top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Кто дольше?

Анализируем длину проката релизов последних лет

Каждую неделю фильмы пачками появляются в кинотеатрах. Некоторые прописываются там на длительный срок, большинство же в считанные дни исчезает без следа. Мы поговорили с непосредственными участниками кинопроката о возможностях продлевать жизнь фильмов на экранах и о факторах, от которых зависит длина проката, а также отобрали самые стойкие релизы последних лет.

Материал был впервые опубликован в электронном БК №35 (809) от 6 сентября 2019 года

Начиная с 2016 года, в России вышло 638 фильмов, собравших в свой первый уикенд свыше 10 млн рублей. Подавляющее большинство из них (почти 80%) продержалось в активном прокате менее месяца, а почти четверть вылетело из топ-20 уже после второго уикенда. На третий месяц свое присутствие в прокате сохранило лишь 15 фильмов, или 2,35% от общего числа.

Если говорить про оптимальное количество недель в прокате, то единого мнения у участников индустрии на этот счет нет и, наверное, быть не может. Дистрибьюторы и продюсеры фильмов, веря в свои проекты, безусловно, надеются удержать картину на экранах как можно дольше. «Бывает ситуация, что на первой неделе фильм достаточно слабо выступает, а потом набирает обороты, потому что включается «сарафанное радио». Но не все кинотеатры идут на то, чтобы дать проекту раскрутиться, хотя прокатчик обычно понимает, насколько потенциально хитовым является его релиз, и рассчитывает на поддержку показчиков», – рассказывает Яна Макарова, директор по кинопрокату, совладелица кинопрокатной компании «ПРОвзгляд». Схожее мнение и у вице-президента по маркетингу The Walt Disney Company Russia & CIS Елены Бродской: «Чем дольше, тем лучше. В суматохе сегодняшней жизни люди могут очень долго собираться пойти в кино, искать время, организовываться с друзьями. Не все приходят в первый уикенд. Надо давать картинам шанс проявить себя».

Представители кинотеатров в целом готовы пролонгировать фильмы на длительный срок, но на первое место здесь выходит зрительский интерес, который должен превосходить новинки проката. «Продолжительность фильма в прокате должна зависеть от его посещаемости. Если зрители идут, то мы хоть два месяца будем показывать, мы же себе не враги, чтобы деньги отдавать в другие кинотеатры, которые это будут делать», – говорит Елена Хажинская, руководитель компании «Оптима кино» (45 кинотеатров в России и СНГ). «Есть фильмы, которые не выдерживают даже двух недель. Есть такие как БОГЕМСКАЯ РАПСОДИЯ, которые приходится продлевать чуть ли не три месяца. Если речь идет о супермегаблокбастере, то оптимально минимальная длина проката – месяц, середнячки идут три недели, совсем ерунда – полторы недели. Конечно, есть исключения, которые работают более длительный срок», – делится своим опытом Борис Собко, управляющий омским киноцентром «Вавилон» (8 залов на 570 мест).

Одним из факторов, влияющих на возможность пролонгации, является по-прежнему высокая доля малозальных кинотеатров. При самом хорошем раскладе здесь идет речь о продлении проката на третью и четвертую неделю, и многое зависит от жесткости условий росписи новинок, выставляемых дистрибьюторами. «Препятствием к продлению иногда бывает то, что репертуар сильно заполнен новинками и просто нет возможности оставлять. Часто в случае с долгожителями на той неделе, на которую нужно продлить, выходит фильм этой же компании, тогда можно договориться о продлении за счет сокращения или уменьшения сеансов», – рассказывает Евгений Буслейко, директор компании по созданию и управлению кинотеатрами «Новое измерение». В других же случаях особых проблем с тем, чтобы сохранить хотя бы один хорошо идущий проект, не возникает. «Если кинотеатр расписывает грамотный букер, то он заранее знает, что будет работать, и для одного сеанса надо приберечь место на продление. Если этот фильм не сработает, как планировалось, то свободный сеанс всегда можно занять новинками уикенда. Фактор один – количество зрителей», – делится опытом работы Елена Хажинская.

Если поведение релиза в первые дни проката во многом зависит от его рекламной кампании, то дальнейшая стойкость целиком опирается на качество самого проекта, и главная задача состоит в поддержке широкой обсуждаемости картины. «На длину проката влияет прежде всего качество фильма. Для запуска «сарафана» необходимо три-четыре недели. На примере ЗЕЛЕНОЙ КНИГИ было очень хорошо видно, как звезды и знаменитости подтягивались в кинотеатры через месяц после старта, потому что о картине говорили, и ее хотелось посмотреть, – рассказывает об одном из главных «сарафанных» хитов этого года Надежда Мотина, директор по закупкам и прокату компании Capella Film. – Я надеюсь, что наш рынок придет к модели, когда фильмы будут показывать три-четыре месяца, чтобы все могли оценить их качество и почувствовать магию кино именно на большом экране».

Топ-10: Фильмы, продержавшиеся в топ-20 российского бокс-офиса наибольшее число недель в 2016–2019 годах

Дата релиза

Название

Дистри-бьютор

Жанр

Сборы первого уикенда, руб.

Кол-во недель в топ-10

Кол-во недель
в топ-20

1

30.05.19

ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ 2

UPI

анимация

440 023 555

9

15

2

03.03.16

ЗВЕРОПОЛИС

WDSSPR

анимация

528 273 653

11

15

3

23.05.19

АЛАДДИН

WDSSPR

приключения

378 888 459

8

14

4

25.05.17

ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ: МЕРТВЕЦЫ НЕ РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКИ

WDSSPR

комедия, приключения, фэнтези

968 019 618

8

14

5

24.01.19

ЗЕЛЕНАЯ КНИГА

CPF

комедия

66 839 508

10

13

6

01.11.18

БОГЕМСКАЯ РАПСОДИЯ

FOX

биография, драма, музыка

233 577 533

9

13

7

12.07.18

МОНСТРЫ НА КАНИКУЛАХ 3: МОРЕ ЗОВЕТ

WDSSPR

анимация

329 610 149

9

13

8

11.05.17

МЕЧ КОРОЛЯ АРТУРА

CAO

боевик, драма, фэнтези

294 397 788

7

12

9

09.06.16

ИЛЛЮЗИЯ ОБМАНА 2

CP

боевик, триллер

427 653 174

7

12

10

21.04.16

ЭКИПАЖ

CP

драма, приключения, триллер

464 937 028

8

11

Мы отобрали самые успешные фильмы последних четырех лет, продержавшиеся в топ-20 семь и более недель – всего их оказалось 79. В таблице  выше представлены первые десять проектов.

Лидерами списка стали мультфильмы ЗВЕРОПОЛИС и ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ 2, находившиеся в топ-20 сразу 15 недель. Всего же насчитывается сразу 22 анимационные ленты. В эту же категорию можно отнести и крупные игровые фильмы, такие как АЛАДДИН и ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ: МЕРТВЕЦЫ НЕ РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКИ (по 14 недель в двадцатке). Все эти картины ориентированы на самую широкую аудиторию и при должном уровне «сарафана» способны стабильно привлекать публику в течение длительного периода времени. «Традиционно семейное кино живет дольше. Успешное семейное кино. Студийная анимация, большие игровые блокбастеры, рассчитанные на аудиторию от 6-ти до 60 лет, держатся много недель при условии хорошего «сарафана». АЛАДДИН, КОРОЛЬ ЛЕВ месяцами не выпадают из топ-10», – рассказывает Елена Бродская.

Отечественный кинематограф представлен такими хитами, как ЭКИПАЖ, ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ, ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ, ВРЕМЯ ПЕРВЫХ, Т-34, ГРОМКАЯ СВЯЗЬ и САЛЮТ-7. Российские фильмы лучше остальных привлекают более возрастные категории зрителей, которые не стремятся посетить кинотеатр в первые дни проката.

Особняком стоит выделить релизы, собравшие в свой первый уикенд менее 100 млн рублей, но благодаря мощному «сарафану» продержавшиеся в прокате дольше многих блокбастеров. В первую очередь это фестивальные хиты, как отечественные (АРИТМИЯ, ЛЕТО, НЕЛЮБОВЬ), так и зарубежные (ЗЕЛЕНАЯ КНИГА, ЛА-ЛА ЛЕНД, ПАРАЗИТЫ; ТРИ БИЛБОРДА НА ГРАНИЦЕ ЭББИНГА, МИССУРИ). Сюда же попали ориентированные на женскую аудиторию картины ЗВЕЗДА РОДИЛАСЬ, ВО ВЛАСТИ СТИХИИ, КРАСОТКА НА ВСЮ ГОЛОВУ и БОЛЬШОЙ, которых в течение года выходит не так много, итальянский хит ИДЕАЛЬНЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ, которому не помешало наличие пиратской копии еще до выхода в прокат, многострадальный сиквел ПРИКЛЮЧЕНИЙ ПАДДИНГТОНА, который после проблем на старте добирал свое работой в длину, а также работа Вуди Аллена СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ.

Пожалуй, реже других в списке фигурируют фильмы ужасов. Всего их три: самый успешный хоррор в истории ОНО и два схожих по жанру проекта – МУМИЯ и ТИХОЕ МЕСТО. В первую очередь это объясняется тем, что данные картины привлекают наиболее киноходящую аудиторию 16–25 лет, которая активнее других следит за новинками и приходит на фильмы в первые недели проката.

 

Топ-10: Фильмы, продержавшиеся в топ-20 российского проката наименьшее число недель в 20162019 годах (среди релизов, собравших более 100 млн рублей на старте)

 

Дата релиза

Название

Дистри-бьютор

Жанр

Сборы первого уикенда, руб.

Кол-во недель в топ-10

Кол-во недель
в топ-20

1

25.01.18

ZOMBOЯЩИК

CRP

комедия

111 588 431

2

2

2

11.04.19

ХЕЛЛБОЙ

MG

боевик, приключения, фантастика, фэнтези

144 589 385

3

3

3

21.01.16

5-Я ВОЛНА

WDSSPR

фантастика

136 921 110

3

3

4

03.01.19

МЭРИ ПОППИНС ВОЗВРАЩАЕТСЯ

WDSSPR

приключения

124 514 578

2

3

5

20.10.16

ДЖЕК РИЧЕР 2: НИКОГДА НЕ ВОЗВРАЩАЙСЯ

CPP

боевик

113 674 488

2

3

6

03.11.16

ДЕВУШКА В ПОЕЗДЕ

UPI

детектив, триллер

112 151 088

2

3

7

18.10.18

ХЭЛЛОУИН

UPI

триллер, ужасы

108 268 725

3

3

8

18.04.19

ПОСЛЕ

VLG

мелодрама

105 963 390

3

3

9

01.11.18

УЖАСТИКИ 2: БЕСПОКОЙНЫЙ ХЭЛЛОУИН

WDSSPR

комедия, фэнтези

100 371 041

3

3

10

05.01.17

КРЕДО УБИЙЦЫ

FOX

приключения, фэнтези, экшн

599 607 235

3

4

 

Фильмов, продержавшиеся в топ-20 российского проката наименьшее число недель в 2016–2019 годах (среди релизов, собравших более 100 млн рублей на старте), оказалось 53. Античарт возглавила отечественная комедия ZOMBOЯЩИК, единственная картина, покинувшая кинотеатры уже через две недели проката. В основном в список попали ярко выраженные фанатские проекты и фильмы, получившие резко негативный «сарафан», либо картины, которые можно отнести сразу в обе эти категории.

Говоря в общем, на длину проката оказывают влияние «сарафан», конкурентное окружение и жанровая принадлежность, считает директор по прокату компании «Двадцатый Век Фокс СНГ» Марина Бодягина. Но в подавляющем большинстве случаев все сводится к одному-единственному показателю. А именно – какую наполняемость зала фильм обеспечивает в сравнении с другими картинами. Поэтому в условиях высокой загрузки графика кинопроката дистрибьюторам и кинотеатрам нужно как можно более гибко подходить к каждому релизу, планируя роспись так, чтобы по максимуму раскрыть потенциал фильмов с выгодой для всех, а главное – для зрителя.

 

При поддержке Фонда кино.


01.10.2019 Автор: Артем Логинов, Ольга Куликова, Рая Башинская, Аня Корниенко

Самое читаемое

Данные предложения ранее обсуждались общественным советом при Роскомнадзоре

Комитет Госдумы поддержит запрет показа в Интернете сцен с сексуальными девиациями

Подробнее
В Высшей школе экономики прошла презентация подразделения

Институт кино при ВШЭ начнет набор студентов в марте 2022 года

Подробнее
В онлайн-кинотеатре создана позиция исполнительного директора и обновлен состав топ-менеджмента

В команде IVI произошли структурные изменения

Подробнее
Посещаемость питерских площадок упала на 80%

Кинотеатры Санкт-Петербурга попросили губернатора об отмене QR-кодов

Подробнее
доступ запрещен