и все остальные организации сферы услуг, потому что иначе все это бессмысленно. Было бы еще эффективнее закрыть все алкогольные магазины и торговые центры (смеется). Если раньше вводились ограничения, то они касались кинотеатров, ресторанов, фитнес-центров, но не торговых центров, общественного транспорта, алкомаркетов. Это вызывало вопросы. Если вводится локдаун, его нужно вводить везде».

В то же время по-настоящему обескураживает также другой аспект указа – в нем нет конкретики по поводу того, как культурным учреждениям, в частности кинотеатрам, работать после 7 ноября. Требование по использованию QR-кодов и условие соблюдения конкретной заполняемости относится к музеям и театрам (которые, повторимся, и так работают в ноябрьские выходные), но не к кинотеатрам, которые не упоминаются в рассматриваемом пункте 42.2 совсем. Также непонятно, должны ли организаторы массовых мероприятий с 8 ноября требовать от посетителя QR-код, если событие предполагает численность менее 500 человек, а ведь это как раз случай кинотеатров, залы которых редко вмещают столько зрителей единовременно. Будем надеяться, что эти детали в скором времени прояснятся.

СРОКИ РЕШАЮТ ВСЕ

Полная остановка работы кинотеатров предсказуемо спровоцировала эффект домино – дистрибьюторы перенесли ряд релизов на более отдаленные даты. Решающие для рынка переносы сделала компания WDS. Проект Marvel ВЕЧНЫЕ переехал с 4-го на 8 ноября, а историческая драма Ридли Скотта ПОСЛЕДНЯЯ ДУЭЛЬ вместо 28 октября теперь выйдет 18 ноября. Также на эту же дату встал фильм Уэса Андерсона ФРАНЦУЗСКИЙ ВЕСТНИК. ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ЛИБЕРТИ, КАНЗАС ИВНИНГ САН», хотя он должен был выйти 11 ноября. В свою очередь покинул уикенд 18 ноября продюсерский проект Гильермо дель Торо ОЛЕНЬИ РОГА.

Действия Disney говорят о том, что прокатчик верит в краткосрочность повторного локдауна. В этой надежде дистрибьютор не одинок. «Новый локдаун запускает цепь неблагоприятных для кинотеатральной сферы последствий – начиная от потери выручки до нового переноса релизов. Однако он не должен продлиться дольше обозначенного срока, а значит, уже в середине ноября люди смогут вернуться в кинотеатры. Очевидно, что необходима государственная поддержка отрасли, которая была оказана ранее», – лаконично прокомментировали БК текущую обстановку в пресс-службе сети кинотеатров «КАРО». Тут, конечно, можно вспомнить, как в конце марта прошлого года многие участники индустрии всерьез говорили, что пауза в работе кинотеатров продолжится в худшем случае пару месяцев, и к началу лета о пандемии уже можно будет забыть. Как мы знаем теперь, из состояния спячки отрасль начала выходить к началу осени. И ей понадобилось еще несколько месяцев, чтобы маховик кинопоказа раскрутился снова.

В этом году о возможности повторного локдауна участники рынка заговорили в конце июня, когда в Москве впервые ввели QR-коды для посещения массовых мероприятий с численностью более 500 человек. На тот момент это практически не коснулось кинотеатров, но было понятно, что по мере увеличения количества вакцинированных (и при ухудшении эпидемиологической обстановки) власти так или иначе расширят диапазон применения QR-кодов.

На текущий момент, согласно открытым источникам, хотя бы одним компонентом вакцины привито 52,33 млн россиян, или 35,8% всего населения. В конце июня, когда мы обращались к данной статистике в прошлый раз, уровень вакцинации составлял чуть выше 27%. То есть за прошедшие три месяца количество вакцинированных выросло менее чем на 9 процентных пунктов. Как результат – когда показатель смертности пробил отметку в тысячу человек за день, власти наконец пошли на крайние меры. К сожалению, сложно отрицать, что медицинская система не выдерживает нагрузки и находится сейчас на грани коллапса. Безусловно, радикальные меры по спасению тысяч жизней давно назрели. Однако издержки ситуации вновь полностью перекладываются на плечи бизнеса. Вынужденное закрытие и перетасовка релизов от прокатчиков – лишь самая очевидная часть проблем. В полный рост вновь встают трудности с привлечением и удержанием линейного персонала, необходимость переговоров с арендодателями и выплаты накопившихся долгов – об этом мы уже подробно писали в ЭБК № 24 (902) от 2 июля 2021 года.

Так насколько продолжительным все же будет новый локдаун? «С одной стороны, он обещает быть короче, чем первый. С другой стороны, прозвучала ремарка «с возможностью продления». А ею однозначно будут пользоваться, – делает неутешительный вывод генеральный директор comScore в России Роман Исаев. – Поэтому скорее всего локдаун не ограничится одиннадцатью днями. Путин разрешил главам субъектов Федерации вводить «каникулярную» неделю раньше, и ряд регионов непременно воспользуется этой возможностью. Некоторые регионы уже объявили о введение локдауна с 25 октября».

Бывший генеральный директор сети «Формула Кино» Юрий Кириллов в разговоре с БК согласен с Исаевым: «Есть ощущение, что локдаун продлится месяц-два. Убытки будут колоссальные, так как выпадет выручка высокого сезона. Больше всего беспокоит, что Россия и остальной мир оказались в противофазе по ковиду. Мы закрываемся, остальные, наоборот, открываются. Это значит, что студии сейчас распаковывают пакеты блокбастеров, припасенные за прошлый год, мимо которых мы, видимо, пролетим».

Также важно отметить, что после окончания локдауна в случае введения QR-кодов отрасль останется под ударом. Здесь уместно вспомнить опыт других стран, в частности, Франции, в которой «санитарные пропуска» на основании QR-кодов начали действовать еще в конце июля. Сразу после их введения посещаемость французских кинотеатров обрушилась более чем на 60%, и чтобы приспособиться к новой реальности, местным зрителям понадобилось не меньше пары месяцев. На данный момент во Франции наблюдаются неплохие показатели посещаемости. Судя по всему, привыкнуть к QR-кодам зрителям придется и у нас, однако естественному развитию ситуации мешают непоследовательность российских властей и низкий уровень вакцинации.

Любопытно, что из двух зол – между работой с QR-кодами и полным локдауном – глава АВК Олег Березин вынужденно выбирает второе: «Вспоминая ситуацию полуторагодичной давности, считаю, что полный локдаун для бизнеса кинотеатров лучше, чем введение QR-кодов. Когда все закрыто, понятен разговор с арендодателями и сотрудниками. С введением QR-кодов появится бόльшая проблема, потому что надо платить аренду и зарплату, а доходов не будет. Неизвестно, что решат дистрибьюторы с релизами, попадающими на эти одиннадцать дней, скорее всего какие-то проекты начнут переносить. В итоге также станут съезжать релизы, заявленные на период после локдауна. Получится ситуация, что показывать нечего, а аренду и зарплату надо платить. Таким образом, несмотря на краткосрочность локдауна, его негативный эффект может быть еще хуже, чем от продолжительного в прошлом году».

ПОТЕРЯ ПОТЕРЬ

Вопрос о продолжительности локдауна является определяющим и в рассуждениях о возможных потерях. «Если локдаун продлится только одиннадцать дней, мы потеряем треть месячной выручки и даже сможем выйти кое-как в ноль к концу ноября. Репертуар ведь мощный, – рассуждает Юрий Кириллов. – Если, не дай бог, локдаун продлится два месяца, то мы лишимся всей выручки вплоть до новогодних праздников, а это 15 процентов годовых сборов. Значит, весь год закончим в минусе».

По прогнозу Березина, российский рынок за одиннадцать дней простоя может недосчитаться до 1 млрд рублей. Полмиллиарда кинотеатры лишатся из-за отсутствия кассовых сборов, еще полмиллиарда потеряют из-за неработающего концешна. Если локдаун введут по всей стране, можно будет говорить об общих потерях около 5 млрд рублей. В случае продления локдауна они будут, разумеется, только возрастать: «Пока я предполагал, что мы закончим год на уровне 80 процентов выручки от 2019 года. Если локдаун задержится, можем потерять до 30 процентов кассы, то есть дотянем до 70 процентов. По зрителям мы потеряем еще больше, так как цена билета подросла».

Директор по маркетингу объединенной киносети «Синема Парк» и «Формула Кино» Сергей Кузнецов признался, что без дополнительной поддержки они не смогут пережить продолжительный локдаун: «Последствия катастрофические, фактически с учетом QR-кодов в регионах мы потеряем более 70 процентов выручки в целом по сети. Если закрытия будут продолжаться в других регионах, то потери могут достигнуть 100 процентов. Мы не имеем резервов и работаем фактически в минус. Без поддержки нам сложно будет пережить дальнейший локдаун». Но Роман Исаев предлагает особо не рассчитывать на господдержку: «Обещанные государством меры поддержки в виде одного МРОТ на сотрудника ничего глобально не решат. Равно как и очередной кредит, который будет выдаваться в рамках государственной поддержки под 3 процента. Сейчас наступает период выплат по весеннему кредиту, а у большинства кинотеатров, воспользовавшихся этой опцией, нет возможности его погасить. Кинотеатрам предлагается войти в новую кредитную кабалу, из которой будет еще тяжелее выбраться». Черту под темой подводит Олег Березин: «Считаю, надо дождаться середины ноября, когда мы уже будем понимать, куда выруливаем, и в зависимости от этого размышлять, какие меры поддержки нужны и как их можно оперативно организовать. В прошлом году мы заговорили о субсидии в апреле, практически сразу после начала весеннего локдауна. Стали обсуждать с правительством, чиновниками, министерством культуры, Минэкономразвития. Эти переговоры продлились более полугода. А теперь времени совсем мало. Год подходит к концу, нам могут сказать, что все доходы и расходы посчитаны, поэтому давайте перенесем на следующий год. Так может затянуться до лета, а до этого времени не все кинотеатры доживут».

Не будем все же исключать вероятности, что государство поможет агонизирующей отрасли. Но никто из нас повлиять на это не может. Зато во власти каждого работника киноиндустрии – убедить привиться окружающих его людей. В стране очень много антипрививочников. Не исключено, что антипрививочник – это вы сами. Как нам кажется, происходящее с отраслью сейчас – результат в том числе глупой упертости и бездействия тех, кто до сих пор не привился. Это тяжелая расплата за нежелание внести скромный и не обременительный для каждого из граждан вклад если не в победу над пандемией, то в ощутимую нормализацию жизни. Лучшее, что каждый из нас может сейчас предпринять – привиться сам и убедить сделать то же самое своих родных и друзей. Они сделают свою жизнь проще. Например, смогут без особых хлопот сходить в кино.

При поддержке Фонда кино


23.10.2021 Автор: Никита Никитин, Рая Башинская, Дмитрий Некрасов

Самое читаемое

Об этом в рамках деловой программы фестиваля «Одна шестая» рассказал продюсер  Георгий Шабанов

Стало известно, за какую сумму «Холопа» продали в Китай

Подробнее
Международный смотр дебютов Евразийского континента состоится в первый раз

В Екатеринбурге открывается фестиваль «Одна шестая»

Подробнее
Программа смотра будет состоять из кинофильмов и многосерийных проектов

Фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон» объявил программу

Подробнее
«ТМТ Консалтинг» опубликовал отчет по итогам первого полугодия

Темпы роста онлайн-рынка в России замедлились

Подробнее
доступ запрещен