top banner

Откуда пошли «Боги Египта»

Пять впечатляющих фильмов от режиссера-визионера Алекса Пройаса

С момента выхода первой киноленты Алекса Пройаса прошло 28 лет. За это время Пройас снял семь фильмов, шесть из которых сделаны в жанре фантастики или фэнтези. К старту мифологического блокбастера БОГИ ЕГИПТА мы вспоминаем предыдущие картины загадочного австралийского режиссера, кстати родившегося в Египте, в городе Александрия. Он обладает собственным авторским почерком, узнаваемым стилем и эстетикой, апеллирующей к зрелищным технологиям создания изображения.

ВОРОН (1994)

Голливудский дебют Пройаса оказался омрачен трагедией на съемочной площадке, которая по злой иронии придала недорогому фильму статус кинособытия.  Дело в том, что во время постановки трюковой сцены смертельное ранение получил исполнитель главной роли Брэндон Ли. В актера угодили заглушкой, оставшейся в стволе после первого холостого выстрела. Инцидент привел к удорожанию производства картины с 8 до 15 млн долларов. Часть средств потратили на компьютерные технологии, при помощи которых художники меняли лицо дублера на лицо Брэндона Ли.

Визуальные эффекты присутствуют в 54 планах фильма, в 37 из которых фигурирует оцифрованный средствами композитинга (послойный монтаж – прим. авт.) Брэндон Ли. Усилия не прошли даром. Зрители и кинокритики высоко оценили художественный уровень киноленты, отметив незаурядный видеоряд, мастерски выдержанный в стиле урбанистической готики. С годами ВОРОН обрел культовый статус и перешел в категорию фильмов, ремейк которых не может не состояться.

 

ТЕМНЫЙ ГОРОД (1998)      

Еще один культовый фильм Алекса Пройаса среди поклонников фантастических кинолент. Умная, парадоксальная и стильная картина повторила судьбу БЕГУЩЕГО ПО ЛЕЗВИЮ Ридли Скотта, провалившись в кинопрокате, но сумев обрести популярность по прошествии нескольких лет на домашних носителях. Алекс Пройас и художник-постановщик картины Патрик Татопулос выстроили миниатюрные декорации таинственного города в духе знаменитой картины МЕТРОПОЛИС Фрица Ланга и погрузили в атмосферу нуар.

Несмотря на относительно скромный бюджет, составивший $26 млн, кинематографисты сумели зрелищно воплотить собственные мрачные фантазии. Помимо съемки миниатюр создатели применяли компьютерную анимацию для изменения конфигурации зданий и эффекта морфинга при монтаже воспоминаний главного героя.

ТЕМНЫЙ ГОРОД заслуженно удостоился престижной премии Saturn, а именитый киноритик Роджер Эберт и вовсе назвал фильм Пройаса лучшей картиной 1998 года. Стоит отметить, что по окончании съемок продюсеры продали часть декораций производственной группе МАТРИЦЫ, поэтому не удивляйтесь, если найдете сходство между крышами домов в опусе Вачовски и ленте Пройаса.

 

Я, РОБОТ (2004)

Единственный к настоящему моменту 100% блокбастер в карьере Алекса Пройаса с голливудской звездой первой величины. Фантастический боевик Я,РОБОТ по мотивам произведений Айзика Азимова с Уиллом Смитом в роли полицейского, который охотится за роботом, стал кинохитом в год выхода на экраны. 

Примечателен этот проект и номинацией на «Оскар» в категории «лучшие визуальные эффекты». Киноакадемиков впечатлил робот Санни, анимированный при помощи техники захвата актерской игры, ставшей популярной с выходом на экраны трилогии ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ. Стоит отметить и финальную сцену с участием армады роботов, которых создавали в Massive Software – программе для симуляции массовки, когда каждый участник представляет собой агента искусственного интеллекта. Этот софт впервые применили на проекте ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ: ДВЕ КРЕПОСТИ.

Пройас подтвердил репутацию визионера, но не сумел наделить этот проект фирменными гротескными чертами. Не позволила киностудия. Тем не менее, Я, РОБОТ – отличный летний кино-аттракцион. К тому же это первый проект Уилла Смита, представлять который он приехал в Россию.

 

ЗНАМЕНИЕ (2009)

Фильм об апокалипсисе глазами Алекса Пройаса пронизан библейскими аллюзиями и наполнен духоискательным пафосом. Красивый видеоряд не в состоянии испортить даже Николас Кейдж, играющий здесь крайне посредственно. Несмотря на относительно скромный производственный бюджет, составивший $50 млн, в ЗНАМЕНИИ есть на что посмотреть, ведь это картина Алекса Пройаса. 

Особняком стоит эпизод крушения «Боинга». Трехминутная сцена с лайнером снята с рук, по-пижонски одним планом, и смонтирована без видимых монтажных склеек. На подготовку и репетиции кинематографистам понадобилось два дня. Кейдж стоял на шоссе среди автомобилей, крутил головой, пригибался, а после бежал к заранее подготовленному месту с хламом, игравшим роль разбитого самолета. Падающий лайнер моделировался и анимировался средствами компьютерной графики в австралийской студии Animal Logic. Даже спустя семь лет сцена смотрится по-прежнему выигрышно и впечатляет не на шутку, благодаря мастерскому сочетанию выбранного стиля съемки и бесшовному композитингу. Разве, что цифровой огонь на фюзеляже смотрится чуть искусственно. 

В кинопрокате фильм ЗНАМЕНИЕ не только окупился, но даже принес прибыль. Подобного с проектами Николаса Кейджа не происходит уже семь лет к ряду.           

 

БОГИ ЕГИПТА (2016)

В своем последнем по времени фильме Алекс Пройас старается увлечь зрителя древнеегипетской мифологией. Выбранная тема и золотистый видеоряд заставляют вспомнить стильный и успешный эпик БЕССМЕРТНЫЕ: ВОЙНА БОГОВ Тарсема Синха. Вот только у Пройаса размах побольше и визуальные эффекты краше. Компьютерная графика присутствует в каждом кадре, а некоторые планы, вроде панорамных видов Египта, и вовсе целиком нарисованы в 3D. Зрелищные эпизоды превизуализировались студией The Third Floor – лидером индустрии в этом направлении. Основной объем графики переварили австралийские VFX-вендоры, в том числе студия Iloura, ответственная за компьютерные эффекты к фильму БЕЗУМНЫЙ МАКС: ДОРОГА ЯРОСТИ

Мифические персонажи анимировались по ключевым кадрам, за исключением божества с крыльями. Этого героя оживили при помощи техники захвата движений. Огонь и многочисленные разрушения – это симуляции. А вот трюк с ростом героев частично «олдскульный». Кинематографисты воспользовались проверенной временем техникой усиленной перспективы, когда предметы размещают перед камерой на определенном расстоянии от объектива и друг от друга, и под нужным ракурсом возникает оптическая иллюзия разного масштаба снимаемых объектов. 

Станут ли БОГИ ЕГИПТА кинохитом мы узнаем в ближайшем будущем. Картина уже вышла в кинопрокат.


26.02.2016 Автор: Константин Мееров

Самое читаемое

Роман Кантор запустил собственную производственную компанию
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Владимир Путин подтвердил Никите Михалкову актуальность квотирования западного кино в прокате
Подробнее
Фантастический роман Vita Nostra станет сериалом
Подробнее
Касса четверга: пиратские релизы вновь выбились в лидеры
Подробнее
Фонд кино поддержит оснащение десяти кинозалов в новых регионах России в 2025 году
Подробнее
Legendary может приобрести Lionsgate Studios
Подробнее
Комедия «Холоп» получит египетский ремейк
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 7–13 июля 2025 года
Подробнее
Фонд кино провел питчинг проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Предварительная касса четверга: лучшей новинкой ожидаемо стал «Плагиатор»
Подробнее
Минкультуры объявило победителей питчингов
Подробнее
В Минкультуры пройдут дополнительные питчинги кинопроектов
Подробнее
Андрей Золотарев готовит полнометражный режиссерский дебют
Подробнее
Генеральный продюсер «Горький fest» Оксана Михеева готовит сериальный дебют
Подробнее
Стартовали съемки сериального перезапуска «Гарри Поттера»
Подробнее
Деловая программа «Горький fest»: дискуссия «Классика и классики в актуальном кинопроцессе»
Подробнее
Касса России: «Плагиатор» стартовал со второй строчки
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 17–20 июля
Подробнее
От дипломатии до купечества и обратно
Подробнее