Кто дольше?
Анализируем длину проката релизов последних лет
Каждую неделю фильмы пачками появляются в кинотеатрах. Некоторые прописываются там на длительный срок, большинство же в считанные дни исчезает без следа. Мы поговорили с непосредственными участниками кинопроката о возможностях продлевать жизнь фильмов на экранах и о факторах, от которых зависит длина проката, а также отобрали самые стойкие релизы последних лет.
Материал был впервые опубликован в электронном БК №35 (809) от 6 сентября 2019 года
Начиная с 2016 года, в России вышло 638 фильмов, собравших в свой первый уикенд свыше 10 млн рублей. Подавляющее большинство из них (почти 80%) продержалось в активном прокате менее месяца, а почти четверть вылетело из топ-20 уже после второго уикенда. На третий месяц свое присутствие в прокате сохранило лишь 15 фильмов, или 2,35% от общего числа.
Если говорить про оптимальное количество недель в прокате, то единого мнения у участников индустрии на этот счет нет и, наверное, быть не может. Дистрибьюторы и продюсеры фильмов, веря в свои проекты, безусловно, надеются удержать картину на экранах как можно дольше. «Бывает ситуация, что на первой неделе фильм достаточно слабо выступает, а потом набирает обороты, потому что включается «сарафанное радио». Но не все кинотеатры идут на то, чтобы дать проекту раскрутиться, хотя прокатчик обычно понимает, насколько потенциально хитовым является его релиз, и рассчитывает на поддержку показчиков», – рассказывает Яна Макарова, директор по кинопрокату, совладелица кинопрокатной компании «ПРОвзгляд». Схожее мнение и у вице-президента по маркетингу The Walt Disney Company Russia & CIS Елены Бродской: «Чем дольше, тем лучше. В суматохе сегодняшней жизни люди могут очень долго собираться пойти в кино, искать время, организовываться с друзьями. Не все приходят в первый уикенд. Надо давать картинам шанс проявить себя».
Представители кинотеатров в целом готовы пролонгировать фильмы на длительный срок, но на первое место здесь выходит зрительский интерес, который должен превосходить новинки проката. «Продолжительность фильма в прокате должна зависеть от его посещаемости. Если зрители идут, то мы хоть два месяца будем показывать, мы же себе не враги, чтобы деньги отдавать в другие кинотеатры, которые это будут делать», – говорит Елена Хажинская, руководитель компании «Оптима кино» (45 кинотеатров в России и СНГ). «Есть фильмы, которые не выдерживают даже двух недель. Есть такие как БОГЕМСКАЯ РАПСОДИЯ, которые приходится продлевать чуть ли не три месяца. Если речь идет о супермегаблокбастере, то оптимально минимальная длина проката – месяц, середнячки идут три недели, совсем ерунда – полторы недели. Конечно, есть исключения, которые работают более длительный срок», – делится своим опытом Борис Собко, управляющий омским киноцентром «Вавилон» (8 залов на 570 мест).
Одним из факторов, влияющих на возможность пролонгации, является по-прежнему высокая доля малозальных кинотеатров. При самом хорошем раскладе здесь идет речь о продлении проката на третью и четвертую неделю, и многое зависит от жесткости условий росписи новинок, выставляемых дистрибьюторами. «Препятствием к продлению иногда бывает то, что репертуар сильно заполнен новинками и просто нет возможности оставлять. Часто в случае с долгожителями на той неделе, на которую нужно продлить, выходит фильм этой же компании, тогда можно договориться о продлении за счет сокращения или уменьшения сеансов», – рассказывает Евгений Буслейко, директор компании по созданию и управлению кинотеатрами «Новое измерение». В других же случаях особых проблем с тем, чтобы сохранить хотя бы один хорошо идущий проект, не возникает. «Если кинотеатр расписывает грамотный букер, то он заранее знает, что будет работать, и для одного сеанса надо приберечь место на продление. Если этот фильм не сработает, как планировалось, то свободный сеанс всегда можно занять новинками уикенда. Фактор один – количество зрителей», – делится опытом работы Елена Хажинская.
Если поведение релиза в первые дни проката во многом зависит от его рекламной кампании, то дальнейшая стойкость целиком опирается на качество самого проекта, и главная задача состоит в поддержке широкой обсуждаемости картины. «На длину проката влияет прежде всего качество фильма. Для запуска «сарафана» необходимо три-четыре недели. На примере ЗЕЛЕНОЙ КНИГИ было очень хорошо видно, как звезды и знаменитости подтягивались в кинотеатры через месяц после старта, потому что о картине говорили, и ее хотелось посмотреть, – рассказывает об одном из главных «сарафанных» хитов этого года Надежда Мотина, директор по закупкам и прокату компании Capella Film. – Я надеюсь, что наш рынок придет к модели, когда фильмы будут показывать три-четыре месяца, чтобы все могли оценить их качество и почувствовать магию кино именно на большом экране».
Топ-10: Фильмы, продержавшиеся в топ-20 российского бокс-офиса наибольшее число недель в 2016–2019 годах
№ |
Дата релиза |
Название |
Дистри-бьютор |
Жанр |
Сборы первого уикенда, руб. |
Кол-во недель в топ-10 |
Кол-во недель |
1 |
30.05.19 |
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ 2 |
UPI |
анимация |
440 023 555 |
9 |
15 |
2 |
03.03.16 |
ЗВЕРОПОЛИС |
WDSSPR |
анимация |
528 273 653 |
11 |
15 |
3 |
23.05.19 |
АЛАДДИН |
WDSSPR |
приключения |
378 888 459 |
8 |
14 |
4 |
25.05.17 |
ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ: МЕРТВЕЦЫ НЕ РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКИ |
WDSSPR |
комедия, приключения, фэнтези |
968 019 618 |
8 |
14 |
5 |
24.01.19 |
ЗЕЛЕНАЯ КНИГА |
CPF |
комедия |
66 839 508 |
10 |
13 |
6 |
01.11.18 |
БОГЕМСКАЯ РАПСОДИЯ |
FOX |
биография, драма, музыка |
233 577 533 |
9 |
13 |
7 |
12.07.18 |
МОНСТРЫ НА КАНИКУЛАХ 3: МОРЕ ЗОВЕТ |
WDSSPR |
анимация |
329 610 149 |
9 |
13 |
8 |
11.05.17 |
МЕЧ КОРОЛЯ АРТУРА |
CAO |
боевик, драма, фэнтези |
294 397 788 |
7 |
12 |
9 |
09.06.16 |
ИЛЛЮЗИЯ ОБМАНА 2 |
CP |
боевик, триллер |
427 653 174 |
7 |
12 |
10 |
21.04.16 |
ЭКИПАЖ |
CP |
драма, приключения, триллер |
464 937 028 |
8 |
11 |
Мы отобрали самые успешные фильмы последних четырех лет, продержавшиеся в топ-20 семь и более недель – всего их оказалось 79. В таблице выше представлены первые десять проектов.
Лидерами списка стали мультфильмы ЗВЕРОПОЛИС и ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ 2, находившиеся в топ-20 сразу 15 недель. Всего же насчитывается сразу 22 анимационные ленты. В эту же категорию можно отнести и крупные игровые фильмы, такие как АЛАДДИН и ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ: МЕРТВЕЦЫ НЕ РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКИ (по 14 недель в двадцатке). Все эти картины ориентированы на самую широкую аудиторию и при должном уровне «сарафана» способны стабильно привлекать публику в течение длительного периода времени. «Традиционно семейное кино живет дольше. Успешное семейное кино. Студийная анимация, большие игровые блокбастеры, рассчитанные на аудиторию от 6-ти до 60 лет, держатся много недель при условии хорошего «сарафана». АЛАДДИН, КОРОЛЬ ЛЕВ месяцами не выпадают из топ-10», – рассказывает Елена Бродская.
Отечественный кинематограф представлен такими хитами, как ЭКИПАЖ, ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ, ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ, ВРЕМЯ ПЕРВЫХ, Т-34, ГРОМКАЯ СВЯЗЬ и САЛЮТ-7. Российские фильмы лучше остальных привлекают более возрастные категории зрителей, которые не стремятся посетить кинотеатр в первые дни проката.
Особняком стоит выделить релизы, собравшие в свой первый уикенд менее 100 млн рублей, но благодаря мощному «сарафану» продержавшиеся в прокате дольше многих блокбастеров. В первую очередь это фестивальные хиты, как отечественные (АРИТМИЯ, ЛЕТО, НЕЛЮБОВЬ), так и зарубежные (ЗЕЛЕНАЯ КНИГА, ЛА-ЛА ЛЕНД, ПАРАЗИТЫ; ТРИ БИЛБОРДА НА ГРАНИЦЕ ЭББИНГА, МИССУРИ). Сюда же попали ориентированные на женскую аудиторию картины ЗВЕЗДА РОДИЛАСЬ, ВО ВЛАСТИ СТИХИИ, КРАСОТКА НА ВСЮ ГОЛОВУ и БОЛЬШОЙ, которых в течение года выходит не так много, итальянский хит ИДЕАЛЬНЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ, которому не помешало наличие пиратской копии еще до выхода в прокат, многострадальный сиквел ПРИКЛЮЧЕНИЙ ПАДДИНГТОНА, который после проблем на старте добирал свое работой в длину, а также работа Вуди Аллена СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ.
Пожалуй, реже других в списке фигурируют фильмы ужасов. Всего их три: самый успешный хоррор в истории ОНО и два схожих по жанру проекта – МУМИЯ и ТИХОЕ МЕСТО. В первую очередь это объясняется тем, что данные картины привлекают наиболее киноходящую аудиторию 16–25 лет, которая активнее других следит за новинками и приходит на фильмы в первые недели проката.
Топ-10: Фильмы, продержавшиеся в топ-20 российского проката наименьшее число недель в 2016–2019 годах (среди релизов, собравших более 100 млн рублей на старте)
№ |
Дата релиза |
Название |
Дистри-бьютор |
Жанр |
Сборы первого уикенда, руб. |
Кол-во недель в топ-10 |
Кол-во недель |
1 |
25.01.18 |
ZOMBOЯЩИК |
CRP |
комедия |
111 588 431 |
2 |
2 |
2 |
11.04.19 |
ХЕЛЛБОЙ |
MG |
боевик, приключения, фантастика, фэнтези |
144 589 385 |
3 |
3 |
3 |
21.01.16 |
5-Я ВОЛНА |
WDSSPR |
фантастика |
136 921 110 |
3 |
3 |
4 |
03.01.19 |
МЭРИ ПОППИНС ВОЗВРАЩАЕТСЯ |
WDSSPR |
приключения |
124 514 578 |
2 |
3 |
5 |
20.10.16 |
ДЖЕК РИЧЕР 2: НИКОГДА НЕ ВОЗВРАЩАЙСЯ |
CPP |
боевик |
113 674 488 |
2 |
3 |
6 |
03.11.16 |
ДЕВУШКА В ПОЕЗДЕ |
UPI |
детектив, триллер |
112 151 088 |
2 |
3 |
7 |
18.10.18 |
ХЭЛЛОУИН |
UPI |
триллер, ужасы |
108 268 725 |
3 |
3 |
8 |
18.04.19 |
ПОСЛЕ |
VLG |
мелодрама |
105 963 390 |
3 |
3 |
9 |
01.11.18 |
УЖАСТИКИ 2: БЕСПОКОЙНЫЙ ХЭЛЛОУИН |
WDSSPR |
комедия, фэнтези |
100 371 041 |
3 |
3 |
10 |
05.01.17 |
КРЕДО УБИЙЦЫ |
FOX |
приключения, фэнтези, экшн |
599 607 235 |
3 |
4 |
Фильмов, продержавшиеся в топ-20 российского проката наименьшее число недель в 2016–2019 годах (среди релизов, собравших более 100 млн рублей на старте), оказалось 53. Античарт возглавила отечественная комедия ZOMBOЯЩИК, единственная картина, покинувшая кинотеатры уже через две недели проката. В основном в список попали ярко выраженные фанатские проекты и фильмы, получившие резко негативный «сарафан», либо картины, которые можно отнести сразу в обе эти категории.
Говоря в общем, на длину проката оказывают влияние «сарафан», конкурентное окружение и жанровая принадлежность, считает директор по прокату компании «Двадцатый Век Фокс СНГ» Марина Бодягина. Но в подавляющем большинстве случаев все сводится к одному-единственному показателю. А именно – какую наполняемость зала фильм обеспечивает в сравнении с другими картинами. Поэтому в условиях высокой загрузки графика кинопроката дистрибьюторам и кинотеатрам нужно как можно более гибко подходить к каждому релизу, планируя роспись так, чтобы по максимуму раскрыть потенциал фильмов с выгодой для всех, а главное – для зрителя.
При поддержке Фонда кино.
01.10.2019 Автор: Артем Логинов, Ольга Куликова, Рая Башинская, Аня Корниенко