top banner

Фонд кино и ВЦИОМ обрисовали портрет посетителя российского кинотеатра

Автор: Анна Багрова

27 февраля 2017

Обнародованы результаты масштабного исследования аудитории

Генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов и исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев рассказали о результатах масштабного исследования аудитории российских кинотеатров. Пресс-конференция прошла на территории МИА «Россия сегодня». В ней также приняли участие руководитель практики мультимедийных исследований ВЦИОМ Александр Гладько и режиссер и продюсер Федор Бондарчук.

Исследование проводилось в четыре волны в декабре 2016 года и январе 2017-го посредством личного интервью на выходе из кинозала. Было опрошено 7034 посетителя основных кинотеатров в крупных городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Омске, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Уфе. 

В ходе исследования выяснилось, что доля подростков в возрасте 14–17 лет равна доле посетителей кинотеатров в возрастной категории 35–44 и составляет 15%. Тех, кого всегда считали ядром кинотеатральной аудитории – то есть молодых людей от 18 до 24 лет – в кинотеатрах 27%. Более представительной оказалась доля зрителей в возрасте от 25 до 34 лет – 33%, что довольно неожиданно. Кинозрителей старше 45 лет оказалось всего 9%, среди них лишь 2% составляют зрители старше 60 лет.

По данным, полученным в ходе ранее проведенного всероссийского опроса ВЦИОМ, 45% респондентов за последний год посещали кинотеатр как минимум один раз. Кроме того, каждый четвертый зритель (27%), стал ходить в кино в 2016 году чаще, чем в 2015-м. Новое исследование ВЦИОМа и Фонда кино уточнило эти цифры: большинство зрителей – 46% – ходят в кинотеатр 1–2 раза в месяц. Чаще всего фильмы в кинотеатре смотрят со второй половинкой – девушкой, молодым человеком, мужем или женой (33% респондентов). 29% зрителей посещают кинотеатр с друзьями или подругами, 21% – с родителями или детьми. 

Для 30% респондентов поход в кинотеатр – это повод провести время с близкими и друзьями, 18% ориентируются на новинки и стремятся посмотреть их как можно скорее, 16% посетителей идут в кино, чтобы прочувствовать спецэффекты, посмотреть фильм в хорошем качестве. «Одиночек», которые идут в кинозал, чтобы расслабиться и отдохнуть самим, 12%. Всего 11% посещают кинотеатр, чтобы зарядиться эмоциями.

Одной из особенностей исследования было выделение пула так называемых «лидеров мнений», людей, которые ходят в кино не одни и лично принимают решение, на какой фильм «повести» друзей или близких. Лидеры мнений чаще, чем остальные зрители, заранее (более чем за день) планируют, какой фильм будут смотреть (72% против 63%). Для большинства из них наиболее важны жанр и тематика фильма (их упоминают 62% опрошенных), а также его сюжет (58%). Многие выделяют как важный фактор и актерский состав (46%). Интересно, что рейтинги фильма на различных порталах о кино, а также рекомендации кинокритиков и киноблогеров играют не самое большое значение – рейтинги упоминают 17% опрошенных, рекомендации – 6%. 

В отличие от обычных зрителей, стремление провести время с друзьями и близкими у лидеров мнений реже является мотивом для похода в кино, зато они более заинтересованы в скором просмотре новинок, ищут новых впечатлений, хотят окунуться в особую атмосферу. При выборе фильма они уделяют больше внимания, чем остальные зрители, стране производства фильма, его рейтингам на различных порталах о кино, а также наличию спецэффектов. Рекомендации же кинокритиков и киноблогеров для них менее важны, чем для остальных зрителей.

Важно, что в ходе исследования было собрано мнение зрителей о российском кино. 58% респондентов заявили, что российские фильмы 2016 года лучше, чем те, что выходили в прокат год-два назад. 22% посчитали, что изменений в качестве российских фильмов не произошло, и всего 7% ответили, что российские фильмы 2016 года были хуже, чем те, что выходили в прокат год-два назад. Кроме того, было выяснено, что в ситуации выбора «пойти в кино на российский фильм прямо сейчас или ждать сеанс зарубежного фильма», 77% респондентов выберут просмотр российского фильма. Им не столь важна страна производства, сколько сюжет картины. 

Поскольку исследование проходило в период новогодних праздников, были изучены и особенности отношения зрителей к выбору фильма и походу в кино вообще в период праздников в отличие от обычного посещения. Выяснилось, что люди, которые выбираются в кинотеатр 1–2 раза в полгода, чаще делают это именно в новогодний период (16% против 10%). В новогодние праздники люди чаще стремятся пойти в кино с близкими и друзьями, а также более тщательно выбирают фильм для просмотра (73% зрителей в праздничный период выбирают фильм более чем за день до сеанса).

«Я очень надеюсь, что результаты этого исследования помогут нашим продюсерам четче выстраивать стратегию, в том числе по разработке проектов и по работе с целевой аудиторией, – отметил Антон Малышев. – Надеюсь, что если такая работа всех заинтересует, мы ее сделаем ежегодной, с тем, чтобы отслеживать еще и динамику». «Здесь сейчас разбивается несколько легенд или мнений, которые вокруг киноиндустрии бытуют. С этим, безусловно, надо поработать», – прокомментировал результаты исследования актер, режиссер и продюсер Федор Бондарчук.

Самое читаемое

Предварительная касса четверга: «Финист» продолжает лидировать
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Плохая девочка» и «Шаман» доминируют среди новинок
Подробнее
Касса четверга: пиратские релизы вернули первенство
Подробнее
Роскомнадзор раскрыл сумму штрафов за ЛГБТ*-контент в 2024 году
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 16–19 января
Подробнее
Гильдия сценаристов США объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Борис Ханчалян назначен заместителем генерального директора «Газпром-Медиа Холдинга»
Подробнее
Берлинский кинофестиваль анонсировал часть картин грядущего смотра
Подробнее
Фильм «Небриллиантовая рука» посмотрели 44,8 млн человек за новогодние каникулы
Подробнее
Стали известны номинанты на премию BAFTA
Подробнее
Аудитория YouTube продолжила снижаться после замедления платформы в России
Подробнее
Объявлены даты проведения премии ТЭФИ 2025 года
Подробнее
«Волшебник Изумрудного города» заработал три миллиарда в российском прокате
Подробнее
Netflix все-таки выпустит «Хроники Нарнии» в широкий IMAX-прокат
Подробнее
Во Вьетнаме пройдут Дни российской культуры
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 13–19 января 2025 года
Подробнее
Россия и Иран подписали договор о стратегическом партнерстве
Подробнее
Гильдия продюсеров США объявила номинантов на свою премию
Подробнее
В Москве прошла премьера романтического драмеди «Четыре четверти»
Подробнее
Официальная касса России: в гостях у сказки
Подробнее

Новости по теме

Фонд кино поддержит «Злой город» в прокате
Подробнее
Фонд кино поддержит 20 проектов компаний, не являющихся лидерами отечественного кинопроизводства
Подробнее
Фонд кино поддержит 13 проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
«Беларусьфильм» просит Фонд кино профинансировать около 20 фильмов
Подробнее