top banner

Фонд кино и ВЦИОМ обрисовали портрет посетителя российского кинотеатра

Автор: Анна Багрова

27 февраля 2017

Обнародованы результаты масштабного исследования аудитории

Генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов и исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев рассказали о результатах масштабного исследования аудитории российских кинотеатров. Пресс-конференция прошла на территории МИА «Россия сегодня». В ней также приняли участие руководитель практики мультимедийных исследований ВЦИОМ Александр Гладько и режиссер и продюсер Федор Бондарчук.

Исследование проводилось в четыре волны в декабре 2016 года и январе 2017-го посредством личного интервью на выходе из кинозала. Было опрошено 7034 посетителя основных кинотеатров в крупных городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Омске, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Уфе. 

В ходе исследования выяснилось, что доля подростков в возрасте 14–17 лет равна доле посетителей кинотеатров в возрастной категории 35–44 и составляет 15%. Тех, кого всегда считали ядром кинотеатральной аудитории – то есть молодых людей от 18 до 24 лет – в кинотеатрах 27%. Более представительной оказалась доля зрителей в возрасте от 25 до 34 лет – 33%, что довольно неожиданно. Кинозрителей старше 45 лет оказалось всего 9%, среди них лишь 2% составляют зрители старше 60 лет.

По данным, полученным в ходе ранее проведенного всероссийского опроса ВЦИОМ, 45% респондентов за последний год посещали кинотеатр как минимум один раз. Кроме того, каждый четвертый зритель (27%), стал ходить в кино в 2016 году чаще, чем в 2015-м. Новое исследование ВЦИОМа и Фонда кино уточнило эти цифры: большинство зрителей – 46% – ходят в кинотеатр 1–2 раза в месяц. Чаще всего фильмы в кинотеатре смотрят со второй половинкой – девушкой, молодым человеком, мужем или женой (33% респондентов). 29% зрителей посещают кинотеатр с друзьями или подругами, 21% – с родителями или детьми. 

Для 30% респондентов поход в кинотеатр – это повод провести время с близкими и друзьями, 18% ориентируются на новинки и стремятся посмотреть их как можно скорее, 16% посетителей идут в кино, чтобы прочувствовать спецэффекты, посмотреть фильм в хорошем качестве. «Одиночек», которые идут в кинозал, чтобы расслабиться и отдохнуть самим, 12%. Всего 11% посещают кинотеатр, чтобы зарядиться эмоциями.

Одной из особенностей исследования было выделение пула так называемых «лидеров мнений», людей, которые ходят в кино не одни и лично принимают решение, на какой фильм «повести» друзей или близких. Лидеры мнений чаще, чем остальные зрители, заранее (более чем за день) планируют, какой фильм будут смотреть (72% против 63%). Для большинства из них наиболее важны жанр и тематика фильма (их упоминают 62% опрошенных), а также его сюжет (58%). Многие выделяют как важный фактор и актерский состав (46%). Интересно, что рейтинги фильма на различных порталах о кино, а также рекомендации кинокритиков и киноблогеров играют не самое большое значение – рейтинги упоминают 17% опрошенных, рекомендации – 6%. 

В отличие от обычных зрителей, стремление провести время с друзьями и близкими у лидеров мнений реже является мотивом для похода в кино, зато они более заинтересованы в скором просмотре новинок, ищут новых впечатлений, хотят окунуться в особую атмосферу. При выборе фильма они уделяют больше внимания, чем остальные зрители, стране производства фильма, его рейтингам на различных порталах о кино, а также наличию спецэффектов. Рекомендации же кинокритиков и киноблогеров для них менее важны, чем для остальных зрителей.

Важно, что в ходе исследования было собрано мнение зрителей о российском кино. 58% респондентов заявили, что российские фильмы 2016 года лучше, чем те, что выходили в прокат год-два назад. 22% посчитали, что изменений в качестве российских фильмов не произошло, и всего 7% ответили, что российские фильмы 2016 года были хуже, чем те, что выходили в прокат год-два назад. Кроме того, было выяснено, что в ситуации выбора «пойти в кино на российский фильм прямо сейчас или ждать сеанс зарубежного фильма», 77% респондентов выберут просмотр российского фильма. Им не столь важна страна производства, сколько сюжет картины. 

Поскольку исследование проходило в период новогодних праздников, были изучены и особенности отношения зрителей к выбору фильма и походу в кино вообще в период праздников в отличие от обычного посещения. Выяснилось, что люди, которые выбираются в кинотеатр 1–2 раза в полгода, чаще делают это именно в новогодний период (16% против 10%). В новогодние праздники люди чаще стремятся пойти в кино с близкими и друзьями, а также более тщательно выбирают фильм для просмотра (73% зрителей в праздничный период выбирают фильм более чем за день до сеанса).

«Я очень надеюсь, что результаты этого исследования помогут нашим продюсерам четче выстраивать стратегию, в том числе по разработке проектов и по работе с целевой аудиторией, – отметил Антон Малышев. – Надеюсь, что если такая работа всех заинтересует, мы ее сделаем ежегодной, с тем, чтобы отслеживать еще и динамику». «Здесь сейчас разбивается несколько легенд или мнений, которые вокруг киноиндустрии бытуют. С этим, безусловно, надо поработать», – прокомментировал результаты исследования актер, режиссер и продюсер Федор Бондарчук.

Самое читаемое

«Дюна» установила постковидный рекорд сборов стартового уикенда в России
Подробнее
«Искушению» Пола Верховена отказано в выдаче прокатного удостоверения в России
Подробнее
Стали известны детали контракта Сергея Бурунова с видеосервисом Start
Подробнее
Обзор изменений графика релизов России за неделю с 13 по 19 сентября
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Дюна» обновляет рекорд по сборам в первый уикенд в 2021 году
Подробнее
Минкультуры назвало причину отказа в выдаче прокатного удостоверения «Искушению» Пола Верховена
Подробнее
Международная касса: «Дюна» выступает лучше прогнозов
Подробнее
На кинофестивале в Торонто назвали победителей
Подробнее
В Сочи стартовал 32-й «Кинотавр»
Подробнее
Экспертный совет министерства культуры рекомендовал поддержать 17 анимационных дебютов
Подробнее
Предварительная касса четверга: лучшей из новинок стал триллер «Клаустрофобы 2: Лига выживших»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 23−26 сентября
Подробнее
Официальная касса России: «Дюна» показала лучший старт в постковидном прокате
Подробнее
Российский сериал «Сны Алисы» вошел в основной конкурс Canneseries
Подробнее
Киноаудитория уикенда: 50% посмотревших «Дюну» являются поклонниками книги Фрэнка Герберта
Подробнее
«Нон-Стоп Продакшн» начинает сотрудничество с Okko
Подробнее
На «Кинотавре» объявили победителей конкурса короткого метра
Подробнее
Американская касса: «Шан-Чи» пытается установить рекорды
Подробнее
Касса России: «Дюна» вырвалась вперед
Подробнее
Компания Endeavor Content займется международной дистрибуцией сериала «Надежда»
Подробнее

Новости по теме

Минкультуры утвердило новые составы экспертных советов
Подробнее
Фонд кино определился с участниками питчинга независимых компаний
Подробнее
Создатели фильма «Вратарь галактики» вернут Фонду кино выделенную на производство субсидию
Подробнее
Обновился состав совета Фонда кино
Подробнее
Фонд кино выбрал фильмы лидеров отечественного кинопроизводства, которые получат поддержку
Подробнее