top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Контроль качества кинопоказа

«Киномеханик сегодня» рассказывает, какие приборы помогут следить за работой техники в кинозале

Об оценке качества кинопоказа мы уже писали в отчете с мероприятия деловой программы 105-го Российского Кинорынка. Теперь же повторяем пройденное и расширяем познания в области контроля качества вместе с журналом «Киномеханик сегодня». Материал был впервые опубликован в выпуске №5 от 2016 года в рубрике «Мастер-класс».

В 2006 году, в начале эры цифровизации, мало кто мог представить, что через 10 лет все залы будут оцифрованы, и в кинотеатрах появятся лазерные проекторы. Прогресс не стоит на месте, и после полной оцифровки (и параллельной установки TMS) продолжается процесс сокращения штата кинопредприятий. Что же на деле означает сокращение персонала и полная автоматизация кинопоказа?  

С большинством функций, выполняемых киномехаником, – составление play-листов, запуск кинопоказа, загрузка ключей на серверы киновоспроизведения – прекрасно справляется система Theater Manager System. А как обстоят дела с главной обязанностью киномеханика – обеспечением качественного кинопоказа? Кто будет проверять, достаточно ли света на экране и все ли звуковые каналы работают? Сегодня речь пойдет о приборах контроля качества кинопоказа.

Прибор контроля качества – это устройство, которое в автоматическом режиме по расписанию измеряет основные критерии качества кинопоказа:

1. Освещенность и координаты цветового пространства на тесте «белого». Простыми словами, зритель видит на экране изображение достаточной яркости, и красный цвет является именно красным, а не фиолетовым.

2. Силу звукового давления в каждом канале в кинозале. Это означает, что каждый громкоговоритель в зале излучает звук нужной громкости. На практике данный момент используется для определения выхода из строя:

2.1. Целых каналов воспроизведения. Например, при воспроизведении теста (розовый шум в каждом канале), прибор определит, что все громкоговорители канала back right surround «молчали». Зная это, технический специалист с большой долей вероятности установит: вышел из строя канал усилителя (или усилитель целиком), к которому подключен канал back right surround.

2.2. Отдельных громкоговорителей. Например, при воспроизведении теста, прибор определит: уровень громкости SPL канала back right surround упал на 25%, что означает – одна из колонок вышла из строя.

2.3. Отдельной полосы заэкранного громкоговорителя. При воспроизведении теста на заэкранные громкоговорители подаются сигналы для каждой полосы Low, Mid и High, что позволяет диагностировать выход из строя каждой полосы по отдельности и предотвратить «бубнеж» из заэкранного канала.

3. Общее звуковое давление в кинозале в реальном времени при кинопоказе. Это позволяет фиксировать следующее: во время демонстрации какого фильма и в какой момент произошло превышение громкости звука, например, свыше отметки 100 дБ. Установив подобную проблему, можно или уменьшить уровень громкости всего фильма, или данного проблемного отрезка, что защитит акустику кинозала от перегрузок и выхода из строя.

Конечно же, обычного измерения прибором метрик недостаточно. О результатах замеров устройство должно кому-то «рассказать», подобно тому, как киномеханик в свое время сообщал о неисправности техническому отделу кинотеатра или интегратору. Здесь можно сформировать первый критерий выбора прибора контроля качества.

Прибор контроля качества должен прозрачно интегрироваться в систему NOC, используемую в кинотеатре, то есть, иметь все необходимые протоколы для коммуникации с сервисом. Система NOC сможет обработать данные от прибора, построить графики, уведомить заинтересованных лиц о неисправности. Но при этом прибор должен быть достаточно автономным и хранить в себе историю измерений, которую можно посмотреть, зайдя в его веб-интерфейс. Помимо этого, устройство контроля качества должно быть оснащено «красной лампочкой», которая загорается при обнаружении проблемы, и которую увидят либо управляющий кинотеатром, либо уборщица на месте в кинозале, и сообщат в техническую службу.

Второй критерий выбора – способ запуска тестового материала.

Первый способ заключается в том, что прибор самостоятельно управляет проектором и звуковым процессором – сам открывает заслонку проектора, включает тест «белого» на экране из предустановок проектора, сам запускает розовый шум со звукового процессора. Второй способ заключается в запуске тестового материала из шоу на сервере воспроизведения. Для этого создается шоу со специальным клипом, включающим в себя белый экран и розовый шум для каждого звукового канала. В данном шоу создаются необходимые метки, и всем процессом воспроизведения теста управляет сервер, непрерывно взаимодействуя с прибором контроля качества и сообщая ему о том, какую метрику необходимо измерить и в какой момент времени. Плюсом первого способа является то, что полностью исключается человеческий фактор. Но, одновременно, это и минус второго способа: ведь тестовое шоу кто-то должен постоянно добавлять в расписание киносерверов или TMS. Минус первого способа: в тесте участвуют не все тракты – тест «белого» проецируется с проектора, не учтены настройки цветового пространства сервера, такая же ситуация и с воспроизведением розового шума, который транслируется со звукового процессора, а не с киносервера. А вот плюсом второго способа является то, что весь тест идет с сервера воспроизведения точно так же, как при демонстрации реального кинофильма.

Третий критерий выбора – прибор должен иметь все необходимые интерфейсы для коммуникации с серверами, проекторами, звуковыми процессорами, установленными в кинотеатре, такие как com-port, tcp/ip, GPIO. В противном случае не получится подключить все оборудование кинотеатра к прибору. Например, серверы Dolby DSS200 подключаются по com-port или GPIO, а сервер Doremi IMS – по tcp/ip или GPIO.

Четвертый критерий выбора – точность измерения. Конечно, не стоит ожидать такой же точности измерения от приборов контроля качества, как и от профессиональных колориметров и шумомеров, ведь класс устройства другой, ровно как и задача – зафиксировать критическое изменение параметра (например, яркость упала ниже 10 фут-ламбертов или звуковое давление – ниже 75 дБ), на которое необходимо отреагировать и предпринимать действия: выехать для замены и юстировки лампы или чистки оптической системы, или замены громкоговорителя и настройки звука.

Какие преимущества дает использование прибора контроля качества для кинотеатра?

1. Возможность полностью и без потери качества сократить персонал, а также полностью исключить человеческий фактор. Например, утром киномеханик может забыть проверить изображение и звук в кинозале. Прибор же может производить измерения по расписанию так часто, как вы захотите, хоть перед каждым сеансом.

2. Интеграция в NOC – технический отдел кинотеатра или интегратор узнает о проблеме так быстро, как это возможно.

3.История измерений позволяет анализировать и планировать чистку оптических элементов и Light Engine. Уровень освещенности экрана будет падать при увеличении срока жизни лампы, но если мы рассмотрим этот вопрос в более долгой перспективе (то есть, несколько ламп), то сможем понять, когда необходимо производить чистку матрицы проектора.

4. Возможность отслеживать современные многоканальные системы звука, такие как Dolby Atmos и Barco Auro.


15.06.2018 Автор: Артем Ширяев

Самое читаемое

БК составил карту партнерств продюсерских компаний и дистрибьюторов

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда

Подробнее
Сборы фильма Александра Андрющенко преодолели 300 млн рублей

Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года

Подробнее
Мировой перенос «Ворона», новинки от Дэвида Кроненберга и Одри Диван и другие анонсы

Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года

Подробнее
Новинка заработала около 300 млн рублей

Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером

Подробнее
доступ запрещен