top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Основы букинга: формирование репертуара

Как выбрать фильмы для показа в кинотеатре

Букинг в классическом понимании – это формирование репертуара кинотеатра. Правильным выбором фильмов, которые являются основным продуктом, привлекающим зрителя в кинозалы, определяется, как кинотеатр будет зарабатывать деньги и окупать свои затраты. Осуществлять формирование репертуара можно как своими силами, так и с помощью стороннего букера. Если кинотеатр идет по второму пути, то все, что ему нужно сделать, – это довериться авторитету нанятого им специалиста. Для тех же, кто решил заниматься букингом самостоятельно и столкнулся с этой задачей впервые, мы при содействии профессионального букера с более чем 15-летним стажем, менеджера продукта «Букинг» в «Киноплане» Алексея Слинченкова подготовили краткий курс по формированию репертуара.

Для начала обозначим основные вводные данные российского кинопроката. Еженедельно на экранах кинотеатров появляется от пяти до двадцати новых фильмов. Стартуют новинки, за редким исключением, в четверг, то есть кинопрокатная неделя длится с четверга по среду, при этом дни с четверга по воскресенье называются уикендом. Все релизы поставляются на рынок кинопрокатными компаниями. На данный момент на российском рынке трудится более 30-ти дистрибьюторов. Пять из них, так называемые мэйджоры, официально представляют крупнейшие голливудские студии на территории России. Остальные являются независимыми прокатными компаниями. Релизы мэйджоров составляют основу бокс-офиса российского проката.

Фильмы, выходящие в прокат, также можно разделить на несколько условных категорий. Первая из них – это блокбастеры – высокобюджетные фильмы с участием известных актеров и широкой рекламной поддержкой, рассчитанные на массовую аудиторию, с предполагаемыми высокими кассовыми сборами.
Фильмы категории «мейнстрим» – это проекты, также рассчитанные на широкую аудиторию, но не располагающие столь высокими бюджетами на производство и продвижение. К мейнстриму можно отнести, например, жанровые картины – хорроры, комедии и т.д.
Артхаусом называется кинопрокатная ниша, в которую попадают фильмы, рассчитанные на ограниченный сегмент аудитории. К категории артхауса относят фестивальное немейнстримовое кино, жанровые картины, расширяющие представления о жанре, работы классиков мирового кинематографа (авторское кино) и так называемое интеллектуальное кино. Зачастую артхаусные фильмы ограничены бюджетом, что и определяет методы их продвижения – артхаус в основном продвигает сам себя за счет профессиональной критики, отзывов в блогах и зрительского «сарафана».
И, наконец, арт-мейнстримом в российском прокате называют проекты, по формальным признакам частично относящиеся к артхаусу, частично – к мейнстриму. По целевой аудитории и бокс-офису арт-мейнстрим также обычно занимает нишу между артхаусом и массовым кино.
Итак, для формирования репертуарного плана букеру необходимо выбрать среди новинок те фильмы, которые будут востребованы зрителями данного кинотеатра. Для этого необходимо оценить целевую аудиторию площадки. Согласно недавним исследованиям, проведенным Фондом кино совместно с ВЦИОМ, 15% киноходящей аудитории составляют подростки в возрасте 14–17 лет, 27% – молодые люди от 18-ти до 24-х и 33% – зрители от 25-ти до 34 лет. «Важнейший постулат формирования репертуара заключается в том, что букер должен абстрагироваться от личных вкусов и пристрастий, – рассказывает Алексей Слинченков. – Нужно помнить, что это бизнес, и цена ошибки в данном случае – деньги, которые кинотеатр может недобрать».

Кроме того, выбор проектов для проката определяется количеством залов в кинотеатре – чем их меньше, тем жестче и тщательнее должен проходить отбор новинок. В этой связи хорошей подсказкой для новичков может стать выбор более опытных коллег – например, в «Киноплане» стартующие релизы можно ранжировать в соответствии с тем, как их поставили в свою роспись кинотеатры с аналогичным количеством залов.

Как правило, формирование репертуарного плана завершается за месяц до расписываемой даты, а в целом горизонт планирования не превышает трех месяцев до старта новинки. Такие сроки связаны с тем, что фильмы вплоть до старта могут менять дату, возрастное ограничение или другие условия проката, поэтому утверждать план более чем за три месяца не имеет практического смысла. Сегодня, когда на смену обычным файлам Excel приходят электронные системы букирования, отслеживать эти изменения становится все проще. Так, например, зарегистрировавшись в системе «Киноплан», кинотеатр может получать уведомления обо всех происходящих изменениях – о появлении новых релизов на дате, о смене даты, хронометража или возрастного ограничения.

Перестановки проектов в релизном плане также можно отслеживать на главной странице сайта БК, а в разделе «Релизы» узнать информацию о хронометраже и возрастных рейтингах фильмов, стартующих в ближайшие два месяца.

Одной из сложностей, подстерегающей начинающего букера на его профессиональном пути, является отсутствие наработанных связей с прокатчиками. По сути, букинг состоит из формальной части, включающей общие требования, и неформальной, коей как раз и являются отношения, которые выстраиваются с менеджером прокатного отдела дистрибьюторской компании и иногда также влияют на возможности кинотеатра. Поэтому одна из главных задач кинотеатрального букера – выстроить четкие деловые отношение с менеджерами прокатных компаний. И здесь важно не забывать о том, что сотрудничество должно быть добросовестным – все изменения, которые букер по той или иной причине хочет внести в уже утвержденную роспись, должны согласовываться с менеджером дистрибьютора, поскольку несоблюдение требований прокатчика влечет за собой штрафные санкции.

У букера, занимающегося репертуаром субсидированного кинотеатра, существуют обязательства не только перед дистрибьюторами, с которыми он сотрудничает, но и перед Фондом кино – 50% сеансов в поддержанном фондом кинотеатре должны быть отданы российским фильмам (напомним, что подсчет ведется за календарный квартал). Отслеживать долю сеансов российского кино можно также с помощью системы «Киноплан», в которой соотношение запланированных к показу отечественных и зарубежных релизов отображается автоматически за любой выбранный период.

Однако необходимо помнить, что Фондом кино учитываются только состоявшиеся сеансы – за их соотношением показчику необходимо следить самостоятельно, либо подключив билетную систему «Киноплан», которая работает в связке с системой букирования.


31.03.2017 Автор: Саша Плющ

Самое читаемое

Данные предложения ранее обсуждались общественным советом при Роскомнадзоре

Комитет Госдумы поддержит запрет показа в Интернете сцен с сексуальными девиациями

Подробнее
В Высшей школе экономики прошла презентация подразделения

Институт кино при ВШЭ начнет набор студентов в марте 2022 года

Подробнее
В онлайн-кинотеатре создана позиция исполнительного директора и обновлен состав топ-менеджмента

В команде IVI произошли структурные изменения

Подробнее
Посещаемость питерских площадок упала на 80%

Кинотеатры Санкт-Петербурга попросили губернатора об отмене QR-кодов

Подробнее
доступ запрещен