Мал кинозал да дорог: как живут и развиваются субсидированные Фондом кино кинотеатры
Программе господдержки кинофикации малых городов исполнилось два года
Материал был впервые опубликован в печатном БК №9, за сентябрь 2017 года.
Программа кинофикации малых городов действует в России уже почти два года и за это время успела вызвать как ожидаемое одобрение чиновников, так и не менее прогнозируемый скепсис со стороны отдельных игроков индустрии. Тем не менее модернизация продолжает шагать по стране – 1 сентября завершился прием заявок в рамках уже четвертой волны. И известно, что на этом господдержка не закончится. Как говорится, продолжение следует – в 2018 году, а пока мы постарались подвести промежуточные итоги и выяснить, как живут субсидированные кинотеатры, уже влившиеся в жизнь российского кинопроката.
РАССЕКАЯ ЧЕТЫРЕ ВОЛНЫ
Программа финансовой поддержки кинопоказа впервые была анонсирована в 2015 году на форуме «Кино Экспо» в Санкт-Петербурге. 29 сентября там состоялся круглый стол, посвященный увеличению доли отечественного кино и методам достижения этой цели. В рамках мероприятия Фонд кино в лице исполнительного директора Антона Малышева сообщил о планах на субсидии, которыми поддержат новые кинотеатры и кинозалы в городах с населением меньше 100 тысяч жителей.
На самом деле идея витала в воздухе давно. Правительство несколько лет обсуждало возможность поддержки киноиндустрии не только через дотации продюсерам на производство и прокат фильмов, но и через прямую финансовую помощь кинотеатрам. В частности, рассматривались варианты введения дополнительных налоговых льгот, запуска частно-государственной сети кинотеатров и так далее. Но программа Минкультуры и Фонда кино для малых городов стала первой, на которую в результате были выделены бюджетные средства.
Сказано – сделано. По словам министра культуры РФ Владимира Мединского, несмотря на «тяжелейший» бюджет 2015 года, властям все же удалось выделить средства на первую субсидию в размере 705 млн рублей. Прием заявок начался 3 декабря и продлился меньше двух недель – до 15-го числа. Однако интерес к программе оказался настолько мощным, что после объявления конкурса в Фонд кино поступило 655 заявок из 79-ти субъектов Российской Федерации на общую сумму в 3,1 млрд рублей. Поддержку в итоге получили 143 кинозала в 125-ти населенных пунктах.
Основные условия программы не менялись и остаются прежними до сих пор. Средства в размере до 5 млн рублей на один кинозал выделяются на безвозвратной основе. Деньги могут быть потрачены на закупку, транспортировку и установку оборудования для кинозалов (экран, проекторы, кресла и тому подобное), но не на ремонт или строительство. Взамен в течение трех лет кинотеатр должен отдавать не менее половины сеансов российскому кино в среднем раз в квартал и отчитываться через систему ЕАИС. Приоритетом пользуются заявки, поступившие из населенных пунктов, где кинотеатры отсутствуют вообще. Также фонд обращает внимание на число мест в будущем кинозале – желательно, чтобы площадка вмещала более 100 человек.
Второй конкурс не заставил себя долго ждать и стартовал спустя три месяца – 10 марта. На этот раз общая сумма господдержки была увеличена до 766,7 млн рублей, а срок приема заявок – до месяца. Число победителей выросло до 155-ти (их выбрали из 810-ти заявок), расширилась и география участников: теперь речь шла о 148-ми населенных пунктах. И если на первый призыв откликнулись преимущественно муниципальные учреждения (таковых было порядка 80%), то в этот раз заявки активно подавали уже и частные организации, до этого находившиеся в статусе наблюдателей.
Расширение формата конкурса повлекло за собой и проблемы организационного характера. Еще в конце прошлого года мы писали о том, что Фонд кино обратился в Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить материалы по 33-м поступившим заявкам. Выяснилось, что присланные претендентами на господдержку документы оказались поддельными. Нечистых на руку участников дисквалифицировали, остальным деньги все-таки выделили. Впрочем, подобные вопиющие нарушения на общую статистику влияют мало и их можно считать скорее исключением. Фонду действительно приходится отказывать многим площадкам, но по более чем прозаическим причинам. Как пояснили в организации, чаще всего заявки отклоняются из-за отсутствия или несоответствия основных документов – незарегистрированное в установленном порядке право на помещение, в котором подразумевается проведение кинопоказа, отсутствие необходимого кода ОКВЭД (59.14), наличие задолженностей по налогам и так далее.
Тем не менее двум поддержанным во второй волне площадкам потратить субсидию не удалось. Один из участников конкурса – Вяземский районный культурно-досуговый центр в Смоленской области – вынужден был вернуть грант на модернизацию по довольно тривиальной причине. Большой зал, претендующий на переоборудование, использовался для проведения разнообразных городских, районных и областных мероприятий. Также там проходили репетиции творческих коллективов, так что обеспечить необходимое число кинопоказов администрация не смогла бы. В качестве альтернативы был предложен малый зал, но он не подошел под требования конкурса. Недолго значился в качестве обладателя субсидии и Дом культуры «Железнодорожник» в городе Кувандык Оренбургской области. Фонд запросил возврат средств в связи с тем, что здание, в котором находился кинотеатр, являлось культурным объектом и не подлежало необходимой перепланировке под кинозал.
В конце прошлого года было объявлено о третьей волне кинофикации. На этот раз действие государственной программы субсидирования было расширено на населенные пункты с численностью жителей до 500 тысяч человек. Общая сумма поддержки составила 739 млн рублей. Конкурс выиграло 139 кинозалов в 127-ми населенных пунктах 46-ти регионов страны. Интересно, что среди них оказались и площадки из ранее не побеждавшей в программе Республики Бурятия – были одобрены к субсидированию сразу две заявки оттуда. А регионами-лидерами по числу победителей на этот раз стали Омская область (10 кинозалов) и Республика Татарстан (8 кинозалов).
Четвертый конкурс стартовал в конце нынешнего июля. Заявки принимались до 1 сентября, и на момент подготовки данного материала итоги еще не были подведены. Однако судя по тому, что сумма господдержки увеличилась до 1 млрд рублей, можно ожидать и большего числа обладателей гранта на модернизацию. Прибавилось и изменений в правилах конкурса. Отныне поддержанные кинотеатры будут обязаны показывать на своих экранах социальную рекламу – ее должно быть не меньше 10% от объема общего рекламного блока. Еще одним интересным нововведением от Фонда кино стала система штрафов. Теперь вместо единой суммы за неисполнение обязательств договора будет введена градация штрафных сумм. Так, если доля сеансов, отданных под отечественное кино, по итогам квартала составит от 49% до 50%, с показчика потребуют 5% от общего дохода за отчетный период. В случае снижения доли до 45–49% штраф составит уже десятую часть от всей выручки. Если же российских фильмов в росписи будет меньше 45%, расстаться придется с четвертью дохода. При этом кинотеатрам, ранее поддержанным Фондом кино, предлагается подписать дополнительное соглашение, приводящее их договор в соответствие с новым порядком, то есть ввести ту же градацию штрафов. На рабочей встрече с представителями кинотеатров в июле руководитель правового департамента организации Ирина Ильина обратила внимание на еще одно нововведение этого года – обязательный документ, касающийся помещений под кинозал, планируемых в зданиях, являющихся объектами культурного наследия. Судя по всему, это сделано во избежание повторения ситуации в Оренбуржье.
По данным Фонда кино, на текущий момент в России по программе кинофикации открылось 300 кинозалов. При этом кассовые сборы на этих площадках суммарно составили более 600 млн рублей. К концу 2017 года по всей стране будет уже 434 модернизированных кинозала. Известно, что реализация программы продолжится в следующем году. По словам Владимира Мединского, будет переоборудовано еще 600 залов. В общей сложности это увеличит существующую киносеть более чем на четверть – к имеющимся 4 тысячам площадок добавится 1034.
ПОПАЛИ В СЕТИ ИЛИ НЕТ
По нашим данным, подавляющее большинство субсидированных кинотеатров (порядка 70%) расписывается крупными и мелкими региональными сетями. Самой крупной киносетью, работающей с площадками, открытыми при поддержке Фонда кино, является «Премьер Зал». У нее насчитывается 89 подобных кинозалов – в основном это, конечно же, муниципальные учреждения культуры. По словам руководителя отдела репертуарного планирования сети Андрея Колесниченко, букинг таких площадок в первую очередь подразумевает контроль за соблюдением 50-процентной доли отечественного кино. «За этим мы тщательно следим и работаем в связке с самими организациями. Как только видим, что идет недобор, продлеваем российские фильмы или ставим больше сеансов анимационного альманаха МУЛЬТ В КИНО», – рассказывает букер.
В противовес отзывам независимых показчиков представитель «Премьер Зала» подчеркивает, что с предоставлением российского контента для субсидированных кинотеатров проблем, как правило, не возникает. «Никакого прессинга со стороны прокатчиков в этом отношении нет. Даже если есть вероятность, что картина не отработает свою копию, это еще не значит, что фильм площадке не дадут. Примерно похожая ситуация складывается и с цирками, где по программе поддержки Фонда кино тоже организуются кинопоказы – в среднем всего несколько сеансов в неделю. Так вот на таких площадках мы показывали и 28 ПАНФИЛОВЦЕВ, и БОЛЬШОЙ. Если кинотеатр субсидирован, никто на нем крест не ставит», – делится опытом Колесниченко.
На счету Свердловского фильмофонда 10 кинотеатров, открытых в области по программе кинофикации. Директор организации Светлана Горда отмечает, что поддерживать долю российского кино им помогает программа «100 фильмов для школ», картины по которой они берут из собственной коллекции. «Как вы, наверное, знаете, Свердловская область богата на кинематографистов. Среди наших земляков – Алексей Балабанов, Владимир Хотиненко, Василий Сигарев. Очень большой популярностью среди зрителей пользуется уральская анимация. Мы стараемся планировать репертуар так, чтобы это было не в ущерб кинотеатрам, чтобы было интересно публике», – отмечает директор фильмофонда.
Как и большинство других показчиков, в указанном регионе наибольшие ставки делают на крупные российские проекты. Однако и с ними букеры предпочитают проводить дополнительную работу. «Мы организуем премьеры, проводим спецпоказы. У нас были большие мероприятия по фильмам ЛЕДОКОЛ, ДУЭЛЯНТ, ЭКИПАЖ, ВИКИНГ. На премьеру ВРЕМЕНИ ПЕРВЫХ, например, приглашали местного жителя, который в 1965 году встречал космонавтов на земле после падения космического аппарата», – добавляет Светлана Горда.
Сеть «Монитор» ведет репертуарное планирование трех субсидированных площадок в Чечне и Ингушетии – это центр культуры в Шали и кинотеатры «Гумс» в Гудермесе и «Киностар» в Назрани. Два крымских кинотеатра, ставшие обладателями гранта на модернизацию, – в Алуште и Судаке – пользуются услугами компании «Оптима кино». «У нас сложностей с такими кинотеатрами нет, они работают хорошо и наработка на копию у них достойная. Так что мы их даже не выделяем, не говорим, что они «фондовские». Это просто еще два наших кинотеатра и у них есть особенность – необходимость в показе большего количества русских фильмов, чем в других», – комментирует генеральный директор компании Елена Костюкович.
ЗА ТЕХ, КТО В ДОЛЕ
На протяжении последнего года представители субсидированных кинотеатров ежемесячно делились с «Бюллетенем кинопрокатчика» результатами своей работы, попутно рассказывая о насущных проблемах. Очевидно, что показатели каждой площадки зависят от многих факторов, начиная с сезонности и заканчивая особенностями региона, где расположен кинозал. С другой стороны, в своей работе площадки, поддержанные Фондом кино, сталкиваются фактически с одними и теми же трудностями – будь то Дом культуры в Карелии или небольшой частный кинотеатр в Приморском крае.
Основной головной болью показчиков остается требование о соблюдении 50-процентной доли отечественного кино, выполнять которое непросто по нескольким причинам. «Во-первых, российских фильмов выходит заведомо меньше, чем иностранных. А во-вторых, люди плохо ходят на них, посещаемость очень низкая. Все, что в этом году выходило после ВИКИНГА и ПРИТЯЖЕНИЯ, практически не вызвало интереса у публики. И я не стал бы это связывать с сезонностью, потому что на зарубежное кино идут и летом, и зимой», – перечисляет директор Медвежьегорского городского центра культуры и досуга в Карелии Александр Плеханов.
По его словам, многие российские фильмы, которые являются потенциально кассовыми и с большой долей вероятности могут привлечь внимание зрителей, прокатчики дают только под минимальную гарантию. «Мы несколько раз обожглись на этом, когда взяли в феврале ЗАЩИТНИКОВ и ВУРДАЛАКОВ под гарантию в размере 30 тысяч рублей, а фильмы не окупились, – отмечает показчик из Медвежьегорска, города с населением чуть меньше 14,5 тысяч человек. – Поэтому сейчас уже под «минималку» картины не берем. АННУ КАРЕНИНУ. ИСТОРИЯ ВРОНСКОГО нам предлагали под 20 тысяч рублей, но мы не стали брать, потому что фильм мог не оправдать эту сумму. Получается, что мы или еле-еле окупаем гарантию, или даже вкладываем собственные средства, чтобы только расплатиться с прокатчиком. Если министерство культуры заинтересовано в прокате российского кино, то этот вопрос нужно прорабатывать. Мы ведь уже и ценой пытаемся привлечь зрителя на некоторые отечественные фильмы, которые не сильно пользуются спросом: вместо привычных 200 рублей за билет ставим 150 или даже 100, чтобы повысить посещаемость».
Впрочем, по словам директора муниципального учреждения, с некоторыми дистрибьюторами удается договориться, чтобы взять фильм в прокат вторым экраном – через неделю-две после основного старта. В таком случае гарантия окажется либо в буквальном смысле минимальной, либо ее не будет вовсе. «Нас, в принципе, такой вариант устраивает, потому что других кинотеатров в нашем населенном пункте нет, и люди в любом случае фильм увидят. Например, за СПАСАТЕЛЕЙ МАЛИБУ на премьерной неделе с нас требовали 40 тысяч рублей мингарантии, а через две недели – всего 5 тысяч. Но проблема в том, что вторым экраном чаще всего дают лишь иностранные картины, по российским проектам прокатчики идут на это неохотно», – утверждает Плеханов.
С подобной ситуацией столкнулись и в Центре культуры и кино города Ивдель Свердловской области, участвовавшем во второй волне и открывшемся в декабре прошлого года. Только здесь показчик называет еще бόльшие суммы запрошенной минимальной гарантии. «Совсем недавно мы хотели взять фильм ПРО ЛЮБОВЬ. ТОЛЬКО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ. Но прокатчик попросил с нас 42 тысячи рублей. Представляете? На другие картины сумма была на уровне 31 тысячи, что тоже немало. Один фильм в месяц по такой гарантии мы еще можем взять, но несколько – уже нет», – говорит директор учреждения Ирина Черепанова.
Поддерживает коллег и директор с недавних пор двухзальника «Шахтер» в приморском Артеме Виталий Рымарь. За счет поддержки Фонда кино кинотеатру удалось открыть второй зал буквально несколько месяцев назад. Несмотря на то, что показчик, в отличие от большинства других участников программы, уже давно встроен в систему кинопроката, вопрос соблюдения доли российского кино оказался насущным и для него. «Но я все-таки связываю это с летним периодом. Мы открыли второй зал в последних числах мая и попали как раз на то время, когда отечественные новинки в прокате можно пересчитать по пальцам. Думаю, с приходом осени-зимы будет полегче», – полагает руководитель площадки и добавляет, что с требованиями насчет минимальных гарантий он, к счастью, почти не сталкивается, а если подобные вопросы и возникают, то всегда удается договориться с прокатчиком.
Кинозал в Шалинском центре культуры в Чечне стал первым объектом, оборудованным для кинопоказа на средства программы кинофикации в России. На торжественном открытии площадки в марте 2016 года присутствовали известный актер Кэри-Хироюки Тагава (СМЕРТЕЛЬНАЯ БИТВА, ХАТИКО. САМЫЙ ВЕРНЫЙ ДРУГ), исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев и продюсер Георгий Малков. По словам генерального продюсера «Чеченфильма» Беслана Терекбаева, компания которого вложилась в дооборудование нового кинозала, после развала СССР в Чечне долгое время не было кинотеатров, но культура похода в кино постепенно возрождается. «Услуга кинопоказа сейчас востребована. Конечно, в летнее время люди находили себе другой вид досуга. К сожалению, зрителей летом было мало. А вот начиная с осени мы ожидаем пик посещаемости, и вплоть до весны зрителей должно быть много. Выдерживать долю в 50 процентов, конечно, сложно. Иногда приходится обращаться к дистрибьюторам с просьбой дать картину, которая кажется нам интересной, но уже была в прокате. Также мы показываем в кинотеатре национальные чеченские фильмы, они ведь тоже считаются российскими. Пока за весь период работы опыт был с двумя картинами, но мы намерены продолжить эту практику», – описывает ситуацию Терекбаев. К слову, в четвертой волне заявки были поданы еще от двух площадок в Чечне, которые курирует «Чеченфильм».
(НЕ)ГАРАНТИРОВАННОЕ КИНО
Бόльшая часть дистрибьюторов, по результатам опроса БК, предпочитает не комментировать подробно нюансы своих взаимоотношений с поддержанными кинотеатрами, отмечая лишь, что в своей работе они, как правило, не отделяют модернизированные площадки от всех остальных и предлагают им стандартные условия сотрудничества. «У нас единый подход к взаимодействию с новыми площадками, будь то залы, открывшиеся благодаря субсидиям Фонда кино, или просто вновь появившиеся на рынке игроки, построившие кинотеатр за свой счет, – подчеркивает директор по кинопрокату компании «Вольга» Дарья Рязанцева. – Мы предлагаем партнеру поработать под минимальной гарантией с предоплатой, чтобы оценить серьезность намерений кинотеатра, его добросовестность в плане платежей и просто его коммерческий потенциал. Однако должна оговориться, что мы устанавливаем очень гуманный размер гарантии: фактически сумма минимальная и покрывает в основном наши расходы на доставку контента, производство «ключей», печать и доставку полиграфии». Какого-то особого подхода к субсидированным кинотеатрам не практикуют и в компании «Экспонента Фильм». По словам исполнительного директора Анастасии Старченковой, отказ от практики минимальных гарантий в данном случае может обсуждаться, если площадка входит в состав сети, с которой прокатчик уже работал. При этом в большинстве случаев компания готова пойти на уступки, если речь идет о российском фильме.
Несколько иной точки зрения придерживается Ия Лебедева, генеральный директор компании «Каропрокат», которая специализируется на выпуске российских картин, так необходимых кинотеатрам в малых городах. «Безусловно, к таким площадкам требуется определенный подход, поскольку многие из них не входят в состав какой-либо сети с опытным менеджментом, а познают управление кинотеатрами, что называется, по ходу пьесы. Мы всегда рады объяснить, подсказать, рассказать, как строится наша взаимная работа. Общая идея нашей стратегии заключается в том, чтобы поддерживать репертуар таких площадок, потому что без новых фильмов у них (во многих с 90-х годов не было кинопоказа) не сформируется лояльная публика, у которой мы совместно должны выработать привычку смотреть разные фильмы на большом экране», – рассуждает Лебедева.
Что же касается минимальных гарантий, то их необходимость большинство опрошенных дистрибьюторов объясняет совершенно логичным стремлением подстраховки на случай, если кассовые сборы с площадки не смогут окупить затраты прокатчика. В свою очередь «Каропрокат», например, делает исключения для некоторых российских проектов. «Картины, поддержанные Фондом кино, мы даем без минимальных гарантий, – поясняет Ия Лебедева. – По другим возможны варианты. Общая практика такова: минимальная гарантия выставляется для новых контрагентов, с которыми у нас нет финансовой истории. Поэтому мы вынуждены перестраховываться на первых проектах, и если партнер продемонстрировал свою добросовестность, начинаем работать с ним на стандартных условиях. Также, если валовый сбор кинотеатра ниже минимума, который мы тратим на логистику контента и рекламы (а такие площадки, к сожалению, есть), выставляется минимальная гарантия в размере затрат нашей компании, для того чтобы не уходить в минус, поскольку мы – коммерческая организация, и работать себе в убыток не можем».
Директор по прокату «Вольги» Дарья Рязанцева подтверждает слова коллеги и добавляет, что оставить в прошлом работу по минимальным гарантиям может тот субсидированный кинотеатр, который доказал свою состоятельность на паре-тройке фильмов компании и зарекомендовал себя как добросовестный партнер.
Особого отношения к модернизированным площадкам можно было бы ожидать от двух дистрибьюторов – поставщиков альманахов российской анимации в кинотеатры страны, релизами которых субсидированные площадки зачастую обеспечивают свою долю, – MVK и «Кинодество». Представители первой компании, как и большинство дистрибьюторов в целом, не стали комментировать детали своего партнерства с поддержанными кинотеатрами, отметив, что не выделяют их в особую категорию. Зато цифры, озвученные «Кинодетством», оказались достаточно любопытными – дистрибьютор сотрудничает более чем с 80-ю модернизированными площадками, что составляет 65–70% от всех его кинотеатров-партнеров. Если говорить о вкладе поддержанных фондом кинотеатров в общий бокс-офис компании, то здесь цифра еще выше – около 90%. «Мы предлагаем показчикам программу на условиях свободной росписи: пакет из 12-ти альманахов сразу на три месяца. Кинотеатр из имеющегося на своем сервере контента сам формирует детский репертуар, самостоятельно определяет количество сеансов, дату, периодичность выхода фильмов и прочее», – рассказывает руководитель проекта Тамара Тарасова.
По ее словам, с большинством площадок дистрибьютор работает под минимальную гарантию, которая составляет 20 тысяч рублей за 6-7 месяцев работы. Однако кинотеатрам, которые только запустились, компания предлагает сотрудничество на условиях пятьдесят на пятьдесят. «Все модернизированные кинотеатры идеально отчитываются. Договоры, отчеты, платежи – все налажено четко. Говорю это для мэйджоров. Не надо бояться работать с этими показчиками напрямую, проблем с отчетами и своевременными платежами не будет, в этих кинотеатрах работают профессионалы старой школы», – подчеркивает глава «Кинодетства».
ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ
Окончательные итоги трех волн поддержки кинопоказа будут подведены в конце этого года, когда, согласно условиям, откроется последний кинотеатр, получивший субсидию в 2015-2016 годах. Пока что в Фонде кино осторожничают с выводами и на вопрос об эффективности программы кинофикации отсылают к сухим, но внушительным статистическим данным. «Об эффективности лучше всего говорить цифрами: по итогам переоборудования кинозалов, поддержанных в первых трех конкурсах, доступ к кинопоказу получат более 10 миллионов человек. Это произойдет к 31 декабря 2017 года, а на данный момент поддержанные кинозалы уже посетило более 3,5 миллионов зрителей», – информируют в фонде.
В действительности большое число открытых кинозалов по всей стране вряд ли изменит ситуацию с российским прокатом в лучшую сторону, уверен генеральный директор компании «Невафильм» Олег Березин. По его подсчетам, увеличение количества экранов в России на 20–30% будет способствовать росту общего бокс-офиса максимум на 3–5%. Одной из основных задач программы поддержки кинотеатров является расширение географии и повышение доступности современного кинопоказа. Однако, по мнению Березина, с точки зрения бизнеса расширять географию бессмысленно: все города с более или менее платежеспособным населением уже имеют кинотеатры. А вот вторая задача кинофикации – увеличение доли российского кино в прокате, подчеркивает глава «Невафильма», будет выполнена, но также не приведет к каким-либо положительным последствиям для индустрии. «Необходима реальная программа развития кинопоказа в малых городах. Не просто дать деньги, а договориться с муниципалитетами о том, чтобы они вкладывались в ремонт зданий, например. И получается такое взаимное партнерство. Можно было придумать более развивающую схему. Если государство такие кинотеатры финансирует, для них имело бы смысл разработать льготную программу поддержки. Даже в советские годы в сельских кинотеатрах прокатная плата была не 20 процентов, как для городских, а 5. Даже в городских кинотеатрах на период погашения субсидии прокатная плата была 5 процентов. Можно было сделать что-то подобное и сейчас. Прийти к дистрибьюторам и сказать, чтобы они брали с таких площадок не 50 процентов, а, к примеру, 20. Никаких минимальных гарантий, например. Только оплата прямых затрат на DCP и так далее. То есть, сказав «а», нужно было сказать и «б», и «в», и «г», тогда из этого получилась бы реально стройная программа», – считает Березин, подчеркивая необходимость системной работы на перспективу, а не «сиюминутных ситуаций ради отчетов, где все будет красиво».
Пока чиновники подсчитывают пресловутую долю, а эксперты сетуют на неэффективность государственных решений, открывшиеся благодаря субсидиям площадки продолжают работать, свыкаясь со спецификой малых городов и находя способы привлечения зрителей. «В больших городах основными посетителями кинотеатров является активная молодежь до 30-ти лет. У нас нет такой прослойки молодежной, которая ходила бы. Нам приходится рассчитывать на семейного человека, которому от 30-ти лет. А такие люди ходят в кино все-таки гораздо реже, чем молодежь. Но я бы не сказал, что у нас плохая посещаемость, – заключает директор Медвежьегорского городского центра культуры и досуга Александр Плеханов. – Где-то давно я прочитал, что в мегаполисах в кинотеатры ходит 2 процента населения. У нас цифры по посещаемости все-таки повыше. И еще есть потенциал. Недавно мы закупили новые удобные кресла. А в будущем планируем открыть кафе при кинотеатре. Так что я смотрю на ситуацию позитивно».
Еще больше интересного – в нашем официальном канале в Telegram
13.10.2017 Автор: Дмитрий Некрасов