top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Кто дольше?

Анализируем длину проката релизов последних лет

Каждую неделю фильмы пачками появляются в кинотеатрах. Некоторые прописываются там на длительный срок, большинство же в считанные дни исчезает без следа. Мы поговорили с непосредственными участниками кинопроката о возможностях продлевать жизнь фильмов на экранах и о факторах, от которых зависит длина проката, а также отобрали самые стойкие релизы последних лет.

Материал был впервые опубликован в электронном БК №35 (809) от 6 сентября 2019 года

Начиная с 2016 года, в России вышло 638 фильмов, собравших в свой первый уикенд свыше 10 млн рублей. Подавляющее большинство из них (почти 80%) продержалось в активном прокате менее месяца, а почти четверть вылетело из топ-20 уже после второго уикенда. На третий месяц свое присутствие в прокате сохранило лишь 15 фильмов, или 2,35% от общего числа.

Если говорить про оптимальное количество недель в прокате, то единого мнения у участников индустрии на этот счет нет и, наверное, быть не может. Дистрибьюторы и продюсеры фильмов, веря в свои проекты, безусловно, надеются удержать картину на экранах как можно дольше. «Бывает ситуация, что на первой неделе фильм достаточно слабо выступает, а потом набирает обороты, потому что включается «сарафанное радио». Но не все кинотеатры идут на то, чтобы дать проекту раскрутиться, хотя прокатчик обычно понимает, насколько потенциально хитовым является его релиз, и рассчитывает на поддержку показчиков», – рассказывает Яна Макарова, директор по кинопрокату, совладелица кинопрокатной компании «ПРОвзгляд». Схожее мнение и у вице-президента по маркетингу The Walt Disney Company Russia & CIS Елены Бродской: «Чем дольше, тем лучше. В суматохе сегодняшней жизни люди могут очень долго собираться пойти в кино, искать время, организовываться с друзьями. Не все приходят в первый уикенд. Надо давать картинам шанс проявить себя».

Представители кинотеатров в целом готовы пролонгировать фильмы на длительный срок, но на первое место здесь выходит зрительский интерес, который должен превосходить новинки проката. «Продолжительность фильма в прокате должна зависеть от его посещаемости. Если зрители идут, то мы хоть два месяца будем показывать, мы же себе не враги, чтобы деньги отдавать в другие кинотеатры, которые это будут делать», – говорит Елена Хажинская, руководитель компании «Оптима кино» (45 кинотеатров в России и СНГ). «Есть фильмы, которые не выдерживают даже двух недель. Есть такие как БОГЕМСКАЯ РАПСОДИЯ, которые приходится продлевать чуть ли не три месяца. Если речь идет о супермегаблокбастере, то оптимально минимальная длина проката – месяц, середнячки идут три недели, совсем ерунда – полторы недели. Конечно, есть исключения, которые работают более длительный срок», – делится своим опытом Борис Собко, управляющий омским киноцентром «Вавилон» (8 залов на 570 мест).

Одним из факторов, влияющих на возможность пролонгации, является по-прежнему высокая доля малозальных кинотеатров. При самом хорошем раскладе здесь идет речь о продлении проката на третью и четвертую неделю, и многое зависит от жесткости условий росписи новинок, выставляемых дистрибьюторами. «Препятствием к продлению иногда бывает то, что репертуар сильно заполнен новинками и просто нет возможности оставлять. Часто в случае с долгожителями на той неделе, на которую нужно продлить, выходит фильм этой же компании, тогда можно договориться о продлении за счет сокращения или уменьшения сеансов», – рассказывает Евгений Буслейко, директор компании по созданию и управлению кинотеатрами «Новое измерение». В других же случаях особых проблем с тем, чтобы сохранить хотя бы один хорошо идущий проект, не возникает. «Если кинотеатр расписывает грамотный букер, то он заранее знает, что будет работать, и для одного сеанса надо приберечь место на продление. Если этот фильм не сработает, как планировалось, то свободный сеанс всегда можно занять новинками уикенда. Фактор один – количество зрителей», – делится опытом работы Елена Хажинская.

Если поведение релиза в первые дни проката во многом зависит от его рекламной кампании, то дальнейшая стойкость целиком опирается на качество самого проекта, и главная задача состоит в поддержке широкой обсуждаемости картины. «На длину проката влияет прежде всего качество фильма. Для запуска «сарафана» необходимо три-четыре недели. На примере ЗЕЛЕНОЙ КНИГИ было очень хорошо видно, как звезды и знаменитости подтягивались в кинотеатры через месяц после старта, потому что о картине говорили, и ее хотелось посмотреть, – рассказывает об одном из главных «сарафанных» хитов этого года Надежда Мотина, директор по закупкам и прокату компании Capella Film. – Я надеюсь, что наш рынок придет к модели, когда фильмы будут показывать три-четыре месяца, чтобы все могли оценить их качество и почувствовать магию кино именно на большом экране».

Топ-10: Фильмы, продержавшиеся в топ-20 российского бокс-офиса наибольшее число недель в 2016–2019 годах

Дата релиза

Название

Дистри-бьютор

Жанр

Сборы первого уикенда, руб.

Кол-во недель в топ-10

Кол-во недель
в топ-20

1

30.05.19

ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ 2

UPI

анимация

440 023 555

9

15

2

03.03.16

ЗВЕРОПОЛИС

WDSSPR

анимация

528 273 653

11

15

3

23.05.19

АЛАДДИН

WDSSPR

приключения

378 888 459

8

14

4

25.05.17

ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ: МЕРТВЕЦЫ НЕ РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКИ

WDSSPR

комедия, приключения, фэнтези

968 019 618

8

14

5

24.01.19

ЗЕЛЕНАЯ КНИГА

CPF

комедия

66 839 508

10

13

6

01.11.18

БОГЕМСКАЯ РАПСОДИЯ

FOX

биография, драма, музыка

233 577 533

9

13

7

12.07.18

МОНСТРЫ НА КАНИКУЛАХ 3: МОРЕ ЗОВЕТ

WDSSPR

анимация

329 610 149

9

13

8

11.05.17

МЕЧ КОРОЛЯ АРТУРА

CAO

боевик, драма, фэнтези

294 397 788

7

12

9

09.06.16

ИЛЛЮЗИЯ ОБМАНА 2

CP

боевик, триллер

427 653 174

7

12

10

21.04.16

ЭКИПАЖ

CP

драма, приключения, триллер

464 937 028

8

11

Мы отобрали самые успешные фильмы последних четырех лет, продержавшиеся в топ-20 семь и более недель – всего их оказалось 79. В таблице  выше представлены первые десять проектов.

Лидерами списка стали мультфильмы ЗВЕРОПОЛИС и ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ 2, находившиеся в топ-20 сразу 15 недель. Всего же насчитывается сразу 22 анимационные ленты. В эту же категорию можно отнести и крупные игровые фильмы, такие как АЛАДДИН и ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ: МЕРТВЕЦЫ НЕ РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКИ (по 14 недель в двадцатке). Все эти картины ориентированы на самую широкую аудиторию и при должном уровне «сарафана» способны стабильно привлекать публику в течение длительного периода времени. «Традиционно семейное кино живет дольше. Успешное семейное кино. Студийная анимация, большие игровые блокбастеры, рассчитанные на аудиторию от 6-ти до 60 лет, держатся много недель при условии хорошего «сарафана». АЛАДДИН, КОРОЛЬ ЛЕВ месяцами не выпадают из топ-10», – рассказывает Елена Бродская.

Отечественный кинематограф представлен такими хитами, как ЭКИПАЖ, ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ, ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ, ВРЕМЯ ПЕРВЫХ, Т-34, ГРОМКАЯ СВЯЗЬ и САЛЮТ-7. Российские фильмы лучше остальных привлекают более возрастные категории зрителей, которые не стремятся посетить кинотеатр в первые дни проката.

Особняком стоит выделить релизы, собравшие в свой первый уикенд менее 100 млн рублей, но благодаря мощному «сарафану» продержавшиеся в прокате дольше многих блокбастеров. В первую очередь это фестивальные хиты, как отечественные (АРИТМИЯ, ЛЕТО, НЕЛЮБОВЬ), так и зарубежные (ЗЕЛЕНАЯ КНИГА, ЛА-ЛА ЛЕНД, ПАРАЗИТЫ; ТРИ БИЛБОРДА НА ГРАНИЦЕ ЭББИНГА, МИССУРИ). Сюда же попали ориентированные на женскую аудиторию картины ЗВЕЗДА РОДИЛАСЬ, ВО ВЛАСТИ СТИХИИ, КРАСОТКА НА ВСЮ ГОЛОВУ и БОЛЬШОЙ, которых в течение года выходит не так много, итальянский хит ИДЕАЛЬНЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ, которому не помешало наличие пиратской копии еще до выхода в прокат, многострадальный сиквел ПРИКЛЮЧЕНИЙ ПАДДИНГТОНА, который после проблем на старте добирал свое работой в длину, а также работа Вуди Аллена СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ.

Пожалуй, реже других в списке фигурируют фильмы ужасов. Всего их три: самый успешный хоррор в истории ОНО и два схожих по жанру проекта – МУМИЯ и ТИХОЕ МЕСТО. В первую очередь это объясняется тем, что данные картины привлекают наиболее киноходящую аудиторию 16–25 лет, которая активнее других следит за новинками и приходит на фильмы в первые недели проката.

 

Топ-10: Фильмы, продержавшиеся в топ-20 российского проката наименьшее число недель в 20162019 годах (среди релизов, собравших более 100 млн рублей на старте)

 

Дата релиза

Название

Дистри-бьютор

Жанр

Сборы первого уикенда, руб.

Кол-во недель в топ-10

Кол-во недель
в топ-20

1

25.01.18

ZOMBOЯЩИК

CRP

комедия

111 588 431

2

2

2

11.04.19

ХЕЛЛБОЙ

MG

боевик, приключения, фантастика, фэнтези

144 589 385

3

3

3

21.01.16

5-Я ВОЛНА

WDSSPR

фантастика

136 921 110

3

3

4

03.01.19

МЭРИ ПОППИНС ВОЗВРАЩАЕТСЯ

WDSSPR

приключения

124 514 578

2

3

5

20.10.16

ДЖЕК РИЧЕР 2: НИКОГДА НЕ ВОЗВРАЩАЙСЯ

CPP

боевик

113 674 488

2

3

6

03.11.16

ДЕВУШКА В ПОЕЗДЕ

UPI

детектив, триллер

112 151 088

2

3

7

18.10.18

ХЭЛЛОУИН

UPI

триллер, ужасы

108 268 725

3

3

8

18.04.19

ПОСЛЕ

VLG

мелодрама

105 963 390

3

3

9

01.11.18

УЖАСТИКИ 2: БЕСПОКОЙНЫЙ ХЭЛЛОУИН

WDSSPR

комедия, фэнтези

100 371 041

3

3

10

05.01.17

КРЕДО УБИЙЦЫ

FOX

приключения, фэнтези, экшн

599 607 235

3

4

 

Фильмов, продержавшиеся в топ-20 российского проката наименьшее число недель в 2016–2019 годах (среди релизов, собравших более 100 млн рублей на старте), оказалось 53. Античарт возглавила отечественная комедия ZOMBOЯЩИК, единственная картина, покинувшая кинотеатры уже через две недели проката. В основном в список попали ярко выраженные фанатские проекты и фильмы, получившие резко негативный «сарафан», либо картины, которые можно отнести сразу в обе эти категории.

Говоря в общем, на длину проката оказывают влияние «сарафан», конкурентное окружение и жанровая принадлежность, считает директор по прокату компании «Двадцатый Век Фокс СНГ» Марина Бодягина. Но в подавляющем большинстве случаев все сводится к одному-единственному показателю. А именно – какую наполняемость зала фильм обеспечивает в сравнении с другими картинами. Поэтому в условиях высокой загрузки графика кинопроката дистрибьюторам и кинотеатрам нужно как можно более гибко подходить к каждому релизу, планируя роспись так, чтобы по максимуму раскрыть потенциал фильмов с выгодой для всех, а главное – для зрителя.

 

При поддержке Фонда кино.


01.10.2019 Автор: Артем Логинов, Ольга Куликова, Рая Башинская, Аня Корниенко

Самое читаемое

Режиссером картины выступит Полина Кондратьева

«Питер FM» получит продолжение

Подробнее
Главная награда досталась фильму «Филателия»

Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»

Подробнее
В нее вошло 62 проекта

Фестиваль «Лампа» представил программу

Подробнее
Всего экспертам был представлен 81 проект

В Минкультуры прошел питчинг игровых недебютных фильмов

Подробнее
доступ запрещен