
Откуда пошли «Боги Египта»
Пять впечатляющих фильмов от режиссера-визионера Алекса Пройаса
С момента выхода первой киноленты Алекса Пройаса прошло 28 лет. За это время Пройас снял семь фильмов, шесть из которых сделаны в жанре фантастики или фэнтези. К старту мифологического блокбастера БОГИ ЕГИПТА мы вспоминаем предыдущие картины загадочного австралийского режиссера, кстати родившегося в Египте, в городе Александрия. Он обладает собственным авторским почерком, узнаваемым стилем и эстетикой, апеллирующей к зрелищным технологиям создания изображения.
ВОРОН (1994)
Голливудский дебют Пройаса оказался омрачен трагедией на съемочной площадке, которая по злой иронии придала недорогому фильму статус кинособытия. Дело в том, что во время постановки трюковой сцены смертельное ранение получил исполнитель главной роли Брэндон Ли. В актера угодили заглушкой, оставшейся в стволе после первого холостого выстрела. Инцидент привел к удорожанию производства картины с 8 до 15 млн долларов. Часть средств потратили на компьютерные технологии, при помощи которых художники меняли лицо дублера на лицо Брэндона Ли.
Визуальные эффекты присутствуют в 54 планах фильма, в 37 из которых фигурирует оцифрованный средствами композитинга (послойный монтаж – прим. авт.) Брэндон Ли. Усилия не прошли даром. Зрители и кинокритики высоко оценили художественный уровень киноленты, отметив незаурядный видеоряд, мастерски выдержанный в стиле урбанистической готики. С годами ВОРОН обрел культовый статус и перешел в категорию фильмов, ремейк которых не может не состояться.
ТЕМНЫЙ ГОРОД (1998)
Еще один культовый фильм Алекса Пройаса среди поклонников фантастических кинолент. Умная, парадоксальная и стильная картина повторила судьбу БЕГУЩЕГО ПО ЛЕЗВИЮ Ридли Скотта, провалившись в кинопрокате, но сумев обрести популярность по прошествии нескольких лет на домашних носителях. Алекс Пройас и художник-постановщик картины Патрик Татопулос выстроили миниатюрные декорации таинственного города в духе знаменитой картины МЕТРОПОЛИС Фрица Ланга и погрузили в атмосферу нуар.
Несмотря на относительно скромный бюджет, составивший $26 млн, кинематографисты сумели зрелищно воплотить собственные мрачные фантазии. Помимо съемки миниатюр создатели применяли компьютерную анимацию для изменения конфигурации зданий и эффекта морфинга при монтаже воспоминаний главного героя.
ТЕМНЫЙ ГОРОД заслуженно удостоился престижной премии Saturn, а именитый киноритик Роджер Эберт и вовсе назвал фильм Пройаса лучшей картиной 1998 года. Стоит отметить, что по окончании съемок продюсеры продали часть декораций производственной группе МАТРИЦЫ, поэтому не удивляйтесь, если найдете сходство между крышами домов в опусе Вачовски и ленте Пройаса.
Я, РОБОТ (2004)
Единственный к настоящему моменту 100% блокбастер в карьере Алекса Пройаса с голливудской звездой первой величины. Фантастический боевик Я,РОБОТ по мотивам произведений Айзика Азимова с Уиллом Смитом в роли полицейского, который охотится за роботом, стал кинохитом в год выхода на экраны.
Примечателен этот проект и номинацией на «Оскар» в категории «лучшие визуальные эффекты». Киноакадемиков впечатлил робот Санни, анимированный при помощи техники захвата актерской игры, ставшей популярной с выходом на экраны трилогии ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ. Стоит отметить и финальную сцену с участием армады роботов, которых создавали в Massive Software – программе для симуляции массовки, когда каждый участник представляет собой агента искусственного интеллекта. Этот софт впервые применили на проекте ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ: ДВЕ КРЕПОСТИ.
Пройас подтвердил репутацию визионера, но не сумел наделить этот проект фирменными гротескными чертами. Не позволила киностудия. Тем не менее, Я, РОБОТ – отличный летний кино-аттракцион. К тому же это первый проект Уилла Смита, представлять который он приехал в Россию.
ЗНАМЕНИЕ (2009)
Фильм об апокалипсисе глазами Алекса Пройаса пронизан библейскими аллюзиями и наполнен духоискательным пафосом. Красивый видеоряд не в состоянии испортить даже Николас Кейдж, играющий здесь крайне посредственно. Несмотря на относительно скромный производственный бюджет, составивший $50 млн, в ЗНАМЕНИИ есть на что посмотреть, ведь это картина Алекса Пройаса.
Особняком стоит эпизод крушения «Боинга». Трехминутная сцена с лайнером снята с рук, по-пижонски одним планом, и смонтирована без видимых монтажных склеек. На подготовку и репетиции кинематографистам понадобилось два дня. Кейдж стоял на шоссе среди автомобилей, крутил головой, пригибался, а после бежал к заранее подготовленному месту с хламом, игравшим роль разбитого самолета. Падающий лайнер моделировался и анимировался средствами компьютерной графики в австралийской студии Animal Logic. Даже спустя семь лет сцена смотрится по-прежнему выигрышно и впечатляет не на шутку, благодаря мастерскому сочетанию выбранного стиля съемки и бесшовному композитингу. Разве, что цифровой огонь на фюзеляже смотрится чуть искусственно.
В кинопрокате фильм ЗНАМЕНИЕ не только окупился, но даже принес прибыль. Подобного с проектами Николаса Кейджа не происходит уже семь лет к ряду.
БОГИ ЕГИПТА (2016)
В своем последнем по времени фильме Алекс Пройас старается увлечь зрителя древнеегипетской мифологией. Выбранная тема и золотистый видеоряд заставляют вспомнить стильный и успешный эпик БЕССМЕРТНЫЕ: ВОЙНА БОГОВ Тарсема Синха. Вот только у Пройаса размах побольше и визуальные эффекты краше. Компьютерная графика присутствует в каждом кадре, а некоторые планы, вроде панорамных видов Египта, и вовсе целиком нарисованы в 3D. Зрелищные эпизоды превизуализировались студией The Third Floor – лидером индустрии в этом направлении. Основной объем графики переварили австралийские VFX-вендоры, в том числе студия Iloura, ответственная за компьютерные эффекты к фильму БЕЗУМНЫЙ МАКС: ДОРОГА ЯРОСТИ.
Мифические персонажи анимировались по ключевым кадрам, за исключением божества с крыльями. Этого героя оживили при помощи техники захвата движений. Огонь и многочисленные разрушения – это симуляции. А вот трюк с ростом героев частично «олдскульный». Кинематографисты воспользовались проверенной временем техникой усиленной перспективы, когда предметы размещают перед камерой на определенном расстоянии от объектива и друг от друга, и под нужным ракурсом возникает оптическая иллюзия разного масштаба снимаемых объектов.
Станут ли БОГИ ЕГИПТА кинохитом мы узнаем в ближайшем будущем. Картина уже вышла в кинопрокат.
26.02.2016 Автор: Константин Мееров