top banner

От концепта до экрана: как рождаются визуальные киношедевры Голливуда

Роль концепт-арта в создании блокбастера

Любой кинопроект проходит через длительную подготовительную стадию, прежде чем слова из киносценария обретут визуальную плоть на большом экране. Одним из первых на творческую вахту заступает концепт-дизайнер, который чаще всего работает в связке с художником-постановщиком и режиссером картины. Именно он создает рисунки, или концепт-арты, во многом определяющие тональность и эстетику будущей картины. Помимо этого эскизы впоследствии послужат визуальным ориентиром и связующим звеном  в ходе коммуникации между многочисленными производственными департаментами. Стоит также отметить, что роль концепт-дизайнера возрастает многократно, когда речь идет о работе над фэнтезийной или фантастической кинокартиной, отличающиеся раздутыми бюджетами. 

Концепт-арт, как и раскадровка, пришли в кино достаточно давно. Поначалу в массовом порядке покадровый план и иллюстрации стали привычны для ранних проектов киностудии Disney. Руководитель компании Уолт Дисней был не только талантливым аниматором, но и прагматичным бизнесменом, который прекрасно понимал, что большая работа на подготовительном этапе сэкономит ему время и деньги в ходе основных съемок.

Удивительно, но оригинальная трилогия ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ фактом своего существования также во многом обязана концепт-арту. Именно эскизы Ральфа Макуорри стали одним из основных аргументов Джорджа Лукаса в ходе его убеждения руководителей киностудии включить зеленый свет кинопроекту, который казался многим очень странным. В дальнейшем художественные работы Макуорри выступили творческим мостиком, протянутым между производственными департаментами. Еще один великий голливудский фильм БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ Ридли Скотта также смотрелся бы совершенно иначе если бы не концепты Сида Мида. Этот выдающийся концептуальный художник разработал дизайн футуристического транспорта и мегаполиса, вдохновив не одно поколение людей на выбор профессии концепт-дизайнера в кино. Примечательно, что Сид Мид никогда не рисовал свои автомобили вне городского антуража. Он справедливо считал, что окружающая среда делает эскизы убедительнее и живее.    

В настоящий момент в голливудской обойме свыше 100 концепт-дизайнеров, каждый из которых обладает определенной специализацией. Есть «персонажники» – художники, которые разрабатывают внешний облик существ и героев. Среди таковых ярче всего себя проявили Невилл Пейдж (АВАТАР, СУПЕР 8), Джерард Маранц (НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК-ПАУК, ДОКТОР СТРЭНДЖ), Михаэль Кутше (ТОР: РАГНАРЁК, КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ) и Дилан Коул (ГНЕВ ТИТАНОВ, ОЗ: ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ). Другие специализируются на отрисовке окружений и объектах неживой природы. В этой группе художников хотелось бы выделить Джеймса Клайна (ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ, ОБЛИВИОН), Райна Черча (ИЗГОЙ-ОДИН, ПРОБУЖДЕНИЕ СИЛЫ) и Криса Кесслера (ПРИЗРАК В ДОСПЕХАХ).

Среди наших соотечественников также есть подлинные таланты в полной мере реализовавшие свой потенциал на Западе. Например, Александр Кожанов рисовал концепты для ПРОМЕТЕЯ и ТРАНСФОРМЕРОВ: ЭПОХИ ИСТРЕБЛЕНИЯ, а Виталий Булгаров – для того же ПРИЗРАКА В ДОСПЕХАХ и нового РОБОКОПА. Более того,  Виталий настолько компетентен в вопросах дизайна роботов, что сотрудничает не только со студиями визуальных эффектов, но и с инженерными компаниями, разрабатывающими настоящих роботов. В частности, он сотрудничал со всемирно известной Boston Dynamics.

Концепт-арт – отличный старт для построения серьезной карьеры в индустрии кино или игр. Многие арт-директора и художники-постановщики начинали с позиции концептуального художника. Тот же Дилан Коул дорос до художника-постановщика сиквелов АВАТАРА, а Джеймс Клайн отработал в качестве арт-директора визуальных эффектов студии ILM на свежих сиквелах ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН.

Существует несколько разновидностей концепт-арта в зависимости от потребностей режиссера и продюсера. Условно его можно разделить на производственный и презентационный. Презентационный, как правило, красочнее и создан с намерением в первую очередь произвести впечатление. При всем при этом конечный результат должен передавать атмосферу и визуальное решение максимально точно, без лишнего приукрашивания. Производственный же концепт-арт зачастую более сконцентрирован на передаче деталей, а не атмосферы. В обоих случаях работа над концепт-артом начинается с прочтения сценария или брифа с пожеланиями продюсеров и режиссера. Затем художник делает массу набросков, чтобы заказчик определился, в каком русле следует продолжать работу.

Существует несколько программ для создания концепт-арта. Помимо хорошо знакомого всем Photoshop художники используют ZBrush, Sketch Up и пакеты Autodesk (Maya и 3dS Max). Все зависит от стоящих перед ними задач. 

Концепт-арт – одно из немногих направлений в киноиндустрии, которое нисколько не утеряло своего художественного шарма с переходом на цифровые средства производства. Просто сейчас у художника в руках электронное перо вместо кисти, а холст ему заменяет планшет. Но, как и тридцать лет назад, ключевую роль играют воображение и мастерство.


28.04.2017 Автор: Константин Мееров

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Кинотеатры о «Месяце без пираток»: «Площадки использовали выходные для проведения субботника»
Подробнее
Вокруг света: сборы российского кино за рубежом в первом квартале 2024 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 2–5 мая
Подробнее
Названы самые убыточные голливудские проекты 2023 года
Подробнее
«Летучий корабль» получит продолжение
Подробнее
Итоги российского онлайн-проката в марте и первом квартале 2024 года
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» лидирует третью неделю подряд
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 29 апреля – 5 мая 2024 года
Подробнее
«Чума» Дмитрия Давыдова получила приз FIPRESCI на немецком кинофестивале goEast
Подробнее
Трейлеры российских проектов оказались в числе номинантов на Golden Trailer Awards
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Всемирный потоп» занял вторую строчку чарта
Подробнее
В Москве прошла премьера картины «Любви не бывает?»
Подробнее
Официальная касса России: лидером проката осталась фантастика «Сто лет тому вперед»
Подробнее
Фестиваль «Короче» открыл прием работ на участие в конкурсных программах
Подробнее
Sony и Apollo хотят обсудить предложение о покупке Paramount Global за $26 млрд
Подробнее
В Красноярском крае стартовал прием заявок на питчинг кинопроектов
Подробнее
Мэрил Стрип получит почетную награду Каннского кинофестиваля
Подробнее
Гильдия актеров США заключила соглашение с аналитической компанией Nielsen
Подробнее