top banner

Российские кинодеятели обсудили проблемы и достижения отрасли

Итоги отраслевой конференции «Индустрия кино. Игра за кадром»

20 апреля 2016 года издание «Ведомости» провело II Ежегодную конференцию «Индустрия кино. Игра за кадром», в рамках которой эксперты киноотрасли обсудили насущные вопросы национального производства и проката. Мероприятие проходило в демонстрационном зале ГУМа и состояло из двух дискуссионных панелей и двух творческих мастер-классов от режиссеров и продюсеров.

Первый блок деловой программы, «Кинопроизводство в деталях», был посвящен актуальным проблемам развития российского кинематографа. В роли спикеров на нем выступали: генеральный директор Disney в России Марина Жигалова-Озкан, генеральный директор киностудии имени Горького Сергей Зернов, первый заместитель председателя Союза кинематографистов РФ Олег Иванов, генеральный продюсер компании Yellow, Black & White Эдуард Илоян и режиссер Алексей Учитель. В качестве модератора беседы был приглашен продюсер и генеральный директор студии СТВ Сергей Сельянов.

Среди основных тем дискуссии можно было выделить: недостатки системы государственной поддержки, развитие детского кино и рост интереса к региональному кинематографу.

Относительно господдержки полнее всех высказался сам модератор Сергей Сельянов. Высоко оценивая ее роль в развитии отрасли, продюсер в качестве главного минуса указал лишь ее размер. «Она чрезвычайно мала, она ничтожна. Вся поддержка Фонда кино – это половина бюджета одного голливудского блокбастера», – посетовал Сельянов. По его мнению, сумму выделяемых государством средств следует «удвоить, а то и утроить» – лишь таким путем можно рассчитывать на прорыв отечественной индустрии. При этом Сергей Сельянов подчеркнул, что увеличение государственных субсидий, в свою очередь, приведет и к росту интереса со стороны частных инвесторов, что даст индустрии возможность развиваться более динамично. «Мы очень много делаем и уже многого добились. Мы просим у государства не потому, что мы по-другому не выживем. Мы просим, потому что у нас появились крылья!», – отметил генеральный директор СТВ.

Тему дефицита финансирования поддержал и режиссер Алексей Учитель. Он поделился с аудиторией, что этот год будет «как никогда» богат на российские фильмы-события: выйдут в прокат БОЛЬШОЙ, ВИКИНГ, ЭКИПАЖ, ЛЕДОКОЛ, МАТИЛЬДА. Это проекты, которые «зритель ждет». Но чтобы снимать кино такого уровня, продюсерам каждый раз приходится сталкиваться с двумя глобальными проблемами: поиск денег (а стоимость одной большой картины Учитель оценивает от 10 млн долларов) и низкий технический уровень производственных компаний. На примере своего фильма МАТИЛЬДА режиссер рассказал, как приходилось быть первооткрывателем в решении огромного количества вопросов: от создания декораций до наложения грима и пошива костюма для масштабного исторического полотна.

Также режиссер отметил важность участия государства в регулировании дат выхода фильмов в прокат, потому что сами продюсеры между собой договариваться пока не могут. Так, на октябрь этого года планируется пять больших российских премьер, в связи с чем Фонду кино предстоит предпринять ряд усилий, чтобы разрешить эту ситуацию.

Отдельно режиссер сообщил изменения в планах по прокату собственного проекта: релиз МАТИЛЬДЫ не состоится осенью, как отмечено в графике. Причина – по картине ведутся переговоры с IMAX, и в связи с этим дата релиза будет зависеть от загруженности IMAX-площадок. По словам продюсера, выйдет картина примерно через год – весной 2017-го.

Поводом для обсуждения второй большой темы – развития детского кино – стало совместное заявление российского подразделения компании Disney и студии Yellow, Black & White (YBW) о запуске производства фильма-сказки ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ. Проект станет полноценной копродукцией американского мэйджора и российской независимой студии. Как рассказал Эдуард Илоян, начало съемок фильма намечено на май 2016 года, а в прокат картина должна выйти в октябре 2017-го. Если для YBW это будет первый опыт работы в «детском» жанре, то российский Disney уже принимал участие в производстве подобных проектов, в 2009 году выпустив фильм КНИГА МАСТЕРОВ, который собрал в России 316 млн рублей.

Сергей Сельянов назвал КНИГУ МАСТЕРОВ «единственным детским фильмом, снятым в России за последние 25 лет», и поблагодарил коллег за то, что они продолжают заниматься развитием столь важного и сложного жанра. Продюсер признался, что лично он уже десять лет разрабатывает сценарий детского фильма, но пока безуспешно. По его мнению, есть два вида детского кино: для детей и о детях. И многие продюсеры сегодня снимают фильмы о детях – про школы, пионерлагеря и т.п. – ошибочно полагая, что это будет интересно целевой аудитории. Но дети, как и взрослые, хотят аттракционов, и это требует правильного концепта, а также серьезных затрат. «Детское кино, которое примет сегодня рынок, должно стоить не менее 300 млн рублей, – констатировал Сельянов, при этом добавив, что из-за низкой окупаемости подобного контента половину этой суммы должно предоставить государство.

Третья важная тема первого блока была посвящена региональному кино. Освещал этот вопрос Олег Иванов, который отметил, что за последнее время в ряде регионов появилось активное местное кинопроизводство. Например, в одном Якутске в прошлом году было снято и выпущено в прокат целых 13 полнометражных картин. Как заметил Иванов, региональное кино отличается высокой рентабельностью: бюджет подобных фильмов колеблется в районе 150–300 тыс. рублей, и эти деньги легко отбиваются в местных кинозалах. Несмотря на то что качество фильмов таких «доморощенных» студий не соответствует большому прокату, снятые на актуальные для земляков темы в узнаваемых локациях, они работают подчас лучше голливудских блокбастеров. «Благодаря такому явлению, как региональное кино, увеличивается как жанровое и тематическое разнообразие, так и потенциальная киноходящая аудитория», – подчеркнул Иванов. В рамках программы по развитию российского кинематографа Союз кинематографистов при поддержке Министерства культуры организовал опрос администрации всех российских регионов для выявления, в каком состоянии находится локальное кинопроизводство. Результаты этого опроса будут известны в августе, они будут обнародованы и проанализированы в Якутске на форуме регионального кино.

Еще один важный вопрос, который был затронут в рамках первой части конференции – пути развития российских киностудий, и в частности перспектива их приватизации, о чем с недавних пор ведутся активные разговоры на совещаниях государственного уровня. В связи с этой нависшей угрозой глава киностудии им. Горького Сергей Зернов обратил внимание собравшихся, что данную инициативу нельзя допустить. Отдав киностудии в частные руки, государство рискует их потерять, ведь новые владельцы могут решить перепрофилировать предприятия и заняться более выгодной деятельностью. В качестве оптимального решения вопроса существования киностудий Зернов видит частно-государственное партнерство, в чем его поддержали как модератор, так и присутствующие в зале.

Второй блок конференции, «Тенденции и новые возможности продвижения кино- и телепродукции», модерировал главный редактор ресурса «Фильм Про» и ведущий программы «Индустрия кино» Иван Кудрявцев. В качестве экспертов выступали: продюсер компании Enjoy Movies Гевонд Андреасян, заместитель генерального директора по кинодистрибуции «Централ Партнершип» Вадим Верещагин, управляющий директор 20th Century Fox Home Entertainment Russia & CIS Андрей Громковский, продюсер и соучредитель Art Pictures Studio Дмитрий Рудовский, генеральный продюсер Star Media Владислав Ряшин, генеральный директор WDSSPR Антон Сиренко и генеральный директор киносети «Формула кино» Никита Щеголь.

Свежая статистика российского кинопроката на середину апреля по данным БК такова: общий вал сборов снизился на 13%, а доля российского кино – на 4%, достигнув отметки в 24%. Иван Кудрявцев предложил экспертам обсудить, что в данных условиях нужно предпринять, чтобы вернуть зрителей в кинотеатры.

В качестве одного из вариантов решения представители прокатных компаний Антон Сиренко и Вадим Верещагин отметили, что в последнее время их кампании по продвижению релизов стали более агрессивными. Однако это касается только блокбастеров, а на маркетинге фильмов с более скромным потенциалом дистрибьюторы стараются, наоборот, сегодня сэкономить. Эта тенденция связана напрямую с изменением зрительских предпочтений. «Блокбастеры стали смотреть еще больше, а средние жанровые фильмы, наоборот, практически, перестали работать», – обрисовал общую ситуацию Вадим Верещагин.

Единственный среди спикеров представитель кинотеатров, Никита Щеголь, выразил пожелание к дистрибьюторам не ограничиваться лишь вливанием дополнительных денег, а стараться находить новые пути продвижения фильмов, которые бы цепляли зрителей. В продолжение идеи главного редактора ресурса «Фильм Про» Иван Кудрявцев попросил всех ораторов назвать наиболее удачные, по их мнению, рекламные кампании фильмов. Так, генеральный директор «Формулы кино» назвал ЗВЕРОПОЛИС и ХАРДКОР, Антон Сиренко выделил ВЫЖИВШЕГО и ДЖОНА КАРТЕРА, Вадим Верещагин – ДЭДПУЛА, САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ и ЛЕГЕНДУ №17, Дмитрий Рудовский – САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ и БАТАЛЬОНЪ, Андрей Громковский – ДЭДПУЛА, ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ, Гевонд Андреасян – ДЭДПУЛА, БИТВУ ЗА СЕВАСТОПОЛЬ, добавив заодно, что гордится продвижением своих проектов МАФИЯ и ЧТО ТВОРЯТ МУЖЧИНЫ, Владислав Ряшин отметил только САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ. В итоге большинство голосов было отдано за картины САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ и ДЭДПУЛ, чьи образцы креативного маркетинга сумели в итоге привести в кинотеатры массовую аудиторию.

Далее дискуссия перешла на обсуждение продвижения конкретно российского кино. Отдельным моментом этой беседы стали призывы продюсеров Дмитрия Рудовского и Гевонда Адреасяна к оказанию моральной поддержки производителям, недостаток которой они остро ощущают как среди обычных зрителей, так и среди представителей СМИ. Разговоры о предвзятом отношении к отечественному кино не стихают все последние годы, и, по мнению продюсеров, ситуация и не думает меняться к лучшему. В качестве подтверждения своих слов продюсер Enjoy Movies рассказал о презентации трейлера к их будущему фильму КОМА, который они на днях запустили в Сеть. «Сначала мы выложили ролик через иностранные сайты, и реакция зрителей и журналистов была восторженная. Но стоило разместить его уже напрямую от компании Enjoy Movies – тишина, ноль отзывов», – с горечью заметил Андреасян. В свою очередь Дмитрий Рудовский обратился к присутствующим с призывом «пожалеть российских продюсеров», которые несмотря на все сложности снимают кино, а получают в ответ только негатив и критику, подчас необъективную.

После этого эмоционального отступления спикеры вернулись к обсуждению более конкретных шагов по продвижению отечественного кинематографа, в частности ситуации с международными продажами. По следам своих впечатлений от презентации фильма ЭКИПАЖ на последнем EFM в Берлине Вадим Верещагин высказал убеждение, что даже очень качественное российское кино неинтересно американскому и европейскому рынкам. «Фокус стоит делать на Азию и Латинскую Америку», – сделал вывод Верещагин.

В ответ ему возразил Гевонд Андреасян, заверив, что шансы у отечественного кинематографа привлечь внимание крупнейших кинорынков есть, главное, понимать, их специфику. На примере своих проектов Андреасян рассказал, что МАФИЯ пользовалась спросом в Китае и других странах Азии, потому что там воспевается культ самоубийств. А вот ЗАЩИТНИКИ неожиданно оказались интересны американским покупателям. Образы супергероев, решенные в лубочной российской стилистике, зацепили иностранцев, для них это напоминание о Советском Союзе, это им в какой-то степени близко и понятно. «Нужны универсальные истории, не завязанные исключительно на национальном менталитете. А главное, пока мы не начнем снимать на английском языке, у нас международные продажи с мертвой точки не сдвинутся», – выделил главные принципы успеха продюсер, отметив, что отныне Enjoy Movies все новые проекты будет производить сразу в двуязычных версиях.

С необходимостью предоставлять контент на понятном международным покупателям языке согласился и Владислав Ряшин. В настоящее время продюсер работает над сериалом «Мата Хари», англоязычная версия которого в октябре будет впервые представлена на телерынке в Каннах. «Мы уже научились производить качественный контент. Проблема в том, что у крупных западных каналов пока не выработалась привычка сотрудничества с российскими производителями», – поделился своими наблюдениями генеральный продюсер Star Media.

В качестве еще одного сравнительно нового рынка сбыта российского контента спикерами была названа онлайн-дистрибуция. Как отметил управляющий директор подразделения Home Entertainment компании «Двадцатый век Фокс СНГ» Андрей Громковский, этот сегмент является наиболее растущим, и в ближайшие год-два доходы от него превысят прибыль от продажи телевизионных прав. Данный оптимизм, правда, с Громковским никто из спикеров не разделил. Дмитрий Рудовский согласился, что выручка от реализации интернет-прав действительно у них за последние пару лет выросла в разы, но она все равно еще не идет в сравнение ни с телепродажами, ни с цифрами DVD-рынка в период его расцвета. Его поддержал и Гевонд Андреасян, приведя конкретные кейсы по своим картинам: «От продажи прав на онлайн-площадки мы в лучшем случае получаем 10–12 млн рублей, тогда как релизы на DVD приносили нам около 1 млн долларов». А вот в чем все спикеры единогласно сошлись, так это в необходимости более жестких антипиратских мер, без которых диджитал-рынок не сможет развиваться должным образом, а все участники отрасли продолжат терять деньги.


21.04.2016 Автор: Мария Позина

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Кинотеатры о «Месяце без пираток»: «Площадки использовали выходные для проведения субботника»
Подробнее
Вокруг света: сборы российского кино за рубежом в первом квартале 2024 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 2–5 мая
Подробнее
Названы самые убыточные голливудские проекты 2023 года
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 2–5 мая 2024 года
Подробнее
«Летучий корабль» получит продолжение
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Итоги российского онлайн-проката в марте и первом квартале 2024 года
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
«Чума» Дмитрия Давыдова получила приз FIPRESCI на немецком кинофестивале goEast
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» лидирует третью неделю подряд
Подробнее
В Москве прошла премьера картины «Любви не бывает?»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Всемирный потоп» занял вторую строчку чарта
Подробнее
Paramount Global сменил руководство
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 29 апреля – 5 мая 2024 года
Подробнее
Трейлеры российских проектов оказались в числе номинантов на Golden Trailer Awards
Подробнее
Фестиваль «Короче» открыл прием работ на участие в конкурсных программах
Подробнее
В Красноярском крае стартовал прием заявок на питчинг кинопроектов
Подробнее
Мэрил Стрип получит почетную награду Каннского кинофестиваля
Подробнее