top banner

Кинотавр-2016: в движении

В Сочи стартует самый престижный кинофестиваль российского кино

Материал был опубликован в печатном номере «Бюллетеня кинопрокатчика» №4-6 за апрель-июнь 2016 года.

Каждый «Кинотавр» не похож на предыдущий, но по части произошедших изменений в этом году этот фестиваль, похоже, во многих отношениях рекордный. Касается это прежде всего состава его участников.

Программный директор фестиваля «Движение» Стас Тыркин как-то заметил, что «Кинотавр» – это российские Канны, в то время как «Движение» претендует на роль Роттердама (несмотря на то, что сам сочинский фестиваль неоднократно намекал на Роттердам как на одну из своих ролевых моделей). С точки зрения места, которое «Кинотавр» занимает в российской индустрии, в том числе благодаря взаимодействию с Кинорынком, это остается по-прежнему правдой. Однако сложно представить, что нынешний каннский конкурс, часто критикуемый за недостаток новых имен, мог бы сдвинуться так далеко от своей «номенклатурности» и отдать бόльшую часть программы дебютантам, а не «патриархам». В сочинском конкурсе соревнуется всего лишь один признанный мэтр – Кирилл Серебренников с УЧЕНИКОМ, и уже только статус, овеянный участием в «Особом взгляде», выделяет его на фоне многих соперников, имена которых слышали разве что коллеги по цеху. Серебренников же был единственным конкурсантом, приглашенным на пресс-конференцию по случаю объявления программы «Кинотавра», что лишний раз (совершенно справедливо с точки зрения послужного списка, но нечестно по отношению к остальным) подчеркнуло его исключительное положение.

Из четырнадцати фильмов-конкурсантов девять – дебюты, небывалое до сих пор число. Нельзя сказать, что это недостаток – многие солидные фестивали желают открывать новые таланты, а ведь «Кинотавру» на пятки наступает «Движение», забирающее заметную долю и так скудноватых по численности российских дебютов (к слову, прошлогодний участник «Движения» ЭЛИКСИР побывал в этом году в Берлине). Вопрос в том, связан ли такой отбор с кризисной ситуацией в индустрии и оправдает ли количество дебютов их качество в глазах критиков и кинопрофессионалов. Тут можно вспомнить историю с экспериментальным фильмом СПРОСИ МЕНЯ, вызвавшим всеобщее недоумение и заставившим многих усомниться в критериях фестивального отбора. В худшем варианте сценария, правда, на статусе «Кинотавра» критика вряд ли скажется – винить следует состояние российского кинематографа (вам приходит на ум кандидатура, которой незаслуженно отказали в участии?). А в случае более благоприятного развития событий фестиваль сумеет дать дебютантам, говоря советским языком, путевку в жизнь и обеспечит прилив свежей крови в режиссерскую «номенклатуру» – как это случилось в последние годы с Натальей Мещаниновой, Иваном И. Твердовским, Нигиной Сайфуллаевой, Михаилом Местецким, Эллой Манжеевой, Натальей Меркуловой (которая, кстати, представит свой фильм в короткометражной программе).

Косвенно о небогатом выборе фильмов свидетельствует участие в конкурсе двух документальных лент. С одной стороны, присутствие неигрового кино – далеко не новшество «Кинотавра»: в его программе в разные годы участвовали ДЕВСТВЕННОСТЬ, РОДИНА ИЛИ СМЕРТЬ и ТРУБА Виталия Манского, ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ИНФАНТЫ Валерии Гай Германики, 21 ДЕНЬ Тамары Дондурей, Я ТЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ Павла Костомарова и Александра Расторгуева, а в 2013-м тот же Манский даже стал лучшим режиссером. Большие фестивали, традиционно не принимавшие документалистику в основной конкурс, тоже готовы отбросить формальности регламента – можно припомнить и давний случай с победой в Каннах ФАРЕНГЕЙТА 9/11, взятого в качестве исключения, и нетипичное участие в конкурсе Берлинале-2016 двух документальных лент, одна из которых, ОГОНЬ В МОРЕ, получила «Золотого медведя». С другой стороны, необычность ситуации заключается в том, что в этом году «Кинотавр» проигнорировал премьерный статус ЧУЖОЙ РАБОТЫ и ГОДА ЛИТЕРАТУРЫ – оба фильма были показаны еще в декабре в России на «Артдокфесте». Руководство «Кинотавра» объясняет свое решение тем, что это фестиваль международный, а «Кинотавр» – национальный, но, во-первых, раньше даже самые достойные документальные фильмы из программы «Артдокфеста» в Сочи не попадали, а во-вторых, регламент фестиваля неигрового кино настаивает, чтобы картины в его программе были на русском языке или сняты российской студией, что делает его по сути таким же национальным смотром, как и «Кинотавр». Комментируя на пресс-конференции вопрос БК, не связано ли это решение с дефицитом хороших игровых картин, программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева призналась, что множество поданных лент действительно были слабыми и банальными, снятыми в эстетике телемувика, а драматургически сильные документальные фильмы попросту оказались на голову выше их. 

К конкурсным документальным работам примыкает и специальный показ КОЛЕЦ МИРА – официального олимпийского фильма, снятого одним из главных российских документалистов Сергеем Мирошниченко. Помимо того, что Сочи – наиболее подходящее место для подобной картины, этот показ опять (как и приглашение отборщика ММКФ Петра Шепотинника в прошлогоднее жюри) ненароком демонстрирует модус мирного сосуществования «Кинотавра» с ММКФ: Мирошниченко – один из организаторов документальной программы Московского кинофестиваля.

Нельзя не упомянуть и случай Виталия Манского, неоднократного, как уже упоминалось, участника и лауреата «Кинотавра». В ЛУЧАХ СОЛНЦА – чуть ли не самый успешный фильм режиссера, с триумфом шествующий по мировым фестивалям и преуспевающий в зарубежном прокате, и, казалось бы, на редкость уместная кандидатура для сочинского конкурса. В то же время поддерживаемый Министерством культуры «Кинотавр» заявил, что будет следовать всем процедурным требованиям ведомства. Потому фильм Манского, до сих пор не получивший прокатного удостоверения (хотя вряд ли существуют реальные противопоказания даже для рейтинга 0+), находится в подвешенном состоянии. По словам Ситоры Алиевой, В ЛУЧАХ СОЛНЦА получил официальное приглашение, но необходимые документы еще не предоставлены, а потому фильм может попасть в программу в самый последний момент.

Наступление дебютов и документального кино – давние тренды, достигшие кульминации в этом году, однако для российского кинематографа характерна еще одна стабильная тенденция – постепенная феминизация кинопроцесса, пусть она и не происходит активными темпами и до апогея ей еще далеко. Так, откроет фестиваль «женский» альманах ПЕТЕРБУРГ. ТОЛЬКО ПО ЛЮБВИ, снятый семью женщинами-режиссерами при активном участии женщин-продюсеров, а закроет – фильм Веры Сторожевой СДАЕТСЯ ДОМ СО ВСЕМИ НЕУДОБСТВАМИ. Пять картин из конкурсной программы поставлены женщинами – это ГОД ЛИТЕРАТУРЫ, ИВАН, ПОСЛЕ ТЕБЯ, ХОРОШИЙ МАЛЬЧИК, Я УМЕЮ ВЯЗАТЬ, да и вряд ли получилось бы сформировать программу без женщин-продюсеров – Натальи Дрозд, Юлии Мишкинене, Натальи Мокрицкой, Татьяны Петрик, Марины Разбежкиной. Внимание к гендерным проблемам, конечно, может кому-то показаться преувеличенным, однако не стоит его недооценивать – неспроста несколько лет назад фестиваль в Карловых Варах организовал целую программу, посвященную российским режиссерам-женщинам.

Любопытное явление, промелькнувшее в нынешней программе, – это своего рода «перепрофилирование» внутри киноиндустрии. Удачными переходами от документальной режиссуры к игровой уже никого не удивишь (так, продюсер неигрового альманаха «Кинопоезд» Гийом Проценко представит свой игровой дебют, а автор игровых фильмов Ольга Столповская – документальную картину). Известные актеры также пробуют себя в новых ипостасях: Гоша Куценко представит в Сочи свой режиссерский дебют ВРАЧ, а Сергей Безруков не только сыграл главную роль в фильме Анны Матисон ПОСЛЕ ТЕБЯ, но и выступил его генеральным продюсером. 

На фоне кризиса вырисовалась и еще одна тенденция: все больше картин использует частные деньги, не рассчитывая на поддержку государства. Яркие примеры в разных весовых категориях – УЧЕНИК Кирилла Серебренникова, РАЗБУДИ МЕНЯ Гийома Проценко, ГОД ЛИТЕРАТУРЫ Ольги Столповской, РЫБА-МЕЧТА Антона Бильжо – причем последний снят на личные деньги семьи режиссера и суммы, добытые посредством краудфандинга.

Есть в программе и фильмы, сделанные в копродукции. Если само место действия РЫБЫ-МЕЧТЫ – Эстония – обязывало авторов привлечь к сотрудничеству местных продюсеров, то французских и немецких сопродюсеров ЗООЛОГИИ привлекли международные фестивальные успехи режиссера Ивана И. Твердовского, и более того, финансовую поддержку проекту оказал фонд Eurimages. С этой тенденцией перекликается почетный приз за художественные достижения в российском и мировом кино Сергею Бодрову – режиссеру, успешно работающему в копродукции и снимающему в Голливуде.

Случилось в этом году и событие, которое можно назвать печальным: не будет жюри кинопрокатчиков. Руководство фестиваля объясняет это техническими проблемами – исчерпанием достойных кандидатур (все побывали «в обороте») или отсутствием возможности у прокатчиков приехать в Сочи. Эта потеря, надо сказать, существенная – в прошлые годы это жюри верно отмечало картины, удачно совмещающие кино авторское и зрительское, и так или иначе обращало на них внимание кинопроката (ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ, КЛАСС КОРРЕКЦИИ, ПРО ЛЮБОВЬ). В некоторой степени исчезновение дистрибьюторского жюри компенсируется составом жюри главного: в него вошли, например, режиссер кассовых хитов ЛЕГЕНДА №17 и ЭКИПАЖ Николай Лебедев и продюсер Джаник Файзиев (ТУРЕЦКИЙ ГАМБИТ, АДМИРАЛЪ, КАНИКУЛЫ СТРОГОГО РЕЖИМА). Надеемся, что в следующем году «Кинотавр» сумеет продолжить столь важное для него взаимодействие с дистрибуцией и найти новые, еще не испробованные пути сотрудничества с кинопрокатом.

Кинотавр стартует 6 июня. Официальный стилист киносмотра – бренд Wella Professionals (лидер и эксперт в области красоты и профессионального ухода, окрашивания и стайлинга волос), официальная косметика – Max Factor. Официальными партнерами Кинотавра в этом году стали: ювелирный дом ДЖЕЙ ВИ и авиакомпания S7 Airlines. Жажду впечатлений на фестивале вновь утоляет натуральная природная вода «Серябь».


06.06.2016 Автор: Максим Туула

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 2–8 июня 2025 года
Подробнее
Новинки июня в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «На деревню дедушке» обгоняет «АРТЕК. Сквозь Столетия»
Подробнее
Международная касса: «Балерина» не смогла покорить зрителей
Подробнее
В Москве вновь пройдет образовательный интенсив «Искусство питчинга»
Подробнее
Фестиваль сериалов «Пилот» представил деловую программу
Подробнее
Новинки июня в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
Юра Борисов сыграет в режиссерском дебюте Эмили Мортимер
Подробнее
ИРИ объявил победителей конкурса национального контента
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 12-15 июня
Подробнее
Стали известны лауреаты премии ТЭФИ в сериальных категориях 
Подробнее
Российские чиновники работают над возвращением съемочной группы «Трудно быть богом» из Ирана
Подробнее
Касса России: «Балерина» возглавила прокат
Подробнее
В Иране стартовал Фестиваль российского кино
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Балерина» уверенно возглавила прокат
Подробнее
Александр Акопов готовится к запуску нового продакшна
Подробнее
Официальная касса России: выстрел в яблочко
Подробнее
В Москве прошла премьера семейной комедии «На деревню дедушке»
Подробнее
Warner Bros. Discovery разделят на две компании
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 12–15 июня
Подробнее