top banner

Увидеть, услышать и понюхать - кинотеатры 4DX

Сеть кинотеатров «Синема Парк» заключила соглашение с корейской компанией CJ 4DPLEX Co. Ltd

На прошлой неделе крупнейшая в России сеть кинотеатров «Синема Парк» заключила соглашение с корейской компанией CJ 4DPLEX Co. Ltd, занимающейся разработкой и внедрением технологий кинопоказа. Сделка предусматривает строительство 19 кинозалов 4DX в России в течение пяти следующих лет. Первые два зала планируется открыть в Москве и Нижнем Новгороде в октябре, а последующие два – в Санкт-Петербурге и Сургуте в конце текущего года.

Формат 4DX позволяет зрителю задействовать не только зрение и слух, но и все остальные органы чувств. Еще большего эффекта погружения можно добиться с помощью движений кресел, синхронизированных с происходящим на экране, порывов воздуха, брызг воды, запахов (около 1000 различных вариантов) и других эффектов вроде генератора тумана или игры со светом.

Вывески, рекламирующие формат 4D (или даже 5D, 6D, 7D…), можно встретить практически в любом крупном или среднем городе России. Такие «кинотеатры» можно обустроить практически в любом месте – хоть в ТРК, хоть рядом с обычными кинозалами, хоть на набережной Сочи. Продолжительность сеансов в таких «кинотеатрах» очень короткая, а предоставляемый контент – весьма ограничен и малопривлекателен. По сути, это лишь аттракцион, не имеющий никакого отношения к большому кино. Он не предоставляет зрителям сюжет, эмоции, совместное переживание – все то, что рождает Магию кино. Формат 4DX впервые предложит россиянам не обычные «американские горки», а голливудские новинки с дополнительными эффектами. Сейчас можно вспомнить картину ДЕТИ ШПИОНОВ 4D, вышедшую на экраны в августе прошлого года – тогда создатели фильма предлагали ощутить лишь запах, причем зрителю для этого приходилось прикладывать дополнительные усилия, что всегда идет в минус любой технологии.

«Ключевым моментом в партнерских отношениях с корпорацией CJ является ее достойная репутация в индустрии развлечений, прочные деловые связи с главными киностудиями, а также предложение широкого репертуара голливудских фильмов для показа в залах 4DX», – говорит в официальном пресс-релизе Сергей Китин, генеральный директор компании «Синема Парк».

Предоставляемый корейской компанией контент и правда весьма широк и заметно превосходит тот, что был у IMAX в начале его бурного развития. В 2010 и 2011 годах в кинозалах 4DX вышло по 17 голливудских фильмов. В текущем году таких картин набралось уже 13, а в данный момент в обустроенных кинотеатрах можно посмотреть ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД 4: КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ДРЕЙФ, ШАГ ВПЕРЕД 4 и НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК-ПАУК. «Мы сделали несколько фильмов с CJ, и они были очень успешными», – цитирует LA Times Криса Аронсона, главу отдела дистрибуции 20th Century Fox в США. – В этом определенно есть что-то уникальное для кинотеатров». Программирование эффектов занимает примерно две-три недели. По заявлениям разработчиков, они стараются не перегрузить зрителя эмоциями и даже проводят тесты с кардиомониторами.

Кинозалы 4DX не обязательно показывают трехмерное кино. В двухмерном формате шли ФОРСАЖ 5; ЖИВАЯ СТАЛЬ; ГОЛОДНЫЕ ИГРЫ; МОРСКОЙ БОЙ; БЕЛОСНЕЖКА И ОХОТНИК.

Строительство и оборудование одного кинозала обходится примерно в $2 млн, показчик покрывает половину затрат. Стоимость билета на фильм в формате 4DX будет примерно на одном уровне с ценами в премиум-залы и IMAX. Как и в случае с канадской корпорацией, CJ 4DPLEX также будет участвовать в распределении выручки от кассовых сборов фильмов.

Первые кинозалы 4DX были построены в 2009 году в Южной Корее. На сегодняшний день сеть разрослась до 31 кинотеатра, а к 2016 году планирует увеличить это число до 1500. Помимо Южной Кореи, CJ 4DPLEX представлен в Китае, Тайланде, Израиле, Мексике и Бразилии. Партнером компании в последних двух странах является сеть Cinépolis, крупнейший оператор в Латинской Америке и четвертый – в мире. В распоряжении сети уже 11 подобных кинозалов, а со временем площадки 4DX появятся в Бразилии и Перу. Совсем недавно CJ открыла представительство в США и сейчас близка к подписанию соглашения с одной крупной сетью, которая внедрит новую технологию примерно в 200 американских кинозалах.

Обретет ли формат 4DX популярность – покажет время. Тем не менее, все предпосылки для этого есть. Ориентироваться на отдельно стоящие 4D-аттракционы с непопулярным и непродолжительным контентом все же не стоит. Ощущения от эффектов (а у 4DX они, по всей видимости, гораздо лучше) при просмотре любимого полнометражного фильма, на большом экране, в окружении десятков (если не сотен) других зрителей будут совсем другими.

Форматы 3D и IMAX в свое время тоже долго разгонялись, однако сейчас 3D считается нормой (и никто не вспоминает, что стереокино было и в Советском союзе), а кинозал IMAX сразу придает любому кинотеатру весомости перед конкурентами. Кроме того, новая технология, похоже, придется по душе детям, чего не скажешь об IMAX, рассчитанного, в основном, на молодежь.

Сейчас, когда 3D переживает кризисный период и перестал прогрессировать, возможно, именно 4DX станет тем инструментом, который если не вернет в кинотеатры «потерянных» зрителей, то хотя бы позволит отдельным фильмам полностью вырабатывать свой потенциал, ведь конкуренция в таких залах пока что значительно ниже.


06.12.2012 Автор: Андрей Белый

Самое читаемое

Фонд кино утвердил список лидеров отечественного кинопроизводства на 2025 год
Подробнее
Лето в тени: перспективы проката ближайших месяцев с учетом «пиратского» контента
Подробнее
Фонд кино запустил прием заявок на поддержку производства национальных фильмов
Подробнее
Трейлеры российских проектов оказались в числе номинантов на Golden Trailer Awards
Подробнее
Минкультуры внесло дополнения в правила выдачи прокатных удостоверений
Подробнее
Предварительная касса четверга: «В списках не значился» вновь первый
Подробнее
Лиза Янковская снимется в дипломатическом триллере вместе с Райли Кио
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 12–18 мая 2025 года
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Туда» обгоняет «Оленя»
Подробнее
Фестиваль «Новое движение» объявил культурную программу
Подробнее
За прошедший год рынок экосистемных подписок вырос на 74,5%
Подробнее
Направление по работе с данными в «МТС Медиа» возглавил Александр Панёв
Подробнее
Касса четверга: на верхней строчке «В списках не значился»
Подробнее
Искусственный интеллект и авторы: революция или угроза?
Подробнее
Premier запускает собственный киноклуб в городах России
Подробнее
Первый официальный Кинорынок в Торонто объявил даты проведения в 2026 году
Подробнее
Фестиваль «Медвежонок 3» объявил состав «взрослого» жюри
Подробнее
В Москве состоялась премьера комедии «Туда»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 15-18 мая
Подробнее
Предварительная касса уикенда: в лидеры неожиданно вырвался «Кракен»
Подробнее