top banner

Юсуп Разыков: «Самым сложным было не заиграться в северное суровое кино»

Автор: Максим Туула

4 июня 2013

Режиссер, родившийся и выросший в Ташкенте, рассказал «БК» о том, чем его привлек Русский Север и его обитатели

Как было озвучено на пресс-конференции «Кинотавра», ваш фильм стал для отборочной комиссии неожиданностью: вы не афишировали съемки, не пиарились. Почему вышло так, что о съемках картины мало кто знал?

Мы ничего не делали специально для того, чтобы скрываться, прятаться. Просто нам казалось, что картина не вписывается в общий поток фильмов. Это не означает, что она такая уж особенная. Просто материал не терпел суеты. Он был достаточно болезненный, тяжелый.

Вы взялись за необычную тему, решали новую творческую задачу. Как вы считаете, какое место СТЫД занял в вашей фильмографии?

Это первый фильм, который я снимал не по своему сценарию. Мне показалось, что ставя картины по своему сценарию, я что-то теряю как режиссер – чисто профессионально. И хотя я принимал участие в доработке, это совершенно иной драматургический материал, чем те, с которыми я имел дело. В этой картине я с большим доверием отнесся к актерской свободе, к свободе камеры. Обычно я все регулирую до миллиметра, до вздоха, до поворота головы, поступаю как настоящий диктатор. Здесь было несколько иначе.

Что затронуло вас больше всего в истории о женах подводников?

Больше всего, если говорить о теме, меня заинтересовало соотношение крупного катаклизма, катастрофы, в которую вовлечены десятки и сотни судеб, с частной, почти интимной историей. Наш фильм – о преодолении пресловутой массовой боли, которая не имеет иного исхода, кроме растворения в общей массе, и ведет к потере личности.

Каким был ваш критерий отбора актеров? В СТЫДЕ, по сути, нет больших, звездных имен.

Север имеет свое лицо. Вписать туда актеров, даже очень известных, не представлялось задачей неразрешимой, но ушло бы особое отношение к теме, истории. Некоторые наши персонажи произносят не больше двух слов, некоторые – и того меньше. Это очень сложная техническая работа, но многим она по вкусу. Кстати, мы впервые масштабно использовали актеров мурманских театров. Без них кино не могло бы так приблизиться к нужному атмосферному решению.

Вы снимали на Кольском полуострове, еще и в холодное время года. Насколько жизнь там отличается от жизни, например, в Москве?

Самым сложным было не заиграться в северное суровое кино. Российская периферия на удивление благородна, люди вызывают гигантскую симпатию и уважение. Невозможно было обойти какие-то вещи, жизненно важные для людей, обитающих в этих условиях все время! Это было бы предательством и киношным пижонством. У нас там осталось невероятное количество друзей. Они провожали нас как родных. Что касается северной фактуры, то она, на мой взгляд, особой новизны не содержит. Просто все очень красиво, благородно и больше похоже на вечность, как мы себе ее силились представить.

Вы говорили, что снимаете фильмы за небольшие деньги. Получилось ли у вас уложиться в скромный бюджет на этот раз?

Я не очень в курсе окончательных цифр, но нам хватило. Я не умею тратить деньги на ветер.

Я слышал, что вы ждали господдержку несколько лет. Почему так долго?

Тут все просто. Это же тендер – кто-то нас обошел в позапрошлом году на один шаг. Мы знаем, кто это был. Но нам пообещали обязательно дать в следующем. Что и произошло.

Кому адресован ваш фильм? Вы уже обсуждали вопрос проката?

Это самый сложный вопрос. Скажу так: ожидания массового зрителя, судя по победителям проката, далеки от нас. Но никогда не знаешь, что будет. Картина только начинает жить. Может, она едва наберет сотню зрителей, но не уважать эту сотню мы не хотим и не имеем права. Потому что мы работали и для них тоже.

Самое читаемое

Господдержка кинопроизводства будет слегка увеличена в 2026 году
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Авиатор» стартовал со второй строчки
Подробнее
Предложение Netflix о покупке Warner Bros. Discovery включает выпуск фильмов в кинотеатрах
Подробнее
Госдума рассчитывает приравнять деструктивный контент к экстремистскому
Подробнее
Касса четверга: «Иллюзия обмана 3» остается в лидерах
Подробнее
Звезды «Холодного сердца» получат по $60 млн за работу над двумя продолжениями
Подробнее
Реконструкция кинотеатра «Аврора» в Санкт-Петербурге начнется осенью 2026 года
Подробнее
Госдума приняла в первом чтении закон об увеличении срока давности за показ фильмов без ПУ
Подробнее
Стартовал прием заявок на участие в Promo Fest Pay TV
Подробнее
Сиквел «Злой» может продемонстрировать лучший старт 2025 года в американском прокате
Подробнее
НТВ заключил эксклюзивный контракт со сценаристом «Ментовских войн»
Подробнее
Warner Bros. Discovery рассчитывает принять финальное решение о продаже к концу года
Подробнее
Рибейты кинопроизводителям в Санкт-Петербурге вырастут на 40% в 2026 году
Подробнее
Mediascope впервые раскрыл аудиторию нейросетей в России
Подробнее
«Иллюзия обмана 3» заработала миллиард рублей в российском прокате
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 17–23 ноября 2025 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 20-23 ноября
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Авиатор» взлетел выше «Повелителя ветра» и «Селфи»
Подробнее
Геля, призрак и медведь: итоги российского онлайн-проката в октябре 2025 года
Подробнее
Дракула в пиратской бухте
Подробнее